СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по МДК 01.01 Электрические машины и аппараты

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по МДК 01.01 Электрические машины и аппараты»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области
«Каменск-Уральский радиотехнический техникум»












МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

По МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты»




основной образовательной программы

среднего профессионального образования -

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности


13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ














2019

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой по дисциплине МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

учебного плана основной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум».

Проведена внутренняя техническая и содержательная экспертиза методических рекомендаций по дисциплине МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты».

Эксперт: Зарипова М.М., заместитель директора по методической работе ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум».

Одобрена цикловой комиссией электро-и радиотехнического профиля

протокол заседания ЦК № 1 от 30 августа 2019 г.

Председатель ЦК ______________/ М.М.Зарипова.


Автор: Комарова О.В.





































Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Задания выполняются по списку в журнале. Самостоятельная работа осуществляется студентами индивидуально в сроки, оговоренные преподавателем. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется либо на аудиторном занятии, либо проверяется преподавателем заочно. Контроль может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента. Самостоятельная работа является важной составляющей частью учебной подготовки. Начинать ее надо с постепенного изучения теоретических источников, и в первую очередь – с изучения теоретического материала, пройденного на занятии.


ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО МДК 01.01. «Электрические машины и аппараты»


п/п

Тема работы

Время на выполнение, час

1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

20

2

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных и практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

18

3

Работа со специализированными сайтами сети Интернет:

Выбор трансформаторов, электрических аппаратов, электрооборудования, аппаратов распределительных устройств для конкретных заданных условиях с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков.

6

4

Посещение специализированных выставок.

Современное высоковольтное и низковольтное оборудование.

Обзор продукции современных фирм –производителей трансформаторов.

Самостоятельное изучение технической документации аппаратов управления, защиты и автоматики.

6

5

Подготовка рефератов, сообщений, докладов.

Тематика рефератов, сообщений, докладов

Современные бесконтактные электрические аппараты.

Применение реле в схемах управления, защиты и автоматики.

Современные аппараты управления, защиты и автоматики в электроэнергетике.


8


ИТОГ

54


Система оценивания самостоятельных работ


При оценивании самостоятельной работы студента учитывается следующие показатели оценивания:

- правильность и качество выполнения в соответствии с требованиями.

Самостоятельные работы оцениваются в 5-балльной системе оценивания, следующим образом:

«5» (отлично) – за умение осознанно практически применять теоретические знания. Оценка «5» (отлично) предполагает правильность и качество выполнения самостоятельной работы в соответствии с требованиями к ней.

«4» (хорошо) – за умение осознанно практически применять теоретические знания. Оценка «4» (хорошо) предполагает правильность и качество выполнения самостоятельной работы в соответствии с требованиями к ней, но работы имеют отдельные неточности, выполнены с отдельными нарушениями требований.

«3» (удовлетворительно) – за умение практически применять теоретические знания, но выполнять самостоятельные работы в соответствии с требованиями к ним с допущением достаточного количества нарушений требований, часть из которых устранены.

«2» (неудовлетворительно) – если студент не может практически применять теоретические знания, допускает грубые нарушения в выполнении самостоятельных работ в соответствии с требованиями к ним, не может самостоятельно устранить нарушения.







  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по ТЕМЕ «Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы»


1.1 Работа с учебной и технической литературой

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.

Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования научного способа познания.

Основные приемы можно свести к следующим:

- составить перечень книг, с которыми следует познакомиться;

- перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что выходит за рамками официальной учебной деятельности, и расширяет общую культуру);

- обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит экономить время);

- определить, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;

- при составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями, которые помогут сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;

- все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц);

- если книга – собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора;

- следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Таким образом, чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.


1.2 Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.)

Представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить. Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.

Роль студента: прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное; установить логическую связь между элементами темы; записывать только то, что хорошо уяснил; выделять ключевые слова и понятия; заменять сложные развернутые обороты текста более лаконичными (свертывание); разработать и применять свою систему условных сокращений.

Критерии оценки: содержательность конспекта, соответствие плану; отражение основных положений, результатов работы автора, выводов; ясность, лаконичность изложения мыслей студента; наличие схем, графическое выделение особо значимой информации; соответствие оформления требованиям; грамотность изложения; конспект сдан в срок.

1.3 Составление опорного конспекта

Представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.

Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании.

Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.

Роль студента: изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное; установить логическую связь между элементами темы; представить характеристику элементов в краткой форме; выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы; оформить работу и предоставить в установленный срок.

Критерии оценки: соответствие содержания теме; правильная структурированность информации; наличие логической связи изложенной информации; соответствие оформления требованиям; аккуратность и грамотность изложения; работа сдана в срок.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по ТЕМЕ «Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных и практических работ, отчетов и подготовка к их защите».


При изучении МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты», студенты будут на учебных занятиях выполнять лабораторные и практические работы. К лабораторным и практическим работам студент готовиться за ранее. Далее представлен номер и тематика лабораторных и практических работ по дисциплине:

ЛР № 1 .Исследование однофазного двухобмоточного трансформатора;

ПР№1 Расчет параметров схемы замещения и построение векторной диаграммы трехфазного трансформатора;

ПР№2 Работа с технической документацией: описание устройства, технических характеристик, чтение схем и чертежей различных видов трансформаторов;

ЛР№2 Исследование работы магнитного пускателя;

ПР№ 3 Работа с технической документацией: описание устройства, технических характеристик, чтение схем и чертежей аппаратов управления, защиты и автоматики.

Выбор современных аппаратов управления, защиты и автоматики для конкретных заданных условий с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков;

ПР№4 Обзор современных аппаратов управления, защиты и автоматики с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков;

ПР№ 5 Работа с технической документацией: описание устройства, технических характеристик, чтение схем и чертежей высоковольтного электрооборудования;

ПР№ 6 Выбор современного высоковольтного электрооборудования для конкретных заданных условий с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков;

ПР№ 7 Изучение работы усилителей;

ПР№ 8 Изучение работы бесконтактных коммутационных устройств

ПР№ 9 Обзор современных аппаратов управления, защиты и автоматики с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков;

ЛР№3 Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором;

ЛР№4 Исследование асинхронной машины в режиме асинхронного генератора;

ПР№ 10 Обзор современных электрических машин переменного тока с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков;

ЛР№5Исследование генераторов постоянного тока независимого и параллельного возбуждения;

ЛР№6Исследование электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения;

ПР№11 Обзор современных электрических машин постоянного тока с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков.

Контроль и оценка результатов самостоятельной подготовки обучающихся к практическим/лабораторным занятиям проводится во время проведения работы по той или иной теме непосредственно на занятии, при проверке составленного студентом отчета по данной работе и защите работы в ходе индивидуального собеседования.

Лабораторная/практическая работа оценивается по следующим критериям:

  • соблюдение требований к оформлению работы;

  • владение методикой проведения лабораторной/практической работы;

  • изложение целей и полученных результатов лабораторной/практической работы;

  • необходимый и достаточный объем информации о своей деятельности при выполнении лабораторной/практической работы;

  • умение свободно излагать основные идеи, отраженные в лабораторной/практической работе;

  • способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.

За лабораторные/практические работы выставляется оценка.

Оценка «5» ставится, если студент:

  1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.

  2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  3. Грамотно, логично описывает ход лабораторных/практических работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

  4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

  5. Оформляет отчет в соответствии со всеми требованиями.

Оценка «4» ставится, если студент:

  1. Выполняет лабораторную/практическую работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на «5», но допускает в вычислениях, измерениях два-три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

  3. Оформляет отчет в соответствии со всеми требованиями.

Оценка «3» ставится, если студент:

  1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  1. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  2. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  3. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет c помощью преподавателя.

Оценка «2» ставится, если студент:

  1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи преподавателя подготовить соответствующее оборудование.

  2. Выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  3. Отчет по работе составлен с грубыми нарушениями требований, предъявляемых к оформлению.

Отчет Лабораторных и Практических работ по учебной дисциплине может выполняться в тетради, на отдельных листах А 4 и должен включать: Тему работы, цель работы, план (ход) работы и выводы по работе.






  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по ТЕМЕ «Работа со специализированными сайтами сети Интернет:

Выбор трансформаторов, электрических аппаратов, электрооборудования, аппаратов распределительных устройств для конкретных заданных условиях с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков»


При выполнении данной самостоятельной работы студент заполняет следующую таблицу:


Название электрического оборудования

Условия выбора

Название современных каталогов, справочников, рекламных проспектов

Адреса сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков

Трансформатор





Электрические аппараты

(студент выбирает аппарат самостоятельно, но не менее 4 устройств)






  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по ТЕМЕ «Посещение специализированных выставок.

Современное высоковольтное и низковольтное оборудование.

Обзор продукции современных фирм – производителей трансформаторов.


Выставку можно также посетить виртуально. По данной самостоятельной работе студент выполняет отчет в любой форме, можно электронной презентацией. В отчете должны быть представлены: дата, тема выставки, какое оборудование было представлено, краткая характеристика его с тех. параметрами, что нового увидел студент, выводы и предложения.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по ТЕМЕ: «Подготовка рефератов, сообщений, докладов»


Подготовка рефератов, сообщений, докладов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.

5.1 Подготовка информационного сообщения

Это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам. Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Возможно письменное оформление задания, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию). Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Роль студента: собрать и изучить литературу по теме; составить план или графическую структуру сообщения; выделить основные понятия; ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения; оформить текст письменно (если требуется); сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки: актуальность темы; соответствие содержания теме; глубина проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности.

    1. Написание реферата

Это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.

Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях. Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин. Слово "реферат" (от латинского – referre – докладывать, сообщать) означает сжатое изложение в устной или письменной форме содержания какого–либо вопроса или темы на основе критического обзора информации.

При подготовке реферата необходимо соблюдать следующие правила. Определить идею и задачу реферата. Следует помнить, что реферат будут читать другие. Поэтому постоянно задавайте себе вопрос, будет ли понятно написанное остальным, что интересного и нового найдут они в работе. Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей. Найти нужную литературу по выбранной теме. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана. Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части.

Введение, в котором раскрывается цель и задачи сообщения; здесь необходимо сформулировать социальную или политическую проблему, которая будет проанализирована в реферате, изложить своё отношение к ней, то есть мотивацию выбора; определить особенность постановки данной проблемы авторами изученной литературы; объяснить актуальность и социальную значимость выбранной темы.

Основная часть. Разделы, главы, параграфы основной части должны быть направлены на рассмотрение узловых моментов в теме реферата. Изложение содержания изученной литературы предполагает его критическое осмысление, глубокий логический анализ. Каждый раздел основной части реферата предполагает детальное изучение отдельного вопроса темы и последовательное изложение структуры текстового материала с обязательными ссылками на первоисточник. В целом, содержание основной части должно отражать позиции отдельных авторов, сравнительную характеристику этих позиций, выделение узловых вопросов дискурса по выбранной для исследования теме. Студент должен показать свободное владение основными понятиями и категориями авторского текста. Для лучшего изложения сущности анализируемого материала можно проиллюстрировать его таблицами, графиками, сравнением цифр, цитатами.

Заключение. В заключении автор реферата должен сформулировать личную позицию в отношении изученной проблемы и предложить, может быть, свои способы её решения. Целесообразно сделать общие выводы по теме реферата и ещё раз отметить её актуальность и социальную значимость.

Список использованных источников и литературы.

Темы рефератов определяются преподавателем, ведущим занятия в студенческой группе. Литература либо рекомендуется преподавателем, либо подбирается студентом самостоятельно, что является одним из элементов самостоятельной работы. Объем реферата должен быть в пределах 15-20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала. При оформлении реферата необходимо ориентироваться на правила, установленные для оформления курсовых работ. Написание реферата и его защита перед преподавателем или группой предполагает, что студент должен знать правила написания и оформления реферата, а также уметь подготовить сообщение по теме своего реферата, быть готовым отвечать на вопросы преподавателя и студентов по содержанию реферата.

Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся: выбора литературы (основной и дополнительной); изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов); оформления реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки: актуальность темы; соответствие содержания теме; глубина проработки материала; грамотность и полнота использования источников; соответствие оформления реферата требованиям.