А
дминистрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57 г.Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»
Методические указания для выполнения самостоятельной работы
по теме «Исследование функции»
в форме индивидуальных и групповых проектов
для обучающихся 10-11 классов
Автор Прушенова С.А., учитель математики первой категории
Улан-Удэ
2018
Тема «Производная функции и ее применение»
После завершения темы обучающийся будет уметь вычислять производные элементарных функций, пользуясь таблицей производных и правилами дифференцирования суммы, произведения, частного; в несложных ситуациях исследовать функции и строить графики с помощью производной; решать задачи на нахождение наименьшего и наибольшего значения функции на отрезке.
Действия | Умения | Знания | Ресурсы – средства обучения |
Находить производную функции, исследовать функцию на монотонность и экстремумы с применением производной, находить наименьшие и наибольшие значения функции, построить графики | Уметь вычислять производную функции, исследовать функцию на монотонность и экстремумы с применением производной, находить наименьшие и наибольшие значения функции, построить графики | Геометрический и механический смысл производной. Правила дифференцирования. Формула вычисления производной сложной функции. Формула производной тригонометрических функций. Признак возрастания (убывания) функции. Экстремумы функции. Схема исследования функции. | Оборудование: Персональный компьютер, проектор; Программное обеспечение: |
Цели:
Образовательные- научить применять производную функции при решении практических задач;
Развивающие: создание условий для формирования ключевых компетенций студентов: коммуникативной – умение работать в групповом режиме; информационной - поиск нужной информации в источниках разного типа;
Воспитательные - воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при исследовании функции с помощью производной.
Тип проекта – информационный
Предметная область- математика, экономика, физика.
Срок исследования – 1 месяц
Цель проекта: через исследование функции научиться описывать свойства различных явлений.
Задачи проекта:
рассмотреть историю зарождения и развития понятия «функция»;
изучить историю возникновения дифференциального исчисления;
познакомиться с жизнью и деятельностью ученых, внесших значительный вклад в развитие понятий «функция» и её «производная»;
показать решение уравнений и неравенств с помощью производной;
применить производную при решении практических задач.
Этапы проведения проекта:
подготовительный (осознание проблемной ситуации, постановка цели);
проективный (выбор тем исследований студентами, формирование групп для проведения исследований, выбор какого- либо процесса или явления, выявление возможных источников информации);
практический (сбор информации о выбранном явлении или процессе с использованием различных источников, систематизация материала, подготовка и оформление результатов работы в виде презентации, тестов, публикации и др.);
заключительный (защита проектов и подведение итогов, рефлексия).
Темы исследований
История развития понятия «функция»: Как возникла функция? Развитие понятия – функция. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие понятия – функция: Бернулли, Эйлер, Даламбер, Фурье, Лобачевский.
История развития дифференциального исчисления: Как возникло дифференциальное исчисление? Влияние дифференциального исчисления на развитие математики. Четыре определения производной. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие дифференциального исчисления: Лагранж, Ньютон, Лейбниц, Лопиталь, Роберваль, Галилей.
А где еще нужна производная?: Экономический смысл производной. Решение задачи экономического характера с помощью производной.
Производная в физике.
Применение производной при решении практических задач: Формулировка какой-либо задачи прикладного характера. Нахождение оптимальных величин в поставленной задаче с помощью производной.
Информационные ресурсы:
Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – 4-е изд., доп. – М.: Мнемозина, 2016. – 424 с.: ил.
Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. – 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2007. – 336 с.: ил.
П.Т.Апанасов, Н.П.Апанасов Сборник математических задач с практическим содержанием. Книга для учителя- М.: «Просвещение», 1987
Тренировочно-диагностические тесты Тесты по математике для 9, 10, 11 классов информационно-методического центра г. Сочи
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&lib_no=4954&tmpl=lib
http://edu.sochi.ru/ege7.htm
http://www.serpik.com/agrapher
Комментарий: программа Advanced Grapher многофункциональная программа исследования математических функций с удобным графическим интерфейсом. Позволяет строить графики функций и их производных, находить экстремумы функций и корни уравнений, осуществлять интегрирование, получать таблицу значений функции по ее формуле и др.
Результат проекта
Результатом проекта является отчет о проведенном исследовании, который должен быть представлен в виде мультимедийной презентации.
Успешный проект требует планирования, выполнения и оценки различных этапов проекта, которые должны быть представлены в виде следующих свидетельств:
описание проекта;
план проекта;
портфолио свидетельств деятельности по проекту;
документирование продвижения к поставленной цели;
результат проекта;
отчет по оценке.
Инструкции по реализации проекта:
изучите цели и задачи проекта и вопросы, которые нужно исследовать;
проведите предварительные исследования, чтобы:
выбрать конкретную тему исследования;
выбрать форму презентации отчета.
3 определите факторы, которые могут повлиять на успех проекта, включая факторы, относящиеся к:
поиску требуемых источников (ресурсов);
общению с теми, кто связан с исследуемым вопросом или деятельностью;
форме презентации;
временным ограничениям.
4 составьте краткое описание проекта, в котором:
кратко представьте результаты предварительного исследования;
укажите тему, которую вы будете исследовать;
опишите форму презентации результатов проекта.
Памятка рекомендаций к составлению презентаций
Для определения основной задачи презентации необходимо выяснить:
какова конечная цель презентации
что представляет объект презентации
для какой аудитории предназначена презентация
Стиль:
соблюдайте единый стиль оформления;
избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
Фон:
для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый);
используйте свои фоны и цветовые схемы.
Использование цвета:
на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
для фона и текста используйте контрастные цвета.
Анимационные эффекты:
используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Содержание информации:
используйте короткие слова и предложения;
минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных;
заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на слайде:
предпочтительно горизонтальное расположение информации;
наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты:
для заголовков – размер не менее 24;
для информации – размер не менее 18;
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;
нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации:
Следует использовать:
рамки, границы, заливку;
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Виды слайдов:
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
Объем информации:
не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации; люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений;
наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Критерий оценивания выполненного исследования:
№ | Параметры оценивания | 3 балла | 2 балл | 0-1балл |
1 | Содержание | Содержание соответствует всем параметрам | Содержание частично соответствует названным параметрам | Содержание не соответствует названным параметрам |
| - новое | | | |
| - понятное | | | |
| - интересное | | | |
2 | Изложение материала | Изложение материала соответствует названным параметрам | Изложение материала частично соответствует названным параметрам | Изложение материала не соответствует названным параметрам |
| - ясно | | | |
| - доступно | | | |
| - логично | | | |
3 | Грамотность | Соответствие всем параметрам | Частичное соответствие параметрам | Не соответствие параметрам |
| Материал не содержит: -грамматических ошибок | | | |
| -терминологических ошибок | | | |
| - иных ошибок | | | |
4 | Практическая часть | Приведены задачи соответствующие теме проекта и решены | Есть замечания по задачам | Задачи не соответствуют теме проекта или отсутствуют |
Оценка материала к проекту:
0-3 балла - требует доработки;
4-6 баллов – оценка «удовлетворительно»;
7-9 баллов – оценка «хорошо»;
10-12 баллов – оценка «отлично».
Критерии оценивания презентаций:
№ | Параметры | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
1 | Содержание презентации | Полностью отражает поставленные цели | Частично отражает поставленные цели или имеет отдельные недостатки | Не дает представления о поставленных целях |
2 | Корректность текста | В тексте: - отсутствуют грамматические ошибки; - используется научная терминология; - информация точная, полезная и доступная | Отсутствует один из перечисленных критериев | Отсутствуют два из перечисленных критериев |
3 | Дизайн презентации | Оформление слайдов ярко иллюстрирует основную идею презентации | Слайды не совсем адекватны логике презентации | Презентация не оформлена |
4 | Представление презентации | Автор - хорошо владеет материалом; - обладает навыками ораторского искусства; -смог заинтересовать аудиторию | Автор недостаточно хорошо владеет перечисленными навыками и умениями | Автор не показал компетентность в представлении презентации |
5 | Итог | | | |
Оценка за презентацию:
0-2 балла - не заслуживает положительной оценки;
3-4 балла- оценка «удовлетворительно»;
5-6 баллов- оценка «хорошо»;
7-8 баллов- оценка «отлично».
Критерии самооценки работы в проекте и выступления
Ф.И.О. _________________________________
| Замечательно | Хорошо | Я мог бы сделать лучше |
Я определял цели и ставил задачи | | | |
Я отбирал теоретический материал для проекта | | | |
Я решил не меньше двух задач по теме | | | |
Я строил графики функций | | | |
Оказывал помощь, откликался на работу других | | | |
Я собирал материал, содержащий сведения о функциях и ее производной | | | |
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения | | | |
Я делал выводы | | | |
Я принимал участие в создании презентации для своей группы | | | |
Я находил и исправлял ошибки | | | |
Я учусь говорить четко и понятно, чтобы успешно выступать на защите проекта | | | |
Я ответил на вопросы проекта | | | |
Документация по оценке проекта
Номер/название оцениваемого проекта _____________________________________
Ф.И.О. обучающегося_____________________________________________________
Класс ______________ Дата__________________________
Разделы выполнения
Планирование
Представленные свидетельства
Описание проекта
Комментарии
План проекта Комментарии
2 Реализация
Дата
Представленные свидетельства «Портфель свидетельств» деятельности по проекту
Представленные свидетельства
Комментарии
Результат проекта
Комментарии
3 Оценка
Дата
Представленные свидетельства Отчет об оценке
Комментарии
Итоговая оценка:
Удовлетворительная
Неудовлетворительная
Подпись оценщика
13