СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для практических занятий по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для практических занятий по географии»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»


УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УР

ГБПОУ ИО ЧТПрИС

______Е.Э. Полякова

«24» июня 2022 г.







Методические указания для выполнения практических занятий

по ОУД 16 ГЕОГРАФИЯ

по специальности среднего профессионального образования

46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение










Черемхово, 2022 г.

Методические указания для выполнения практических занятий составлены в соответствии с требованиями рабочей программы учебной дисциплины География, для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.






Разработчик:

Кузьменко Е.И., преподаватель





















Рассмотрены и одобрены на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин

Протокол № 10 от «23» июня 2022 г.

Председатель МК _________________Н.С. Именных




Содержание

Перечень практических занятий

Критерии оценки практических занятий

Практическое занятие №1

Практическое занятие №2

Практическое занятие №3

Практическое занятие №4

Практическое занятие №5

Практическое занятие №6

Практическое занятие №7

Практическое занятие №8

Практическое занятие №9

Практическое занятие №10

Практическое занятие №11

Практическое занятие №12

4

5

6

7

7

9

9

11

12

13

14

15

16

17






























Перечень практических занятий

по учебной дисциплине География

Социально-экономический профиль. Группа: ДОУ-22

п/п

Название практического занятия

Кол- во часов

Практическое занятие № 1. Составление картосхем характеризующих государственное устройство стран мира. Нанесение на контурную карту крупнейших по площади территории и численности населения стран мира.

1

Практическое занятие № 2. Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

1

Практическое занятие № 3 Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

1

Практическое занятие № 4 Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.

1

Практическое занятие № 5 Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Европы (по выбору)

1

Практическое занятие № 6 Составление комплексной экономико-географической характеристики Зарубежной Азии (страна по выбору)

1

Практическое занятие № 7 Составление комплексной экономико-географической характеристики одной из стран Африки (по выбору)

1

Практическое занятие № 8 Составление комплексной экономико-географической характеристики США

1

Практическое занятие № 9 Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Латинской Америки (страна на выбор)

1

Практическое занятие № 10 Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда

1

Практическое занятие № 11 Иркутская область в масштабах глобальных проблем современности

1

Практическое занятие № 12 Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества

1

Итого

12







Критерии оценки практических занятий

Оценка «5» – ориентация в учебной информации при изменении контекста. Творческое репродуцирование нового задания. Ориентация в учебной информации как системе. Умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать. Самостоятельное преобразование практической задачи в познавательную. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.


Оценка «4» – умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. Ориентация в причинно – следственных связях явлений, процессов, событий.

Оценка «3» – общая ориентация студента в учебной информации. Передача, пересказ информации.


Оценка «2» – студент не ориентируется в учебной информации.



























Практическое занятие №1: Составление картосхем характеризующих государственное устройство стран мира. Нанесение на контурную карту крупнейших по площади территории и численности населения стран мира.

Цель работы: Совершенствовать навыки и умения работы с политической картой мира и картосхемами

Порядок работы:

1. Записать тему практического занятия в тетрадь.

2. Изучить теоретический материал.

3. Выполните задания


Теоретический материал:

Таблица 1. Крупнейшие по площади территории страны мира

Место в мире

Страна

Регион

Площадь территории, тыс. км2 (доля общей площади обитаемой суши, %)

1

Россия

Европа, Азия

17075 (12,7)

2

Канада

Северная Америка

9972 (7,4)

3

Китай

Азия

9597 (7,2)

4

США

Северная Америка

9363 (7,0)

5

Бразилия

Латинская Америка

8512 (6,4)

6

Австралия

Австралия и Океания

7687 (5,7)

7

Индия

Азия

3 288 (2)

8

Аргентина

Латинская Америка

2 777 (2,1)

9

Казахстан

Азия

2 717 (2,0)

10

Судан

Африка

2 506 (1,9)

 

Таблица 2. Страны мира с численностью населения свыше 100 млн. чел.

Место в мире

Страна

Регион

Численность населении млн чел. (доля населения мира, %)

1

Китай

Азия

1335 (20,0)

2

Индия

Азия

1136 (17,0)


Задания:

1. Напишите название, тему, Цель работы практического занятия.

2. Рассмотрите таблицы 1 и 2. На контурной карте мира единой фоновой окраской (одним цветом) выделите крупнейшие по площади территории страны частей света. Подпишите названия этих стран и их столиц.

3. Крупными римскими цифрами обозначьте на контурной карте пять самых больших по площади территории стран мира (в порядке убывания).

4. На контурной карте мира специальной штриховкой выделите крупнейшие по численности населения страны регионов. Подпишите названия стран и их столиц.

  1. Напишите, в каком регионе мира наибольшее количество стран с численностью населения более 100 млн чел. В каких регионах мира нет стран с численностью более 100 млн чел.

  2. Сравните пять стран мира с наибольшей площадью территории и пять стран с наибольшей численностью населении.

  3. Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.


Практическое занятие №2: Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

Цель работы: Совершенствовать навыки и умения работы с политической картой мира

Порядок работы:

1. Записать тему практического занятия в тетрадь.

2. Выполните задания


Задания:

1. Открыть атласы, найти политическую карту мира.

2. Ответить на вопрос: какие знания можно получить, работая с политической картой мира?

3. Пользуясь визитной карточкой стран, показать на карте мира страны:

- с республиканской формой правления

- с монархической формой правления

- страны «Большой семерки»

- новые индустриальные страны (НИС)

4. Начертить в тетрадь таблицы:

Показатель социально-экономического развития

Страны





Практическое занятие № 3: Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Цель работы:  В результате выполнения практической работы обучающийся должен усвоить содержание понятий «природные ресурсы», «ресурсообеспеченность», и «природно-ресурсный потенциал»; изучить виды природных ресурсов, потребности человеческого общества в различных природных ресурсах, географию размещения основных видов природных ресурсов на Земле


Порядок работы:

1. Записать тему практического занятия в тетрадь.

2. Выполнить задания


Задания:

  1. Дать определение и записать в тетрадь: что такое ресурсообеспеченность, природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал

  2. Перечертить таблицу в рабочую тетрадь

  3. При выполнении расчетов, учитывать единицы измерения различных ресурсов


Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем) по формуле Р=Запасы/Добычу, используя данные таблицы и сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем:

Страна

Запасы угля (в млрд т)

Добыча (в млн т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

США

445

1020


Китай

296

1240


Россия

202

250


ЮАР

116

220


Австралия

116

280


ФРГ

106

250


Индия

78

330


Украина

47

75


Великобритания

45

50


Казахстан

34

70



Определите ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные таблицы и сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Страна

Запасы нефти (в млрд.т)

Добыча(в млн.т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)

Саудовская Аравия

43,1

450


Ирак

16,7

55


ОАЭ

16,2

120


Кувейт

15,7

105


Иран

14,9

185


Венесуэла

10,3

175


Мексика

8,5

170


Россия

6,7

300


Китай

4,0

160


США

3,8

380



Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы и сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран газом

Страна

Запасы газа (в трлн.м.куб)

Добыча газа (в млрд.м.куб)

Ресурсообеспеченность на сколько лет хватит)

Россия

48,1

550


Иран

22,9

45


Нидерланды

1,9

70


ОАЭ

5,8

40


Саудовская Аравия

5,4

45


США

4,7

540


Венесуэла

4,1

30


Алжир

3,7

65


Канада

2,2

170


Норвегия

2,0

45




Практическое занятие № 4: Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.

Цель работы:  Развитие умений комплексного использования карт атласа, материала учебника, справочных и статистических материалов с Цель работыю определения основных регионов с неблагоприятной экологической ситуацией и выявления причин появления таких регионов; поиск путей их решения.


Порядок работы:

1. Записать тему практического занятия в тетрадь.

2. Выполнить задания


Задания:

1. Нанесите на контурную карту выбранную вами страну, государственные границы страны.

2. Используя атлас и Интернет-ресурсы условными знаками обозначьте на контурной карте важнейшие районы добычи минеральных ресурсов и главные промышленные пояса. 

3. Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной среды в результате деятельности человека: под воздействием добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС.

4. Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских акваторий.

5. Назовите пути решения экологических проблем и меры, которые следует предпринять правительству для улучшения экологического состояния страны.

6. Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации.




Практическое занятие № 5: Составление социально-экономической характеристик стран Европы (по выбору)

Цель работы:  Научиться составлять социально-экономическую характеристику стран, пользуясь планом-схемой


Порядок работы:

1. Записать тему практического занятия в тетрадь.

2. Выполнить задания


Задания:

Вспомнить и показать на карте, в атласах - страну, по которой необходимо составить описание.

Прочитать план-схему социально-экономической характеристики страны

П Л А Н

Составления социально-экономической характеристики стран (ответить на вопросы)

  1. ЭГП:

- где расположена страна

- с какими странами граничит

- к каким океанам, морям имеет выход (омывается)

- площадь

- численность населения

- столица

- форма правления

- форма административного устройства.

  1. Минеральные ресурсы страны

  2. Черная металлургия

- добыча

- выплавка стали

- указать, если есть районы, крупнейшие, крупные центры (записать названия)

  1. Цветная металлургия

- добыча

- металлургия (по цвету. Что производят)

- назвать районы, крупнейшие и крупные центры.

  1. Машиностроение

- указать по цвету: страна с каким развитием машиностроения

- перечислить отрасли (по цвету)

- назвать крупнейшие, крупные и прочие важные центры

  1. Химическая промышленность

- указать по цвету: страна с каким развитием химической промышленности

- перечислить отрасли

- назвать крупнейшие и крупные центры

  1. Сельское хозяйство

Указать где. в какой части страны (на севере, юге, западе, востоке, по побережью и т.д.) что производят, выращивают.

  1. Транспорт

- назвать густоту сети автодорог

- перечислить пути сообщения

- назвать имеющиеся порты (указать грузооборот)

5. Выбрать страну для описания

6. Пользуясь планом-схемой, составить характеристику страны

7. Сделать вывод об экономическом развитии данного государства, об уровне жизни общества


Практическое занятие № 6: Составление социально-экономической характеристик стран Азии (по выбору)

Цель работы:  Научиться составлять социально-экономическую характеристику стран, пользуясь планом-схемой


Порядок работы:

1. Записать тему практического занятия в тетрадь.

2. Выполнить задания


Задания:

Вспомнить и показать на карте, в атласах - страну, по которой необходимо составить описание.

Прочитать план-схему социально-экономической характеристики страны

П Л А Н

Составления социально-экономической характеристики стран (ответить на вопросы)

  1. ЭГП:

- где расположена страна

- с какими странами граничит

- к каким океанам, морям имеет выход (омывается)

- площадь

- численность населения

- столица

- форма правления

- форма административного устройства.

  1. Минеральные ресурсы страны

  2. Черная металлургия

- добыча

- выплавка стали

- указать, если есть районы, крупнейшие, крупные центры (записать названия)

  1. Цветная металлургия

- добыча

- металлургия (по цвету. Что производят)

- назвать районы, крупнейшие и крупные центры.

  1. Машиностроение

- указать по цвету: страна с каким развитием машиностроения

- перечислить отрасли (по цвету)

- назвать крупнейшие, крупные и прочие важные центры

  1. Химическая промышленность

- указать по цвету: страна с каким развитием химической промышленности

- перечислить отрасли

- назвать крупнейшие и крупные центры

  1. Сельское хозяйство

Указать где. в какой части страны (на севере, юге, западе, востоке, по побережью и т.д.) что производят, выращивают.

  1. Транспорт

- назвать густоту сети автодорог

- перечислить пути сообщения

- назвать имеющиеся порты (указать грузооборот)

5. Выбрать страну для описания

6. Пользуясь планом-схемой, составить характеристику страны

7. Сделать вывод об экономическом развитии данного государства, об уровне жизни общества


Практическое занятие № 7: Составление социально-экономической характеристик стран Африки (по выбору)

Цель работы:  Научиться составлять социально-экономическую характеристику стран, пользуясь планом-схемой


Порядок работы:

1. Записать тему практического занятия в тетрадь.

2. Выполнить задания


Задания:

Вспомнить и показать на карте, в атласах - страну, по которой необходимо составить описание.

Прочитать план-схему социально-экономической характеристики страны

П Л А Н

Составления социально-экономической характеристики стран (ответить на вопросы)

  1. ЭГП:

- где расположена страна

- с какими странами граничит

- к каким океанам, морям имеет выход (омывается)

- площадь

- численность населения

- столица

- форма правления

- форма административного устройства.

  1. Минеральные ресурсы страны

  2. Черная металлургия

- добыча

- выплавка стали

- указать, если есть районы, крупнейшие, крупные центры (записать названия)

  1. Цветная металлургия

- добыча

- металлургия (по цвету. Что производят)

- назвать районы, крупнейшие и крупные центры.

  1. Машиностроение

- указать по цвету: страна с каким развитием машиностроения

- перечислить отрасли (по цвету)

- назвать крупнейшие, крупные и прочие важные центры

  1. Химическая промышленность

- указать по цвету: страна с каким развитием химической промышленности

- перечислить отрасли

- назвать крупнейшие и крупные центры

  1. Сельское хозяйство

Указать где. в какой части страны (на севере, юге, западе, востоке, по побережью и т.д.) что производят, выращивают.

  1. Транспорт

- назвать густоту сети автодорог

- перечислить пути сообщения

- назвать имеющиеся порты (указать грузооборот)

5. Выбрать страну для описания

6. Пользуясь планом-схемой, составить характеристику страны

7. Сделать вывод об экономическом развитии данного государства, об уровне жизни общества


Практическое занятие № 8: Составление социально-экономической характеристик страны США

Цель работы:  Научиться составлять социально-экономическую характеристику стран, пользуясь планом-схемой


Порядок работы:

1. Записать тему практического занятия в тетрадь.

2. Выполнить задания


Задания:

Вспомнить и показать на карте, в атласах - страну, по которой необходимо составить описание.

Прочитать план-схему социально-экономической характеристики страны

П Л А Н

Составления социально-экономической характеристики стран (ответить на вопросы)

  1. ЭГП:

- где расположена страна

- с какими странами граничит

- к каким океанам, морям имеет выход (омывается)

- площадь

- численность населения

- столица

- форма правления

- форма административного устройства.

  1. Минеральные ресурсы страны

  2. Черная металлургия

- добыча

- выплавка стали

- указать, если есть районы, крупнейшие, крупные центры (записать названия)

  1. Цветная металлургия

- добыча

- металлургия (по цвету. Что производят)

- назвать районы, крупнейшие и крупные центры.

  1. Машиностроение

- указать по цвету: страна с каким развитием машиностроения

- перечислить отрасли (по цвету)

- назвать крупнейшие, крупные и прочие важные центры

  1. Химическая промышленность

- указать по цвету: страна с каким развитием химической промышленности

- перечислить отрасли

- назвать крупнейшие и крупные центры

  1. Сельское хозяйство

Указать где. в какой части страны (на севере, юге, западе, востоке, по побережью и т.д.) что производят, выращивают.

  1. Транспорт

- назвать густоту сети автодорог

- перечислить пути сообщения

- назвать имеющиеся порты (указать грузооборот)

5. Выбрать страну для описания

6. Пользуясь планом-схемой, составить характеристику страны

7. Сделать вывод об экономическом развитии данного государства, об уровне жизни общества


Практическое занятие № 9: Составление социально-экономической характеристик стран Латинской Америки (по выбору)

Цель работы:  Научиться составлять социально-экономическую характеристику стран, пользуясь планом-схемой


Порядок работы:

1. Записать тему практического занятия в тетрадь.

2. Выполнить задания


Задания:

Вспомнить и показать на карте, в атласах - страну, по которой необходимо составить описание.

Прочитать план-схему социально-экономической характеристики страны

П Л А Н

Составления социально-экономической характеристики стран (ответить на вопросы)

  1. ЭГП:

- где расположена страна

- с какими странами граничит

- к каким океанам, морям имеет выход (омывается)

- площадь

- численность населения

- столица

- форма правления

- форма административного устройства.

  1. Минеральные ресурсы страны

  2. Черная металлургия

- добыча

- выплавка стали

- указать, если есть районы, крупнейшие, крупные центры (записать названия)

  1. Цветная металлургия

- добыча

- металлургия (по цвету. Что производят)

- назвать районы, крупнейшие и крупные центры.

  1. Машиностроение

- указать по цвету: страна с каким развитием машиностроения

- перечислить отрасли (по цвету)

- назвать крупнейшие, крупные и прочие важные центры

  1. Химическая промышленность

- указать по цвету: страна с каким развитием химической промышленности

- перечислить отрасли

- назвать крупнейшие и крупные центры

  1. Сельское хозяйство

Указать где. в какой части страны (на севере, юге, западе, востоке, по побережью и т.д.) что производят, выращивают.

  1. Транспорт

- назвать густоту сети автодорог

- перечислить пути сообщения

- назвать имеющиеся порты (указать грузооборот)

5. Выбрать страну для описания

6. Пользуясь планом-схемой, составить характеристику страны

7. Сделать вывод об экономическом развитии данного государства, об уровне жизни общества


Практическое занятие № 10: Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда

Цель работы:  закрепить знания, полученные при изучении темы, развивать умения и навыки работы со статистическим материалом и картой.


Порядок работы:

1. Записать тему практического занятия в тетрадь.

2. Выполнить задания


Задания:

Пользуясь различными источниками географической информации, картами, статистическими материалами, определите отраслевую специализацию регионов России.

1) Заполнить таблицу необходимыми данными по регионам России. Специализацию регионов на производстве продукции каждой из представленной в таблице отраслей отметить знаком «+».

Отрасль

Федеральный округ

Центральный


Северо- Западный

Южный


Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Северо-Кавказский

Энергетика









Топливная промышленность









Чёрная металлургия









Цветная металлургия









Машиностроение









Химическая промышленность









Лёгкая промышленность









Лесная промышленность









С/х растениеводство









С/х животноводство









Рыболовство









Туризм










Практическое занятие № 11: Иркутская область в масштабах глобальных проблем современности

Цель работы:  составить таблицу классификации глобальных проблем и путей решения


Порядок работы:

  1. Записать тему практического занятия в тетрадь.

  2. Вспомнить, какие проблемы называют глобальными, назвать их.

  3. Выполнить задания


Задания:

Начертить таблицу в тетрадь, заполнить

Название проблемы

Ее суть

Пути решения проблем

- экологическая



- проблема войны и мира



- демографическая



- продовольственная



- энергетическая



- проблема здоровья людей



- использование мирового океана



Сделать вывод, существует ли возможность решения глобальных проблем?


Практическое занятие № 12: Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества

Цель работы:  Составить по плану классификацию глобальной проблемы, какое распространение получила проблема и пути ее решения


Порядок работы:

  1. Записать тему практического занятия в тетрадь.

  2. Вспомнить, какие проблемы называют глобальными, назвать их.

  3. Выполнить задания


Задания:

Примерный план описания одной из глобальных проблем человечества.

  1. Значение и сущность проблемы.

  2. Причины возникновения проблемы.

  3. Географическое распространение проблемы.

  4. Пути решения проблемы.

  5. Вывод.

20