СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические указания
Министерство образования и науки Амурской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
(ГПОАУ АКСТ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
для студентов специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Белогорск 2024
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 5 февраля 2018 г. № 69.
УТВЕРЖДЕНО
научно-методическим советом отделения № 4
Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Председатель ______________ Л.В. Немова
Рассмотрено на заседании ПЦК ЭД
Протокол № ___ от «_____» _______________ 20__ г.
Председатель ПЦК ______________ /Т.Е.Дуракова/
Разработчик: Т.И. Илларионова, преподаватель ГПОАУ АКСТ первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………… | 4 |
1. Общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы.. | 6 |
2. Требования к содержанию структурных элементов курсовой работы.. | 8 |
3. Примерная тематика курсовых работ…………………………………… | 14 |
4. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы……. | 18 |
5. Правила оформления курсовой работы……………………………….. | 37 |
6. Критерии оценки курсовой работы……………………………………… | 42 |
7. Список рекомендуемых учебных изданий……………………………… | 45 |
Приложение А Образец оформления титульного листа……….…………. | 46 |
Приложение Б Образец оформления задания на курсовую работу……… | 47 |
Приложение В Пример оформления рецензии на курсовую работу……...
| 48 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курсовой работы для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) определяется требованиями государственного образовательного стандарта:
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; |
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; |
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; |
- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий; |
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Целью выполнения курсового проекта является закрепление студентами теоретических знаний и практических навыков, полученных в ходе изучения ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности.
В процессе подготовки курсовой работы, обучающиеся должны научиться анализировать, сравнивать, оценивать представленные данные, систематизировать материал, делать выводы; использовать специальную учебную и справочную литературу, периодику, тем самым, вырабатывая и закрепляя умения работать с книгой, справочным материалом.
В ходе написания курсовой работы студенты выполняют разделы курсовой работы по ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности согласно графика выполнения курсовых работ, подбирают необходимые нормативные и справочные источники, анализируют свою работу и делают выводы.
Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляет преподаватель - руководитель курсовой работы. Его основными функциями являются:
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы;
- помощь студентам в подборе необходимой литературы;
- контролирование хода выполнения курсовой работы и ведение профилактической работы с отстающими студентами;
- написание рецензии на выполненную курсовую работу;
- прием защиты курсовой работы и ее оценка.
В период проведения консультаций руководитель разъясняет: назначение, задачи, структуру, объем, принципы написания и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы, дает ответы на вопросы студентов, согласовывает варианты решений предложений и выводов по курсовой работе.
Рецензия на выполненную курсовую работу должна включать:
- заключение о соответствии курсовой работы заявленной тематике и заданию;
- характеристику и оценку качества выполнения курсовой работы;
- оценку полноты поставленных вопросов по теоретической и практической части курсовой работы;
- оценку курсовой работе.
Общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы
Курсовая работа – это самостоятельная творческая работа, цель выполнения которой состоит в приобретении обучающимися эффективных навыков работы с учебной, методической и научной литературой, закреплении знаний по изучаемому курсу, применении их к решению реальных практических задач, а также выработке конкретных практических рекомендаций по рассматриваемым проблемам.
Курсовая работа по ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности – это углубленная исследовательская работа по предмету, способствующая расширению кругозора, развитию экономического мышления, привитию навыков сбора и обработки информации, анализа бухгалтерской отчетности.
Выполнение курсовой работы имеет следующие цели:
оценка степени усвоения обучающимся основных понятий анализа бухгалтерской отчетности;
развитие навыков самостоятельной работы с технической литературой, нормативными материалами при сборе, обработке и анализе экономической информации;
проверка умения проведения анализа бухгалтерской отчетности;
проверка умения формулировать выводы и предложения по результатам проведенной аналитической работы.
Основная задача курсовой работы – применить знания, полученные в ходе изучения междисциплинарного курса, для анализа бухгалтерской отчетности.
Качество и содержание курсовой работы позволяет выявить общую теоретическую подготовку обучающегося и уровень владения им специальными знаниями и навыками, необходимыми для эффективного осуществления своей будущей профессиональной деятельности.
Выполнение курсовой работы является завершающим этапом изучения профессионального модуля.
При выполнении курсовой работы по ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности применяются два типа образовательной деятельности обучающихся:
1) аудиторная индивидуальная деятельность на консультационных занятиях под руководством преподавателя, предусматривающая отчетность по разделам курсовой работы;
2) внеаудиторная самостоятельная работа – в библиотеках, методических кабинетах, компьютерных классах свободного доступа и т.д., в процессе которой осуществляется выполнение расчетных разделов курсовой работы, изучение рекомендуемой литературы и выполнение курсовой работы.
Согласно учебному плану на выполнение курсовой работы по ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности предусмотрено 20 часов аудиторно-консультационных занятий.
Курсовая работа должна выполняться в соответствии с данными методическими рекомендациями.
Курсовая работа по ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности состоит из следующих элементов:
Титульный лист;
Задание на выполнение курсовой работы;
Содержание;
Введение;
Теоретическая часть;
Аналитическая часть;
Заключение;
Список использованной литературы;
Приложения.
Общий объем курсовой работы должен быть 25-30 страниц машинописного текста, с полуторным интервалом между строк.
Примерный объем структурных элементов:
Титульный лист - 1 страница;
Содержание - 1 страница;
Введение - 1-2 страницы;
Раздел 1 – 8-10 страниц;
Раздел 2 - 12-14 страниц;
Заключение - 1-2 страницы;
Список литературы - 1 страница
Требования к содержанию структурных элементов курсовой работы
2.1 Задание на выполнение курсовой работы
Задание на выполнение курсовой работы является индивидуальным для студента и содержит характеристики объекта исследования, необходимые исходные данные, планируемые результаты работы.
Задание выдает руководитель курсовой работы, в соответствии с темой, закрепленной за студентом. Тема работы, должна точно соответствовать формулировке перечня утвержденных тем. В задании указывается срок окончания работы по теме и представления законченной работы.
Задание курсовой работы определяет весь процесс дальнейшей самостоятельной работы студента. Форму задания для выполнения курсовых работ приведена в приложение Б.
2.2 Оглавление
Оглавлением (содержанием) называют часть текстовой работы, носящую справочный, вспомогательный характер. Оглавление выполняет две функции: дает представление о тематическом содержании работы и ее структуре, а также помогает читателю быстро найти в тексте нужное место.
Оглавление включает введение, заголовки разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
Названия заголовков глав, разделов, подразделов и пунктов в оглавлении перечисляются в той же последовательности и в тех же формулировках, что и в тексте работы. При этом слова «Глава» и «Раздел» не приводятся. Достаточно указания номера соответствующей главы, раздела, подраздела, пункта.
2.3 Введение
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения курсовой работы, сведения о планируемом научно-техническом уровне разработки, о патентных исследованиях и выводы из них, сведения о метрологическом обеспечении курсовой работы, должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими исследовательскими работами.
Введение должно раскрывать основной замысел написания курсовой работы.
Во введении формулируется:
обоснование проблемы;
актуальность выбранной темы;
объект и предмет исследования;
цель и задачи курсовой работы;
методы и средства решения поставленной задачи;
область применения или практическая значимость.
Объем введения не должен превышать 3-х страниц печатного текста в курсовой работе (по специальности).
2.4 Основная часть
В основной части курсовой работы приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной курсовой работы.
Основная часть должна содержать:
а) выбор направления исследований, включающий обоснование
направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения задания курсовой работы;
б) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости
проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных
объектов, их характеристики;
в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.
Основная часть отражает процесс решения поставленных в курсовой работе задач и основные результаты выполненной работы.
Основные элементы основной части:
теоретическая часть;
раздел с обоснованием темы (аналитическая часть);
разделы, отражающие основное содержание и результаты выполненной работы (практическая часть):
дополнительные разделы.
В теоретической части работы излагается сущность основных понятий и категорий по исследуемой теме, дается общая постановка проблемы (вопроса), ее теоретические аспекты, методика и результаты изучения. В данном разделе должны быть представлены мнения различных авторов по существу проблемы, проанализированы статистические данные, научно-аналитические и практические данные предприятий и организаций, в том числе международных организаций.
Обоснование темы курсовой работы (аналитическая часть) должно содержать:
характеристику объекта проектирования (исследования);
анализ исследуемой проблемы применительно к объекту исследования, предметом которого могут быть результаты предыдущих исследований, степень решения проблемы, новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем.
Данные исследования проводятся на основе изучения научной, теоретической, научно-популярной литературы, нормативных документов, правовых актов и иных материалов, подобранных студентом самостоятельно и рекомендованных руководителем курсовой работы. Данный раздел должен включать анализ показателей, характеризующих основные направления деятельности исследуемого объекта в динамике не менее чем за 3 года. Представленная в работе информация должна быть прокомментирована студентом, необходимо выявить причины, влияющие на изменение изучаемых процессов. Данная часть курсовой работы предполагает использование различных методов экономического, статистического, социологического анализа и т.д.
В практической части дается полная характеристика выбранного предприятия, на основе данных которого готовится курсовая работа. В данном разделе целесообразно иллюстрировать излагаемый материал таблицами, схемами, графиками, диаграммами, и показывают наглядно предмет, направление и итоги исследования. Автор должен определить основные пути решения проблем или совершенствования деятельности исследуемого объекта. Данная часть должна содержать материал, имеющий практическую значимость.
В качестве дополнительных разделов, в зависимости от выбранной темы, могут быть рассмотрены вопросы охраны окружающей среды, расчет экономической эффективности принятых решений и др.
Каждый раздел должен содержать краткие выводы. Объем и структура основной части определяются руководителем курсовой работы в зависимости от темы с сохранением структуры работы.
2.5 Заключение
Заключение должно содержать:
краткие выводы по результатам выполненной курсовой работы;
оценку полноты решений поставленных задач;
разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов курсовой работы;
оценку технико-экономической эффективности внедрения;
- оценку научно-технического уровня выполненной курсовой работы в сравнении с лучшими достижениями в данной области.
Рекомендуемый объем заключения – 2-3 страницы печатного текста в курсовой работе (по специальности).
2.6 Список использованных источников
Список должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении курсовой работы. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003 Библиографические сведения указывают в описании в том виде, в каком они даны в источнике информации.
Список должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении курсовой работы (перечень отечественных и зарубежных литературных источников, официальных интерактивных источников, правовых актов, источников статистических данных и иных опубликованных документов, и материалов, использованных при написании курсовой работы). Рекомендуется использовать комбинированную (универсальную) группировку. Способом группировки рекомендуется располагать источники следующим образом:
нормативно-правовые акты органов федеральной власти (Конституция РФ, Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ) - в хронологической или алфавитной последовательности;
нормативно-правовые акты субъектов Федерации и местных органов самоуправления в хронологической или алфавитной последовательности;
ведомственные нормативно-правовые акты в последовательности по подчиненности (от высших к низшим и от правоустанавливающих до праворегулирующих);
официальная статистическая информация - общая и по разделам (отраслям);
документы и материалы государственных архивных учреждений - в хронологической последовательности;
книги и статьи - в алфавитной последовательности фамилий авторов;
- ссылки на электронные документы.
Требования к количеству, датам издания устанавливаются предметными (цикловыми) комиссиями самостоятельно.
2.7 Приложения
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполнением курсовой работы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В приложения могут быть включены таблицы вспомогательных цифровых данных, схемы, расчеты, описания маршрутов, должностные инструкции, иллюстрации вспомогательного характера и т.д.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Приложение должно иметь заголовок, который печатается по центру страницы
Комбинированная (универсальная) группировка является оптимальной почти для всех письменных работ. В соответствии с рассматриваемым прописными буквами. Название приложения записывают строчными буквами, начиная с прописной и располагают по центру страницы.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, за исключением букв Ё. 3. Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность. Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».
3 Примерная тематика курсовых работ
Отражение основных средств при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности и их анализ.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах: их значение, содержание, порядок составления и анализ.
Бухгалтерский баланс как основной источник информации анализа финансового состояния организации.
Формирование внеоборотных активов бухгалтерского баланса и их анализ.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность и диагностика вероятности банкротства хозяйствующего субъекта.
Основные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности для субъектов малого предпринимательства и их анализ.
Отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности прочих доходов и расходов организации их анализ.
Отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовых вложений и их анализ.
Формирование чистой прибыли в отчете о финансовых результатах и ее анализ.
Формирование статей пассива бухгалтерского баланса и их анализ.
Отчет о финансовых результатах как основной источник информации анализа доходности и рентабельности организации.
Отражение дебиторской задолженности при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее анализ.
Порядок формирования бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах и анализ основных показателей.
Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность: содержание, порядок составления и анализ.
Формирование статей отчета о финансовых результатах и их анализ.
Порядок составления отчетности в Фонд социального страхования РФ и ее анализ.
Основные формы статистической отчетности: содержание, порядок составления и ее анализ.
Бухгалтерский учет материально-производственных запасов: порядок отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности и их анализ.
Порядок составления отчетности в Пенсионный фонд и ее анализ.
Формирование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности: порядок её составления, отражение основных показателей и их анализ.
Отчет о движении денежных средств: его значение, содержание, порядок составления и их анализ.
Формирование статей актива бухгалтерского баланса и их анализ.
Отчет об изменениях капитала: его назначение, содержание, порядок составления и его анализ.
Отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности доходов и расходов от обычных видов деятельности организации и их анализ.
Отражение нематериальных активов при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности и их анализ.
Порядок составления отчетности для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения и ее анализ.
Отражение кредиторской задолженности в финансовой бухгалтерской отчетности и её анализ.
Формирование оборотных активов бухгалтерского баланса и их анализ.
Отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности расчетов с покупателями и заказчиками за выполненные работы (оказанные услуги) и их анализ
Отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности операций по реализации товаров (работ, услуг) и их анализ
Бухгалтерский учет основных средств: раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности и их анализ
Отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности затрат на производство и их анализ
Порядок формирования отчета о финансовых результатах и анализ основных показателей
Особенности организации бухгалтерского учета и анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами малого предпринимательства
Бухгалтерский учет наличия и движения дебиторской задолженности, раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее анализ.
Бухгалтерский учет наличия и движения кредиторской задолженности, раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее анализ
Бухгалтерский учет операций по реализации товаров (работ, услуг), их анализ и способы минимизации налога на добавленную стоимость.
Бухгалтерский учет финансовых результатов, отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности и их анализ.
Бухгалтерский учет собственного капитала организации, отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности и его анализ.
Бухгалтерский учет денежных средств, отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности и их анализ.
Бухгалтерский учет амортизируемого имущества, отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности и его анализ.
Бухгалтерский учет материальных расходов организации, отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности и их анализ.
Бухгалтерский учет прямых и косвенных расходов, отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности и их анализ.
Бухгалтерский учет расходов на продажу, отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности в организации розничной торговли и их анализ.
Бухгалтерский учет товарных операций, отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности и их анализ.
Особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в сельскохозяйственных организациях и ее анализ.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности в организациях общественного питания, порядок ее составления и анализ.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности в строительных организация, порядок ее составления и ее анализ.
Бухгалтерский учет имущества организации, раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности и его анализ
Бухгалтерский учет товарообменных операций, отражение их в бухгалтерской (финансовой) отчетности и их анализ
4.1 Анализ имущества и источников его формирования
Активы представляют собой совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих фирме: здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, вложения в ценные бумаги, патенты, авторские права и т.д. В широком смысле слова это любые ценности, обладающие денежной стоимостью и оцениваемые в деньгах.
Сведения об имуществе предприятия содержатся в активе баланса. По этим данным можно установить, какие изменения произошли в активах предприятия, какую часть составляет его недвижимость, а какую – оборотные средства, в т.ч. в сфере производства и обращения.
Источники формирования оборотных средств и их размер оказывают существенное влияние на уровень эффективности использования оборотных средств предприятия. Избыток оборотных средств означает, что часть капитала предприятия бездействует и не приносит дохода. Недостаток оборотного капитала - тормозит ход производственного процесса, замедляя скорость хозяйственного оборота средств предприятия.
Источниками формирования оборотных средств могут выступать:
- собственные средства;
- средства, приравненные к собственным;
- заемные средства;
- привлеченные средства.
Анализ проводится в следующей последовательности:
Вертикальный анализ, когда определяется удельный вес каждого элемента имущества в общей его стоимости.
Горизонтальный анализ, когда определяется динамика показателей.
Для проведения анализа составьте аналитические таблицы 1 и 2 по данным баланса.
Таблица 1 – Анализ структуры и динамики имущества предприятия
Статьи баланса | 2013 | 2014 | 2015 | Структура источников (%) | Изменения | |||
2013 | 2014 | 2015 | +/- | % | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | [7-6] | [4/3]*100 |
1. Внеоборотные активы |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 нематериальные активы |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 основные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3 ….. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Оборотные активы |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 запасы |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 дебиторская задолженность |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3 … |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 – Анализ структуры и динамики источников формирования имущества предприятия
Статьи баланса | 2013 | 2014 | 2015 | Структура источников (%) | Изменения | |||
2013 | 2014 | 2015 | +/- | % | ||||
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
| [7-6] | [4/3]*100 |
1. Собственные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 уставный капитал |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 добавочный капитал |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3 … |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Заемные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 долгосрочные займы |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 краткосрочные займы |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3 кредиторская задолженность |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4 ….. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2 Анализ ликвидности баланса
Сутью анализа ликвидности баланса является сравнение активов, сгруппированных по степени убывания их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по степени срочности их оплаты (погашения) и в зависимости от складывающегося соотношения групп актива и пассива, формулирование выводов о степени платежеспособности предприятия.
В зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:
Наиболее ликвидные активы (А1) – денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения;
Быстрореализуемые активы (А2) – дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), прочие оборотные активы.
Медленнореализуемые активы (А3) – запасы, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, при этом статья «Расходы будущих периодов» не включается в эту группу.
Труднореализуемые активы (А4) – статьи раздела I актива баланса.
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
Наиболее срочные обязательства (П1) – кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок (по данным приложений к бухгалтерскому балансу).
Краткосрочные пассивы (П2) – краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.
Долгосрочные пассивы (П3) – долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы – статьи раздела IV баланса «Долгосрочные пассивы».
Постоянные пассивы (П4) – статьи раздела III баланса «Капитал и резервы» и отдельные статьи раздела V баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить на сумму по статьям «Расходы будущих периодов» и «Убытки».
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотношения:
А1П1
А2П2
А3П3
А4≤П4
Если выполняются первые три неравенства, т. е. текущие активы превышают внешние обязательства предприятия, то обязательно выполняется последнее неравенство, которое имеет глубокий экономический смысл: наличие у предприятия собственных оборотных средств; соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости.
Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.
Анализ ликвидности баланса предприятия проведите с помощью таблиц 3 и 4.
Таблица 3 – Анализ ликвидности баланса
Активы | 2013 | 2014 | 2015 | Пассивы | 2013 | 2014 | 2015 |
А1 |
|
|
| П1 |
|
|
|
А2 |
|
|
| П2 |
|
|
|
А3 |
|
|
| П3 |
|
|
|
А4 |
|
|
| П4 |
|
|
|
Таблица 4 – Соотношения активов и пассивов баланса по ликвидности
2013 | 2014 | 2015 | |||||||
А1 | или | П1 | А1 | или | П1 | А1 | или | П1 | |
А2 | или | П2 | А2 | или | П2 | А2 | или | П2 | |
А3 | или | П3 | А3 | или | П3 | А3 | или | П3 | |
А4 | или | П4 | А4 | или | П4 | А4 | или | П4 |
4.3 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
Платежеспособность – это возможность организации вовремя оплачивать свои долги. Это основной показатель стабильности ее финансового состояния.
Для комплексной оценки платежеспособности используют общий показатель платежеспособности, исчисляемый по формуле:
Общий показатель платежеспособности
Таблица 5 – Финансовые коэффициенты платежеспособности
Показатель | Способ расчета | Оптимальное значение | Пояснение |
1. Коэффициент абсолютной ликвидности |
| 0,2-0,5 | Погашение в ближайшее время текущей краткосрочной задолженности предприятия за счет денежных средств и финансовых вложений |
2. Коэффициент критической оценки |
| 0,7-0,8 | Погашение краткосрочных обязательств за счет денежных средств, средств в краткосрочных ценных бумагах и поступлений по расчетам |
3. Коэффициент текущей ликвидности |
| 2,0-3,5 | Погашение текущих обязательств по кредитам и расчетам за счет оборотных активов |
4. Коэффициент маневренности функционирующего капитала |
| Уменьшение показателя в динамике является положительным фактором | Характеризует часть функционирующего капитала обездвиженной в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности |
5. Доля оборотных средств в активе |
| 0,5 | Зависит от отраслевой принадлежности организации |
6. Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
| 0,1 | Наличие у предприятия собственных оборотных средств |
где ДС – денежные средства;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
ТО – текущие обязательства;
КДЗ – краткосрочная дебиторская задолженность;
ОА – оборотные активы;
ВБ – валюта баланса;
СК – собственный капитал;
ВА – внеоборотные активы
Для проведения анализа платежеспособности предприятия заполните таблицу 6.
Таблица 6 – Показатели платежеспособности предприятия
Показатели | 2013 | 2014 | 2015 | Изменения | |
1 | 2 | 3 | 4 | [3-2] | [4-3] |
L1 |
|
|
|
|
|
L2 |
|
|
|
|
|
L3 |
|
|
|
|
|
L4 |
|
|
|
|
|
L5 |
|
|
|
|
|
L6 |
|
|
|
|
|
L7 |
|
|
|
|
|
4.4 Анализ кредитоспособности предприятия
В процессе взаимоотношений предприятий с кредитной системой и другими предприятиями постоянно возникает необходимость в проведении анализа его кредитоспособности.
Кредитоспособность – это способность предприятия своевременно и полностью рассчитаться по своим долгам.
К1 – отношение объема реализации к чистым текущим активам
Чистые текущие активы – это оборотные активы за вычетом краткосрочных долгов предприятия. Коэффициент К1 показывает эффективность использования оборотных активов. Высокий уровень этого показателя благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия. Однако в случаях, когда он очень высок или очень быстро увеличивается, можно предположить, что деятельность предприятия ведется в объемах, не соответствующих стоимости оборотных активов. Такая ситуация повышает вероятность замедления оборачиваемости задолженности или может вызвать падение продаж и вследствие этого – затруднения в расчетах предприятия со своими кредиторами.
Замедление оборачиваемости дебиторской задолженности может быть вызвано неготовностью дебиторов к оплате возрастающих объемов поставок, что ведет к возникновению просроченной дебиторской задолженности.
Падение объема продаж является результатом недостаточности материальных оборотных активов для продолжения бесперебойной деятельности в прежних масштабах.
К2 – отношение объема реализации к собственному капиталу
Этот показатель характеризует оборачиваемость собственных источников средств. При этом необходимо реально оценить величину собственного капитала.
К3 – отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу
Данный коэффициент показывает долю краткосрочной задолженности в собственном капитале предприятия. Если краткосрочная задолженность в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться со всеми кредиторами полностью. На практике существуют первоочередные кредиторы, долги которым должны быть оплачены прежде, чем предъявят претензии остальные кредиторы. Поэтому практически правильнее сопоставлять первоочередную краткосрочную задолженность с величиной капитала и резервов.
К4 – отношение дебиторской задолженности к выручке от реализации
Этот показатель дает представление о величине среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся с покупателей денег.
К5 – отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности
Как известно, под ликвидными активами подразумеваются оборотные активы за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя немедленно обратить в деньги. Если в составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность для оценки кредитоспособности предприятия важно, существует ли резерв на случай безнадежной дебиторской задолженности.
В идеальном случае наилучшим способом повышения кредитоспособности явился бы рост объема реализации при одновременном снижении чистых текущих активов, собственного капитала и дебиторской задолженности.
Рассчитав показатели кредитоспособности, заполните таблицу 7.
Таблица 7 – Показатели кредитоспособности предприятия
Показатели | 2013 | 2014 | 2015 | Изменения | |
А | 1 | 2 | 3 | [2-1] | [3-2] |
К1 |
|
|
|
|
|
К2 |
|
|
|
|
|
К3 |
|
|
|
|
|
К4 |
|
|
|
|
|
К5 |
|
|
|
|
|
4.5 Анализ показателей деловой активности предприятия
Деловая активность коммерческой организации измеряется с помощью системы количественных и качественных показателей. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики финансовых коэффициентов оборачиваемости.
Коэффициент общей оборачиваемости
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
Коэффициент отдачи НМА
Фондоотдача
Коэффициент отдачи собственного капитала
Оборачиваемость материальных запасов
Оборачиваемость денежных средств
Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
Срок погашения дебиторской задолженности
Срок погашения кредиторской задолженности
Полученные данные сведем в таблицу.
Таблица 8 – Коэффициенты деловой активности
Показатели | 2014 | 2015 | Изменения | Темп роста |
А | 1 | 2 | [2-1] | [2/1]*100 |
d1 |
|
|
|
|
d2 |
|
|
|
|
d3 |
|
|
|
|
d4 |
|
|
|
|
d5 |
|
|
|
|
d6 |
|
|
|
|
d7 |
|
|
|
|
d8 |
|
|
|
|
d9 |
|
|
|
|
d10 |
|
|
|
|
d11 |
|
|
|
|
4.6 Анализ финансовой устойчивости
Показатели финансовой устойчивости предприятия характеризуют структуру используемого предприятием капитала с позиции финансовой стабильности развития. Эти показатели позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов, так как отражают способность предприятия погасить долгосрочные обязательства.
Данную группу показателей называют показателями структуры капитала или коэффициентами управления источниками средств.
Основные показатели, входящие в эту группу, представьте в таблице 9.
Таблица 9 – Показатели финансовой устойчивости
Показатели | Способ расчета | Норма | 2013 | 2014 | 2015 | Изменение (+/-) |
Коэффициент капитализации (U1) | U1 = (ДО +КО) / СК (24) | Не выше 1,5 |
|
|
|
|
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования U2 | U2 = (СК –ВА) / ОА (25) | U2=0,5 |
|
|
|
|
Коэффициент финансовой независимости U3 | U3 = СК / ВБ (26) | U3 = 0,4-0,6 |
|
|
|
|
Коэффициент финансирования U4 | U4 = СК / (ДО + КО) (27) | U4 = 0,7 |
|
|
|
|
Коэффициент финансовой устойчивости U5 | U5 = (СК + ДО) / ВБ (28) | U5 = 0,6 |
|
|
|
|
4.7 Классификация финансового состояния предприятия по сводным критериям оценки бухгалтерского баланса
Сущность такой классификации сводится к тому, что любое предприятие может быть отнесено к определенному классу в зависимости от «набравшего» количества баллов, исходя из фактических значений ее финансовых коэффициентов (табл. 11).
1-й класс – это организации с абсолютной финансовой устойчивостью и абсолютно платежеспособные, чье финансовое состояние позволяет быть уверенными в своевременном выполнении ими обязательств в соответствии с договорами. Это организации, имеющие рациональную структуру имущества и его источников и, как правило, довольно прибыльные
2-й класс – это организации нормального финансового состояния. Их финансовые показатели в целом находятся очень близко к оптимальным, но по отдельным коэффициентам допущено некоторое отставание. У них, как правило, неоптимальное соотношение собственных и заемных источников финансирования в пользу заемного капитал. Причем наблюдается опережающий прирост кредиторской задолженности по сравнению с приростом других заемных источников. А также по сравнению с приростом дебиторской задолженности. Это, обычно, рентабельные организации.
3-й класс – это организации, финансовое состояние которых можно оценить, как среднее. При анализе бухгалтерского баланса обнаруживается слабость отдельных финансовых показателей. У них либо платежеспособность находится на границе минимально допустимого уровня, а финансовая устойчивость нормальная, либо наоборот – неустойчивое финансовое состояние из-за преобладания заемных источников финансирования, но есть некоторая текущая платежеспособность. При взаимоотношениях с такими организациями вряд ли существует угроза потери средств, но выполнение ими обязательств в срок представляется сомнительным.
4-й класс – это организации с неустойчивым финансовым состоянием. При взаимоотношениях с ними имеется определенный финансовый риск. У них неудовлетворительная структура капитала, а платежеспособность находится на нижней границе допустимых значений. Прибыль у таких организаций, как правило, отсутствует вовсе или очень незначительная, достаточная только для обязательных платежей в бюджет.
5-й класс – это организации с кризисным финансовым состоянием. Они неплатежеспособны и абсолютно неустойчивы с финансовой точки зрения. Эти предприятия убыточны.
Заполните таблицу 10 и определите класс вашей организации согласно критериям оценки финансового состояния.
Таблица 10 – Классификация уровня финансового состояния
Показатели | 2014 год | 2015 год | 2016 год | |||||
Коэффициент | Баллы | Коэффициент | Баллы | Коэффициент | Баллы | |||
L2 |
|
|
|
|
|
| ||
L3 |
|
|
|
|
|
| ||
L4 |
|
|
|
|
|
| ||
L6 |
|
|
|
|
|
| ||
L7 |
|
|
|
|
|
| ||
U1 |
|
|
|
|
|
| ||
U3 |
|
|
|
|
|
| ||
U5 |
|
|
|
|
|
| ||
Итого |
|
|
|
|
|
|
Таблица 11 – Границы классов организаций согласно критериям оценки финансового состояния
№ п/п | Показатели финансового состояния | Условия снижения критерия | Границы классов согласно критериев | ||||
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | 5-й класс | |||
1 | Коэффициент абсолютной ликвидности | За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,3 балла | 0,7 и более присваиваем 14 баллов | 0,69-0,50 присваиваем от 13,8 до 10 баллов | 0,49-0,30 присваиваем от 9,8 до 6 баллов | 0,29-0,10 присваиваем от 5,8 до 2 баллов | Менее 0,10 присваиваем от 1,8 до 0 баллов |
2 | Коэффициент текущей ликвидности | За каждые 0,01 пункта снижения снимается по 0,3 балла | 2 и более 20 баллов 1,70-2,0 – 19 баллов | 1,69-1,50 от 18,7 до 13 баллов | 1,49-1,30 от 12,7 до 7 баллов | 1,29-1,00 от 6,7 до 1 балла | 0,99 и менее от 0,7 до 0 баллов |
3 | Доля оборотных средств в активах | То же | 0,5 и более 10 баллов | 0,49-0,4 от 9 до 7 баллов | 0,39-0,30 от 6,5 до 4 баллов | 0,29 – 1,00 от 3,5 до 1 балла | менее 0,20 от 0,5 до 0 баллов |
4 | Коэффициент обеспеченности собственными средствами | За каждые 0,01 пункта снижения снимается 0,3 балла | 0,5 и более 12,5 балла | 0,49-0,40 от 12,2 до 9,5 балла | 0,39-0,20 от 9,2 до 3,5 балла | 0,19-0,10 от 3,2 до 0,5 балла | менее 0,10 0,2 балла |
5 | Коэффициент капитализации | За каждые 0,01 пункта повышения снимается 0,3 балла | от 0,70-1,0 от 17,5 до 17,1 балла | 1,01-1,22 от 17,0 до 10,7 балла | 1,23-1,44 от 10,4 до 4,1 | 1,45-1,56 от 3,8 до 0,5 балла | 1,57 и более от 0,2 до 0 баллов |
6 | Коэффициент финансовой независимости | За каждые 0,01 пункта снижения снимается 0,4 балла | 0,50-0,60 и более от 9 до 10 баллов | 0,49-0,45 от 8 до 6,4 балла | 0,44-0,40 от 6 до 4,4 балла | 0,39-0,31 от 4 до 0,8 балла | 0,30 и менее от 0,4 до 0 баллов |
7 | Коэффициент финансовой устойчивости | За каждые 0,1 пункта снижения снимается | 0,80 и более 5 баллов | 0,79-0,70 4 балла | 0,69-0,60 3 балла | 0,59-0,50 2 балла | 0,49 и менее от 1 до 0 баллов |
4.8 Анализ финансовых результатов предприятия
Финансовые результаты деятельности организации характеризуются показателями полученной прибыли и уровня рентабельности. Важнейшими из них являются показатели прибыли, создающие основу экономического развития организации.
Прибыль является наиболее важным показателем деятельности любого предприятия, поскольку механизм ее формирования, распределения и использования затрагивает интересы всех субъектов отношений: государства, собственников фирмы, ее высшего менеджмента и персонала, а также интересы держателей мелких пакетов акций (если оно имеет форму корпорации), партнеров и различных кредиторов. С позиции же самого предприятия, значение прибыли состоит в том, что она, будучи конечным финансовым результатом его деятельности, в рыночных условиях выступает основным источником финансирования, расширенного воспроизводства ресурсов, его производственного и социального развития.
Базовыми элементами, формирующими финансовый результат деятельности организации, являются доходы и расходы.
Анализ финансовых результатов предприятия проводится по данным «Отчета о финансовых результатах». В ней содержится информация о всех видах доходов и расходов за отчетный и предыдущий периоды. Это позволяет качественно оценить характер возникновения и содержание доходов и расходов; проанализировать в динамике состав и структуру доходов и расходов, их изменение, осуществлять контроль за их движением и состоянием; выявлять факторы, оказавшие влияние на увеличение (снижение) доходов и расходов, а также рассчитывать ряд коэффициентов, свидетельствующих об эффективности использования доходов.
Для проведения анализа финансовых результатов исследуемого предприятия заполните таблицы 12, 13 и 14.
Таблица 12 – Анализ состава и структуры доходов
Показатели | 2013 | 2014 | 2015 | Отклонение | Темп изменения, % | |||||
сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма тыс. руб. | уд. вес, % | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Доходы всего, в т. ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Выручка от продаж |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Проценты к получению |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Доходы от участия в деятельности других организаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Прочие доходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 13– Анализ состава и структуры расходов и отчислений
Показатели | 2013 | 2014 | 2015 | Отклонение | Темп изменения, % | ||||
сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма, тыс. руб. | уд. вес, % | сумма тыс. руб. | уд. вес, % | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Расходы всего, в т. ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Себестоимость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммерческие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Управленческие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проценты к уплате |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 14 – Анализ формирования прибыли
Показатели | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Отклонение (+;–) | Отклонение (+;–) | Темп изменения, % |
А | 1 | 2 | 3 | 4 [2-1] | 5[3-2] | 6 [3:2*100] |
Выручка от продаж без НДС |
|
|
|
|
|
|
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
|
|
|
|
|
|
Валовая прибыль |
|
|
|
|
|
|
-уровень валовой прибыли |
|
|
|
|
|
|
Коммерческие расходы |
|
|
|
|
|
|
Прибыль от продаж |
|
|
|
|
|
|
Проценты к получению |
|
|
|
|
|
|
Проценты к уплате |
|
|
|
|
|
|
Прочие доходы |
|
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
Прибыль до налогообложения |
|
|
|
|
|
|
Налог на прибыль |
|
|
|
|
|
|
Чистая прибыль (убыток) отчетного года |
|
|
|
|
|
|
4.9 Анализ показателей рентабельности
Показатели рентабельности являются незаменимыми при текущем планировании деятельности, а также при определении финансового положения организации.
Рентабельность – это категория, которая характеризует полученный доход. Так как доход может принимать неодинаковые формы, то рентабельность может рассматриваться в разных значениях. В широком смысле рентабельность отражает любой доход, получаемый в хозяйственной деятельности человека. В более узком понимании рентабельность проявляется в прибыльности. Иначе говоря, если организация получает прибыль, то оно рентабельно.
Проведите анализ рентабельности, заполнив таблицу 15.
Таблица 15 – Анализ доходности (рентабельности)
Показатели | Единица измерения | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Отклонение (+;–) | Отклонение (+;–) | Темп изменения, % |
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 [2-1] | 5[3-2] | 6 [3:2*100] |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) |
|
|
|
|
|
|
|
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) |
|
|
|
|
|
|
|
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
|
|
|
|
|
|
|
Общие активы |
|
|
|
|
|
|
|
Величина собственного капитала |
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль до налогообложения |
|
|
|
|
|
|
|
Чистая прибыль |
|
|
|
|
|
|
|
Рентабельность реализации |
|
|
|
|
|
|
|
Рентабельность производства |
|
|
|
|
|
|
|
Рентабельность фондов |
|
|
|
|
|
|
|
Рентабельность собственного капитала |
|
|
|
|
|
|
|
Рентабельность активов |
|
|
|
|
|
|
|
Проведите факторный анализ рентабельности продаж по следующей модели:
где Пр – прибыль от продаж
В – выручка
c/c – себестоимость
Кр – коммерческие расходы
Ур – управленческие расходы
З – затраты (расходы)
Представим расчет в следующем виде таблицы.
Таблица 16 – Факторный анализ рентабельности продаж
| Алгоритм расчета | Расчет |
Подстановка | |
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
Влияние изменения выручки | |
|
Влияние изменения себестоимости | |
|
Влияние изменения коммерческих расходов | |
|
Влияние изменения управленческих расходов | |
|
Проверка | |
|
5 Правила оформления курсовой работы
5.1 Общие требования
Изложение текста и оформление КР выполняются в соответствии с настоящими требованиями. Страницы текста, включенные в УИР, иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4.
Работа должна быть выполнена любым печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата A4 через полтора интервала, текст работы выравнен по ширине.
Цвет шрифта должен быть черным, размер шрифта – 14 пт. Рекомендуемый тип шрифта для основного текста отчета - Times New Roman. Полужирный шрифт применяют только для заголовков разделов и подразделов, заголовков структурных элементов. Использование курсива допускается для обозначения объектов (биология, геология, медицина, нанотехнологии, генная инженерия и др.) и написания терминов (например, in vivo, in vitro) и иных объектов и терминов на латыни.
Текст КР следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту отчета и равен 1,25 см.
Вне зависимости от способа выполнения КР качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.
При выполнении КР необходимо соблюдать равномерную плотность и четкость изображения по всему отчету. Все линии, буквы, цифры и знаки должны иметь одинаковую контрастность по всему тексту отчета.
Фамилии, наименования учреждений, организаций, фирм, наименования изделий и другие имена собственные в отчете приводят на языке оригинала.
5.2 Построение курсовой работы
Наименование структурных элементов курсовой работы «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» служат заголовками структурных элементов работы. Заголовки структурных элементов следует печатать прописными буквами и располагать по центру строки без точки в конце.
Основную часть работы следует делить на разделы, подразделы и
пункты. Каждый структурный элемент работы следует начинать с новой
страницы. Пункты при необходимости могут делиться на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.
Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать
арабскими цифрами с абзацным отступом. Нумерация сквозная в пределах
всего текста, за исключением приложений.
Пример.
1
2
2.1
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.3
3
Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты заголовков
не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов и
подразделов.
Заголовки разделов следует печатать прописными буквами, а
заголовки подразделов - с прописной буквы, соблюдая абзацный отступ. Точка
в конце заголовка не ставится. Заголовки разделов следует отделять от
основного текста, заголовки подразделов от предыдущего текста отделяются
одним полуторным интервалом, а от последующего текста не отделяются.
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены
перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить маркер
дефис. При необходимости ссылки на элемент перечисления вместо дефиса
ставят строчные буквы русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением
букв ё, з, й, о, ч, ъ, ы, ь).
Нумерация страниц
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы
проставляется в центре нижней части страницы без точки.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.
5.3 Иллюстрации
Иллюстрации (фотографии, схемы, графики, диаграммы и т.п.) именуются рисунками и располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые.
Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Слово «Рисунок» и его наименование располагают по центру относительно строки.
Допускается нумеровать иллюстрации в пределах одного раздела. В
этом случае номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера
иллюстрации в данном разделе.
Пример.
Рисунок 2.3 - Схема взаимодействия модулей программы
Рисунки приложения обозначают отдельной нумерацией с
добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Пример.
Рисунок Ж1 - Структура предприятия
При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с
рисунком 2...» или «... в соответствии с рисунком Ж1...».
5.4 Таблицы
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы помещают слева над таблицей от левого поля листа без абзацного отступа.
Пример. Таблица 2 - Сравнительная характеристика показателей
При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы, а над другими частями таблицы пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.
Таблицы приложений, следует обозначать отдельной нумерацией с
добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Пример. Таблица Д.1 - Расчет затрат на продвижение услуг
Таблицу слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.
Заголовки граф и строк таблиц следует писать с прописных букв, подзаголовки граф со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков точки не ставят. Делить головку таблицы по диагонали не допускается. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе, точки в конце не ставятся. Графу «№ п.п.» в таблицу включать не следует.
Ссылку на таблицу следует помещать после первого упоминания о
ней в тексте. Таблицы следует размещать так, чтобы их можно было читать без
поворота текстового документа. Если такое размещение невозможно, таблицу
располагают так, чтобы для чтения надо было повернуть текстовый документ
по часовой стрелке.
5.5 Примечания, ссылки, сноски
Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания, и печатать с пропиской буквы с абзацным отступом. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание пишется тоже с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами. Примечание к таблице помешают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы. Примечания не должны содержать требований.
Пример.
Примечание -
Пример.
Примечания:
1
2
При необходимости дополнительного пояснения в курсовой работе его допускается оформлять в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочечным знаком арабскими цифрами. Применять более трех сносок на странице не допускается. Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линей слева. Сноску к таблице располагают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.
Ссылки на использованные источники указывают порядковым номером библиографического описания источника в списке использованных источников. Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки. Нумерация ссылок ведется арабскими цифрами в порядке ссылок в тексте работы независимо от деления текста работы на разделы.
Библиографические ссылки
Под ссылками понимают указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку использованных источников, помещаемому в конце работы. Ссылка на источник оформляется в виде номера, который ставится после упоминания автора или цитаты из работы. Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках, номер, указанной страницы - номер окончания цитируемой фразы.
Пример.
Профессор С.Х. Карпенко [24, с. 116] утверждает, что «в основе любого познания действительности лежит творческий процесс, включающий, прежде всего, творческий анализ».
Вносимые в список источники определенным образом оформляются. Кроме имени автора и названия работы указываются выходные данные. К ним относятся место издания, наименование издательства или организации, издавшей работу, и год издания. Литература оформляется в соответствии с основными библиографическими правилами - Приложение Ж.
Критерии оценки курсовой работы
Критериями оценки курсовой работы являются:
- качество содержания работы (достижение сформулированной цели и решение задач исследования, полнота раскрытия темы, системность подхода, отражение знаний литературы и различных точек зрения по теме, нормативно-правовых актов, аргументированное обоснование выводов и предложений);
- соблюдение графика выполнения курсовой работы;
- актуальность выбранной темы;
- соответствие содержания выбранной теме;
- соответствие содержания глав и параграфов их названию;
- наличие выводов по параграфам и главам;
- логика, грамотность и стиль изложения;
- наличие практических рекомендаций;
- грамотное проведение экономических расчетов;
- расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий;
- внешний вид работы и ее оформление, аккуратность;
- соблюдение заданного объема работы;
- наличие хорошо структурированного плана, раскрывающего содержание темы курсовой работы;
- наличие сносок и правильность цитирования;
- качество оформления рисунков, схем, таблиц;
- правильность оформления списка использованных источников;
- достаточность и новизна изученной литературы;
- ответы на вопросы при публичной защите работы.
Курсовая работа, не отвечающая данным критериям, не допускается до защиты.
Оценка «отлично» выставляется при выполнении курсовой работы в полном объеме; работа отличается глубиной проработки всех разделов содержательной части, оформлена с соблюдением установленных правил; студент свободно владеет теоретическим материалом, безошибочно применяет его при решении задач, сформулированных в задании; на все вопросы дает правильные и обоснованные ответы, убедительно защищает свою точку зрения.
Оценка «хорошо» выставляется при выполнении курсовой работы в полном объеме; работа отличается глубиной проработки всех разделов содержательной части, оформлена с соблюдением установленных правил; студент твердо владеет теоретическим материалом, может применять его самостоятельно или по указанию преподавателя; на большинство вопросов даны правильные ответы, защищает свою точку зрения достаточно обосновано.
Оценка «удовлетворительно» выставляется при выполнении курсовой работы в основном правильно, но без достаточно глубокой проработки некоторых разделов; студент усвоил только основные разделы теоретического материала и по указанию преподавателя (без инициативы и самостоятельности) применяет его практически; на вопросы отвечает неуверенно или допускает ошибки, неуверенно защищает свою точку зрения.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, когда студент не может защитить свои решения, допускает грубые фактические ошибки при ответах на поставленные вопросы или вовсе не отвечает на них.
Положительная оценка выставляется в ведомость и зачетную книжку. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, должен доработать курсовую работу. В этом случае смена темы не допускается.
7 Список рекомендуемых учебных изданий
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (рел. от 03.07.2016)
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) «Бухгалтерская отчетность организаций», утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.99 №43н
Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 №66н
Брыкова Н.В. Составление и использование бухгалтерской отчетности: учебник. - М.: КНОРУС, 2018. – 265 с.
Данилин В.Ф. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. – М.: ГОУ «УМЦ по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. – 313 с.
Иваненко А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте. – М.: Маршрут, 2004. – 568 с.
Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие - М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009 г. - 192 с.
Налетова И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебно-методическое пособие / И.А. Налетова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 123 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Савицкая Г.В. – М.: ИНФРА-М, 2004. - 330 с.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru
Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nalog.ru/
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образец оформления титульного листа
Министерство образования и науки Амурской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
(ГПОАУ АКСТ)
Отделение: производства и переработки продукции, очная
Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: ____________________________________________________________
по ПМ Составление и использование бухгалтерской отчетности
Исполнитель:
студент группы _______________________________________________
(номер группы, ФИО студента)
Руководитель:
преподаватель ________________________________________________
(ФИО руководителя)
Белогорск 20 г.
Приложение Б
Пример оформления задания на курсовую работу
Министерство образования и науки Амурской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
(ГПОАУ АКСТ)
УТВЕРЖДАЮ
заведующий отделением /
зам.по УПР/УВР
___________ ____________
подпись расшифровка
ЗАДАНИЕ
на выполнение курсовой работы
студенту группы_________________________________________________________, рассмотренное на заседании ПЦК _______________ протокол №___ от __________
по дисциплине _______________________________________________________________
1.Тема курсовой работы ___________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Срок сдачи студентом законченной курсовой работы
«____»_____________ 20__ г.
3.Перечень вопросов,подлежащих к выполнению_____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Контроль выполнения курсовой работы
Этап выполнения работы | Срок выполнения | Подпись преподавателя | |
по графику | фактически | ||
1. Выбор темы и объекта исследования |
|
|
|
2. Сбор теоретического и аналитического материала, составление плана работы |
|
|
|
3. Теоретическая часть |
|
|
|
4. Аналитическая часть |
|
|
|
5. Практическая часть (при наличии) |
|
|
|
6. Оформление работы и сдача |
|
|
|
Дата выдачи задания руководителем курсовой работы «__»______________20____г.
Руководитель курсовой работы _____________ /_______________/
подпись расшифровка
Задание принял к исполнению «___» ___________20__ г.
___________ /____________/
подпись расшифровка
Приложение В
Пример оформления рецензии на курсовую работу
Министерство образования и науки Амурской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
(ГПОАУ АКСТ)
РЕЦЕНЗИЯ
на курсовую работу
студента группы _________________________________________________________
________________________________________________________________________
по дисциплине ___________________________________________________________
Тема курсовой работы ____________________________________________________
Предварительная оценка курсовой работы:
Критерии оценки | Оценка преподавателя | ||
максимальный балл | фактический балл | комментарии преподавателя | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курсовая работа _________________________________________________________
(допущена, не допущена к защите, с доработкой или без)
Подпись преподавателя ______________/________________
«___»___________20__г.