СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для выполнения самостоятельной работы по теме «Исследование функции» в форме индивидуальных и групповых проектов для обучающихся 10-11 классов

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для выполнения самостоятельной работы по теме «Исследование функции» в форме индивидуальных и групповых проектов для обучающихся 10-11 классов»

А дминистрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57 г.Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»










Методические указания для выполнения самостоятельной работы

по теме «Исследование функции»

в форме индивидуальных и групповых проектов

для обучающихся 10-11 классов







Автор Прушенова С.А., учитель математики первой категории












Улан-Удэ

2018


Тема «Производная функции и ее применение»

После завершения темы обучающийся будет уметь вычислять производные элементарных функций, пользуясь таблицей производных и правилами дифференцирования суммы, произведения, частного; в несложных ситуациях исследовать функции и строить графики с помощью производной; решать задачи на нахождение наименьшего и наибольшего значения функции на отрезке.

Действия

Умения

Знания

Ресурсы – средства обучения

Находить производную функции, исследовать функцию на монотонность и экстремумы с применением производной, находить наименьшие и наибольшие значения функции, построить графики

Уметь вычислять производную функции, исследовать функцию на монотонность и экстремумы с применением производной, находить наименьшие и наибольшие значения функции, построить графики

Геометрический и механический смысл производной. Правила дифференцирования. Формула вычисления производной сложной функции. Формула производной тригонометрических функций. Признак возрастания (убывания) функции. Экстремумы функции. Схема исследования функции.

Оборудование:

  • Персональный компьютер, проектор;

Программное обеспечение:

  • Microsoft Power Point,

  • текстовый редактор Microsoft Word


Цели:

Образовательные- научить применять производную функции при решении практических задач;

Развивающие: создание условий для формирования ключевых компетенций студентов: коммуникативной – умение работать в групповом режиме; информационной - поиск нужной информации в источниках разного типа;

Воспитательные - воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при исследовании функции с помощью производной.

Тип проекта – информационный

Предметная область- математика, экономика, физика.

Срок исследования – 1 месяц

Цель проекта: через исследование функции научиться описывать свойства различных явлений.

Задачи проекта:

  • рассмотреть историю зарождения и развития понятия «функция»;

  • изучить историю возникновения дифференциального исчисления;

  • познакомиться с жизнью и деятельностью ученых, внесших значительный вклад в развитие понятий «функция» и её «производная»;

  • показать решение уравнений и неравенств с помощью производной;

  • применить производную при решении практических задач.

Этапы проведения проекта:

  • подготовительный (осознание проблемной ситуации, постановка цели);

  • проективный (выбор тем исследований студентами, формирование групп для проведения исследований, выбор какого- либо процесса или явления, выявление возможных источников информации);

  • практический (сбор информации о выбранном явлении или процессе с использованием различных источников, систематизация материала, подготовка и оформление результатов работы в виде презентации, тестов, публикации и др.);

  • заключительный (защита проектов и подведение итогов, рефлексия).

Темы исследований

  • История развития понятия «функция»: Как возникла функция? Развитие понятия – функция. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие понятия – функция: Бернулли, Эйлер, Даламбер, Фурье, Лобачевский.

  • История развития дифференциального исчисления: Как возникло дифференциальное исчисление? Влияние дифференциального исчисления на развитие математики. Четыре определения производной. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие дифференциального исчисления: Лагранж, Ньютон, Лейбниц, Лопиталь, Роберваль, Галилей.

  • А где еще нужна производная?: Экономический смысл производной. Решение задачи экономического характера с помощью производной.

  • Производная в физике.

  • Применение производной при решении практических задач: Формулировка какой-либо задачи прикладного характера. Нахождение оптимальных величин в поставленной задаче с помощью производной.

Информационные ресурсы:

  1. Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – 4-е изд., доп. – М.: Мнемозина, 2016. – 424 с.: ил.

  2. Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. – 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2007. – 336 с.: ил.

  3. П.Т.Апанасов, Н.П.Апанасов Сборник математических задач с практическим содержанием. Книга для учителя- М.: «Просвещение», 1987

  4. Тренировочно-диагностические тесты Тесты по математике для 9, 10, 11 классов информационно-методического центра г. Сочи

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&lib_no=4954&tmpl=lib

http://edu.sochi.ru/ege7.htm

  1. http://www.serpik.com/agrapher

Комментарий: программа Advanced Grapher многофункциональная программа исследования математических функций с удобным графическим интерфейсом. Позволяет строить графики функций и их производных, находить экстремумы функций и корни уравнений, осуществлять интегрирование, получать таблицу значений функции по ее формуле и др.

Результат проекта

Результатом проекта является отчет о проведенном исследовании, который должен быть представлен в виде мультимедийной презентации.

Успешный проект требует планирования, выполнения и оценки различных этапов проекта, которые должны быть представлены в виде следующих свидетельств:

  • описание проекта;

  • план проекта;

  • портфолио свидетельств деятельности по проекту;

  • документирование продвижения к поставленной цели;

  • результат проекта;

  • отчет по оценке.

Инструкции по реализации проекта:

  1. изучите цели и задачи проекта и вопросы, которые нужно исследовать;

  2. проведите предварительные исследования, чтобы:

  • выбрать конкретную тему исследования;

  • выбрать форму презентации отчета.

3 определите факторы, которые могут повлиять на успех проекта, включая факторы, относящиеся к:

  • поиску требуемых источников (ресурсов);

  • общению с теми, кто связан с исследуемым вопросом или деятельностью;

  • форме презентации;

  • временным ограничениям.

4 составьте краткое описание проекта, в котором:

  • кратко представьте результаты предварительного исследования;

  • укажите тему, которую вы будете исследовать;

  • опишите форму презентации результатов проекта.

Памятка рекомендаций к составлению презентаций

  1. Для определения основной задачи презентации необходимо выяснить:

  • какова конечная цель презентации

  • что представляет объект презентации

  • для какой аудитории предназначена презентация

  1. Стиль:

  • соблюдайте единый стиль оформления;

  • избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;

  • вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

  1. Фон:

  • для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый);

  • используйте свои фоны и цветовые схемы.

  1. Использование цвета:

  • на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;

  • для фона и текста используйте контрастные цвета.

  1. Анимационные эффекты:

  • используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;

  • не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

  1. Содержание информации:

  • используйте короткие слова и предложения;

  • минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных;

  • заголовки должны привлекать внимание аудитории.

  1. Расположение информации на слайде:

  • предпочтительно горизонтальное расположение информации;

  • наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;

  • если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

  1. Шрифты:

  • для заголовков – размер не менее 24;

  • для информации – размер не менее 18;

  • нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;

  • для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;

  • нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

  1. Способы выделения информации:

Следует использовать:

  • рамки, границы, заливку;

  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;

  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

  1. Виды слайдов:

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;

  • с таблицами;

  • с диаграммами.

  1. Объем информации:

  • не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации; люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений;

  • наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.


Критерий оценивания выполненного исследования:

Параметры оценивания

3 балла

2 балл

0-1балл

1

Содержание

Содержание соответствует всем параметрам

Содержание частично соответствует названным параметрам

Содержание не соответствует названным параметрам


- новое





- понятное





- интересное




2

Изложение материала

Изложение материала соответствует названным параметрам

Изложение материала частично соответствует

названным параметрам

Изложение материала не соответствует названным параметрам


- ясно





- доступно





- логично




3

Грамотность

Соответствие всем параметрам

Частичное соответствие параметрам

Не соответствие параметрам


Материал не содержит: -грамматических ошибок





-терминологических ошибок





- иных ошибок




4

Практическая часть

Приведены задачи соответствующие теме проекта и решены

Есть замечания по задачам

Задачи не соответствуют теме проекта или отсутствуют

Оценка материала к проекту:

0-3 балла - требует доработки;

4-6 баллов – оценка «удовлетворительно»;

7-9 баллов – оценка «хорошо»;

10-12 баллов – оценка «отлично».


Критерии оценивания презентаций:


Параметры

2 балла

1 балл

0 баллов

1

Содержание презентации

Полностью отражает поставленные цели

Частично отражает поставленные цели или имеет отдельные недостатки

Не дает представления о поставленных целях

2

Корректность текста

В тексте:

- отсутствуют грамматические ошибки;

- используется научная терминология;

- информация точная, полезная и доступная

Отсутствует один из перечисленных критериев

Отсутствуют два из перечисленных критериев

3

Дизайн презентации

Оформление слайдов ярко иллюстрирует основную идею презентации

Слайды не совсем адекватны логике презентации

Презентация не оформлена

4

Представление презентации

Автор

- хорошо владеет материалом;

- обладает навыками ораторского искусства; -смог заинтересовать аудиторию

Автор недостаточно хорошо владеет перечисленными навыками и умениями

Автор не показал компетентность в представлении презентации

5

Итог




Оценка за презентацию:

0-2 балла - не заслуживает положительной оценки;

3-4 балла- оценка «удовлетворительно»;

5-6 баллов- оценка «хорошо»;

7-8 баллов- оценка «отлично».



Критерии самооценки работы в проекте и выступления

Ф.И.О. _________________________________



Замечательно


Хорошо


Я мог бы сделать лучше

Я определял цели и ставил задачи




Я отбирал теоретический материал для проекта




Я решил не меньше двух задач по теме




Я строил графики функций




Оказывал помощь, откликался на работу других




Я собирал материал, содержащий сведения о функциях и ее производной




Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения




Я делал выводы




Я принимал участие в создании презентации для своей группы




Я находил и исправлял ошибки




Я учусь говорить четко и понятно, чтобы успешно выступать на защите проекта




Я ответил на вопросы проекта





Документация по оценке проекта

Номер/название оцениваемого проекта _____________________________________

Ф.И.О. обучающегося_____________________________________________________

Класс ______________ Дата__________________________

Разделы выполнения

  1. Планирование
    Представленные свидетельства

Описание проекта
Комментарии

План проекта Комментарии

2 Реализация
Дата

Представленные свидетельства «Портфель свидетельств» деятельности по проекту

Представленные свидетельства

Комментарии

Результат проекта

Комментарии

3 Оценка
Дата

Представленные свидетельства Отчет об оценке

Комментарии

  1. Итоговая оценка:

Удовлетворительная
Неудовлетворительная

Подпись оценщика


13