СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для самостоятельных работ по ОП.10 Строительные машины и механизмы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

метдичка

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для самостоятельных работ по ОП.10 Строительные машины и механизмы»

МиНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«тюменский ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ университет»

Институт транспорта

Отделение СПО

ПЦК Строительных дисциплин












Строительные машины и средства малой механизации



Методические указания по выполнению самостоятельных работ

по дисциплине ОП. 10 «Строительные машины и средства малой механизации»

для обучающихся по специальности

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений














Тюмень

ТюмГНГУ

2017




Строительные машины и средства малой механизации: метод. указ. к организации самостоятельных работ для обучающихся по спец. 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»/сост. Д.С. Пережогин; Тюменский индустриальный университет. 1-е изд. – Тюмень: издательский центр БИК, ТИУ, 2017. – 15 с.


Ответственный редактор: Баранникова Л.Г., председатель ПЦК.









Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании ЦК дисциплин СЭЗ и МГС

«30» октября 2017 года, протокол № 1











Аннотация


Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Строительные машины и средства малой механизации» предназначены для обучающихся по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Данная дисциплина изучается в одном семестре.

Самостоятельная работа студентов повышает интеллектуальный уровень обучающихся, формирует умение самостоятельно находить нужную информацию, систематизировать, обобщать, что необходимо для профессиональной подготовки будущего специалиста. Навыки исследовательской работы по дисциплине помогут студентам на старших курсах при выполнении и оформлении курсовых и дипломных проектов.

Приведено содержание основных тем дисциплины, указан перечень самостоятельных работ.







СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение………………………………………………………………………..

3

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ работы:


№ 1 «классификация строительных машин»…………………….

5

№2 «изучение устройства однокошовых экскаваторов»….

8

№3 «составление плана ппр и графиков то и ремонта строительных машин»…………………………………………………

21

  1. перечень рекомендуемой литературы ………………………………































Введение


Методическое указание по дисциплине «Строительные машины и средства малой механизации» предназначено для выполнений требований Федерального государственного образовательного стандарта для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

В результате освоения дисциплины ОП 10 обучающийся должен уметь:

  • У1: определять производительность и подбирать комплекты строительных машин и средств малой механизации для выполнения механизированных строительных работ;

  • У 2: вести оперативный учет работы строительных машин и транспортных средств.

ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке.

ПК 2.3. Производить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов.

ПК 2.4. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ.

ПК 3.1. Обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.





На освоение программы отводится:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.








Перечень тем самостоятельных работ Таблица 1

п/п

Тема самостоятельной работы

Количество часов

1

Подготовить сообщение по теме: «История развития строительных машин».

2

2

Пояснить основные термины по теме «Грузозахватные устройства: лебедки, полиспасты, домкраты, тали».

2

3

Подготовить презентацию по теме: «Строительные краны и подъемники».

2

4

Подготовить реферат по теме «Экскаваторы и специализированное оборудование для земляных работ».

2

5

Ответить на вопросы по теме: «Схема работы дизель-молота».

2

6

Составить глоссарий по теме: «Машины для бетонных и железобетонных работ».

2

7

Сделать подробное описание ручных (технологических) машин по данной теме: «Ручные машины (механизированный строительный инструмент)».

2

8

Сделать краткий конспект и презентацию по теме: «Машины и оборудование для отделочных работ».

2


Методические указания по подготовке и проведению самостоятельных работ включают:

- Цель самостоятельной работы;

- Вопросы для самоконтроля;

- Задание для выполнения;

- Список рекомендованной литературы.








Самостоятельная работа № 1

Тема самостоятельной работы: «История развития строительных машин»


Обучающийся должен знать:

- историю развития примитивных строительных механизмов;

- совершенствование развития строительных механизмов в Древней Греции;

- совершенствование развития строительных механизмов в Древнем Риме;

- развитие инструментов с древнейших времен до середины 20 века;

- прообразы современных крановых конструкций;

- изобретателей Древнего Рима и Древней Греции


уметь:

- классифицировать строительные машины в период с древнейших времен до

середины 20 века;

- раскрывает историю того или иного вопроса (значительно расширяет знания

по дисциплине).


Задание: подготовить сообщение по следующим темам:

- «История развития строительных машин с древнейших времен до эпохи Возрождения»;

- «История развития строительных машин эпохи Возрождения»,

- «История развития строительных машин конца 18 – начала 20 вв»,

- «История развития современных строительных машин».

Методические указания к выполнению:

При составлении сообщений необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1. Подобрать литературу по данной теме (использовать минимум источника).

2. Сгруппировать материал из разных источников информации.

3. Выбрать наиболее интересный и значимый по вашему мнению материал для

сообщения.

4. Написать список используемой литературы.

5. Оформить и выступить, свободно владея материалом.

6. Сдать работу преподавателю.


Рекомендуемая форма контроля: проведение письменного опроса по вариантам.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислить основных изобретателей Древней Греции и древнего Рима.

  2. В каком веке появились примитивные землеройные машины?

  3. Первый башенный кран был создан ….


Самостоятельная работа № 2

Тема самостоятельной работы: «Грузозахватные устройства: лебедки, полиспасты, домкраты, тали».


Обучающийся должен знать:

- основные грузозахватные приспособления;

- характеристики и принцип действия грузозахватных приспособлений;

- схемы строповки грузов (лебедки, полиспасты, домкраты, тали)


уметь:

- обозначать грузозахватные приспособления;

- изображать схемы строповки грузов;

- рассчитывать производительность грузозахватных приспособлений


Задание: пояснить основные термины по данной теме согласно приведенной ниже таблице:

Таблица 1

п/п

Термин

Пояснение

1

Средство грузозахватное


2

Соединительный элемент


3

Зацепной (крюковой) захват


4

Фрикционный захват


5

Анкерный захват


6

Опорный захват


7

Крюк чалочный


8

Скоба (карабин)


9

Рым-болт


10

Строп


11

Траверса


12

«Кольцо-крюк»


13

Канатная ветвь


14

Двухветвевой строп



Рекомендуемая форма контроля: проведение устного опроса по теме.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислить основные параметры канатных ветвей.

  2. Принцип действия лебедки и тали.

  3. Что такое двухветвевой строп?



Самостоятельная работа № 3

Тема самостоятельной работы: «Строительные краны и подъемники».


Обучающийся должен знать:

- назначение, область применения, классификацию, основные характеристики, схемы строительных кранов;

- особенности башенных, козловых, кабельных и самоходных стреловых кранов;

- устройство подкрановых путей, их верхнее строение;

- приборы безопасности грузоподъемных кранов, устойчивость кранов;

- основы эксплуатации строительных кранов;

-основные правила техники безопасности и правила безопасной эксплуатации;

-строительные подъемники, их назначение, классификация, область применения, схемы устройства и работы.


уметь:

- классифицировать типы и виды строительных кранов и подъемников;

- расшифровывать индекс (марку) башенных кранов;

- подбирать вид строительного крана в зависимости от типа сооружения или вида здания.


Задание: оформить презентацию по теме «Строительные краны и подъемники» объемом не менее 10 слайдов.

Методические указания к выполнению:

  1. Сделать презентацию можно на компьютере самостоятельно. Для этого потребуется программа PowerPoint.

  2. Подготовка и согласование с преподавателем текста доклада.

  3. Разработка структуры презентации.

  4. Создание презентации в  Power Point.

  5. Согласование презентации и репетиция доклада.

  6. Производится разработка структуры компьютерной презентации. Учащийся составляет варианты сценария представления результатов собственной деятельности и выбирает наиболее подходящий.

  7.  Создать  выбранный вариант презентации  в Power Point .

  8. Производится согласование презентации и репетиция доклада.


Требования к формированию компьютерной презентации:

  1. Компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды;

  2. структура компьютерной презентации должна включать оглавление, основную и резюмирующую части;

  3. каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;

  4. слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк);

  5. необходимо использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий текст (это позволит разнообразить

  6. к потере зрительного и смыслового контакта со слушателями);

  7. время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что компьютерная презентация, включающая 10— 15 слайдов, требует представляемый материал и обогатить доклад выступающего студента);

  8. компьютерная презентация может сопровождаться анимацией, что позволит повысить эффект от представления доклада (но акцент только на анимацию недопустим, т.к. злоупотребление им на слайдах может привести для выступления около 7—10 минут.

  9. Подготовленные для представления доклады должны отвечать следующим требованиям: цель доклада должна быть сформулирована в начале выступления; выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и свободно ориентироваться в нем; недопустимо читать текст со слайдов или повторять наизусть то, что показано на слайде; речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа; докладчику во время выступления разрешается держать в руках листок с тезисами свое­го выступления, в который он имеет право заглядывать; докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией; после выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его); состав и качество применяемых для нужд компьютерной презентации средств автоматизации должны соответствовать требованиям специально оснащаемых учебных классов - это оборудование обязательно должно включать компьютер, переносной экран и проектор.

Рекомендуемая форма контроля: выступление докладчика на практическом занятии.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назначение самоходных стреловых кранов.

  2. Что такое вылет стрелы?

  3. Устройство башенного крана.



Самостоятельная работа № 4

Тема самостоятельной работы: «Экскаваторы и специализированное оборудование для земляных работ».


Обучающийся должен знать:

- классификацию по назначению, типу ходового устройства, типу действия, сменного рабочего оборудования, по конструктивному исполнению, по типу привода, по типу рабочего органа;

- применение одноковшовых и многоковшовых

уметь:

экскаваторов;

- принцип работы и устройство одноковшовых и многоковшовых экскаваторов.

- определять техническую производительность экскаваторов;

- классифицировать по вместимости ковша;

- вычерчивать схемы движения одноковшовых и многоковшовых экскаваторов.


Задание: подготовить реферат по теме «Экскаваторы и специализированное оборудование для земляных работ».


Методические указания к выполнению:

1. Работа начинается с титульного листа стандартной формы, за которым следует лист с оглавлением работы и состоит из введения, нескольких глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

2.Во введение (1-1,5страницы) раскрывается актуальность темы (проблемы), формулируются цели и задачи исследования, указывается источниковая и методологическая база работы. В зависимости от темы могут определяться хронологические рамки работы.

3.В основной части раскрываются содержание понятий и положений, вытекающих из анализа изученной литературы.

4.В заключении подводятся итоги исследования согласно выдвинутых задач, делаются самостоятельные выводы и обобщения.

5.В списке использованных источников указываются использованные автором работы, научные публикации, а также другие источники, в том числе, электронные.

6. Объем реферат составляет – 10-15 страниц, не считая приложений. Работа, как правило, должна быть отпечатана. В порядке исключения рассматриваются работы, представленные в рукописной форме.

7. Параметры страницы:

–размер бумаги – формат А4;

–поля: левое – 30 мм, правое – 20 мм, снизу – 20 мм, сверху – 20 мм.

8. Страницы реферата нумеруются, начиная с титульного листа, но на нем номер страницы не ставится. Нумерация сквозная для всего текста, исключая приложения. В приложениях нумеруются страницы внутри каждого приложения, начиная с 1. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине нижнего поля страницы.

9. Шрифт и интервал при написании реферата:


Шрифт

14, Times New Roman

 

Межстрочный интервал

полуторный

 

Отступ красной строки

1,3 см

 

Отступы до и после абзаца

0

 

Выравнивание

по ширине

 

Переносы установлены

 

стиль заголовков:

 

 

Заголовок главы

 

 

Шрифт

16, полужирный Times New Roman

 

Межстрочный интервал

одинарный

 

Отступ красной строки

0

 

Отступы до и после абзаца

12 пунктов

 

Выравнивание

по центру

 

Начинать с новой страницы

 

–название пунктов внутри главы (параграфов):

Шрифт

14, Times New Roman, полужирный

Межстрочный интервал

одинарный

Отступ красной строки

0

Отступы до и после абзаца

до - 12 пунктов, после – 6

Выравнивание

по центру

10. Ссылки на источники и литературу, библиографический список и библиографические ссылки оформляются в соответствии с требованиями ГОСТа.

11. Список источников и литературы оформляются в соответствии с ГОСТ 7.322001 «Система стандартов по информатизации, библиотечному и издательскому делу».


Рекомендуемая форма контроля: проведение письменного опроса по вариантам.


Вопросы для самоконтроля:

1.Устройство одноковшового экскаватора.

2.Перечислить специальное оборудование для земляных работ.

3.Отличие одноковшового от многоковшового экскаватора.

4. Перечислить схемы проходки одноковшовых экскаваторов.





Самостоятельная работа № 5

Тема самостоятельной работы: «Схема работы дизель-молота»

Обучающийся должен знать:

- классификацию и принцип работы дизель-молота;

- технические характеристики дизель-молота

уметь:

- рассчитывать энергию удара


Задание: прочитать ниже отрывок по теме «Схема работы дизель-молота» и ответить письменно на вопросы для самоконтроля.


Дизельные молоты представляют собой прямодействующие двигатели внутреннего сгорания, работающие по принципу двухтактного дизеля. Они получили преимущественное распространение в строительстве благодаря энергетической автономности, мобильности, простой и надежной конструкции и высокой производительности.

По типу направляющих для ударной части дизель-молоты делятся на штанговые и трубчатые. У трубчатого дизель-молота направляющей ударной части в виде массивного подвижного поршня служит неподвижная труба, у штангового направляющими ударной части в виде массивного подвижного цилиндра служат

Дизель-молоты подвешиваются к копровой стреле с помощью захватов подъемно-сбрасывающего устройства («кошки»), предназначенного для подъема и пуска молота и прикрепленного к канату лебедки копровой установки. две штанги. Распыление дизельного топлива в камере сгорания у штанговых молотов - форсуночное, а у трубчатых - ударное.

По массе ударной части различают легкие (масса ударной части до 600 кг), средние (до 1800 кг) и тяжелые (свыше 2500 кг) дизель-молоты.

Легкий дизель-молот СП-60 с подвижными штангами предназначен для забивки деревянных свай с помощью копра СП-1ЗБ. Дизель-молот СП-6Б применяют для забивки в грунт железобетонных и металлических свай с помощью копра грузоподъемностью не менее 9 т.

Дизель-молот СП (рис. 1) состоит из следующих основных узлов: поршневого блока 1 с шарнирной опорой, ударной части - подвижного рабочего цилиндра 3, двух направляющих штанг 4 с траверсой 6, механизма подачи топлива и захвата - «кошки» 5. Поршневой блок включает поршень 2 с компрессионными кольцами, отлитый заодно с основанием. В центре днища поршня установлена распылительная форсунка 12, соединенная топливопроводом 13 с плунжерным топливным насосом высокого давления (до 50 МПа), питающимся из топливного резервуара. Основание поршневого блока опирается на шарнирную опору, состоящую из сферической пяты 15 и наголовника 17, которые соединены серьгой 16 и пальцем 14. Шарнирная опора обеспечивает направление удара по центру сваи в случае некоторого несовпадения осей молота и сваи. В основании блока закреплены нижние концы направляющих штанг 4, верхние концы которых соединены траверсой 6.


Рис. 1. Штанговый дизель-молот СП

По штангам перемещается чугунный ударный цилиндр с камерой сгорания в донной части. На внешней поверхности цилиндра укреплен штырь (выступающий стержень) 8, воздействующий на рычаг 7 топливного насоса при падении ударной части вниз. Для управления топливным насосом при запуске молота в работу служит рычаг 9. Для запуска молота захват 5, подвешенный к канату лебедки копра, опускают вниз для обеспечения автоматического зацепления крюка «кошки» за валик 11 ударного цилиндра, после чего «кошку» и сцепленную с ней ударную часть поднимают лебедкой в верхнее крайнее положение. Далее поворотом вручную (через канат) рычага сброса 10 освобождают от «кошки» ударный цилиндр, который под действием собственного веса скользит по направляющим штангам вниз. При надвижении цилиндра на поршень 2 воздух, находящийся во внутренней полости цилиндра, сжимается (в 16...25 раз), а температура его резко повышается (до 600 °С). При нажатии штыря 8 цилиндра на приводной рычаг 7 топливного насоса дизельное топливо по топливопроводу 13 подается к форсунке 12 и распыляется в камере сгорания, смешиваясь с горячим воздухом. При дальнейшем движении цилиндра вниз горячая смесь самовоспламеняется, и в то же мгновение цилиндр наносит удар по шарнирной опоре, наголовник 17 которой надет на головку сваи. Расширяющиеся продукты сгорания смеси (газы) выталкивают ударную часть вверх и выходят в атмосферу. Поднимающийся рабочий цилиндр быстро теряет скорость, под действием собственного веса начинает опять падать вниз, и цикл повторяется. Дизель-молот работает автоматически до выключения топливного насоса.


Рекомендуемая форма контроля: проведение письменного опроса по вариантам


Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое дизельный молот?

2. Дизель-молоты делятся на ……….

3. Что такое копровая установка?

4. Начертить схему штангового дизель-молота.

5. Применение дизель-молота на строительной площадке.

6. Каков принцип действия штангового дизель-молота?




Самостоятельная работа № 6

Тема самостоятельной работы: «Машины для бетонных и железобетонных работ».


Обучающийся должен знать:

- назначение, область применения, классификацию, основные характеристики машин для бетонных и железобетонных работ;

- схемы компоновки основного оборудования бетонных заводов;

- процесс приготовления растворов


уметь:

- различать бетоносмесители по характеру работы и по способу перемешивания;

- рассчитывать производительность растворонасосов.


Задание: составить глоссарий на основе следующих понятий: бетоносмеситель, дозатор, растворонасос, дробилка, бетонная смесь, механическая обработка бетона, станки ручные рычажного типа, концевые анкеры, муфта, бадья, химические добавки и заполнители, бетоноукладчики, вибратор, пневмонагнетатель.

Рекомендуемая форма контроля: проведение устного опроса.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Как рассчитать производительность растворонасоса?

  2. Область применения машин для бетонных работ.



Самостоятельная работа № 7

Тема самостоятельной работы: «Ручные машины (механизированный строительный инструмент)».


Обучающийся должен знать:

- принцип действия ручных машин и вспомогательного оборудования;

- назначение, область применения, классификацию, основные характеристики


уметь:

- составлять годовой план планово-предупредительного ремонта и технического осмотра;

- составлять наряд-задание и наряд-заказ.


Задание: используя литературу из основных источников и интернет-литературу, подробно описать принцип работы следующих ручных машин: электрический рубанок, ротационный пневмодвигатель, электрические ножницы.

Рекомендуемая форма контроля: проведение устного опроса.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое ручная (технологическая) машина?

  2. Перечислить основные виды ручных машин.

  3. Для чего используют электрические сверлильные машины?




Самостоятельная работа № 8

Тема самостоятельной работы: «Машины и оборудование для отделочных работ».


Обучающийся должен знать:

- принцип действия машин и оборудования для отделочных работ;

- механизацию машин и оборудования для отделочных работ.


уметь:

- рассчитывать по формулам теоретическую подачу, действительную подачу, скорость движения растворной смеси.


Задание: согласно приведенным ниже схемам машин и оборудования для отделочных работ составные части следующих машин:

1.

2.

.

3


Рекомендуемая форма контроля: проведение письменного опроса.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Недостатки поршневых растворонасосов.

  2. Отличия винтовых растворонасосов от поршневых.

  3. Что такое шаг винта ротора?

  4. Подробно описать принцип работы устройства передвижного штукатурного агрегата.







Основные источники:

  1. Белецкий Б.Ф. Строительные машины и оборудование/ И.Г. Булгакова.

Издательство: Феникс 2011, 608 с.

  1. Добронравов, С.С. Строительные машины и основы автоматизации /В.Г. Дронов. М.:

Высшая школа, 2006, 575с.


Дополнительные источники:

  1. Волков, Д.П. Строительные машины и средства малой механизации: Учебник/ Д.П. Волков –

М.: Академия, 2008. - 480с.

  1. Шестопалов, К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и

оборудование: Учеб. Пособие/ К.К. Шестопалов - М.: Мастерство, 2007. – 320.


Интернет-ресурсы:

  1. Большая библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tech-biblio.ru

  2. Электронная библиотека нефть и газ, электронный ресурс [режим доступа] - http://www.oglibrary.ru

  3. Библиотека Oil Kraft, электронный ресурс [режим доступа] - www.oilcraft.ru/

  4. Библиотека технической литературы «Нефть и газ - Избранное», электронный ресурс [режим доступа] - http://nglib-free.ru/

  5. Интернет портал сообщества ТЭК, [режим доступа] - http://www.energyland.ru/