МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для студентов по выполнению
практических занятий
по географии
Выполнил:
Преподаватель Ремезова Г.С.
Долинск, 2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Методика организации и проведения практических занятий…….………….5
Перечень практических занятий……………………………………………… .7
Практические занятия…………………………………………………………...9
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий комплект практических занятий предназначен в качестве методического пособия при проведении практических занятий по программе дисциплины «География»
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических занятий.
В результате выполнения практических занятий, предусмотренных программой по данным специальностям, студент должен:
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Правила выполнения практических занятий.
Студент должен выполнить все практические занятия в полном объеме.
Задания практического занятия выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических занятий. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.
Если студент не выполнил практическое занятие или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:
задания выполнены правильно и в полном объеме;
студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ГЕОГРАФИИ
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений, навыков через деятельность обучающегося. Практические занятия в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроке и выполнении практического занятия. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Программой и тематикой планирования предусмотрены рекомендуемые практические занятия. Практические занятия могут оцениваться как выборочно, так и фронтально.
Практические занятия позволяют так же студентам самостоятельно проверить свои знания. Все задания нацелены на повышение текущей оценки студента по предмету.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ГЕОГРАФИИ
При оценке учитывается:
-наличие у студента знаний о способе работы с различными источниками информации, т. е. владение приемами учебной работы;
-владение студентом приемами умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие, реализуемые в ходе работы с различными источниками информации;
-наличие достаточного запаса фактических и теоретических сведений, которые применяются в ходе практического занятия.
№ | Уровень освоенности учебного материала | Оценка | Критерии и показатели оценки практических занятий по географии |
1 | Уровень узнавания. | « 2 » | Студент в процессе выполнения практического занятия воспроизводит содержание материала фрагментарно (что составляет менее половины по объему от программного); допускает существенные ошибки; работает только под руководством учителя. |
2 | Уровень неосознанного воспроизведения | | Студент в процессе выполнения практического занятия воспроизводит содержание материала фрагментарно (что составляет большую часть учебного материала по объему от программного); допускает существенные ошибки; работает только по заранее заданному образцу под руководством учителя. |
3 | Уровень осознанного воспроизведения. | «3» | Студент в процессе выполнения практического занятия воспроизводит содержание материала в полном объеме от программного; работает по заранее заданному учителем образцу; допускает 1 существенную или несколько несущественных ошибок. |
4 | Уровень применения знаний в знакомой ситуации | «4» | Студент в процессе выполнения практического занятия воспроизводит содержание материала в полном объеме, самостоятельно используя стандартную ситуацию, но при этом допускает единичные несущественные ошибки или недочеты. |
5 | Уровень творческого переноса или применение знаний в незнакомой ситуации. | «5» | Студент в процессе выполнения практического занятия воспроизводит содержание материала в полном объеме, не допускает ошибки. |
Перечень практических занятий.
Обозначение на контурной карте стран, лидирующих по численности населения и площади.
Политическая карта мира.
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Определение демографической ситуации в странах и регионах.
География населения мира.
Характеристика отраслей машиностроения.
Определение стран – экспортеров сельскохозяйственной продукции.
Сравнительная экономико-географическая характеристика двух развитых стран Европы.
Зарубежная Европа.
Определение географической специфики Китая.
Составление сравнительной характеристики Бразилии и Мексики.
Роль Австралии в мировой экономике.
Практическое занятие №1
Тема: Обозначение на карте стран, лидирующих по численности населения и площади.
Цель: Развить умение работать с контурными картами по предложенным заданиям. Отбирать необходимую информацию для выполнения задания.
Ход занятия: С помощью карт атласа, текста учебника и статистических материалов выполните предложенные задания:
Задание №1. Обозначьте на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира.
Используя атлас (стр. 2 - 3), учебник ”География” Е.В.Баранчикова, практикум О.А.Петрусюк «География» , подпишите на контурной карте названия и закрасьте красным цветом первые десять стран по площади территории и синим цветом – по численности населения . Подпишите их столицы.
Выпишите страны, вошедшие в эти группы ( и по площади территории, и по численности населения ).
Сделайте вывод о размещении крупнейших стран по регионам мира и по их отношению к социально-экономическим типам.
Задание №2 2. Обозначьте на контурной карте островных, полуостровных и внутриконтинентальных стран и их столиц.
Используя атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте обозначьте границы и подпишите названия, стран, дополнительно заштриховав красным цветом островные, зелёным - полуостровные и жёлтым - внутриконтинентальные страны и подпишите их столицы.
Назовите регионы, в которых преобладают страны различные по географическому положению.
Практическое занятие №2
Тема: Политическая карта мира.
Цель: Развивать навыки работы с текстом и статистическими материалами.
Ход занятия: С помощью текста учебника и статистических материалов выполните предложенные задания:
Задание 1.Используя форзац учебника, нанесите на карту 5 стран, имеющих республиканскую форму правления и 5, имеющих монархическую.
Задание 2.Используя политическую карту, укажите, какие из перечисленных ниже государств расположены на островах и архипелагах:
1.Великобритания. 2.Исландия. 3.Эстония. 4.Кувейт. 5.Шри-Ланка. 6.Индонезия. 7.Мадагаскар. 8.Танзания. 9. Куба. 10.Кирибати.
Задание 3. Используя политическую карту, выпишите названия государств, не имеющих выхода к открытому морю:
1.Боливия. 2.Венгрия. 3.Замбия. 4.Израиль. 5.Мали. 6.Монголия. 7.Украина. 8.Узбекистан. 9.ФРГ. 10.Швейцария.
Практическое занятие № 3.
Тема: Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:
Задание № 1:
1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:
а)минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б)водными;
в)земельными;
г)лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а)назовите более обеспеченные страны;
б)назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.
Задание № 2:
Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
Занесите результаты в таблицу.
Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран
Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
Страна | Виды ресурсов |
Минеральные | Земельные | Водные | Лесные |
Россия | | | | |
Япония | | | | |
США | | | | |
Практическое занятие № 4
Тема: Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Цель: Работа над формированием понятия «демографическая политика», формирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.
Ход работы: Используя материал учебника, заполните таблицу:
Демографическая политика.
Характеристики | Страны первого типа воспроизводства населения | Страны второго типа воспроизводства населения |
Характерные черты естественного движения населения | | |
Примеры стран (по пять) | | |
Цель демографической политики | | |
Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики | | |
Практическое занятие № 5.
Тема: География населения мира.
Цель: Формировать умения определять тип воспроизводства населения и классификацию стран.
Ход работы:
Задание№1.Используя учебник и статистические данные таблицы (см. ниже), заполните её, определив тип воспроизводства и демографический этап для каждого региона;
Задание№2.Сравните особенности воспроизводства двух регионов мира в зависимости от номера варианта;
Задание№3.Назовите причины этих особенностей;
Задание№4.Назовите демографические последствия данной ситуации в этих регионах и пути решения возможных проблем;
Сделайте вывод о различиях воспроизводства населения по регионам мира.
Вариант 1. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Зарубежной Европы и СНГ.
Вариант 2. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Африки и Зарубежной Азии.
Вариант 3. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Восточной и Юго-Западной Азии.
Вариант 4. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Северной и Латинской Америки.
Вариант 5. Объяснение процессов воспроизводства населения Австралии и стран Океании.
Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира.
Регионы мира | Коэффициент рождаемости (‰) | Коэффициент смертности (‰) | Коэффициент естественного прироста (‰) | Тип воспроиз-водства | Демогра-фический этап |
Весь мир | 23 | 9 | 14 | | |
СНГ | 13 | 14 | -1 | | |
Зарубежная Европа | 11 | 11 | 0 | | |
Зарубежная Азия | 23 | 8 | 15 | | |
Юго-Западная Азия | 28 | 7 | 21 | | |
Восточная Азия | 16 | 7 | 9 | | |
Африка | 40 | 14 | 26 | | |
Северная Америка | 15 | 9 | 6 | | |
Латинская Америка | 25 | 7 | 18 | | |
Австралия | 14 | 7 | 7 | | |
Океания | 28 | 9 | 19 | | |
Практическое занятие № 6.
Тема: Характеристика отраслей машиностроения.
Цель: Сформировать умение анализировать различные источники геоинформации.
Ход работы:
Используя статистические данные, предоставленные в учебнике «География» Е.В.Баранчиков на контурной карте мира постройте картодиаграмму производства отдельных видов машиностроительной продукции в середине 90-ых годов;
Используя карты атласа (стр. 19), заштрихуйте страны с высоким уровнем развития машиностроения;
Условными знаками нанесите на карту и подпишите названия крупнейших центров машиностроения мира;
Стрелками покажите основные пути транспортировки продукции машиностроения;
Сделайте вывод о развитии машиностроения по странам и регионам
мира.
Практическое занятие№7.
Тема: Определение стран – экспортеров сельскохозяйственной продукции.
Цель: Сформировать умения оценивать и объяснять причины развития различных отраслей хозяйства стран.
Ход работы:
Задание № 1. Используя атлас и таблицы учебника, рассчитайте, какую долю всего сбора зерновых культур в США, Канаде, Украине, России и Китае составляет пшеница.
Какие из перечисленных стран имеют возможности экспорта зерна, в том числе и пшеницы?
Задание № 2 Определите страны, наиболее обеспеченные мясом и молоком. К каким группам по уровню экономического развития они относятся?
Почему Индию и Китай нельзя отнести к странам с высокой степенью обеспеченности мясом и молоком?
Практическое занятие № 8.
Тема: Сравнительная экономико-географическая характеристика двух развитых стран Европы.
Цель: Формировать умения составлять сравнительную комплексную характеристику стран по различным источникам геоинформации.
Ход работы:
Задание № 1. Используя карты атласа, таблицы и текст учебника, составьте сравнительную характеристику двух стран по плану.
План экономико-географической характеристики страны.
Общие сведения о стране ( тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т.п.);
Географического положение: вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико- и экономико-географического положения;
Природные условия и ресурсы;
Население: численность, особенности размещения, воспроизводства, полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов;
Структура национального хозяйства;
Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные районы и центры;
Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы;
Характерные черты развития транспорта;
Характерные особенности непроизводственной сферы;
Внешние экономические связи: главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта;
Вывод о развитии стран.
Внимание! ошибкой при выполнении данной работы является написание двух ”параллельных” характеристик, слабо связанных между собой. Обратите внимание на сравнение двух стран, выявляя черты их сходства и различия по всем пунктам плана.
Вариант 1. Сравнительная экономико-географическая характеристика Великобритании и Италии.
Вариант 2. Сравнительная экономико-географическая характеристика Франции и Германии.
Практическое занятие № 9.
Тема: Зарубежная Европа.
Цель: Формировать умения оценивать и объяснять взаимосвязи между природно - ресурсным потенциалом территории, ее населением и хозяйством и делать выводы.
Ход работы:
Задание 1. Выполнить задания, используя все доступные источники геоинформации:
На контурной карте Европы подпишите названия соседних регионов, а также морей и океанов, омывающих её берега.
Обозначьте условными знаками главные районы добывающей промышленности европейских стран.
Условными знаками обозначьте на карте важнейшие промышленные районы Зарубежной Европы, отразив их промышленную специализацию. Не забудьте подписать названия промышленных районов!
Условными знаками обозначьте страны, в структуре энергетики которых преобладают ГЭС и АЭС.
Различным цветом заштрихуйте территорию стран с разными типами сельского хозяйства.
Сделайте вывод о развитии промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы.
Практическое занятие № 10.
Тема: Определение географической специфики Китая.
Цель: Формировать умения составлять таблицу, используя разные источники информации и делать вывод.
Ход работы:
Задание 1. Используя карты атласа, таблицы и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод
Сельскохозяйственные районы Китая
Название района | Географическое положение | Особенности природных условий | Структура сельского хозяйства | Специализация растениеводства | Специализация животноводства |
”Жёлтый Китай” | | | | | |
”Зелёный Китай” | | | | | |
”Холодный Китай” | | | | | |
”Сухой Китай” | | | | | |
Используя текст учебника и карты атласа ( стр. 32 ), заполните
таблицу:
2.Сделайте вывод о развитии и специализации сельскохозяйственных районов Китая.
Практическое занятие № 11.
Тема: Составление сравнительной характеристики Бразилии и Мексики.
Цель: Формировать умения составлять сравнительную комплексную характеристику стран по различным источникам геоинформации.
Ход работы:
Задание 1. Используя карты атласа, таблицы и текст учебника, составьте сравнительную характеристику двух стран по плану.
План экономико-географической характеристики страны.
Общие сведения о стране( тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т.п.);
Географического положение: вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико- и экономико-географического положения;
Природные условия и ресурсы;
Население: численность, особенности размещения, воспроизводства, полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов;
Структура национального хозяйства;
Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные районы и центры;
Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы;
Характерные черты развития транспорта;
Характерные особенности непроизводственной сферы;
Внешние экономические связи: главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта;
Вывод о развитии стран.
Внимание!Типичной ошибкой при выполнении данной работы является написание двух ”параллельных” характеристик, слабо связанных между собой. Обратите внимание на сравнение двух стран, выявляя черты их сходства и различия по всем пунктам плана.
Практическое занятие № 12.
Тема: Роль Австралии в мировой экономике.
Цель: Формировать умение составлять картосхему, используя различные источники информации.
Ход работы:
Задание 1. Составление картосхемы международных экономических связей Австралии
Используя карты атласа, текст учебника и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии.
Подпишите названия стран - основных потребителей австралийской продукции.
Нанесите стрелками разного цвета основные пути австралийского импорта;
Подпишите названия основных стран – поставщиков Австралии.
Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Австралии и о структуре её импорта и экспорта