СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»»

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»


Методический отдел







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»









Панина С.В., методист

















г. Ефремов, 2024

Данная методическая разработка носит рекомендательный характер и адресована педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, педагогам-организаторам МБУДО «ДДЮТ».

Методические рекомендации составлены на основании нормативных документов сферы дополнительного образования по состоянию на 1 ноября 2024 года:

  1. Указа президента РФ «О национальных целях развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года»

  2. СП 2.4.3648-20. Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;

  3. СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2021 №2

Одной из приоритетных задач системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье.

Главной целью всех воспитательных систем является, прежде всего, развитие, становление здорового человека: и физически, и нравственно, и духовно.

Цель данной методической разработки: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  • использовать здоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного образования;

  • способствовать формированию правильной системы ценностей, мотивов и установок;

  • способствовать развитию навыков здорового образа жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что представленный в ней материал дает возможность системно подойти к решению проблемы формирования навыков здорового образа жизни детей и педагогов в учреждении дополнительного образования.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;

2) психо - эмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием мышления, внимания, памяти, особенностями эмоционально - волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;

3) социально - нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность учреждений дополнительного образования здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей.


Формы и методы работы по формированию навыков здорового образа жизни.

В качестве наиболее распространённых средств для формирования здорового образа жизни обычно используются общие методы педагогики, психологии, медицины и других смежных отраслей знания, а также основные методы воспитательной работы.

1. Методы формирования сознания - убеждение (в форме рассказа, объяснения, разъяснения, лекции, беседы, увещевания, внушения, инструктажа, диспута, доклада), то есть воздействие педагога на сознание, чувства, волю воспитуемого с целью формирования твёрдой, глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным вопросам отношения к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.

Убеждение как ведущий метод должно быть основой формирования здорового образа жизни.

В этой группе методов, кроме убеждения, особого внимания заслуживает положительный пример. Пример оказывает сильное влияние на развитие сознательности и моральных чувств обучающихся, так как слово учит, а пример влечёт. Психологической основой этого метода является тяга детей к подражанию.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения - упражнение (многократное повторение действий и поступков воспитанников в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек к здоровому образу жизни), приучение, поручение.

3. Особо следует обратить внимание на использование общественного мнения как метода воспитательно-оздоровительной работы, который помогает педагогу направлять детей на действия, формирующие желаемые качества здоровой личности.

4. В реальной жизни и оздоровительной деятельности коллектива можно использовать также метод воспитывающих ситуаций.

5. Методы стимулирования поведения и деятельности - поощрение, одобрение, осуждение, наказание, соревнование. Эти методы применяются для того, чтобы побуждать, давать толчок мысли, чувству, тому действию, которое нужно или целесообразно применять в воспитательно-оздоровительной работе.

Итак, возможные формы проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в учреждении дополнительного образования:

  • беседы: «Твой режим дня», «Закаливание», «Берегите зрение», «Поговорим о правильном питании», «Красота - залог здоровья», «Пагубное влияние ПАВ», «Наш нравственный выбор- здоровье», «Правда о наркотиках», «Правильное питание или модная диета» и др.;

  • акции: «Мир без наркотиков!», «Молодёжь за ЗОЖ!», «Бегом от болезней!», «Марафон здоровья» и др.;

  • конкурсы рисунков: «Если хочешь быть здоров!», «Я и спорт!», «Символы здоровья» и др.;

  • фотоконкурсы: «Мы в походе за здоровьем!», «Мы в спорте», «Скажем «Нет» нашим вредным привычкам» и др.;

  • спортивные игры и соревнования: «Самый спортивный!», «Чемпионы скакалки и мяча», «Поиграй- ка», «Спортаукцион», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др.;

  • спортивно - развлекательные праздники и конкурсы: «Праздник здоровья», «Народные игрища», «Богатырь года», «Друзья Мойдодыра» и др.;

  • дискуссии, «круглые столы»: «Проблема ВИЧ - поговорим откровенно», «Сумей сказать «Нет!», «Здоровье - личное дело каждого или государственная проблема?», «Мода и здоровье», «Компьютерные игры: «за» или «против» здоровья», «Счастье и здоровье человека» и др.;

  • лектории: «Секреты здоровья», «Советы доктора Пилюлькина», «Добрые советы» и др.;

  • дни здоровья, в том числе 7 апреля - Всемирный день здоровья, 27 сентября - Всемирный день туризма.

Применение здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования детей.

Большое значение в оздоровительной работе имеет личность педагога. Он должен быть интересен для обучающихся как личность, нацелен на постоянное саморазвитие, личным примером показывать образцы здорового образа жизни. Поэтому очень важно обучение самого педагога методам и средствам сохранения и укрепления своего здоровья.

Педагоги должны овладевать здоровьесберегающими технологиями - уметь диагностировать основные параметры интеллектуальной и эмоциональной сфер воспитанников, владеть навыками диалогичного общения, уметь находить индивидуальные подходы к различным категориям детей, иметь высокую общую и речевую культуру.

Чтобы педагог был способен осуществлять все эти виды деятельности, необходимо мотивировать его на систематическое пополнение знаний по проблемам здоровьесбережения.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на занятиях и повышение интереса к занятиям. Забота о здоровье детей неотделима от образовательного процесса.

Рациональная организация образовательного процесса предполагает наличие следующих взаимосвязанных элементов:

  • соблюдение гигиенических нормативов объёма внешкольной нагрузки;

  • рациональная организация учебной деятельности на занятиях;

  • соответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям детей;

  • применение личностно - ориентированного, индивидуального подхода в образовательном процессе, учитывающего психофизиологические особенности, уровень развития и состояние здоровья каждого ребёнка;

  • использование наглядности;

  • использование групповых, проблемных, игровых, диалоговых форм работы;

  • формирование положительной мотивации, обеспечивающей самореализацию обучающихся, рост их творческого потенциала;

  • осознание ребенком успешности в любых видах деятельности;

  • обеспечение адекватного восстановления сил.

Хорошо дидактически проработанное занятие - самое здоровьесберегающее для всех его участников.

Забота о здоровье детей - это и контроль над нормами и требованиями гигиены, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей, и выявление патогенных факторов образовательного процесса, и выявление причин неуспешности и отклонений в поведении.

Если все педагоги будут об этом помнить, прилагать усилия для решения детских проблем, то можно надеяться, что здоровье детей если не улучшится, то не будет падать.

Работа с родителями по формированию навыков здорового образа жизни у детей.

Главные основы здорового образа жизни закладываются в семье. Именно поэтому в работе по оздоровлению детей и подростков обязательно сотрудничество педагогов с родителями, которое призвано создавать в семье благоприятную для воспитания среду, улучшать межличностные отношения. Только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения.

Родителям необходимо постоянно напоминать об основной роли семьи в закладывании основ здорового образа жизни, о физическом и духовном становлении, об ответственности родителей за формирование жизненной позиции детей. Призывать почаще быть рядом с ребятами, разделять их интересы, поддерживать их стремления и хобби.

Самыми распространенными формами работы с родителями являются:

  • чтение лекций о гигиене, проведение бесед, родительских факультативов;

  • консультирование родителей, имеющих детей осложнённого поведения;

  • организация выступлений врачей на родительских собраниях;

  • рекомендации об организации режима дня;

  • дни открытых дверей;

  • посещение семьи педагогом.

Работа учреждений дополнительного образования с семьёй предполагает две основные формы: коллективную и индивидуальную.

В основе этих форм должны лежать одобрительные отношения педагогов к инициативе родителей, готовность оказать помощь семье, конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

С этой же целью проводятся следующие профилактические беседы:

  • «Профилактика нарушений зрения»;

  • «Об отношениях с окружающими»;

  • «Движение для здоровья»;

  • «О правильном питании»;

  • «Ребенок и компьютер»;

  • «Физическое и психическое развитие младших подростков»;

  • «Гигиена подростка»;

  • «Влияние вредных привычек членов семьи на здоровье детей»;

  • «Красота и здоровье»;

  • «Влияние средств массовой информации на половое воспитание подростков»;

  • «Ранний алкоголизм и наркозависимость, их разрушительное влияние на личность»;

  • «Семейные традиции»;

  • «Значение режима дня в воспитании детей» и др.

Результатом подобного сотрудничества родителей и педагогов является повышение ответственности семьи за здоровье и физическое развитие детей.

Заключение.

Социальная защита детей, укрепление их здоровья и профилактическая оздоровительная работа становятся актуальными проблемами общества, государства, семьи, школы и учреждений дополнительного образования детей.

Педагог в образовательном процессе должен выступать как руководитель межличностных отношений, от его профессиональных качеств и коммуникативных воздействий зависит эмоциональный фон.

В современных условиях жизни приоритетными направлениями в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становятся: физическое развитие детей и укрепление их здоровья; психологическая самозащита личности; правильное и здоровое питание; привитие навыков личной гигиены; профилактика вредных привычек; обучение поведению в экстремальных ситуациях; культура здоровья человека.