СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены методические указания по дисциплине Астрономия согласно программе по Астрономии. 

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по астрономии»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУЛЕБАКСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





Рассмотрено и утверждено

на заседании цикловой комиссии

от « ___ »_________________ 20 ___ г.

протокол №______________

председатель цикловой комиссии _____________ ____________________









Методические указания

к практическим занятиям

по дисциплине

Астрономия


















Преподаватель: Воробьева Н.Г.


2017-2018 гг


Практическая работа №1

Тема: «Изучение звездного неба с помощью подвижной карты»

1. Дополните рисунки 3.1 и 3.2 необходимыми построениями и обозначениями так, чтобы на них можно было наглядно показать небесные горизонтальные и экваториальные координаты

2. Заполните таблицу: сравните географические и небесные координаты

Географические координаты

Небесные координаты

горизонтальные

экваториальные

φφ — широта, изменяется от 0°0° до −90°−90°; отсчёт ведётся от экватора к северу — с.ш., к югу — ю.ш.

hh — высота, изменяется от 0°0° до ±90°±90°; отсчёт ведётся от горизонта к зениту

δδ — склонение, изменяется от 0°0° до ±90°±90°; отсчёт ведётся от небесного экватора к сев. полюсу, к юж. полюсу

λλ — долгота, изменяется от 0°0° до 180°180°; отсчёт ведётся от Гринвичского меридиана к востоку

AA — азимут, изменяется от 0°0° до 360°360°; отсчёт ведётся от точки юга, возрастает к западу

αα — прямое восхождение, изменяется от 0°0° до 360°360°; отсчёт ведётся от точки весеннего равноденствия

3. Какова связь между высотой полюса мира и географической широтой места наблюдения?

Они равны между собой.

4. Используя карту звездного неба, найдите звезды по их координатам



Координаты звезды

Название звезды

α1=22ч55мα1=22ч55м

δ1=−30°δ1=−30°

αα Южной рыбы (Фольмагаут)

α2=1ч06мα2=1ч06м

δ2=+35°δ2=+35°

ββ Андромеды

α3=4ч35мα3=4ч35м

δ3=+16°δ3=+16°

αα Тельца (Альдебаран)

α4=14ч50мα4=14ч50м

δ4=−16°δ4=−16°

αα Весов

5. Используя карту звездного неба, определите экваториальные координаты следующих звезд

Название звезды

Координаты звезды

αα Орла (Альтаир)

α1—19ч50мα1—19ч50м

δ1—+9°δ1—+9°

αα Девы (Спика)

α2—13ч24мα2—13ч24м

δ2—−11°δ2—−11°

αα Большого Пса (Сириус)

α3—6ч44мα3—6ч44м

δ3—−16°δ3—−16°

αα Лиры (Вега)

α4—18ч36мα4—18ч36м

δ4—+38°δ4—+38°

6. По экваториальным координатам звезд определите, в каких созвездиях они находятся. Каковы собственные названия этих звезд?

Координаты звезды

Созвездие

Название звезды

α1—16ч26мα1—16ч26м

δ1—−26°δ1—−26°

Скорпион

Антарес

α2—20ч40мα2—20ч40м

δ2—+45°δ2—+45°

Лебедь

Данеб



Вывод:













Практическая работа №2

Тема: Две группы планет Солнечной Системы

1. Пользуясь справочными данными учебника, заполните таблицу с основными физическими характеристиками планет земной группы

Физические характеристики планет

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Масса (в массах Земли)

0.055

0.815

1

0.107

Диаметр (в диаметрах Земли)

0.382

0.949

1

0.533

Плотность, кг/м3

5440

5240

5520

3940

Период вращения

58.6 сут

243 сут

23 ч 56 мин

24 ч 37 мин

Атмосфера: давление, химический состав

Практически нет

95 атм, 96.5% CO(2), 3.5% N(2) и др.

1 атм, 78% N(2), 21% O(2) и др.

1/150 атм, 95% CO(2), 2.5% N(2) и др.

Температура поверхности, °C

+430 днём; -170 ночью

+480

От +60 до +17 днём; -80 ночью

От +15 до -60 днём; -120 ночью

Число спутников

1

2

Названия спутников

Луна

Фобос и Деймос

Заполните таблицу, сделайте выводы и укажите сходства и различия между планетами земной группы.

Выводы: Планеты земной группы практически все имеют одинаковые плоскости близких массы. Планеты земной группы, кроме Меркурия, имеют атмосферу.

2. На графиках показаны зависимости давления и температуры в атмосфере Венеры. На основе анализа графиков ответьте на вопросы

На какой высоте давление атмосферы Венеры равно атмосферному давлению у поверхности Земли? (Примерно 50 км.)

Чему равна температура атмосферы Венеры на данной высоте? (Около 330К, или +50 °C.)

3. С помощью рисунка опишите внутреннее строение Земли

4. Закончите предложения

Вариант 1.

  • Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты Меркурий.

  • Высокая температуры поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом.

  • Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 0 °C, — это Марс.

  • Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля.

  • В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера.

Вариант 2.

  • Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 100 °C, — этоМарс.

  • Планеты, температуры поверхности которых бывает выше +400 °C, — это Меркурий и Венера.

  • Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, — это Марс.

  • Практически не имеют атмосферы планета Меркурий.

  • Планета, обладающая биосферой, — это Земля.

5. Какие физические характеристики планеты необходимо знать, чтобы вычислить её среднюю плотность?

Необходимо знать массу планеты и её средний радиус. Средняя плотность определяется делением массы на объём планеты.

Вывод:







Практическая работа №3

Тема: Солнце как звезда

Цель: Определить основные характеристики Солнца

1. Руководствуясь схемой строения Солнца, укажите названия внутренних областей и слоёв атмосферы Солнца

1

Зона ядерных реакций

4

Фотосфера

2

Зона переноса лучистой энергии

5

Хромосфера

3

Зона конвекции

6

Корона

(4, 5, 6)

Атмосфера

7

Солнечный ветер

3. Определите линейный радиус Солнца (в радиусах Земли и километрах). Угловой радиус фотосферы и расстояние от Земли до Солнца Считайте известными

2. Заполните таблицу с основными характеристиками Солнца

Параметры

Величины

Среднее расстояние от Земли

1 а. е.

Линейный диаметр

109 D

Видимый угловой диаметр

32'

Масса

330000 M

Солнечная постоянная

1.37 кВт/м2

Светимость

3,85 ⋅ 1026 Вт

Температура видимого внешнего слоя

5800 К

Химический состав внешних слоёв

-73% — H, - 25% — He, -2% — др.

Период вращения

25 сут — у экватора, 30 сут — у полюса

Температура в центре Солнца

-15 000 000 К

Абсолютная звёздная величина

-48

Возраст

-4,57 млрд лет

Средняя плотность

1,41 ⋅ 10^3 кг/м3

4. Определите массу Солнца, если Земля обращается вокруг Солнца на расстоянии 1 а. е. с периодом один год. Орбиту Земли считайте круговой

5. Звезда Ригель из созвездия Орион излучает света примерно в 60 тыс. раз больше нашего Солнца. Объясните почему же тогда Солнце выглядит ярче, чем Ригель?

Решение: Солнце — ближайшая к нам звезда, и она в 23 млн раз ближе, чем Ригель.

6. Определите светимость Солнца, если солнечная постоянная равна 1370 Вт/м, а расстояние от Земли до Солнца — 1 а. е.

7. Определите температуру фотосферы, если светимость Солнца равна 3,85 ⋅ 10^26 и радиус Солнца — 696 тыс. км

Вывод: