СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по выполнению практических работ по МДК 01.02 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная дисциплина МДК 01.02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей» входит в  ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей» цикл обучения программы подготовки специалистов среднего звена профессии среднего профессионального образования «23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателя, систем и агрегатов автомобиля».

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению практических работ по МДК 01.02 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей"»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


«НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ СО «НТК»)









МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов ГАПОУ СО «НТК» по выполнению практических работ

по профессиональному модулю


ПМ.01 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ


основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии/специальности

23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателя, систем и агрегатов автомобиля»

Код и название профессии/специальности







Новоуральск, 2020



Методические указания по выполнению практических работ разработаны для студентов ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж» в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов по профессии/ специальности среднего профессионального образования 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателя, систем и агрегатов автомобиля»

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной, дистанционной формы обучения.









Организация-разработчик:


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
среднего образования Свердловской области «Новоуральский технологический колледж»



Разработал преподаватель:

Козлов П.С. – мастер производственного обучения I КК




























СОДЕРЖАНИЕ


1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2 ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:

Практическое занятие №1 «Определение компоновки по расположению цилиндров двигателя».

Практическое занятие № 2 «Изучение рабочего цикла двухтактного двигателя».







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная дисциплина МДК 01.02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей» входит в ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей» цикл обучения программы подготовки специалистов среднего звена профессии среднего профессионального образования «23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателя, систем и агрегатов автомобиля».


В результате освоения учебной дисциплины МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей» ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей, обучающийся должен уметь:

  • Принимать заказ на техническое обслуживание автомобиля, проводить его внешний осмотр, составлять необходимую приемочную документацию;

  • Определять перечень регламентных работ по техническому обслуживанию двигателя.

  • Выбирать необходимое оборудование для проведения работ по техническому обслуживанию автомобилей, определять исправность и функциональность инструментов, оборудования; определять тип и количество необходимых эксплуатационных материалов для технического обслуживания двигателя в соответствии с технической документацией.

  • Приемы безопасного и качественного выполнения регламентных работ по разным видам технического обслуживания в соответствии с регламентом автопроизводителя: замена технических жидкостей, замена деталей и расходных материалов, проведение необходимых регулировок и др.

  • Использовать эксплуатационные материалы в профессиональной деятельности.

  • Определять основные свойства материалов по маркам.

  • Выбирать материалы на основе анализа их свойств, для конкретного применения.

  • Оформлять учетную документацию.

  • Использовать уборочно-моечное и технологическое оборудование.

В результате освоения учебной дисциплины МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей обучающийся должен знать:

  • Марки и модели автомобилей, их технические характеристики, особенности конструкции и технического обслуживания.

  • Технические документы на приёмку автомобиля в технический сервис.

  • Перечни и технологии выполнения работ по техническому обслуживанию двигателей.

  • Виды и назначение инструмента, приспособлений и материалов для обслуживания и двигателей.

  • Устройство двигателей автомобилей, принцип действия его механизмов и систем, неисправности и способы их устранения, основные регулировки систем и механизмов двигателей и технологии их выполнения, свойства технических жидкостей.

  • Перечни регламентных работ, порядок и технологии их проведения для разных видов технического обслуживания.

  • Особенности регламентных работ для автомобилей различных марок.

  • Основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов.

Физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.

  • Устройство и конструктивные особенности ремонтируемых автомобильных двигателей.

  • Назначение и взаимодействие узлов и систем двигателей.

  • Знание форм и содержание учетной документации.

  • Характеристики и правила эксплуатации вспомогательного оборудования.

  • Технологическую последовательность разборки и сборки оборудования, агрегатов и машин.

  • Оборудование, приборы, приспособления и инструмент для разборки и сборки автомобилей.

  • Способы восстановления деталей.


В соответствии с учебным планом на изучение учебной дисциплины МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей» 130 часов, в том числе 44 часов – на практические занятия.

Выполнение обучающимися заданий на практических занятиях направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины;

  • формирование общих компетенций;

  • формирование элементов профессиональных компетенций.

Целью практических занятий является формирование умений/общих и профессиональных компетенций, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности.

Содержание практических занятий по учебной дисциплине МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей» направлено на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателя, систем и агрегатов автомобиля».

Практические занятия проводится в кабинете автомехаников.

Практическое занятие включает следующие структурные элементы:

  1. инструктаж, проводимый преподавателем,

  2. самостоятельная деятельность обучающихся,

  3. анализ и оценка выполненных работ.

Выполнению заданий на практических занятиях предшествует домашняя подготовка с использованием соответствующей литературы (учебники, лекции, методические пособия и указания и др.) и проверка знаний обучающихся как критерий их теоретической готовности к выполнению задания.

Контроль и оценка результатов выполнения обучающимися заданий на практических занятиях направлены на проверку освоения умений, практического опыта, развития общих и формирование профессиональных компетенций, определённых программой учебной дисциплины.

Для контроля и оценки результатов выполнения обучающимися заданий на практических занятиях используются такие формы и методы контроля, как наблюдение за работой обучающихся, анализ результатов наблюдения, оценка отчетов, оценка выполнения индивидуальных заданий, самооценка деятельности.

Оценки за выполнение заданий на практических занятиях выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей»

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей


Название раздела, темы программы учебной дисциплины

№ работы

Название работы

Количество часов

Раздел 1. Устройство автомобильного двигателя





Тема 1.1. Классификация и общее устройство двигателя

ПЗ №1


«Определение компоновки по расположению цилиндров двигателя».

2

Тема 1.2 Рабочие процессы и циклы двигателя

ПЗ №2


«Изучение рабочего цикла двухтактного двигателя».

2


ПЗ №3


«Изучение рабочего цикла четырехтактного двигателя».

2

Тема 1.3. КШМ

ПЗ №4


«Изучение неподвижных деталей КШМ».

2

ПЗ №5


«Изучение подвижных деталей КШМ».

2

Тема 1.4. Газораспределительный механизм

ПЗ №6

«Изучение клапанного узла ГРМ».

2

Тема 1.5 Система охлаждения

ПЗ №7

«Определение типа системы охлаждения».

1

ПЗ №8


«Изучение схемы циркуляции жидкости».

1

Тема 1.6 Система смазки

ПЗ №9

«Сравнение различных фильтров по качеству фильтрации и по постоянству фильтрующей способности».

2

Тема 1.7 Система питания двигателя и система выпуска отработавших газов

ПЗ №10

«Изучение схемы системы питания двигателей».

2

ПЗ №11

«Изучение принципа работы простейшего карбюратора».

2

Всего:

20


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

( ПРИМЕР: Занятие №1,Занятие №2)



Практическое занятие № 1

Тема: Особенности компоновки поршневых двигателей (ПД)

Цель: изучить особенности компоновки поршневых двигателей.

Оснащение: схемы; плакаты; детали.

Порядок выполнения работы:

1Изучить методический материал.

2. Указать технические характеристики и назначение средств измерения.

3. Ответить на контрольные вопросы.

4Защитить работу.

Методический материал:

Особенности компоновки поршневых двигателей (ПД).

Особенность компоновки двигатели в основной зависит от размеров места, отведенного для него в машине, и от размещения в ней всех ее агрегатов. На расположение цилиндров влияют положение оси коленчатого вала (поперек или вдоль машины), а также место установки двигателя (спереди, сзади, в се­редине машины под полом или над ним).

В автомобилях с механической и гидравлической передачами ось коленчатого вала выгодно располагать на продол­жении оси вала силовой передачи, направленной вдоль машины. При таком расположении осей валов двигателя и трансмиссии для передачи движения на ведущую ось требуется меньшее число: зубчатых пар. В случае электрической передачи, которая получила распространение в автобусах, по условиям максимально возмож­ного использования площади кузова для размещения сидений, двигатель целесообразно располагать сзади поперек машины. Зад­нее расположение двигателя применяется и при механической передаче в микролитражных автомобилях, что позволяет увеличить комфортабельность автомобиля с малой базой.

Зная размеры цилиндра, степень сжатия двигателя и макси­мальное давление в цилиндре, следует определить размеры шеек коленчатого вала и поперечного сечения шатуна при данном его профиле и допускаемых напряжениях. После этого можно вычис­лить длину шатуна, используя компоновку поперечного разреза двигателя. Если в проектируемом двигателе отношение (   ), то длину шатуна следует определять из условия, чтобы он не за­девал за нижний обрез стенки цилиндра при опасном положении кривошипа, когда стержень шатуна находится на самом близком расстоянии от нее. Для этого положения шатуна зазор между его стержнем и стенкой цилиндра должен составлять примерно 0,05D. При длинных юбках поршней следует иметь в виду возможность задевания шатуна за край юбки.

Для короткоходного двигателя (S/D R/L.

При компоновке поперечного разреза двигателя определяют длину шатуна, высоту цилиндра и головки блока, расстояние от нижнего обреза цилиндра до оси коленчатого вала, а также раз­меры картера и высоту двигателя от нижней точки кратера до верх­него обреза цилиндра. Дальнейшая компоновка поперечного раз­реза четырехтактного двигателя зависит от расположения клапа­нов и их привода.

Компоновка продольного разреза двигателя заключается прежде всего в определении расстояния между осями цилиндров при выбранном виде охлаждения, данном размещении клапанов в головке цилиндров и принятых размерах шеек и щек вала.

Расположение агрегатов двигателя зависит от размещения двигателя на машине. Так, при переднем расположении двигателя радиатор системы жидкостного охлаждения целесообразно уста­навливать перед двигателем (что позволяет использовать скорость набегающего потока воздуха и уменьшать мощность, затрачивае­мую на привод вентилятора), а вентилятор — непосредственно у радиатора, т. е. в передней части двигателя. Водяной насос в этом случае наиболее целесообразно размещать соосно с валом вентилятора между двигателем и вентилятором. При ременном приводе практически однозначно решается вопрос о расположении генератора (сбоку блока, в передней его части, с использованием шкива в качестве натяжного устройства). Другой ручей шкива коленчатого вала или вентилятора удобно использовать для при­вода компрессора тормозной системы транспортной установки, поэтому его также устанавливают в передней верхней части двигателя. Поскольку под вентилятором и насосом остается свободное место, его, как правило, используют для размещения привода распределительного вала и масляного насоса. При этом выпуск­ную систему двигателя располагают обычно со стороны, противо­положной стороне, на которой установлены генератор и электро­стартер, чтобы избежать их нагрева.

При горизонтальном расположении цилиндров двигателя, уста­навливаемого под кабиной или полом, устройства, требующие технического ухода (свечи зажигания, форсунки, насосы, фильтры, распределители), следует размещать сверху, чтобы их можно было обслуживать при поднятой кабине или через люки в полу, а внизу располагать агрегаты, обслуживаемые редко (генераторы, электро­стартеры, фильтры); подвод воздуха к фильтру должен осуществ­ляться сверху. Аналогичные тенденции можно проследить и при компоновке двигателей, располагаемых на автомобиле сзади. Ха­рактерным в этом случае являются компоновка двигателя вместе с коробкой передач, сцеплением и дифференциалом, а также уста­новка воздухозаборников с боков кузова автомобиля в верхней части и обеспечение малых сопротивлений во впускной системе путем соответствующего расположения фильтров, вентиляторов системы охлаждения, воздуховодов.

В последние годы получают распространение роторно-поршневые бензиновые двигатели, которые устанавливают на автомоби­лях, мотоциклах, лодках (подвесные двигатели) и т. п. Их основ­ными преимуществами по сравнению с обычными поршневыми двигателями являются меньшие габаритные размеры и масса, простота конструкции, малое число деталей, возможность осу­ществления высокой частоты вращения вследствие полной уравно­вешенности при экономичности, лишь немного уступающей четырехтактным двигателям. По другим показателям они приближа­ются к простейшим двухтактным двигателям с петлевой схемой газообмена, значительно превосходя их по экономичности и урав­новешенности. 

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные требования, предъявляемые к ПД при выборе компоновки?

2. Каковы основные компоновочные схемы ПД?

3. В чем преимущества и недостатки V-образной компоновочной схемы?

4. В чем преимущества и недостатки компоновочной схемы с рядным расположением цилиндров?

5. Каковы основные факторы определяющие компоновку ПД?

6. Каковы основные преимущества и недостатки роторных ПД?

7. В чем преимущества компоновки с горизонтальным расположением цилиндров?