МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ОП.07 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Методические указания
к выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине
для обучающихся по специальности среднего профессионального
образования 22.02.06 Сварочное производство
Тюмень, 2018
Техническая механика: Методические указания к выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине для обучающихся по специальностям 22.02.06 Сварочное производство
Методические указания рассмотрены
на заседании ПЦК ЭГН и СП дисциплин
«29» августа 2018 года, протокол № 1.
Аннотация
Методические указания предназначены обучающимся очной формы обучения для выполнения самостоятельных работ по учебной дисциплине. Данная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и изучается в течение одного семестра.
В методических указаниях приведены тематика, содержание самостоятельных работ, а также порядок их выполнения.
Содержание
Введение ……………...……………………………………………………. | 4 |
Самостоятельная работа №1 …………………..………………………….. | 6 |
Самостоятельная работа №2 ……………………………………………… | 7 |
Самостоятельная работа №3………………………………………………. | 7 |
Самостоятельная работа №4………………………………………………. | 8 |
Самостоятельная работа №5………………………………………………. | 9 |
Самостоятельная работа №6………………………………………………. | 10 |
Самостоятельная работа №7………………………………………………. | 11 |
Самостоятельная работа №8………………………………………………. | 12 |
Список рекомендуемой литературы ……………………………………... | 13 |
Введение
В соответствии с ФГОС СПО специальности 22.02.06 «Сварочное производство», учебным планом и рабочей программой образовательной программы дисциплина ОП. 07. Техническая механика изучается в один семестр и входит в общепрофессиональный цикл учебных дисциплин.
При изучении дисциплины общепрофессионального цикла обучающимися предусмотрена самостоятельная работа. Самостоятельная работа выполняется обучающимся во взаимодействии с преподавателем, читающим данную дисциплину.
Самостоятельная работа проводится с целью:
• систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
• углубления и расширения теоретических знаний;
• формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
• развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
• формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
• формирования общих и профессиональных компетенций;
• развития исследовательских умений.
Задания для самостоятельной работы обучающихся могут быть представлены преподавателем в следующих видах и формах:
1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
2. Работа со словарем, справочником.
3. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
4. Конспектирование источников.
5. Создание презентаций по темам учебной дисциплины.
6. Составление и разработка словаря (глоссария).
7. Составление хронологической таблицы.
8. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).
9. Выполнение домашних контрольных работ.
10. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
11. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
12. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
13. Подготовка к выступлению на конференции.
Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер имеют вариативный и дифференцированный характер, учитывают специфику осваиваемой специальности, дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.
Перед выполнением обучающимися самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины общепрофессионального цикла.
Во время выполнения обучающимися самостоятельной работы и при необходимости преподаватель проводит консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Формами контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.
3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
4. Проведение письменного опроса.
5. Организация и проведение индивидуального собеседования.
6. Организация и проведение собеседования с группой.
7. Защита отчетов о проделанной работе.
8. Организация творческих конкурсов.
9. Организация конференций.
10. Проведение олимпиад.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированности общеучебных умений;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Содержание самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.07. Техническая механика
Перечень тем самостоятельных работ
№ | Тема самостоятельной работы обучающегося | Количество часов |
1. | Решение задач по теме: «Определение направления реакций связей основных типов». | 2 |
2. | Решение задач по теме: «Определение момента силы относительно точки». | 2 |
3. | Подготовить сообщение по теме: «Влияние окружающей среды на механическое поведение конструкционных материалов». | 2 |
4. | Решение задач по теме: «Определение и оценка деформации стержня при растяжении, сжатии». | 4 |
5. | Подготовить сообщение по теме: «Виды балочных и рамных конструкций. Практическое применение». | 2 |
6. | Решение задач по теме: «Построение эпюр внутренних усилий при прямом поперечном изгибе». | 2 |
7. | Составление сравнительной таблицы по теме: «Характеристика основных типов механических передач». | 4 |
8. | Подготовить сообщение по теме: «Конструктивные особенности и принцип действия червячного редуктора». | 2 |
| Итого по ОП.07. Техническая механика: | 20 |
Самостоятельная работа № 1
Задание: Определить типы связей, обозначить реакции связей и указать их направления на рисунках.
 Рисунок 1 |  Рисунок 2 |  Рисунок 3 |
 Рисунок 4 |  Рисунок 5 |  Рисунок 6 |
Порядок выполнения задания:
Зарисовать рисунок;
Определить тип связи;
Обозначить реакции связей и указать их направление.
Максимальное количество баллов за задание: | 2 балла |
- типы реакций связей определены правильно в полном объеме. | 1 балл |
- направления реакций связей определены правильно в полном объеме. | 1 балл |
Самостоятельная работа № 2
Задание: Определить сумму моментов сил, представленных на рисунке 7, относительно точки А, если F1 = 10 кН, F2 = 20 кН, F3 = 30 кН, F4 = 40 кН.

Рисунок 7
Порядок выполнения задания:
Зарисовать рисунок;
Определить моменты каждой силы относительно точки А;
Найти сумму моментов сил относительно точки А.
Максимальное количество баллов за задание: | 2 балла |
- момент каждой силы относительно точки А найден правильно в полном объеме. | 1 балл |
- сумма моментов сил относительно точки А найдена правильно | 2 балл |
Самостоятельная работа № 3
Задание: Подготовить сообщение на тему: «Влияние окружающей среды на механическое поведение конструкционных материалов».
Этапы подготовки сообщения:
1. Определение цели сообщения.
2. Подбор необходимого материала из литературных источников.
3. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Композиционное оформление сообщения в виде машинописного текста.
5. Заучивание, запоминание текста сообщения.
Общая структура сообщения:
Построение сообщения включает три части: вступление, основную часть и заключение.
Вступление.
- Формулировка темы сообщения.
- Актуальность выбранной темы (чем она интересна, в чем заключается ее важность, почему выбрана именно эта тема).
- Анализ литературных источников.
Основная часть.
Состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Возможно использование иллюстрации (графики, диаграммы, фотографии, карты, рисунки). Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным.
Способ изложения материала для выступления должен носить конспективный или тезисный характер.
Заключение.
Подводятся итоги, формулируются главные выводы, предлагаются самые важные практические рекомендации.
Максимальное количество баллов за сообщение | 2 балла |
- соответствие содержания сообщения заявленной теме | 0,5 балла |
- глубина и полнота раскрытия темы | 0,5 балла |
- языковая правильность, логичность, связность сообщения | 1 балл |
Самостоятельная работа № 4
Задание: Ступенчатый стержень, представленный на рисунке 8, находится под действием осевых сил. Построить эпюры продольных сил, нормальных напряжений и перемещений. Стержень изготовлен из стали (модуль упругости
МПа). Исходные данные к задаче выбрать из таблицы 1 по заданному варианту.

Рисунок 8
Таблица 1 – исходные данные к самостоятельной работе № 4
№ варианта | F, кН | A, см2 | а, м | b, м | с, м |
1 | 20 | 6 | 1 | 1,2 | 0,8 |
2 | 30 | 8 | 0,6 | 1,4 | 1 |
3 | 40 | 10 | 0,8 | 0,8 | 1,4 |
4 | 50 | 12 | 1,2 | 1,4 | 1,4 |
5 | 60 | 14 | 1,5 | 1 | 1,5 |
6 | 70 | 6 | 1 | 1,2 | 0,8 |
7 | 80 | 8 | 0,6 | 1,4 | 1 |
8 | 70 | 10 | 0,8 | 0,8 | 1,4 |
9 | 60 | 12 | 1,2 | 1,4 | 1,4 |
10 | 50 | 14 | 1,5 | 1 | 1,5 |
Порядок выполнения задания:
Зарисовать эскиз ступенчатого стержня;
Определить с помощью метода сечений внутреннюю продольную силу N по длине стержня и построить ее эпюру;
Определить нормальное напряжение σ по длине стержня и построить его эпюру;
Оценить деформацию ступенчатого стержня. Для этого определить перемещения сечений стержня λ и построить их эпюру.
Максимальное количество баллов за задание: | 3 балла |
- эпюра внутренних усилий по длине стержня построена правильно. | 1 балл |
- эпюра нормальных напряжений по длине стержня построена правильно. | 1 балл |
- эпюра перемещений сечений стержня по его длине построена правильно. | 1 балл |
Самостоятельная работа № 5
Задание: Подготовить сообщение на тему: «Виды балочных и рамных конструкций. Практическое применение».
Этапы подготовки сообщения:
1. Определение цели сообщения.
2. Подбор необходимого материала из литературных источников.
3. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Композиционное оформление сообщения в виде машинописного текста.
5. Заучивание, запоминание текста сообщения.
Общая структура сообщения:
Построение сообщения включает три части: вступление, основную часть и заключение.
Вступление.
- Формулировка темы сообщения.
- Актуальность выбранной темы (чем она интересна, в чем заключается ее важность, почему выбрана именно эта тема).
- Анализ литературных источников.
Основная часть.
Состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Возможно использование иллюстрации (графики, диаграммы, фотографии, карты, рисунки). Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным.
Способ изложения материала для выступления должен носить конспективный или тезисный характер.
Заключение.
Подводятся итоги, формулируются главные выводы, предлагаются самые важные практические рекомендации.
Максимальное количество баллов за сообщение | 2 балла |
- соответствие содержания сообщения заявленной теме | 0,5 балла |
- глубина и полнота раскрытия темы | 0,5 балла |
- языковая правильность, логичность, связность сообщения | 1 балл |
Самостоятельная работа № 6
Задание: Двутавровая балка, представленная на рисунке 9, закреплена при помощи шарнирно-подвижной и шарнирно-неподвижной опор. Построить эпюры внутренних усилий балки. Исходные данные к задаче выбрать из таблицы 2 по заданному варианту.

Рисунок 9
Таблица 2 – исходные данные к самостоятельной работе № 6
№ варианта | Р, кН | q, кН/м | а, м |
1 | 20 | 6 | 1 |
2 | 30 | 8 | 0,6 |
3 | 40 | 10 | 0,8 |
4 | 50 | 12 | 1,2 |
5 | 60 | 14 | 1,5 |
6 | 70 | 6 | 1 |
7 | 80 | 8 | 0,6 |
8 | 70 | 10 | 0,8 |
9 | 60 | 12 | 1,2 |
10 | 50 | 14 | 1,5 |
Порядок выполнения задания:
Зарисовать эскиз двутавровой балки;
Определить реакции опор балки, используя уравнения равновесия плоской параллельной системы сил;
Определить поперечную силу Q по длине балки и построить ее эпюру;
Определить изгибающий момент М по длине балки и построить его эпюру.
Максимальное количество баллов за задание: | 2 балла |
- эпюра поперечных сил по длине балки построена правильно. | 1 балл |
- эпюра изгибающих моментов по длине балки построена правильно. | 1 балл |
Самостоятельная работа № 7
Задание: Составить сравнительную таблицу по теме: «Характеристика основных типов механических передач».
Вид передачи | Эскиз передачи | Достоинства | Недостатки | Применение |
1. Фрикционные передачи | | | | |
2. Ременные передачи | | | | |
3. Зубчатые передачи | | | | |
4. Передача винт-гайка | | | | |
5. Червячные передачи | | | | |
6. Цепные передачи | | | | |
Порядок выполнения задания:
Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
Повторите лекционный материал и учебный материал, касающийся заданной темы.
Внимательно изучите разделы таблицы, названия строк и столбцов.
Продумайте ход заполнения таблицы.
Заполните ячейки данной таблицы в соответствии с требованиями к оформлению таблиц
Проведите анализ и самоконтроль таблицы.
Максимальное количество баллов за задание: | 2 балла |
- содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию. | 1 балл |
- материал излагается кратко, последовательно, с наличием специальных терминов. | 1 балл |
Самостоятельная работа № 8
Задание: Подготовить сообщение на тему: «Конструктивные особенности и принцип действия червячного редуктора».
Этапы подготовки сообщения:
1. Определение цели сообщения.
2. Подбор необходимого материала из литературных источников.
3. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Композиционное оформление сообщения в виде машинописного текста.
5. Заучивание, запоминание текста сообщения.
Общая структура сообщения:
Построение сообщения включает три части: вступление, основную часть и заключение.
Вступление.
- Формулировка темы сообщения.
- Актуальность выбранной темы (чем она интересна, в чем заключается ее важность, почему выбрана именно эта тема).
- Анализ литературных источников.
Основная часть.
Состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Возможно использование иллюстрации (графики, диаграммы, фотографии, карты, рисунки). Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным.
Способ изложения материала для выступления должен носить конспективный или тезисный характер.
Заключение.
Подводятся итоги, формулируются главные выводы, предлагаются самые важные практические рекомендации.
Максимальное количество баллов за сообщение | 2 балла |
- соответствие содержания сообщения заявленной теме | 0,5 балла |
- глубина и полнота раскрытия темы | 0,5 балла |
- языковая правильность, логичность, связность сообщения | 1 балл |
Список рекомендуемой литературы
Вереина Л. И. Краснов М. М. Техническая механика. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия, 2016.- 288 с.;
Олофинская В. П. Техническая механика. Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий. Учебное пособие, 2-е издание. Профессиональное образование.: Инфра-М, Форум, 2014.-349 с.;
Сетков В. И. Сборник задач по технической механике. Учеб. Пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – 2-е изд., М.: Академия, 2017. - 224 с.;
Эрдеди А. А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. Учебное пособие для СПО. М.: Академия, 2015. – 320 с.;
Кривошапко С. Н., Копнов В. А. Сопротивление материалов. Руководство для решения задач и выполнения лабораторных и расчетно-графических работ. Высшая школа, 2014. – 243 с.
Интернет-ресурсы:
Министерство образования Российской Федерации. Форма доступа: http://www.ed.gov.ru;
Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». Форма доступа: http://www.school.edu.ru;
Естественнонаучный образовательный портал. Форма доступа: http://en.edu.ru;
Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Форма доступа: http://www.ict.edu.ru;
Электронная библиотека. Электронные учебники. Форма доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/.