© 2024, Алексеенко Галина Васильевна 3017 78
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предназначены для выполнения практических заданий студентами
Управление образования и науки липецкой области
ГОБПОУ «КОНЬ-КОЛОДЕЗСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ» Методические указания по организации и выполнению практических занятий
|
|
по учебной дисциплине ОП.08 Основы бережливого производства |
|
программы подготовки специалистов среднего звена |
по специальности СПО |
36.02.01 Ветеринария
|
|
|
Конь-Колодезь 2023 г.
Методические указания по организации и выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОП.08 Основы бережливого производства разработаны в соответствии с требованиями к результатам обучения ФГОС СПО по специальности 36.02.01 Ветеринария и рабочей программой учебной дисциплины Основы бережливого производства.
Разработчик:
ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»
Алексеенко Галина Васильевна, преподаватель ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»
Одобрено на заседании цикловой методической комиссии общепрофессиональных и профессиональных кинологических и ветеринарных дисциплин
____________________________________________________
Председатель ЦМК ___________Н.П. Маслова
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе ____________________Е.В. Санина
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………..……………………..........................4
Общие требования для обучающихся по выполнению практических занятий и оформлению отчёта, критерии оценивания работ………………………….....................................................6
Требования к технике безопасности при выполнении практических занятий........................7
Практическое занятие № 1 Тема: « Поиск потерь в производственном процессе. Выработка практических навыков обнаружения потерь в производственном процессе» ……………….8
Практическое занятие № 2 Тема: «Стандартизация действий рабочего Проведение наблюдений за действиями рабочего. Заполнение бланков стандартизированной работы»……………………………....……………………………………………………........ 12
Практическое занятие № 3 Тема: «Расчет численности персонала Проведение расчета численности персонала в животноводстве»…………………………………………………19
Практическое занятие № 4 Тема: «Описание потока создания ценности» ..………………………………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы…………………………………………….........................25
Введение
Методические указания по организации и выполнению практических занятий разработаны согласно рабочей программы учебной дисциплины ОП. 08 Основы бережливого производства и требованиям к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 36.02.01 «Ветеринария».
Практические занятия направлены на освоение следующих умений и знаний:
Умения
– Распознавать задачу и/или проблему; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия и реализовывать его; определить необходимые ресурсы.
– Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска.
– Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования.
Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.
Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе.
описывать значимость своей профессии (специальности); применять стандарты антикоррупционного поведения
Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности.
Знания
Актуальный профессиональный и социальный контекст, основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и социальном контексте; особенности денежного обращения (формы расчетов), понятие и сущность финансов, особенности взаимодействия и функционирования хозяйствующих субъектов, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов – структура и состав.
Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации.
Содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования.
Значимость коллективных решений, работать в группе для решения ситуационных заданий.
Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.
сущность гражданско – патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности); стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения.
Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности.
Нормативно-правовые акты международные и РФ в области денежного обращения и финансов.
Основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации; финансовые инструменты, кредитные банковские продукты.
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 13 Демонстрирующий готовность к продолжению образования, к социальной и профессиональной мобильности в условиях современного общества
ЛР 14 Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости
ЛР 15 Демонстрирующий навыки эффективного обмена информацией и
взаимодействия с другими людьми, обладающий навыками коммуникации
ЛР 16 Демонстрирующий навыки противодействия коррупции
ЛР 17 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие с учетом актуальной экономической ситуации
Липецкой области
ЛР 19 Умение реализовать лидерские качества на производстве
ЛР 20 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, нацеленный на достижение поставленных целей, управляющий собственным профессиональным развитием, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.
Методические указания по выполнению практических занятий содержат: цель проведения работы, теоретические основы, которыми обучающиеся должны владеть перед проведением работы; описание приборов и материалов (если требуется); указания по самостоятельному проведению работы; требования к оформлению отчёта и контрольные вопросы для закрепления полученных умений и знаний.
Обязательная аудиторная нагрузка на каждое практическое занятие приведена в таблице 1.
Таблица 1
Аудиторная нагрузка на выполнение практических занятий
Наименование работы | Нагрузка в часах |
Практическое занятие № 1 Тема: «Поиск потерь в производственном процессе. Выработка практических навыков обнаружения потерь в производственном процессе» |
2 |
Практическое занятие № 2 Тема: «Стандартизация действий рабочего Проведение наблюдений за действиями рабочего. Заполнение бланков стандартизированной работы» |
2 |
Практическое занятие № 3 Тема: «Расчет численности персонала. Проведение расчета численности персонала в животноводстве» |
2 |
Практическое занятие № 4 Тема: «Описание потока создания ценности» |
2 |
Всего | 8 |
Общие требования для обучающихся по выполнению
практических занятий и оформлению отчета, критерии оценивания работ
1. Перед выполнением практического занятия необходимо повторить теоретический материал, используя рекомендованную литературу, конспект лекций и теоретическую часть работы.
2. Обучающиеся обязаны иметь при себе линейку, карандаш, калькулятор, тетрадь для выполнения (или для оформления отчетов) практических занятий.
3. Отчеты по практическим занятиям оформляются аккуратно и должны включать в себя следующие пункты:
- название работы и ее цель;
- оборудование (при необходимости);
- описание этапов выполнения работы (записываются требуемые теоретические положения, расчеты, заполнение требуемых таблиц и построение графиков и т.д.).
- вывод.
4. При подготовке к сдаче практического занятия, необходимо ответить на предложенные контрольные вопросы.
5. Если отчет по работе не сдан до выполнения следующей работы по неуважительной причине, оценка за работу снижается.
Критерии оценивания работ
При оценивании практического занятия учитывается следующее:
- качество самостоятельного выполнения практической части работы (соблюдение методики выполнения, точность расчётов, получение результатов в соответствии с целью работы и т.д.);
- качество оформления отчета по практическому занятию (в соответствии с требованиями приведенными выше);
- качество устных ответов на контрольные вопросы при защите работы (глубина ответов, использование специальной терминологии, знание методики выполнения работы и т.д.).
Требования к технике безопасности при выполнении
практических занятий
Вход в аудиторию осуществляется только по разрешению преподавателя.
На первом занятии преподаватель проводит первичный инструктаж по технике безопасности и напоминает обучающимся о бережном отношении к оборудованию и о материальной ответственности каждого из них за сохранность оборудования и обстановки.
При обнаружении повреждений оборудования персональную ответственность несут обучающиеся, выполнявшие работу на этом оборудовании. Виновники обязаны возместить материальный ущерб.
Если во время проведения работы на оборудовании замечены какие-либо неисправности
оборудования, необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю.
После окончания работы рабочее место следует привести в порядок.
Техника безопасности при работе с компьютером
1.Нельзя начинать работу на технике с видимым повреждением. В случае обнаружения трещины на корпусе или повреждений другого рода, нужно обратиться за помощью к преподавателю.
2. Предметы на столе не должны мешать обзору, пользованию мышкой и клавиатурой. Поверхность экрана должна быть абсолютно чистой; на системном блоке не должно находиться никаких предметов, так как в результате вибраций может нарушиться работа устройства. Нужно убедиться в том, что никакие посторонние предметы не мешают работе системе охлаждения.
3. Недопустимо включать персональный компьютер в удлинители и розетки, в которых отсутствует заземляющая шина.
4. Запрещается начинать работу в помещениях с повышенной влажностью, а также в случае, если рядом присутствуют открытые источники влажности (лужи, мокрый пол). Включить технику можно лишь после полного высыхания окружающих предметов.
рекомендуется избегать расположения жидкостей рядом с модулями компьютера. Поэтому кулер с водой или кофейный автомат необходимо размещать в стороне от рабочих мест в офисе. Пользователи должны осознавать опасность потенциального замыкания в случае пролития воды на клавиатуру или системный блок. Нельзя работать на ПК с мокрыми руками;
5. Нельзя очищать поверхность компьютера от загрязнений, когда он находится во включенном состоянии;
Практическое занятие № 1
Тема занятия :Поиск потерь в производственном процессе.
Цель занятия: Выработка практических навыков обнаружения потерь в производственном процессе
Приобретаемые умения и знания:
уметь:
- картирование потока создания ценности;
- подготовка документов для проведения наблюдения за организацией производства;
- выявление потерь на производстве;
- использование методов и инструментов бережливого производства для устранения потерь;
знать:
- основы организации бережливого производства;
- отечественный и зарубежный опыт организации бережливого производства;
- современные тенденции развития средств и методов по организации бережливого производства.
- метод 5S;
- канбан;
- поток единичных изделий;
- пока-ёкэ;
- карта потока создания ценности;
- всеобщий уход за оборудованием;
- кайдзен.
Теоретический материал для этого занятия приведен в разделе 3 «Виды потерь в бережливом производстве».
Порядок выполнения работы:
Задание 1. Осуществить идентификацию потерь по выданному изображению производственного процесса
Форма представления результата: отчет о выполненной работе с указанием перечня выявленных потерь.
Исходные данные: изображение производственного процесса выдается преподавателем перед началом занятия.
Из всех пищевых продуктов наиболее ценными являются молоко и изготовленные из него продукты (масло, сыр, творог и др.). Молоко содержит почти все необходимые для питания полноценные вещества: жиры, белки, сахар, минеральные соли, витамины, ферменты, гормоны и т.д. Усвояемость организмом молоко в целом и всех его составных частей очень высокая, но следует хорошо запомнить, что само молоко и все, производимые из него продукты подвержены воздействию болезнетворных микроорганизмов и если нарушать санитарные и технологические нормы при их производстве, то вместо пользы можно получить непоправимый вред.
Качество молока зависит от правильности получения и обработки его с самых первых этапов, начиная с процесса доения. Однако и этого еще недостаточно, поскольку те или иные полезные и вредные свойства молока могут быть заложены в нем еще в период выращивания и кормления животных. Так, например, нарушение норм их кормления может привести к тому, что даже при последующем соблюдении всех технологических правил молоко окажется невысокого качества, а продукты, полученные из него, будут иметь неприятный вкус, и навредить здоровью человека.
Необходимо иметь в виду, что состав и качество молока изменяются под воздействием различных факторов и зависят в первую очередь от стадии лактации коровы.
Качество и свойства молока зависят также от породных особенностей животного, поскольку коровы разных пород производят молоко различного состава и технологических свойств. Особенное влияние на качество молока оказывают корма, и именно они будут в первую очередь определять вкус и цвет молока, а в дальнейшем и молочной продукции.
Так попробуем разобраться какие основные этапы обработки молока существуют и как производятся некоторая молочная продукция.
1. Первичная обработка и хранение молока
Первичная обработка молока складывается из следующих последовательных процессов:
1) очистки от механических примесей;
2) охлаждения;
3) иногда пастеризация и стерилизация молока
При доении в молоко могут попасть посторонние примеси (частички корма, пыли, навоза и др.) Его обязательно надо очищать с помощью фильтрования сразу же после дойки, пока еще молоко парное. Фильтрование бывает:
ручное - переливание молока из доильного ведра во фляги или в танки- охладители;
автоматическое - фильтры устанавливаются в линию молокопровода; центрифужные очистители.
1.1 Очистки от механических примесей и нормализация молока
При доении в молоко могут попасть посторонние примеси (частички корма, пыли, навоза и др.) Его обязательно надо очищать с помощью фильтрования сразу же после дойки, пока еще молоко парное.
Фильтрование бывает: ручное - переливание молока из доильного ведра во фляги или в танки - охладители; автоматическое - фильтры устанавливаются в линию молокопровода; центрифужные очистители.
Применение центрифужных молокоочистителей позволяет провести разделение молока и механических примесей за счет действия центробежной силы очистительного барабана. Он удаляет из барабана не только механические примеси, но и слизь, сгустки фибрина, клетки эпителия, форменные элементы крови, микроорганизмы и др. Таким образом, из молока извлекается, примерно, от массы молока 0,06 % примесей и грязи.
Очистка, нормализация, гомогенизация, пастеризация и охлаждение происходят в потоке на пластинчатых пастеризационно-охладительных установках в комплекте с гомогенизатором.
После очистки и охлаждения (до 2-4 °С) молоко при необходимости хранят в промежуточных емкостях не более 48 ч.
Очистка и нормализация проводится при 40±5 °С на сепараторах-молокоочистителях и сепараторах-сливкоотделителях. Нормализация осуществляется в потоке путем смешивания сливок и обезжиренного молока в таких пропорциях, чтобы обеспечить заданную жирность молока.
Нормализованная смесь молока поступает в гомогенизатор -- плунжерный насос высокого давления при температуре не менее 60 °С. При давлении 12,5±2,5 МПа в гомогенизаторе происходит раздробление жировых шариков, а дестабилизированный в результате механического и теплового воздействия молочный жир приобретает белково-лецитиновую оболочку. Размер жировых шариков при гомогенизации уменьшается в 10 раз. Благодаря гомогенизации молока в течение срока реализации замедляется образование сливочной пробки на поверхности молока.
Молокоочиститель через 3-4 часа работы промывают холодной водой, а затем из него удаляют осевшую грязь, моют теплой водой, потом специальным моющим раствором.
1.2 Охлаждение молока
Источником холода обычно служат холодная, свежая, проточная вода, лед, а также специальные холодильные установки. Приемы охлаждения молока водой общеизвестны (во флягах в бассейне с водой), но при промышленном производстве молока они не находят применения. В настоящее время разработаны и выпускаются для нужд молочного скотоводства многоцелевые агрегаты. Он предназначен для центробежной очистки молока от механических частиц, охлаждения его и подачи в резервуар для хранения. Охлажденное молоко необходимо немедленно отправлять на молокоперерабатывающие предприятия, а в случае его приемки непосредственно в хозяйствах оно должно храниться при температуре не выше 10 °С в молочных танках, ваннах, баках, флягах в отведенных для этой цели помещениях не более 20 часов.
1.3 Пастеризация
Пастеризацией принято называть нагревание молока от 63 °С до более высокой, но несколько ниже температуры кипения. При этом подавляющее количество микробов (до 99,9 %) гибнет. Нагревание молока выше температуры кипения называется стерилизацией, все микроорганизмы погибают и сроки хранения стерилизованного молока значительно выше, чем пастеризованного.
Используют следующие режимы пастеризации:
· молоко нагревают до 63-65 °С в течение 30 минут (длительная пастеризация);
· молоко выдерживают при 72-76 °С в течение 15-20 секунд (кратковременная пастеризация);
· молоко доводят до 85 °С и выше, но не до кипения, без выдержки (моментальная пастеризация).
При стерилизации молоко подогревают сначала паром до 75 °С, затем в специальном аппарате за доли секунды доводят до 140 °С, потом в течение 4 секунд выдерживают под высоким давлением.
1.4 Стерилизация молока
Стерилизованное молоко получают, нагревая молоко в особых условиях, обеспечивающих уничтожение не только бактерий, попавших в сырое молоко, но и их спор. Стерилизуют молоко при повышенном давлении и температуре 125-145 градусов. Стерилизация при 145° С в течение 45 мин. разрушает полностью все витамины. Но та стерилизация, которая применяется для молока, а именно не выше 118° С в течение 18 мин., витаминов не разрушает, конечно, если процесс будет вестись без доступа воздуха. Чтобы предотвратить отстаивание сливок и повысить усвояемость молока, перед стерилизацией проводят гомогенизацию его, т.е. размельчение жировых шариков.
В молочной промышленности применяют следующие виды стерилизации: стерилизация в таре при температуре 115-120 °С с выдержкой 30 и 20 мин; обработка ультравысокими температурами (УВТ-обработка или ультра пастеризация) при температуре в пределах 140 °С с выдержкой 2 с.
УВТ-обработка с последующим асептическим упаковыванием обеспечивает соответствие продукта требованиям промышленной стерильности и осуществляется в потоке в закрытой системе с выдержкой не менее чем 2 с одним из следующих способов:
§ путем контакта обрабатываемого продукта с нагретой поверхностью при температуре от 125 до 140 °С;
§ путем прямого смешивания стерильного пара с обрабатываемым продуктом при температуре от 135 до 140 °С.
После термической обработки молоко охлаждается до 4-6 °С, проверяется на качество и расфасовывается в мелкую или крупную тару.
Готовый продукт хранят в холодильных камерах при температуре 0-8 °С и относительной влажности 85-90 %. Продолжительность хранения большинства видов пастеризованного молока не более 36 ч с момента окончания технологического процесса.
Задание 2. Определение экономического ущерба (потерь), причиняемого болезнями животных
Ущерб от падежа, вынужденного убоя и уничтожения животных по каждой соответствующей
возрастной группе, виду скота и птицы (У1) определяют по
формуле:
У1 = М х Ж х Ц ж - Сф, (1)
где М - количество павших, вынужденно убитых, уничтоженных
животных соответствующей возрастной группы и вида, гол.;
Ж - средняя живая масса одного животного соответствующей
возрастной группы и вида, кг;
Цж - средняя цена реализации единицы живой массы скота и
птицы, руб./кг;
Сф - выручка от реализации продуктов убоя, трупного сырья
(мясо, шкуры, голье), руб.
Исходные данные В фермерском хозяйстве от диктиокаулеза пало 5 голов молодняка крупного рогатого скота старше года. Средняя живая масса одной головы составила 243 кг, цена живой массы крупного рогатого скота средней упитанности - 80 руб. Выручка от реализованных продуктов павших животных, по данным бухгалтерии (кожсырья, мясо павших) - 6250 руб.
(М - 5 голов, Ж - 243 кг, Ц - 80 руб./кг, Сф - 6250 руб.)
У1 = 5 х 243 х 80 - 6250 = 90950 (руб.)
Кроме того, в этом же хозяйстве вынужденно убито 3 головы молодняка крупного рогатого скота, больных клинической формой диктиокаулеза, средняя живая масса которых составила 264 кг. Выручка от реализованных продуктов убоя (мясо, кожсырье, субпродукты) по данным
бухгалтерии составила - 32130 руб.
(М - 3 головы, Ж - 264 кг, Ц - 80 руб./кг, СФ - 32130 руб.)
У1 = 3 х 264 х 80 - 32130 = 31230 (руб.)
Общий ущерб от падежа и вынужденного убоя по хозяйству от диктиокаулеза молодняка крупного рогатого скота составил: У1 ОБЩ- = 90950 + 31230 = 122180 (руб.)
Контрольные вопросы:
1.Какие бывают потери в бережливом производстве?
2.Какова ключевая потеря в бережливом производстве?
3.Какие существуют признаки потерь в бережливом производстве?
Практическое занятие № 2
Тема занятия: «Стандартизация действий рабочего Проведение наблюдений за действиями рабочего. Заполнение бланков стандартизированной работы»
Цель занятия: Осуществить стандартизацию действий рабочего
Приобретаемые умения и знания:
уметь:
- картирование потока создания ценности;
- подготовка документов для проведения наблюдения за организацией производства;
- выявление потерь на производстве;
- использование методов и инструментов бережливого производства для устранения потерь;
знать:
- основы организации бережливого производства;
- отечественный и зарубежный опыт организации бережливого производства;
- современные тенденции развития средств и методов по организации бережливого производства.
- метод 5S;
- канбан;
- поток единичных изделий;
- пока-ёкэ;
- карта потока создания ценности;
- всеобщий уход за оборудованием;
- кайдзен.
Теоретический материал для этого занятия приведен в разделе 4 «Система 5 S».
Задания для студентов: провести наблюдение за действиями рабочего и заполнить бланки стандартизированной работы.
Исходные данные: наименование процессов выдается преподавателем перед началом занятия.
Форма представления результата: отчет о выполненной работе содержащий описание выявленных действий, которые совершает рабочий при выполнении своих должностных обязательств и заполненный бланк стандартизированной работы.
Порядок выполнения работы:
Глава 1. Стандарты — Успех методов, ориентированных на постоянное улучшение производства, во многом зависит от умения устанавливать и разрабатывать стандарты. Стандарты должны быть точными и научными. Стандарты должны соблюдаться всеми. Есть три типа стандартов: разработанные совместными усилиями рабочих и их руководителей стандарты, которые постоянно улучшаются; разработанные на базе научных подходов и эмпирических данных стандарты, которые также меняются со временем, но менее регулярно; основанные на технических данных стандарты, которые с течением времени остаются неизменными.
Стандартизация — это установление норм и требований к изготовлению изделий, а также процесс обсуждения стандартов, их выполнение и совершенствование. Непрерывное совершенствование производства становится наглядным, поскольку первоначальный стандарт и результаты его внедрения позволяют отслеживать динамику улучшений.
Постоянное усовершенствование стандартов является ключевым аспектом стандартизированной работы и позволяет достоверно оценить эффективность выполнения производственных процессов. На рис.1 показана последовательность внедрения процедур стандартизации на предприятии. Рис.1. Последовательность внедрения этапов стандартизации Стандартизированная работа — это набор определенных процедур, устанавливающих применение оптимальных методов работы и последовательность операций для каждого процесса и каждого рабочего. Стандартизированная работа — это вовсе не жесткий «рабочий стандарт», установленный раз и навсегда.
Наоборот, стандартизированная работа позволяет выявить оптимальный уровень загрузки рабочих и оборудования, максимально соответствующий потребительскому спросу.
Стандартизированная работа — это инструмент, применяемый при ячеечном производстве и вытягивающей системе.
Стандартизированная работа позволяет оптимально использовать ресурсы (персонал и оборудование), синхронизируя производственный ритм с потребительским спросом.
К внедрению стандартизированной работы следует приступать после организации ячеечного производства и ввода в действие вытягивающей системы. Если эти методы бережливого производства уже применяются на предприятии, стандартизированная работа сделает их более эффективными.
система 5S и визуальное управление;
быстрая переналадка;
защита от ошибок;
система всеобщего ухода за оборудованием (ТРМ);
дзидока—автономизация;
ячеечное производство;
вытягивающее производство и система канбан;
выравнивание объемов загрузки и обеспечение ритмичности производственного процесса;
многостаночное обслуживание.
Для того, чтобы рабочие действительно постоянно совершенствовали свое мастерство, необходимы следующие условия:
Активная работа в команде и понимание всех процессов каждым оператором.
Признание заслуг операторов, постоянно улучшающих производство.
Право на ошибки (за допущенные ошибки не следует наказывать) и поощрение новаторства.
Система отслеживания и внедрения удачных предложений, сделанных рабочими.
Сотрудничество с различными специалистами для оптимизации расположения оборудования и организации ячеечного производства.
Обучение всех рабочих методам постоянного совершенствования.
Что такое стандартное выполнение работы?
С точки зрения lean, стандартизованная работа – это метод, ориентированный на выявление потерь и непрерывное совершенствование, Назначение этого метода заключается в детальном представлении процесса и последующем его поэтапном совершенствовании. Когда мы детально представляем процесс, мы знаем, в чём состоит ценность и где скрываются потери, поэтому становится возможным пошаговое его совершенствование.
Другими словами, этот метод при помощи детального изучения процесса позволяет постепенно улучшать его, что можно сравнить с «хирургическим вмешательством» в процесс.
Такое вмешательство производится после очистки от всех видимых и устранимых потерь, когда мы ищем потери, уже анализируя в масштабе действий работника, а не в масштабе организации потока,
Метод стандартизованной работы призван устранять потери путем анализа основного процесса по принципу « ценность – потеря », вот что я имею ввиду под «хирургическим вмешательством». В настоящее время существуют десятки известных интерпретаций данного метода, который берёт своё начало в Японии, с предприятий Тойота. В зависимости от процесса, под который адаптировался метод, в зависимости от предприятия и организации, а также по мере передачи опыта с востока на запад, метод видоизменялся: упрощался и искажался.
Наиболее полный алгоритм метода стандартизованной работы изложен в книге «Стандартизованная работа.
Метод построения идеального бизнеса», где также указаны возможные варианты упрощений и сочетаний элементов данного метода.
Первое, что необходимо отметить — отличие понятий «стандартизация работы» и « стандартизованная работа ».
Как правило, стандартизация работы фокусирует своё внимание на процессе, т.е. стандартизирует процесс. Формализованные документы отражают основные шаги процесса и считаются неизменяемыми, разработанными навечно. Такой подход в корне противоречит философии lean и методу стандартизованной работы в частности.
Этот метод в первую очередь ориентируется на Заказчика и его потребности, он применяет лучший опыт и является гибким и постоянно изменяющимся.
В отличие от формализации шагов процесса, как в первом случае, метод формализует шаги, добавляющие ценность изделию.
Прошу вас, откажитесь раз и навсегда от старого понимания стандарта и стандартизации, не путайте устоявшееся понятие «стандартизации работ» с методом «стандартизованной работы».
Второе – это условия реализации метода. Необходимо тщательно изучить их перед тем, как применять метод. Существует три основных условия для реализации метода стандартизованной работы, без которых внедрение метода не даст необходимых результатов. Игнорирование этих условий – наиболее часто встречающаяся на практике ошибка, которая подрывает не только работоспособность процесса, но и эффективность методов lean в принципе.
Первое условие – время такта (Тт.). Для реализации метода необходима работа согласно времени такта, то есть его величина должна быть рассчитана и являться постоянной величиной в работе (не меняется в течение определённого времени). Время такта – расчётная величина, которая периодически пересчитывается, а при пересчёте времени такта перерабатывается практически весь комплект документации, предполагаемый методом. Но в течение определённого времени необходимо работать согласно рассчитанному времени.
Например, время такта может пересчитываться раз в месяц, по мере формирования потребности от Заказчика, далее, учитывая количество и продолжительность рабочих дней в месяце, рассчитывается время такта, Перерабатываются стандартные рабочие инструкции, персонал перераспределяется для работы в соответствии с новым временем такта, обучается, затем продолжается работа, Доступное для работы время – это всё рабочее время, в зависимости от того, по сколько смен и часов работает производство, без учёта обеденного времени, регламентированных перерывов, планового ремонта оборудования и обслуживания, когда работа не производится и т.д.
Другими словами, это чистое время работы.
Потребность Заказчика – это количество изделий, которое необходимо изготовить за определённый период времени.
В случае работы в одну или две смены, непредвиденно возникающие проблемы, такие, как поломка, дефект, невыход работника, могут быть компенсированы работой в сверхурочное время без риска срыва поставки Заказчику.
Однако, в случае полной загрузки в три смены, не говоря уже о работе в выходные дни, в случае возникновения подобных непредвиденных обстоятельств, существует большой риск, поэтому расчёт времени такта определяется с учётом ожидаемого коэффициента загрузки. Предпочтительным является первый случай, так как он более жёстко ограничивает ритм производства, в то же время оставляя пространство для манёвра в виде возможности организации сверхурочной работы. Второй способ расслабляет, оставляя резервы внутри доступного для работы времени.
Второе условие – повторяемая последовательность операций, В методе Стандартизованной работы стандартизируется всегда последовательность действий работника, а не движение изделия, инструмента или комплектующих. Отсутствие постоянной повторяемой последовательности приводит к выполнению работы различными способами, что приводит к различным ошибкам ( дефектам, поломкам, неправильному выполнению работы и переделкам). Нельзя позволять выполнять работу в произвольном порядке, порядок выполнения работы всегда должен быть наилучшим и стандартизированным.
С другой стороны, перед применением метода Стандартизованной работы необходимо убедиться в том, что стандартизируемые операции имеют периодически повторяемую последовательность действий. Необходимо быть уверенными, что они не выполняются хаотично и что на их последовательное выполнение не влияют непредсказуемые внешние факторы.
Третье условие – наличие стандартного рабочего запаса, Стандартный рабочий запас ( work in process ) – это минимальное количество незавершённой продукции перед каждой операцией (этапом процесса), необходимое для поддержания ровного течения потока. Минимальный запас незавершённого производства должен рассчитываться исходя из времени такта, пересчитываться вместе с изменениями потребности Заказчика и изменениями стандартной документации. Также он должен учитывать частоту пополнения запаса, т.е. если Тт.=10 минут, а поставка осуществляется каждый час, то минимальный запас, который должен находиться перед операцией, равен 60/10=6 штук (допускается +1 в качестве страховки на случай возникновения ошибки). Количество запасов меньше необходимого может остановить производство и нарушить ритмичность поставок Заказчику, чего ни в коем случае нельзя допустить. Запас незавершённого производства больше минимально необходимого количества провоцирует возникновение перепроизводства и следующих из него остальных видов потерь.
Несвоевременная поставка так же дестабилизирует стандартизованную работу, нарушая первые два условия. Поэтому, согласно данному условию, перед внедрением метода, необходимо убедиться в наличии минимального запаса и стабильности его пополнения. В первую очередь, успех внедрения метода заключается в активном вовлечении работников в процесс изменений, а также в разработку стандартной рабочей документации, что также можно отнести к условиям внедрения метода.
Учитывая степень детализации метода Стандартизованной работы, предполагающий индивидуальное рассмотрение каждой операции, выполняемой в процессе, крайне необходимо учитывать опыт и знания тех, кто непосредственно выполняет эти операции. Кому ещё могут быть известны все нюансы и тонкости выполнения той или иной операции, которые вряд ли можно встретить в технологии.
То, что называется опытом и мастерством, необходимо сохранять и передавать посредством стандартов, а это невозможно без вовлечения самих работников. Разумеется, при этом необходимо признание заслуг работников, постоянно улучшающих производство, их поощрение и всевозможная мотивация и вовлечение в дальнейшие улучшения.
На практике данное условие реализуется при помощи частичного высвобождения бригадиров для участия в разработке стандартов : консультировании, учёте специфических особенностей и генерации новых идей. Работа в команде также имеет огромное значение для успешной реализации метода. Для разработки полного комплекта документации, который предполагается методом, необходим не только основной персонал, но и представители технологической службы, службы ОТ и ТБ, механики и т.д., в зависимости от специфики ваших процессов.
Представители всех служб вносят вклад в общее дел в силу своей компетенции и взаимодействуют как единая команда. Эффективным методом вовлечения работников в процесс изменений и улучшений является система подачи и реализации предложений, При этом необходимо обучение всех работников методам постоянного совершенствования,
Каждый работник должен знать, что он может подать предложение (предложить идею по улучшению).
Соответственно, он должен понимать, как и где он может это сделать, а также он должен быть уверен, что его идею рассмотрят и обдумают, что она не останется без внимания.
Тщательно проработав и соблюдая приведённые выше условия, внедрение метода стандартизованной работы будет существенно проще и успешней.
ист замеров операций
Лист замеров операций – это первооснова для всего процесса стандартизации рабочего места. Замеры осуществляются относительно одной операции (например перемещение 1 коробки, обработки 1 счета и т.п)
Процесс:
А) Внимательно понаблюдайте за операцией и запомните последовательность действий
В) Перечислите операции в форме замеров времени операций (см. бланк ниже)
С) Осуществите замеры времени продолжающегося процесса от первой до последней
D) Осуществите замеры времени по разным сотрудникам (2-3 чел)
Задание 2.Рассчитать время такта
Нужно разделить время производства в течение определенного периода времени на спрос в штуках на продукцию в течение этого же периода времени. Например время производства за день на спрос в штуках за день.
Длительность смены составляет 8 часов. В течение смены предусмотрены 4 перерыва по 10 минут. В этом случае время производства будет равно длительности смены минус длительность перерывов = 8 часов по 60 минут минус 4 перерыва по 10 минут = 440 минут или 26400 секунд.
Спрос на продукцию за месяц составляет 10560 штук. В месяце 20 рабочих дней. В таком случае спрос в штуках за день будет составлять: 10560 делим на 20, получаем 528 штук в день.
Теперь мы можем рассчитать время такта. Делим время производства на спрос в течение дня, 26400 секунд делим на 528 штук – получаем 50 секунд.
Это означает, что каждые 50 секунд одна единица продукции должна переходить на следующую стадию производства. Или что каждые 50 секунд мы должны отгружать нашим клиентам одну единицу продукции. Если речь идет о сфере услуг, то это означает, что каждые 50 секунд очередной клиент получает нашу услугу.
Задание 3. Составить стандарт действий оператора машинного доения, используя правила машинного доения коров
Содержать и использовать доильную технику в исправном состоянии, вакуум и частоту пульсаций - в соответствии с паспортными данными на установку.
Строго соблюдать время доения с равномерным временным промежутком между доениями.
Оператор машинного доения работает не более чем с тремя аппаратами (при работе на обычной линейной дойке).
Соблюдать очередность доения.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ СЛЕДУЮЩАЯ ОЧЕРЕДНОСТЬ ДОЕНИЯ:
здоровые;
вылеченные;
только что вылеченные;
хронически больные и больные острыми воспалениями.
СРЕДИ ДОЙНЫХ КОРОВ ВЫДЕЛЯЮТ ЖИВОТНЫХ, МОЛОКО КОТОРЫХ НЕ ДОЛЖНО ПОПАСТЬ В ТАНК ОХЛАДИТЕЛЬ, ТАК КАК ОНО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА:
новотельные – 7 дней после отела;
стародойные – за 5 дней перед запуском;
на лечении антибиотиками;
больные маститом.
Коров доят в перчатках.
ПРИ РАБОТЕ СРЕДСТВОМ «ДО ДОЕНИЯ» ВЫПОЛНЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ:
наносят пенку на соски (от 15 до 30с желательная длительность контакта с кожей – по инструкции препарата);
сдаивают первые (4-5) струйки молока в спец.кружку с темным дном (контроль мастита и удаление бактерий и средства после доения из соскового канала, );
выполняют массаж кончиков сосков;
обтирают бумажной салфеткой соски.
Нельзя готовить корову заранее.
При любой технологии время подготовки коров к доению от прикосновения к вымени и до надевания первого стакана должно быть не менее 30с. и не более 1 мин (контроль с секундомером) и только на чистые и сухие соски прикрепляют аппарат без подсосов и шипения.
Быстрая молокоотдача с самого начала – это результат правильной подготовки коровы. Более 50 % молока должно быть получено впервые 2 минуты доения.
Процесс доения.
Во время доения оператор машинного доения не отвлекается на посторонние работы не связанные с доением.
Время доения зависит от предварительной качественной подготовки вымени коровы и времени действия гормона окситоцина (рефлекс молокоотдачи). По истечению действия гормона окситоцина корову полностью выдоить нельзя и потери могут достигать 40-45%. Быстрое разрушение (в течение 4-5 мин) окситоцина в организме приводит к прекращению рефлекса молокоотдачи.
Не рекомендуется производить додаивание и не следует давить на коллектор.
Отключение доильного аппарата осуществляется сразу же после окончания молоковыведения (не допускать холостого доения).
Для снятия аппарата клапан коллектора закрывают, поддерживают доильный аппарат и ждут, когда доильные стаканы сами отделяться. Недопустимо снятие доильного аппарата при действующем вакууме. В доильный стакан не впускают пальцем воздух, и не тянут в бок, что позволяет соблюдать гигиену доения и сохранить вымя здоровым.
Передержка аппарата вызывает у коровы болевые ощущения, что в дальнейшем приводит к торможению рефлекса молокоотдачи и к заболеванию коров маститом.
Посинение кончиков сосков и вытолкнутая наружу слизистая оболочка канала соска свидетельствует о нарушении техники доения и (или) неисправности доильного аппарата.
Обрабатывают соски после доения (в течение первых 30с. после снятия аппарата) для профилактики возникновения мастита.
Запаздывание с обработкой сосков после доения снижает эффективность этой операции.
Практическое занятие № 3
Тема занятия: «Расчет численности персонала. Проведение расчета численности персонала в животноводстве»
Цель занятия: Освоение методики определения оптимальной численности персонала с учетом исключения непроизводительных операций (потерь)
Приобретаемые умения и знания:
уметь:
- картирование потока создания ценности;
- подготовка документов для проведения наблюдения за организацией производства;
- выявление потерь на производстве;
- использование методов и инструментов бережливого производства для устранения потерь;
знать:
- основы организации бережливого производства;
- отечественный и зарубежный опыт организации бережливого производства;
- современные тенденции развития средств и методов по организации бережливого производства.
- метод 5S;
- канбан;
- поток единичных изделий;
- пока-ёкэ;
- карта потока создания ценности;
- всеобщий уход за оборудованием;
- кайдзен.
Порядок выполнения работы:
Задание 1
Расчет численности персонала
— непростая задача. Чтобы хорошо разбираться в теме, полезно почитать литературу по экономике и нормированию труда, но, если у вас нет на это времени, можно для начала познакомиться с несколькими принципами расчета численности персонала, основанными на «классической» теории нормирования труда. Чтобы не пугать вас сложными формулами, проиллюстрирую применение принципов наглядными примерами.
Принцип 1. Для расчета численности необходимо определить трудозатраты на выполнение работы
Работа архитектора и художника, дизайнера и программиста, бухгалтера и инженера, токаря и электрика, грузчика и кладовщика измеряется количеством затраченных на ее выполнение рабочих часов или минут. Для определения трудозатрат необходимо подсчитать количество выполняемых работником однотипных операций умножить их на усредненное количество времени на выполнение одной операции — норму времени. Процедуру повторить для всех операций, которые будет выполнять работник.
Пример: рабочий должен изготовить 100 изделий типа А и 200 изделий типа B. Норма времени на изготовление изделия А — 0,5 часа, норма времени на изготовление изделия типа B — 1 час. Трудозатраты на изготовление партии изделий А и В рассчитываются следующим образом: 100*0,5+200*1=250 часов.
Принцип 2. Количество штатных единиц рассчитывается как отношение трудозатрат к фонду рабочего времени одного работника
Универсальная формула для расчета численности работников выглядит следующим образом — трудозатраты на определенный объем работы/фонд рабочего времени за период, в течение которого эта работа должна быть выполнена.
Пример. Трудозатраты составляют 250 часов, нам нужно рассчитать, сколько работников выполнят ее за неделю при условии, что фонд рабочего времени каждого из них составляет 40 часов/в неделю. Расчет будет выглядеть так — 250/40=6,25. Если мы хотим выполнить указанный объем работы за неделю, нам потребуется 6,25 штатных единиц.
Задание 2.
1. Определяем нормативную численность
Данные для расчётов нужно запросить у руководителей структурных подразделений. Далее для расчёта оптимальной численности персонала можно воспользоваться формулой:
Н = V /(Фр.в × Впл × Квн).
Где:
V — плановый объём работ;
Фр.в — фонд рабочего времени на планируемый период;
Впл — плановая выработка на одного сотрудника;
Кв.н — плановый коэффициент выполнения норм.
Пример. В отделе продаж трудится 25 менеджеров. Руководство задумалось о сокращении штата. Нужно определить, насколько это целесообразно. Рассчитаем, как сработал отдел с января по июнь 2020 года. За объём работ (V) в данном случае можно принять объём продаж. Он составил 680 500 000 рублей.
Фр.в = 906 часов;
Впл = 33 300 рублей;
Фактическая выработка за аналогичный период 2019 г. — 32 900 рублей.
Кв.н = 33 300 : 32 900 = 1,01.
Н = 680 500 000: (906×33300×1,01) = 22,33 человек.
Таким образом, штат отдела можно сократить на двух — трёх человек.
Задание 3.Расчет численности работников на животноводческих комплексах
Для животноводческих ферм и комплексов характерен четко определенный перечень работ. Отличительными особенностями животноводческих ферм и комплексов является механизация и автоматизация производственных процессов, применение современных технологий производства конкретных видов животноводческой продукции. Поэтому понятно, что при современном уровне технологии и технической оснащенности животноводческих ферм должны быть введены соответствующие формы и методы организации труда животноводов.
Характерной чертой форм организации труда на животноводческих комплексах является углубленный разделение труда их работников, из-за чего работы по обслуживанию животных строго специализированные и выполняются, как правило, группой исполнителей. К таким работам относятся кормоприготовления, получения продукции, обслуживания животных, транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание машин и механизмов и др. Поэтому каждую животноводческую ферму обслуживают работники различных категорий: операторы машинного доения, животноводы, работники с подвоз, раздача и приготовления кормов, слесари, электрики, техники искусственного оплодотворения, ветеринарные работники, кладовщики, учетчики, лаборанты и тому подобное.
Как на обычных фермах, так и на животноводческих комплексах устанавливают нормы обслуживания животных, а также нормы численности работников.
Норма численности - это регламентированная научно обоснована количество работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для обслуживания конкретных объектов (голов скота, единиц оборудования и др.) При определенных организационных, технических и социально-экономических условиях производства.
При установлении нормы численности важно учесть влияние нормообразующих факторов животноводства. Влияние этих факторов учитывается с помощью паспортизации условий производства, на ее основе определяют также трудоемкость работ по обслуживанию скота и птицы. Исходя из этого, норма численности рабочих животноводческого комплекса ( ) на конкретный период будет определяться по формуле:
Нч = Тр *К
Тнорм*Д
где -Тр годовая трудоемкость работ в животноводстве, чел.-ч .; Т норм – установлена проектная (нормативная) продолжительность смены, ч .; Д - количество дней в расчетном (плановом) периоде, дн .; К - коэффициент подмены.
Годовая трудоемкость работ в животноводстве состоит из суммы затрат рабочего времени на выполнение операций по обслуживанию животных. Коэффициент подмены учитывает отсутствие основных исполнителей в праздничные и выходные дни, а также в дни отпуска, болезни, выполнения общественных обязанностей и другие периоды. В зависимости от принятого на животноводческом комплексе режима труда и отдыха коэффициент сменности при 6-дневной рабочей неделе равна 1,31, а при 5-дневной - 1,57. Учитывая особенности технологии производства конкретных видов продукции животноводства, коэффициент подмены может приобретать и другие значения.
Общее количество основных и запасных производственных рабочих животноводческих ферм (комплексов) можно определить, исходя из установленных норм обслуживания животных по следующей формуле:
Нч = П *К
Нобсл
где П - среднегодовое поголовье животных (птицы) гл.
Пример. Молочный комплекс насчитывает 1100 коров. Согласно расчетам норма обслуживания коров оператором машинного доения с использованием доильной установки "Елочка" УДЭ-16 - 110 голов. Коэффициент подмены при шестидневной рабочей неделе - 1,31. Отсюда количество операторов машинного доения
А рассчитать потребность отдельно в основных работниках ( ) и запасных работниках ( ) можно следующим образом:
Нч = П
Нобсл
Нподм = Нч– Нобсл
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные вопросы, которые должна решать «продуктовая
команда».
2. Как осуществляю подбор сотрудников для команды процесса?
3. Каким образом осуществляется карьерный рост в условиях работы в команде ?
4. Раскройте понятие «профессионализм»?
5. Существует ли альтернатива формированию «команды процесса»?
Практическое занятие № 4
Тема занятия: «Описание потока создания ценности»
Цель занятия: Освоить методику картирования потока создания ценности
Приобретаемые умения и знания:
уметь:
- картирование потока создания ценности;
- подготовка документов для проведения наблюдения за организацией производства;
- выявление потерь на производстве;
- использование методов и инструментов бережливого производства для устранения потерь;
знать:
- основы организации бережливого производства;
- отечественный и зарубежный опыт организации бережливого производства;
- современные тенденции развития средств и методов по организации бережливого производства.
- метод 5S;
- канбан;
- поток единичных изделий;
- пока-ёкэ;
- карта потока создания ценности;
- всеобщий уход за оборудованием;
- кайдзен.
Порядок выполнения работы:
1. Ознакомится с основными понятиями потока в контексте бережливого производства.
2. Определить причины, по которым необходимо построить карту потока создания
ценности.
3. Проанализировать рекомендации по составлению карт.
4. Составить карту потока простейшего предприятия опираясь на аналог.
5. Подготовить отчет по работе «Построение фрагмента карты потока создания
ценности», включающий в себя разделы: описание функций составных частей карты потока,
графическое представление, выводы, список использованных источников.
Краткие теоретические сведения, необходимые для выполнения работы
Понятие «поток создания ценности» - это все действия (как добавляющие, так и не
добавляющие ценность), нужные, чтобы провести весь продукт через следующие потоки
операций: 1) производственный поток - от сырья до готовой продукции (или от входных
ресурсов к готовому продукту/услуге); 2) поток проекта - от концепции до выпуска первого
изделия.
Производственный поток начинается от запросов потребителя и идет назад, к сырью, -
именно этот поток мы обычно рассматриваем, когда говорим о бережливом производстве.
Такой взгляд на поток создания ценности означает, что мы смотрим на картину в целом, а не только на отдельные процессы и занимаемся совершенствованием целого, а не оптимизацией отдельных частей.
Построение карты потока создания ценности - это инструмент, который с помощью
карандаша и бумаги помогает увидеть и понять материальные и информационные потоки в производственном процессе.
Построение карты текущего состояния начинается с анализа производственной ситуации. На примере завода «III» построена карта потока ценностей «от двери до двери». На карту
нанесены названия обобщенных процессов, например, «сборка» или «сварка», не указывая
каждый шаг процесса. Уровень детализации зависит от того, какой горизонт производства вы собираетесь охватить.
1. Скрытые потери и их диагностикаКартирование потока создания ценности (Value Stream Mapping) — это достаточно простая и наглядная графическая схема, изображающая материальные и информационные потоки, необходимые для предоставления продукта или услуги конечному потребителю. Карта потока создания ценности дает возможность сразу увидеть узкие места потока и на основе его анализа выявить все непроизводительные затраты и процессы, разработать план улучшений.
Картирование (VSM) – визуализированное описание в определённой форме потока (материального, информационного) создания ценности бизнес-процесса. Картирование производится в условиях «как есть», «как должно быть» и «как будет».
При помощи инструмента VSM создаётся карта потока создания ценности, которая позволит чётко определить время создания ценности и потери, существующие в потоке создания ценности.
Карта потока создания – это инструмент бережливого производства, с помощью которого можно отобразить материальные и информационные потоки в ходе создания ценности. Временем создания ценности принято считать время выполнения работ, которые преобразуют продукт так, чтобы потребители были готовы платить за него. Поток создания ценности — все действия (добавляющие и не добавляющие ценность), нужные, чтобы произвести продукт.
Всем известно, что нужды потребителя непрерывно растут, а значит, и процесс улучшений тоже непрерывен, так как он направлен на трансформацию нужд потребителя в конкретную продукцию.
Основные этапы картирования (Value Stream Mapping)
1.Выбирается продукт для создания карты, уточняется цель работы.
2.Отлеживается путь продукта по направлению от потребителя до начала производства.
3.Создается карта стандартизированной работы, которая отражает фактическое перемещение продукта.
4.Проводятся замеры по каждой конкретной операции с заполнением карты учета времени.
5.Расставляются операции, выполняемые в ходе производственного процесса.
6.Определяется количество продукта, которое находится на рабочих местах.
7.Проставляются направления передвижения продукции с указанием расстояния, времени, способа.
8.Обозначается шкала временных циклов с отображением времени, которое добавляет/не добавляет ценности продукту.
9.Указывается информационный поток.
10.Заполняются показатели текущего состояния, после чего они анализируются с целью выявления места, где присутствуют потери.
11.На основе проведенного анализа составляется карта будущего состояния с учетом целей, которые требуется достигнуть.
12.Строится так называемая «диаграмма спагетти», имеющая отношение к будущему периоду.
13.Подготовленный вариант согласовывается с руководством подразделения.
14.Составляется план практических мероприятий, которые позволят перейти от текущего к будущему состоянию с указанием сроков выполнения таких мероприятий.
15.Рассчитывается экономический эффект по каждому из мероприятий.
16. проект реализуется на практике.
Карта потока ценности в обязательном порядке должна составляться от конца производства до начальной его стадии. При этом такой путь может захватывать не только первый производственный этап, но и разработку продукции, закупку необходимых материалов. На каждом участке производства обязательно фиксируются:
Временные циклы операций, добавляющих ценность продукту;
Время операций, которые не добавляют ценности продукту;
Количество продукции, находящейся на этапе незавершенного производства;
Объемы запасов, имеющиеся для производства продукта;
Количество операторов, которые выполняют операции.
Делать оценку показателей желательно в денежном выражении, что позволит максимально эффективно провести финансовый анализ затрат на изготовление продукта. Работы же по картированию (VSM ) необходимо проводить именно на тех участках, где протекает производственный процесс.
Контрольные вопросы:
1. В чем состоит суть совершенствования целого?
2. Перечислите основные причины построения карты потока создания ценности.
3. Какие Вам известны способы визуализация потока создания ценности?
4. Каков порядок построения карты?
5. Какой из пунктов рекомендаций по построению карт Вам кажется наиболее ценным?
Список используемой литературы
3.2.1. Основные печатные издания
1.Вейдер, М.Т. Инструменты бережливого производства. Карманное руководство по практике применения Lean / М.Т. Вейдер. – Москва : Интеллектуальная литература, 2019. – 160 с. Текст : непосредственный.
2.Вумек, Д.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Д.П. Вумек, Д.Т. Джонс; пер. с анг. С. Турко. – Москва : Альпина Паблишер, 2021. – 472 с. – Текст : непосредственный.
3.Вумек, Дж., Джонс Д. Бережливое производство. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2021. – 472 с. – Текст : непосредственный.
4.Давыдова Н.С., Чуйкова С.Л. Основы бережливого производства: учеб. пособие для обучающихся СПО. Белгород, 2020.
5.Киселев А.А. Принятие управленческих решений. – Москва: Кнорус, 2021. – 170 с. – Текст: непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1.Вумек, Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс; пер. с англ. - 12-е изд. - Москва: Альпина Паблишер, 2019. - 472 с. - ISBN 978-5-9614-6829-8. - Текст электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1815955 (дата обращения: 03.02.2022). – Режим доступа: по подписке.
2.Киселев, А.А., Принятие управленческих решений учебник / А.А. Киселев. — Москва: КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. — URL:https://book.ru/book/938341 (дата обращения: 03.02.2022). — Текст: электронный.
3.Салдаева, Е. Ю. Управление качеством: учебное пособие / Е. Ю. Салдаева, Е. М. Цветкова. — Йошкар-Ола ПГТУ, 2019. — 156 с. — ISBN 978-5-8158-1802-6. — Текст электронный // Лань электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93209 (дата обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4.Шмелёва, А. Н. Методы бережливого производства: учебно-методическое пособие / А. Н. Шмелёва. — Москва РТУ МИРЭА, 2021. — 38 с. — Текст электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171543 (дата обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1.Батурин В.К. Общая теория управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / Батурин В.К.. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 487 c. — ISBN 978-5-238-02217-8. — Текст: электронный // IPR SMART [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/71030.html (дата обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
2.Лайкер, Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер ; Пер. с англ. — 9-е изд. — Москва: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2019. – 400 с. - Текст непосредственный.
3.Лайкер, Дж. Практика даоToyota: руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер; Пер. с англ. —Москва: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2019. – 586 с. - Текст: непосредственный.
4.Антонова, И.И. Бережливое производство: системный подход к его внедрению на предприятиях Республики Татарстан / И.И. Антонова; науч. ред. В.А. Смирнов; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – Казань Познание, 2019. - 176 с.: ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8399-0485-9; то же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257764.