ГБПОУ ВО «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности»
Методические указания
по реферированию аутентичной литературы .
Россошь 2019
Введение
Требования работодателей к современному специалисту, а также Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентированы, прежде всего, на умение самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой студентов, в том числе и их самостоятельной работой.
Переход на компетентностную модель образования предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности студентов, при этом самостоятельная работа студента направлена не только на достижение учебных целей - обретение соответствующих компетенций, но и на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни.
Назначение и виды самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.
Увеличение объема часов на самостоятельную работу в целом и по иностранным языкам в частности, увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних работ. В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня - научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе. Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:
развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях).
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умения использовать справочную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирование общих и профессиональных компетенций;
развитие исследовательских умений.
В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:
-аудиторная по дисциплине (выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию)
-внеаудиторная по дисциплине (выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).
Формы и виды самостоятельной работы студентов по иностранным языкам:
Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
Работа со словарем, справочником.
Поиск необходимой информации в сети Интернет.
Конспектирование источников.
Реферирование источников.
Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.
Составление обзора публикаций по теме.
Составление и разработка словаря (глоссария).
Составление или заполнение таблиц.
Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.
Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).
Выполнение домашних работ.
Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
Выполнение творческих заданий.
Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.
Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на занятии.
Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
Выполнение комплексного задания или учебного проекта по учебной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
Подготовка к выступлению на конференции.
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат (от лат. refero– докладываю, сообщаю) – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.
Реферат по иностранным языкам — письменная работа объемом 5-15 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания иноязычного, чаще всего аутентичного текста.
Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью,
Этот вид работы позволяет дифференцированно подходить к обучающимся и, таким образом, развивать индивидуальные способности каждого из них. В процессе реферирования иноязычного текста необходимо вести словарь специальных терминов, использовать речевые клише при смысловой обработке первичной информации (смотри приложение стр. 11-13). Реферирование требует детального изучения источника, поэтому после прочтения и перевода текстов рекомендуется разбить текст на смысловые абзацы, выделить главную тему текста, которая, как правило, отражена в его заголовке, затем подтемы каждого из смысловых абзацев.
Соответственно расположенная главная тема и подтемы образуют план текста. После составления плана необходимо повторно прочитать текст, выделяя ключевые слова и предложения, содержащиеся обычно в начале или конце абзацев. Творчески используя ключевые слова и выражения, можно наметить логическую структуру реферата, раскрыть в сжатом виде основное содержание реферируемой работы, уточнить основные выводы.
Как выглядит логическая структура реферата текста?
а) чтение и перевод текста
б) деление на смысловые абзацы
в) план текста
г) нахождение ключевых слов и выражений
Благодатной темой для реферирования являются статьи из немецких журналов и газет. Они содержат объёмный, интересный материал по разным темам. Это аутентичные тексты, содержащие актуальную информацию. На примере таких текстов, объёмом в 5-7 печатных страниц можно рассмотреть примеры написания реферата - конспекта и реферата - резюме. Этому виду работы предшествуют следующие задания:
Прочитайте текст , скажите, о чём идёт речь в тексте.
Выделите ключевые фрагменты и отметьте абзацы, содержащие конкретную информацию по теме, проанализируйте абзацы.
Прочитайте текст ещё раз, остановитесь только на отмеченных абзацах, озаглавливая их.
Сделайте лексико -грамматический анализ непонятных предложений и переведите их на русский язык.
Сократите всю малосущественную информацию, не относящуюся к теме.
Составьте логический план для текста - реферата:
а) выделите суть вопроса;
б) включите названия озаглавленных абзацев;
в) измените последовательность пунктов плана в зависимости от смыслового веса ключевых фрагментов.
Составьте реферат по логическому плану.
Обобщите полученную информацию в единый связный текст.
Введите в текст реферата клише.
Речевые клише, используемые при смысловой обработке первичной информации
In der vorliegenden Arbeit wird vorgeschlagen. - В настоящей работе предлагается…
Aufbauend auf - Основываясь на .
Auf Grund - На основании...... .
Ausgehend von - Исходя из
Besondere Aufmerksamkeit wird gewidmet. - Особое внимание уделяется
In Auswertung der Literatur - В оценке литературы
Der Autor informiert über … (bringt eine Analyse, charakterisiert, erarbeitet, kritisiert, schätzt ein, stellt sich die Aufgabe, unterstreicht, untersucht, wendet sich (Dat). - Автор информирует о (анализирует, характеризует, разрабатывает, критикует, оценивает, ставит задачу, подчёркивает, исследует, обращается к ).
Der Autor weist überzeugend nach, dass - Автор убедительно указывает на то, что…
Auf der Basis einer Darstellung - На основании изложения
Am Beispiel wird dargestellt (diskutiert, vorgestellt). - На примере излагают (дискутируют, представляют).
Der Beitrag befasst sich mit einer Einschätzung (besteht aus, bezweckt, enthalt, informiert über ). - В статье даётся оценка (статья состоит из, цель заключается в том, чтобы; статья содержит, информирует о ).
Der Beitrag gibt einen Einblick - В статье приводится обзорная
информация
In Beitrag wird berichtet (begründet, behandelt, unternommen,
verglichen). - В статье приводится информация (приводится
обоснование, описание, предпринимается попытка, приводится сравнение).
Im Beitrag werden aktuelle Probleme untersucht. - В статье анализируются актуальные проблемы
Im Mittelpunkt des Beitrages stehen die Probleme - Предметом обсуждения в статье являются проблемы
Im Beitrag wird auf Schwerpunkte hingewiesen. - В статье указывается на сущность
Die Darstellung wird unterstützt. - Данный вопрос иллюстрирует …
Dabei werden einige Artikel vorgestellt, - При этом прилагается несколько статей,
Dabei zeigte sich, dass - При этом выяснилось, что
Das wird …demonstriert. - Это демонстрируется на
Es wird eine allgemeine Darstellung gegeben. - В статье даётся
общее изложение
In Ergänzung von - В дополнение к
Ergänzend zudem veröffentlichten Beitrag - В дополнение к
опубликованной статье
Die Ergebnisse zeigen, dass - Результаты показывают, что ...
Es geht sich um(Akk.)- Речь идёт о
Es handelt sich um (Akk.). … - Речь идёт о …
Es konnte nachgewiesen werden - Удалось доказать
Es wird beschrieben (bewertet, erläutert, vorgestellt).- В статье
описывается (оценивается, освещается, предлагается)
Es macht erforderlich Это делает необходимым
Es wird ferner dargelegt, dass - Далее даётся характеристика
Es werden Möglichkeiten dargestellt (beschrieben, diskutiert). - В
статье описываются возможности (обсуждаются, освещаются) ...
Es wird auf die Problematik eingegangen. - В статье затрагивается проблематика
Es wird eine Übersicht gegeben. - Даётся общий обзор
Oft wird übersehen, dass - Зачастую не принимают к сведению тот факт, что
Die entscheidende Voraussetzung für - Важнейшей предпосылкой для
Das Ziel besteht darin, dass - Цель состоит в том, чтобы ...
In diesem Zusammenhang wird vorgestellt.- В этой связи
предлагается
Andernfalls wäre erforderlich - В противном случае понадобилось бы
Anschliessend wird berichtet (betont, charakterisiert, dargelegt,
erörtert, vorgestelt).- В заключении сообщается о (подчеркивается, характеризуется, излагается, рассказывается, предлагается)
Ausgehend von der Analyse kommt der Autor zum Schluss
- Исходя из анализа, автор приходит к заключению о ..
Ausführlich werden … besprochen .- Подробно обсуждается
Ausserdem wird auf eingegangen.- Кроме того рассказывается
о
Die Autoren ziehen Schlussfolgerungen für (Akk.) - Авторы
приходят к выводам
Daraus werden Schlussfolgerungen ... ... gezogen .- Кроме того делаются выводы
Zum Schluss soll noch ausgesprochen werden, dass - В заключение следует ещё сказать, что…
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям.
Оценка «5» (отлично) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и выделена проблема; на основе первоисточников проблема самостоятельно изучена; материал логично изложен, используются речевые клише, отсутствуют языковые грамматические и лексические ошибки.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и выделена проблема; на основе первоисточников проблема не достаточно изучена; материал логично изложен, присутствует незначительное количество языковых грамматических и лексических ошибок.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тема не соответствует содержанию; не определена и не выделена проблема; на основе первоисточников проблема не достаточно изучена; материал не логично изложен, присутствует значительное количество языковых грамматических и лексических ошибок.
Оценка «2» (неудовлетворительно) – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Список использованных источников
Георге, И.В. Некоторые аспекты разработки программы самостоятельной работы студентов, направленной на формирование профессиональной компетентности[Текст] // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 3. – С. 49-51.
Горбунова, Л.Н. Организация самостоятельной работы студентов СПО [Текст] /Л.Н. Горбунова // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 8. – С. 149-152.
Медянкина, Е.Л. Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях колледжа [Текст] / Е.Л. Медянкина // Среднее профессиональное образование. – 2006. - № 10. –С. 6-7.
Тришина, Е.С. Организация самостоятельной работы студентов как средство повышения профессиональной компетентности будущих педагогов [Текст] / Е.С. Тришина // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 9.- С. 14-19.