Рассмотрен На заседании Цикловой комиссии Протокол № От « » __ 2018 г. | УТРЕРЖДАЮ: Зам директора по УПР _________________А.В.Чупина «_____»_________________ 2018 г. |
Методические указания по производственной практике по специальности 19.02.03. Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
Организация разработчик: Новосибирский колледж пищевой промышленности и
переработки
Разработчик:
Шумилова Марина Сергеевна
(мастер производственного обучения)
Новосибирск, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Общее положение |
2. | Цели и задачи производственной практики, требования к результатам освоения практики |
3. | Тематический план и содержание производственной практики |
4. | Методические указания по выполнению программы практики |
5. | Оформление документации по практике |
6. | Информационное обеспечение практики |
| Приложение |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 19.01.04. « Пекарь » учебная практика является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и составной частью профессиональных модулей:
ПМ.01. Приёмка, хранение и подготовка сырья к переработке
ПМ.02. Производство хлеба и хлебобулочных изделий
ПМ.03. Производство кондитерских изделий
ПМ.04. Производство макаронных изделий
ПМ.05. Организация работы структурного подразделения
ПМ.06. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и служащих. Пекарь
Производственная практика проводится на предприятиях (организациях), направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов аттестационного листа обучающегося, заверенного по месту прохождения практики и отчета.
Форма промежуточной аттестации результатов освоения производственной практики (по профилю специальности) является зачет, производственной практики (преддипломной) - дифференцированный зачёт.
Руководитель практики от организации обязан:
провести инструктаж по технике безопасности, общий инструктаж по пожарной безопасности, а также инструктаж по правилам внутреннего распорядка и отдельным особенностям режима работы организации;
обеспечить соблюдение установленной продолжительности рабочего дня обучающегося;
осуществлять систематический контроль за текущей работой обучающегося;
создавать условия для выполнения обучающегося программы практики;
обеспечивать эффективное использование обучающегося рабочего времени, не поручать обучающемуся задания, не связанные с программой практики;
по окончании практики подписать аттестационный лист на обучающегося и заверить заполненный обучающимся дневник практики;
поддерживать связь с руководителями практикой от учебного заведения.
В основные обязанности руководителя практики от филиала входят:
проведение практики в соответствии с содержанием тематического плана программы практики;
установление связи с руководителями практики от организаций;
разработка и согласование с организациями программы, содержания и планируемых результатов практики;
осуществление руководства практикой;
контролирование реализации программы и условий проведения практики организациями, в том числе требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;
совместно с организациями, участвующими в организации и проведении практики, организация процедуры оценки общих и профессиональных компетенций обучающегося, освоенных им в ходе прохождения практики;
разработка и согласование с организациями формы отчетности и оценочного материала прохождения практики.
Во время прохождения практики обучающийся обязан:
максимально использовать отведенное для практики время, в установленные сроки, в полном объеме и с высоким качеством выполнять все задания предусмотренные программой практики;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормативные и правовые акты, определяющие порядок деятельности работников соответствующей организации;
вести дневник практики, в котором ежедневно кратко записывать определенные сведения о проделанной в течение дня работе;
перед окончанием практики заверить аттестационный лист у руководителя практикой от организации.
После прохождения практики обучающийся обязан:
При выходе на практику обучающийся должен иметь следующие документы:
Направление на предприятие для прохождения практики;
Медицинскую книжку об очередном прошедшем медицинском осмотре
Индивидуальное задание на преддипломную практику.
Комплект отчетных материалов по практике в электронном виде (форма дневника, характеристики, аттестационного листа).
Данные методические указания по прохождению практики.
Обучающиеся, имеющие академические задолженности, к практике не допускаются.
Обучающийся, не выполнивший программу практики, а равно получивший отрицательную характеристику или незачет при сдаче зачета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время.
Обучающийся, не прошедший практику или получивший неудовлетворительную оценку при сдаче отчета по практике, не допускается к государственной итоговой аттестации и, в случае не ликвидации задолженности в установленный срок, отчисляется из колледжа.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цели практики:
приобретение профессиональных навыков, практического опыта;
закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения профессиональных модулей;
воспитание сознательной трудовой и производственной дисциплины;
усвоение обучающимися основ законодательства об охране труда, системы стандартов безопасности труда, требований правил гигиены труда и производственной санитарии, противопожарной защиты, охраны окружающей среды в соответствии с новыми нормативными и законодательными актами.
Задачи практики:
Общие компетенции (ОК):
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Профессиональные компетенции (ПК):
Вид профессиональной деятельности | Код | Наименование результатов обучения |
ПМ.01 Приёмка, хранение и подготовка сырья к переработке | ПК.1.1 | Организовывать и производить приёмку сырья |
ПК.1.2 | Контролировать качество поступившего сырья |
ПК.1.3 | Организовывать и осуществлять хранение сырья |
ПК. 1.4 | Организовывать и осуществлять подготовку сырья к переработке |
ПМ. 02 Производство хлеба и хлебобулочных изделий | ПК 2.1. | Контролировать соблюдение требований к сырью при производстве хлеба и хлебобулочных изделий |
ПК 2.2. | Организовывать и осуществлять технологический процесс изготовления полуфабрикатов при производстве хлеба и хлебобулочных изделий |
ПК 2.3. | Организовывать и осуществлять технологический процесс производства хлеба и хлебобулочных изделий |
| ПК 2.4 | Обеспечивать эксплуатацию технологического оборудования хлебопекарного производства |
ПМ.03 Производство кондитерских изделий | ПК 3.1. | Контролировать соблюдение требований к сырью при производстве кондитерских изделий |
ПК 3.2. | Организовывать и осуществлять технологический процесс производства сахаристых кондитерских изделий |
ПК 3.3. | Организовывать осуществлять технологический процесс производства мучных кондитерских изделий |
ПК 3.4. | Обеспечивать эксплуатацию технологического оборудования при производстве кондитерских изделий |
ПМ. 04 Производство макаронных изделий | ПК 4.1. | Контролировать соблюдение требований к качеству сырья при производстве различных видов макаронных изделий |
ПК 4.2. | Организовывать и осуществлять технологический процесс производства различных видов макаронных изделий |
ПК 4.3. | Обеспечивать эксплуатацию технологического оборудования при производстве различных видов макаронных изделий |
ПМ.05 Организация работы структурного подразделения | ПК.5.1 | Участвовать в планировании основных показателей производства |
ПК.5.2 | Планировать выполнение работ исполнителями |
ПК.5.3 | Организовывать работу трудового коллектива |
ПК.5.4 | Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями |
ПК.5.5 | Вести утверждённую учётно-отчётную документацию |
В ходе освоения программы производственной практики обучающийся должен иметь практический опыт:
- приготовления теста различными способами, в том числе с применением тестоприготовительного оборудования;
- обслуживания оборудования для приготовления теста
работы на тестоделительных машинах;
работы на машинах для формования тестовых заготовок;
разделки мучных кондитерских изделий из различных видов теста;
настройки и регулирования режимов работы оборудования;
устранения мелких неполадок оборудования
выпекания хлеба, хлебобулочных и бараночных изделий;
сушки сухарных изделий;
выпечки кексов, пряников, вафель, печенья;
выпечки полуфабрикатов для мучных кондитерских изделий;
наладки регулирования режима работы печи
• по ПМ.05 Укладка и упаковка готовой продукции:
- отбраковки изделий;
- укладки готовой продукции;
- упаковки готовой продукции вручную;
- упаковки готовой продукции на технологическом оборудовании;
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
№ | Виды работ | Кол-во часов | Коды формируемых компетенций |
ОК | ПК |
ПМ.01 Размножение и выращивание дрожжей |
1 | Размножать и выращивать дрожжи | 18 | 1-7 | 1.1-1.3 |
2 | Активировать прессованные дрожжи | 18 | 1-7 | 1.1-1.3 |
3 | Выполнять контрольные анализы | 18 | 1-7 | 1.1-1.3 |
4 | Обслуживать оборудование дрожжевого цеха | 18 | 1-7 | 1.1-1.3 |
| Всего | 72 | | |
ПМ.02 Приготовление теста |
1 | Пользоваться производственными рецептурами и технологическими инструкциями | 6 | 1-7 | 2.1.-2.3. |
2 | Определять сорт муки, цвет, запах сырья | 6 | 1-7 | 2.1.-2.3. |
3 | Взвешивать, просеивать муку, сахар и всё сыпучее сырьё. Растворять соль, сахар. Дозировка необходимого сырья | 6 | 1-7 | 2.1.-2.3. |
4 | Приготавливать дрожжевое тесто опарным и безопарным способом. Соблюдать параметры: влажности, кислотности, время брожения | 6 | 1-7 | 2.1.-2.3. |
5 | Приготавливать национальные виды хлеба | 6 | 1-7 | 2.1.-2.3. |
6 | Определять физико-химические показатели (кислотность, температура), органолептические( увеличение в объёме, время брожения) | 6 | 1-7 | 2.1.-2.3. |
7 | Замес песочного теста, бисквитного, заварного, бездрожжевого слоёного. | 6 | 1-7 | 2.1.-2.3. |
8 | Приготавливать закваски, заварки. | 6 | 1-7 | 2.1.-2.3. |
9 | Определять готовность теста. Оценивать качество опары, закваски. | 6 | 1-7 | 2.1.-2.3. |
10 | Определять различными методами готовность теста в процессе созревания( крепкое , слабое, кислое, молодое) | 6 | 1-7 | 2.1.-2.3. |
11 | Обслуживать тестомесильное оборудование | 6 | 1-7 | 2.1-2.3 |
12 | Рассчитывать рецептуры | 6 | 1-7 | 2.1-2.3 |
| Всего: | 72 | | |
ПМ.03. Разделка теста |
1 | Охрана труда при работе на тестоделительном оборудовании | 12 | 1-7 | 3.1.-3.7. |
2 | Формовать полуфабрикаты для различных хлебобулочных изделий. Обслуживать тестоделительное оборудование | 36 | 1-7 | 3.1.-3.7. |
3 | Подготавливать рабочее место для разделки. Делить тесто на куски ручным способом, взвешивание | 24 | 1-7 | 3.1.-3.7. |
4 | Округлять тестовые заготовки, укладывать в формы, на листы | 24 | 1-7 | 3.1.-3.7. |
5 | Делить тесто на куски на тестоделительном оборудовании | 24 | 1-7 | 3.1.-3.7. |
6 | Делить тесто на куски, раскатывать, придавать круглую форму | 24 | 1-7 | 3.1.-3.7. |
7 | Контролировать массу тестовой заготовки | 12 | 1-7 | 3.1.-3.7. |
8 | Определять и устранять причины брака, разрабатывать мероприятия по предупреждению брака; | 12 | 1-7 | 3.1.-3.7. |
9 | Останавливать и обеспечивать режим работы оборудования | 12 | 1-7 | 3.1.-3.7. |
| Всего: | 180 | | |
ПМ.04. Термическая обработка теста и отделка поверхности |
1 | Изучение инструкции по охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности. | 6 | 1-7 | 4.1-4.6 |
2 | Контролировать режим выпечки: время, температура выпечки, увлажнение пекарной камеры | 12 | 1-7 | 4.1-4.6 |
3 | Контролировать технологический процесс производства | 12 | 1-7 | 4.1-4.6 |
4 | Контролировать отделку поверхности хлебобулочных изделий: посыпка, смазка | 12 | 1-7 | 4.1-4.6 |
5 | Определять выход хлебобулочных изделий | 6 | 1-7 | 4.1-4.6 |
6 | Оценивать качество выпеченных изделий органолептически | 6 | 1-7 | 4.1-4.6 |
7 | Оценивать качество выпеченных изделий лабораторным путём | 6 | 1-7 | 4.1-4.6 |
8 | Определять упёк хлебобулочных изделий | 6 | 1-7 | 4.1-4.6 |
9 | Контролировать снижение затрат и потерь в производстве | 6 | 1-7 | 4.1-4.6 |
| Всего: | 72 | | |
ПМ.05. Укладка и упаковка готовой продукции |
1 | Отбраковывать хлебобулочные изделия не соответствующих стандарту ( форма, поверхность, пористость, вкус) | 18 | 1-7 | 5.1-5.3 |
2 | Укладывать хлебобулочные изделия в коробки, лотки, решётки, металлическую тару | 18 | 1-7 | 5.1-5.3 |
3 | Упаковывать хлебобулочные изделия в различные виды упаковки | 18 | 1-7 | 5.1-5.3 |
4 | Контролировать хранение и надёжность транспортировки | 18 | 1-7 | 5.1-5.3 |
| Всего: | 72 | | |
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
Задания: Изучить все поставленные вопросы и приложить необходимую документацию по каждой теме.
ПМ.01. Размножение и выращивание дрожжей
Тема 1. Приобрести навыки по размножению и выращиванию дрожжей
Тема 2. Приобрести навыки по активированию прессованных дрожжей
Тема 3. Приобрести навыки выполнения контрольных анализов
Тема 4. Приобрести навыки эксплуатации и технического обслуживания технологического оборудования дрожжевого цеха
ПМ.02. Приготовление теста
Тема 1. Приобрести навыки хранения и подготовки сырья для приготовления различных видов теста
Тема 2. Приобрести навыки приготовления теста различными способами
Тема 3. Приобрести навыки эксплуатации и технического обслуживания тестоприготовительного оборудования
ПМ.03 . Разделка теста
Тема 1. Приобрести навыки деления теста вручную
Тема 2. Приобрести навыки формования полуфабрикатов для различных хлебобулочных изделий
Тема 3. Приобрести навыки эксплуатации и технического обслуживания тестоделительных и машин для формования тестовых заготовок
Тема 4. Приобрести навыки настройки и регулирования режимов работы оборудования
ПМ.04 Термическая обработка теста и отделка поверхности хлебобулочных изделий
Тема 1. Приобрести навыки выпекания хлеба, хлебобулочных и бараночных изделий
Тема 2. Приобрести навыки выпечки кексов, пряников, вафель , печенья.
Тема 3. Приобрести навыки выпечки полуфабрикатов для мучных кондитерских изделий
Тема 4. Приобрести навыки наладки и регулирования режима работы
ПМ.05 Укладка и упаковка готовой продукции
Тема 1. Приобрести навыки отбраковки изделий
Тема 2. Приобрести навыки укладки готовой продукции
Тема 3. Приобрести навыки упаковки готовой продукции вручную и на
Технологическом оборудовании
Тема 4. Приобрести навыки устранения мелких неполадок упаковочного
Оборудования
5. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ
Критериями оценки результатов практики обучающихся являются:
мнение руководителя практики от организации об уровне подготовленности обучающегося, инициативности в работе и дисциплинированности, излагаемое в характеристике;
степень выполнения программы практики;
содержание и качество представленных обучающимся отчетных материалов.
Отчет о практике
Отчет о практике является основным документом обучающегося, отражающим, выполненную им, во время практики, работу.
Структура отчета производственной практики (по профилю специальности):
Титульный лист (приложение 1);
Характеристика (приложение 2);
Аттестационный лист (приложения 3, 3А, 3Б, 3В);
Дневник прохождения практики (приложение 4);
Оглавление;
Основная часть отчета (согласно задания в данных методических указаниях);
Список используемой литературы;
Приложение (фотоотчет – не менее 6 фотографий с пояснениями) и др.
Структура отчета производственной практики (преддипломной):
Титульный лист (приложение 1А);
Характеристика (приложение 2);
Бланк задания на производственную практику (преддипломную) (приложение 5);
Основная часть отчета (согласно задания на преддипломную практику);
Список используемой литературы;
Приложение (фотоотчет – не менее 6 фотографий с пояснениями) и др.
Характеристика
По завершению производственной практики руководитель практики от организации составляет на каждого обучающегося характеристику и заверяет ее печатью организации (приложение 2).
Дневник прохождения практики
В дневнике производственной практики необходимо записывать краткие сведения о проделанной работе в течение рабочего дня. Записи должны быть конкретными, четкими и ясными, с указанием характера и объема проделанной работы и ежедневно заполняться обучающимся собственноручно. По завершению практики дневник заверяется подписью руководителя практики от организации и печатью данной организации (приложение 4).
Требования к отчету о практике:
Отчет выполняется машинным способом (набирается на компьютере) на одной стороне листа формата А4, с межстрочным интервалом – полуторный, размером шрифта 14 – Times New Roman (Word), стиль – обычный. Страницы пронумерованы. Отчет должен быть скреплен в папку.
6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
Перечень учебных изданий, электронных ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Сборник рецептур мясных изделий и колбас, «Профи», 2011 год
Технология производства мяса и мясных продуктов, «Техноперспектива», 2010 год
Современное производство колбасных изделий и солено-копченых изделий, «Профессия», 2007 год