ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «РОССОШАНСКИЙ ХИМИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методические указания к выполнению самостоятельной работы
по дисциплине
БД. 11 «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся по специальности
18.02.03 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Россошь
2018
Самостоятельная работа обучающихся (СРО) – обязательный вид подготовки студента и важнейшая составляющая подготовки специалистов среднего звена.
Самостоятельная работа обучающихся это
– способ деятельности во всех организационных формах учебных занятий и во внеаудиторное время, когда обучающиеся самостоятельно изучают материал, определенный содержанием рабочей программы дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
– вся совокупность учебных заданий, которые должен выполнить студент во время обучения в техникуме, например, провести расчеты по какому-либо модулю дисциплины, написать контрольную или курсовую работу и т.п.
Условием успешной профессиональной деятельности специалиста и его карьерного роста является его профессиональная мобильность, умение самостоятельно работать над собой, приобретать новые знания и умения, осваивать новые компетенции и повышать квалификацию.
Цель самостоятельной работы дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» – организовать систематическое изучение студентами определенных разделов и тем дисциплины в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний, навыков и профессиональных компетенций, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в освоении новых знаний.
Основной принцип организации самостоятельной работы обучающихся – комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке. Задача преподавателя – убедить обучающихся в необходимости самостоятельной работы при изучении дисциплины «Астрономия» и обеспечить его самостоятельную работу необходимыми методическими материалами. Трудоемкость СРО в соответствии с требованиями ФГОС и учебного плана составляет 33,33 % объема учебного времени по дисциплине. Содержание самостоятельной работы обучающихся изложено в рабочей программе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и направлено на расширение и углубление теоретических знаний и практических умений по данному курсу, на обеспечение междисциплинарных связей.
Самостоятельная работа обучающихся в целом включает в себя:
проработка материалов по конспекту лекций
выполнение рефератов по заданным темам
Содержание и трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Содержание и трудоемкость самостоятельной работы
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид СРО | Трудоемкость, час |
1 | Основы комплексной безопасности. | Проработка материалов по конспекту лекций | 4 |
Выполнение рефератов | 1 |
2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | Выполнение рефератов | 2 |
3 | Основы противодействия терроризму в Российской Федерации. | Проработка материалов по конспекту лекций | 12 |
Выполнение рефератов | 2 |
4 | Основы здорового образа жизни. | Выполнение рефератов | 6 |
5 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | Выполнение рефератов | 2 |
6 | Основы обороны государства. | Проработка материалов по конспекту лекций | 4 |
Выполнение рефератов | 2 |
Первый вид самостоятельной работы «Проработка материалов по конспекту лекций».
Тематика и трудоемкость лекционных занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Тематика и трудоемкость лекционных занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»»
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Тематика лекционных занятий | Трудоемкость, час |
1 | Раздел 1. Основы комплексной безопасности. | Автономное пребывание человека в природной среде. - Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде. - Обеспечение личной безопасности на дорогах. - Обеспечение личной безопасности в криминальных ситуациях. | 3 |
Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия. – Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности. - Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия. - Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях Ч. С. техногенного характера. | 4 |
Военная угроза национальной безопасности России и национальная оборона. – Характер современных войн и вооружённых конфликтов. - Правила поведения в ситуациях криминального характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 4 |
2 | Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи. | 5 |
| |
| Раздел. III Основы противодействия терроризму в Российской Федерации. | Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. - Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния. - Экстремизм и экстремистская деятельность. - Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности. | 8 |
Положение Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремальной деятельности» - Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации - Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения. - Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления. | 4 |
| | Уголовная ответственность за террористическую деятельность. -Ответственность за осуществление экстремистской деятельности. | 3 |
- Правила безопасности поведения при угрозе террористического акта. - Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. – Правила личной безопасности при пожаре. – Обеспечение личной безопасности на водоёмах. – Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях | 5 |
Национальный антитеррористический комитет ( НАК), его предназначение, структура и задачи. – Контртеррористическая операция и условия её проведения. – Правовой режим контртеррористической операции. – Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму. – Применение Вооружённых Сил Р. Ф. в борьбе с терроризмом. – Участие Вооружённых Сил Р. Ф. в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны. | 3 |
| Раздел 6.Основы обороны государства. | - Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. - Основные виды оружия и их поражающие факторы. - Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. - Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. - Средства индивидуальной защиты. - Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации. - Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении. | 3 |
| | - Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ. - Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ. - Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН. - Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение. - Воздушно - Космические войска, их состав и предназначение. - Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. - Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. - Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. | 2 |
- Строи и управление им. - Строевые приемы и движение без оружия. - Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. - Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. - Строи отделения, развёрнутый строй, походный строй. - Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении. | 4 |
Второй вид самостоятельной работы- выполнение рефератов по заданным темам
Примерная тематика рефератов:
-Природные Ч.С. на территории Р.Ф. В 2010-2013г.
-Возможные Ч.С техногенного характера на территории Воронежской области
-Военная доктрина Р.Ф. до 2020г
Примерная тематика рефератов:
-Система ликвидации РСЧС.
-Обеспечение безопасности населения в ЧС.
Примерная тематика рефератов:
-Экстремизм и экстремистская деятельность на территории РФ. Причины и последствия.
-Структура и задача системы РСЧС для обеспечения безопасности граждан России.
- Личная безопасность на водоёмах.
- Возможные последствия в различных бытовых ситуациях при нарушении личной безопасности.
Примерная тематика рефератов:
-Экстремизм и экстремистская деятельность на территории РФ. Причины и последствия.
- Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации
-Возможные Ч.С техногенного характера на территории Воронежской области .
Примерная тематика рефератов
- Иммунитет, общие понятия об иммунной системе.
- Комплекс мероприятий для предупреждения инфекционных заболеваний.
- Виды физических нагрузок, которые эффективно восстанавливают учебную деятельность
Примерная тематика рефератов
- Основные правила оказания доврачебной помощи пострадавшим
- Первая помощь при инсультах, инфарктах и других болезней сердца.
Примерная тематика рефератов:
-Рода войск ВС РФ.
- История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Гражданская оборона
Методические рекомендации по выполнению реферата
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Содержание реферата
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников;
приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата | Количество страниц |
Титульный лист | 1 |
Содержание (с указанием страниц) | 1 |
Введение | 2 |
Основная часть | 8-12 |
Заключение | 1-2 |
Список использованных источников | 1-2 |
Приложения | Без ограничений |
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 8 до 12. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный
междустрочный интервал - одинарный
поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
отформатировано по ширине листа
на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
нумерация страниц текста -
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата
Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Реферат оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
Приложение 1
Образец титульного листа
Р Е Ф Е Р А Т
Тема:
Выполнил (а)
Ф. И. О. студента,
группа
Руководитель:
Ф.И.О. преподавателя
11