СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по самостоятельной работе по междисциплинарному курсу МДК.02.04. Технологии производства продукции скотоводства

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по самостоятельной работе по междисциплинарному курсу разработы на в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 36.02.02 Зоотехния, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 505

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по самостоятельной работе по междисциплинарному курсу МДК.02.04. Технологии производства продукции скотоводства»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

_________А.Н. Хаирова

«____» _________ 2024 г.













Методические указания по самостоятельной работе по междисциплинарному курсу

МДК.02.04. Технологии производства продукции скотоводства


специальность 36.02.02 Зоотехния















2024 г.

Методические указания по самостоятельной работе по междисциплинарному курсу на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.02 Зоотехния, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 505




Разработчик:

Якуничев В.В. - преподаватель первой квалификационной категории
ветеринарно-зоотехнических дисциплин



Рассмотрено и одобрено на заседании

цикловой методической комиссии

ветеринарно-технологических дисциплин

протокол № ___ от «___» ____ 2024 г.

Председатель _________ Бобер Н.П.











Пояснительная записка

1.3. Цели и задачи по междисциплинарному курсу – требования к результатам освоения по междисциплинарному курсу:

В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен уметь:

  • - выбирать и использовать технологии производства продукции животноводства;

  • - выполнять отдельные технологические операции по производству и переработке продукции животноводства;

  • - осуществлять на предприятии контроль за соблюдением установленных требований и действующих норм, правил и стандартов;

  • - оценивать качество и определять градации качества продукции животноводства.

В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен знать:

  • виды, технологические процессы производства продукции животноводства;

  • - методику расчета основных технологических параметров производства;

  • - действующие стандарты и технические условия на продукцию животноводства;

  • - основные методы оценки качества продукции животноводства.

В процессе освоения междисциплинарного курса (или ПМ) обучающийся должен овладевать профессиональными компетенциями:

  • ПК 2.1. Выбирать и использовать эффективные способы производства и первичной переработки продукции животноводства.

  • ПК 2.2. Разрабатывать и проводить мероприятия по увеличению удоев, привесов и др. производственных показателей животноводства

  • ПК 2.3. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции животноводства.


В процессе освоения междисциплинарного курса (или ПМ) обучающийся должен овладевать общими компетенциями:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

OК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен достигнуть личностных результатов:

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы)

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой



Тема 4.1. Введение


Количество часов: 4 часа


Изучаемые вопросы:

  1. Состояние скотоводства в мире

  2. Современное состояние отрасли в России


Овладение обучающими общими (ОК) компетенциями:

ОК 1, ОК 4.


Овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями:

ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.3.


Достижение личностных результатов:

ЛР 1, 2, 3, 4, 6, 10


Рекомендуемая литература:

Название источника

Страницы

Карамаев С. В. Скотоводство: учебник / С.В. Карамаев, Х.З. Валитов, А.С. Карамаева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 548 с.

7-15


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Прочитать в источнике информацию.

2. Составить опорный конспект по предложенным вопросам



Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте состояние отрасли скотоводства в мире, где оно наиболее развито?

  2. Охарактеризуйте состояние отрасли скотоводства в России, какие породы скота наиболее востребованы, в каких регионах наиболее развито скотоводсво?

  3. Какие условия необходимо создать для обеспечения конкурентности отрасли?


Способы контроля за работой обучающихся:


  1. Устный опрос

Критерии оценивания:

Приведены в ФОС текущего контроля

Тема 4.2. Происхождение и биологические особенности крупного рогатого скота


Количество часов: 2 часа


Изучаемые вопросы:

  1. Составить схему происхождения крупного рогатого скота


Овладение обучающими общими (ОК) компетенциями:

ОК 1, ОК 4.


Овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями:

ПК.2.2.

Достижение личностных результатов:

ЛР 1, 2, 3, 4, 6, 10


Рекомендуемая литература:

Название источника

Страницы

Карамаев С. В. Скотоводство: учебник / С.В. Карамаев, Х.З. Валитов, А.С. Карамаева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 548 с.

18


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Ознакомиться со схемой происхождения крупного рогатого скота и их сородичей

2. Составить схему происхождения КРС у себя в тетради.



Контрольные вопросы:

  1. Какие самые близкие сородичи собственно КРС

  2. От какого животного произошел крупный рогатый скот


Способы контроля за работой обучающихся:


  1. Устный опрос

Критерии оценивания:

Приведены в ФОС текущего контроля

Тема 4.3. Экстерьер и конституция крупного рогатого скота


Количество часов: 5 часов


Изучаемые вопросы:

  1. Общая характеристика 100-балльной системы оценки экстерьера


Овладение обучающими общими (ОК) компетенциями:

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6.


Овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями:

ПК 2.2.


Достижение личностных результатов:

ЛР 1, 2, 3, 4, 6, 10


Рекомендуемая литература:

Название источника

Страницы

Карамаев С. В. Скотоводство: учебник / С.В. Карамаев, Х.З. Валитов, А.С. Карамаева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 548 с.

57-60


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Прочитать в источнике информацию.

2. Составить опорный конспект по предложенным вопросам


Контрольные вопросы:

  1. Какие показатели экстерьера оцениваются по 100-бальной оценке и какие баллы за них назначаются?

  2. По какому принципу оценивается внешний вид животных?

  3. По какому принципу оценивается выраженность молочных признаков?

  4. По какому принципу оценивается вымя?


Способы контроля за работой обучающихся:

  1. Устный опрос

Критерии оценивания:

Приведены в ФОС текущего контроля


Тема 4.4. Продуктивность крупного рогатого скота


Количество часов: 4 часа


Изучаемые вопросы:

1. Влияние пола и кастрации, упитанности на мяснцую продуктивность

2. Влияние методов селекционной работы на мясную продуктивность

3. Влияние кормления на мясную продуктивность

Овладение обучающими общими (ОК) компетенциями:

ОК 1, ОК 4, ОК 6.


Овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями:

ПК 2.2.


Достижение личностных результатов:

ЛР 1, 2, 3, 4, 6, 10


Рекомендуемая литература:

Название источника

Страницы

Карамаев С. В. Скотоводство: учебник / С.В. Карамаев, Х.З. Валитов, А.С. Карамаева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 548 с.

98-101


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Прочитать в источнике информацию.

2. Составить опорный конспект по предложенным вопросам


Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте убойные качества бычков, кастратов, телочек, сравните их между собой

  2. На какие показатели продуктивности влияет упитанность скота?

  3. К каким селекционным методам прибегают для увеличения мясной продуктивности?

  4. Охарактеризуйте влияние кормления на уровень мясной продуктивности


Способы контроля за работой обучающихся:

  1. Устный опрос


Критерии оценивания:

Приведены в ФОС текущего контроля


Тема 4.5. Породы крупного рогатого скота


Количество часов: 4 часа


Изучаемые вопросы:

  1. Сохранение генофонда локальных и исчезающих пород


Овладение обучающими общими (ОК) компетенциями:

ОК 1, ОК 4.


Овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями:

ПК 2.2.


Достижение личностных результатов:

ЛР 1, 2, 3, 4, 6, 10


Рекомендуемая литература:

Название источника

Страницы

Карамаев С. В. Скотоводство: учебник / С.В. Карамаев, Х.З. Валитов, А.С. Карамаева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 548 с.

118-121


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Прочитать в источнике информацию.

2. Составить опорный конспект по предложенному вопросу


Контрольные вопросы:

  1. Чем обусловлена породная конкуренция скота?

  2. Какие методы способствуют сохранению генофонда?


Способы контроля за работой обучающихся:

  1. Устный опрос


Критерии оценивания:

Приведены в ФОС текущего контроля


Тема 4.6. Племенная работа в скотоводстве


Количество часов: 5 часов


Изучаемые вопросы:

  1. Организация отбора в скотоводстве


Овладение обучающими общими (ОК) компетенциями:

ОК 1, ОК 4, ОК 5.


Овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями:

ПК 2.2.


Достижение личностных результатов:

ЛР 1, 2, 3, 4, 6, 10


Рекомендуемая литература:

Название источника

Страницы

Карамаев С. В. Скотоводство: учебник / С.В. Карамаев, Х.З. Валитов, А.С. Карамаева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 548 с.

221-227


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Прочитать в источнике информацию.

2. Составить опорный конспект по предложенному вопросу.



Контрольные вопросы:

  1. На какие группы в плем. хозяйствах дифференцируют поголовье?

  2. Какие принципы отбора применяются в скотоводстве?

  3. Какие формы отбора применяются в скотоводстве?

  4. Какие методы отбора применяются в скотоводстве?


Способы контроля за работой обучающихся:

  1. Устный опрос


Критерии оценивания:

Приведены в ФОС текущего контроля


Тема 4.7. Воспроизводство стада


Количество часов: 2 часа


Изучаемые вопросы:

  1. Продолжительность хозяйственного использования коров в стаде


Овладение обучающими общими (ОК) компетенциями:

ОК 1, ОК 4.


Овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями:

ПК 2.2.


Достижение личностных результатов:

ЛР 1, 2, 3, 4, 6, 10


Рекомендуемая литература:

Название источника

Страницы

Карамаев С. В. Скотоводство: учебник / С.В. Карамаев, Х.З. Валитов, А.С. Карамаева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 548 с.

252-254


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Прочитать в источнике информацию.

2. Составить опорный конспект по предложенному вопросу.



Контрольные вопросы:

  1. Какие негативные последствия имеет быстрая смена поколения скота?

  2. Какое количество лактаций, по современным меркам, принято использовать коров?


Способы контроля за работой обучающихся:

  1. Устный опрос


Критерии оценивания:

Приведены в ФОС текущего контроля


Тема 4.8. Технология выращивания молодняка


Количество часов: 4 часа


Изучаемые вопросы:

  1. Составить схему Технологии выращивания молодняка при использовании коров-кормилиц

  2. Работа контрольно-селекционных коровников


Овладение обучающими общими (ОК) компетенциями:

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9


Овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями:

ПК 2.1., ПК 2.2.


Достижение личностных результатов:

ЛР 1, 2, 3, 4, 6, 10


Рекомендуемая литература:

Название источника

Страницы

Карамаев С. В. Скотоводство: учебник / С.В. Карамаев, Х.З. Валитов, А.С. Карамаева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 548 с.

283, 301-302



Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

  1. Прочитать в источнике информацию.

  2. Составить в тетради схему технологии выращивания молодняка при использовании коров-кормилиц

  3. Составить опорный конспект по работе контрольно-селекционных коровников



Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте способы содержания, кормления телят при использовании коров-кормилиц

  2. Охарактеризуйте особенности кормления и содержания телят до 6-ти месячного возраста при использовании коров-кормилиц

  3. Охарактеризуйте назначение контрольно-селекционных коровников

  4. Как определяется количество скотомест в контрольно-селекционном коровнике?

  5. По каким показателям оценивают первотелок в контрольно-селекционных коровниках?



Способы контроля за работой обучающихся:

  1. Устный опрос


Критерии оценивания:

Приведены в ФОС текущего контроля

Тема 4.9. Технология производства молока


Количество часов: 4 часа


Изучаемые вопросы:

  1. Контроль за правильностью кормления коров в технологических группах

  2. Контроль состояния копыт - залог высоких удоев

  3. Минимальные требования к экстерьерным признакам вымени и сосков

  4. Возможные потери молока при нарушении техники машинного доения

  5. Составить сбалансированный рацион для сухостойных коров


Овладение обучающими общими (ОК) компетенциями:

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9


Овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями:

ПК 2.1., ПК 2.2.


Рекомендуемая литература:

Название источника

Страницы

Карамаев С. В. Скотоводство: учебник / С.В. Карамаев, Х.З. Валитов, А.С. Карамаева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 548 с.

360-367,

371,

387-389


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Прочитать в источнике информацию.

2. Составить опорный конспект по предложенным вопросам.

3. Составить таблицу минимальных требований у экстерьерным признакам вымени и сосков

Показатель

Оценка, баллы

5

4

3

2

Форма и величина вымени

Чашеобразное

Округлое крупное

Округлое среднее или малое

Козье


4. Составить таблицу причин снижения молочной продуктивности коров

Причина

Величина потерь

Недокорм коров в сухостойный период

Снижает удой по стаду на 10-22 %


5. Составить и сбалансировать рацион для сухостойных коров в свободной форме в предложенной таблице. (Приложение 1)


Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте методы контроля за правильностью кормления коров в технологических группах

  2. Как связано здоровье копыт с уровнем удоя коров?

  3. Как определить ошибки в содержании коров по поведению животных?

  4. С какими показателями экстерьера вымени, коровы не допускаются к промышленной технологии?

  5. Какие формы вымени наиболее предпочтительны для машинного доения?

  6. Какие заболевания молочной железы влияют на снижение продуктивности коров?


Способы контроля за работой обучающихся:

  1. Устный опрос


Критерии оценивания:

Приведены в ФОС текущего контроля

Приложение 1 – Рацион для стельной сухостойной коровы


Живая масса ____ кг, планируемый надой молока за лактацию _____ кг,

упитанность _______________, сезон года__________.


Корм

СД, кг

Корм. ед.

ОЭ, МДж

СВ, кг

ПП, г

Клетчатка, г

Сахар, г

Са, г

Р, г

Сu, мг

Zn, мг

Co,мг

Mn,мг

I, мг

Каротин, мг

Вит. Д,

тыс. МЕ

Структура

рациона,%

Норма




















































































































































































Итого:


















Анализ рациона: Тип кормления _____________________________________. Потребление СВ на 100 кг живой массы коровы, кг ______. В 1 кг СВ содержится: корм. ед.____, ОЭ____ МДж. Содержание в СВ клетчатки, % ____. ПП в расчете на 1 корм. ед., г_______. Соотношения: сахаро-протеиновое ______, Са:Р____

Тема 4.10. Гигиена производства высококачественного молока


Количество часов: 7 часов


Изучаемые вопросы:

1. Составить таблицу основных требования к молоку как к сырью для молочной промышленности

2. Моющие и дезинфицирующие вещества и растворы при получении высококачественного молока

3. Составить таблицу кислотности молока в зависимости от температуры и длительности его хранения.

4. Составить технологическую схему центробежной очистки молока


Овладение обучающими общими (ОК) компетенциями:

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК.05, ОК.06, ОК 7, ОК 9


Овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями:

ПК.2.1., ПК 2.3.


Достижение личностных результатов:

ЛР 1, 2, 3, 4, 6, 10


Рекомендуемая литература:

Название источника

Страницы

Карамаев С. В. Скотоводство: учебник / С.В. Карамаев, Х.З. Валитов, А.С. Карамаева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 548 с.

399,

403-405,

412, 410


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Прочитать в источнике информацию.

2. Составить опорный конспект по предложенным вопросам.

3. Составить таблицу основных требований к молоку как к сырью для молочной промышленности

Показатель

Допустимые пределы

Температура, 0С

1-7



4. Составить таблицу кислотности молока в зависимости от температуры и длительности его хранения.

Длительность хранения, ч

Температура молока, 0С

Неохлажденного

37,0

Охлажденного

До 18,0

До 13,0

После выдаивания

17,6

17,5

17,5







5. Составить технологическую схему центробежной очистки молока

Контрольные вопросы:

  1. Какие основные требования предъявляются к молоку, как к сырью для молочной промышленности?

  2. Какие операции включает в себя санитарная обработка молочного оборудования?

  3. Какие моющие и дезинфицирующие растворы применяются в молочной промышленности?

  4. Охарактеризуйте принцип очистки молока центробежной силой

  5. Охарактеризуйте преимущества охлажденного молока по увеличению его кислотности


Способы контроля за работой обучающихся:

  1. Устный опрос


Критерии оценивания:

Приведены в ФОС текущего контроля


Тема 4.11. Технология производства говядины


Количество часов: 7 часов


Изучаемые вопросы:

  1. Составить таблицу нормативных параметров микроклимата при выращивании молодняка для производства говядины

  2. Составить схему генерального плана комплекса выращивания и откорма 10000 голов молодняка КРС в год

  3. Снижение потерь количества и качества говядины при ее производстве


Овладение обучающими общими (ОК) компетенциями:

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9


Овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями:

ПК 2.1., ПК.2.2.


Достижение личностных результатов:

ЛР 1, 2, 3, 4, 6, 10


Рекомендуемая литература:

Название источника

Страницы

Карамаев С. В. Скотоводство: учебник / С.В. Карамаев, Х.З. Валитов, А.С. Карамаева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 548 с.

430-433,

487-489


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Прочитать в источнике информацию.

2. Составить опорный конспект по предложенным вопросам.

3. Составить таблицу нормативных параметров микроклимата при выращивании молодняка для производства говядины

Возраст

То воздуха

Влажность, %

V движения воздуха

Концентрация вредных газов

opt

Max

Зима

переход

лето

Аммиак

СО2

Сероводород










2. Составить схему генерального плана комплекса выращивания и откорма 10000 голов молодняка КРС в год


3. Составить таблицу снижения приростов живой массы молодняка и перерасхода кормов

Причина

Величина потерь

Содержание телят при температуре ниже 12 С

Снижение каждого градуса температуры в помещениях уменьшает прирост живой массы на 18-19 г





Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте оптимальные параметры микроклимата для молодняка разных возрастных периодов

  2. Охарактеризуйте причины снижения приростов живой массы молодняка

  3. Какие производственные помещения должны быть на комплексе по выращиванию и откорму


Способы контроля за работой обучающихся:

  1. Устный опрос


Критерии оценивания:

Приведены в ФОС текущего контроля