СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ Часть 2 по дисциплине Экономика организации и менеджмент для студентов 4 курса специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящий сборник практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «Экономика организации и менеджмент», для специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Методические указания состоят из двух частей. В части 1 включены практические работы с №1 по №13. Часть 2 содержит практические работы с № 14 по № 22.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ Часть 2 по дисциплине Экономика организации и менеджмент для студентов 4 курса специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»»

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»














МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практических работ

Часть 2


по дисциплине

Экономика организации и менеджмент


для студентов

4

курса


специальности

35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»







СОСТАВИЛА

Преподаватель

О.Ю.Игнатенко








р.п. Красные Баки

2019г

СОДЕРЖАНИЕ



Назначение методических указаний……………………………………..

3

Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ……………...........................................................................................


3

Правила выполнения практических работ……………………………….

4

Перечень практических работ…………………………………………….

Задания на практические работы:

4

Практическая работа № 14 ………………………………………………

Практическая работа № 15………………………………………………

Практическая работа № 16………………………………………………

Практическая работа № 17………………………………………………

Практическая работа № 18………………………………………………

Практическая работа № 19 ………………………………………………

Практическая работа № 20………………………………………………

Практическая работа № 21………………………………………………

Практическая работа № 22………………………………………………

Список рекомендуемой литературы……………………………………

Приложение 1. Титульный лист на практические работы……………

5

6

8

10

11

12

14

17

22

23

24


























Назначение методических указаний


Настоящий сборник практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «Экономика организации и менеджмент», для специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Методические указания состоят из двух частей. В части 1 включены практические работы с №1 по №13. Часть 2 содержит практические работы с № 14 по № 22.

Каждая часть методических рекомендаций содержит темы, цель, задания по практическим работам, рекомендуемую литературу для выполнения заданий, методические рекомендации по выполнению практических работ и основные понятия и формулы.

В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономика организации и менеджмент» специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» объем практических занятий - 44 часа.


Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен уметь:

- рассчитывать технико-экономические показатели лесохозяйственной деятельности;

- вести учет и документооборот в лесничестве, и других предприятиях, и фирмах;

- использовать информационные технологии для расчетов и оформления документации;

- организовывать деятельность коллектива;

- общаться с руководством, коллегами;

- управлять персоналом;

- проводить деловые беседы, совещания, телефонные переговоры;

- разрешать конфликтные ситуации;

должен знать:

- организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждений, предприятий и фирм в лесном хозяйстве;

- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и лесохозяйственного учреждения, показатели их эффективного пользования;

- механизмы ценообразования, формы оплаты труда в современных условиях;

- цели, задачи, разновидности менеджмента;

- основные функции управления;

- методы и типы структур управления;

- методы и уровни принятия решений;

- теорию мотивации и ее факторы;

- технологию работы с подчиненными;

- этику делового общения;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности


Правила выполнения практических работ


1. Студент выполняет практические работы на листах формата А4 и подшивает в папку – скоросшиватель для выполнения практических работ.

2.Студент допускается к выполнению практической работы при отсутствии задолженности по данной теме и по предшествующей практической работе.

3.Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля и т. д.) карандашом.

4.В заголовках граф таблиц обязательно приводить буквенные обозначения величин и единицы измерения.

5. Расчет следует проводить с точностью до двух значащих цифр.

6.При исправлениях неправильное слово (буква, число и т. п.) аккуратно зачеркивают и над ним пишут правильное пропущенное слово (буква, число) или с использованием быстросохнущей жидкости.

7. Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

10. Оценку по практической работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:

- расчеты выполнены правильно и в полном объеме;

- студент может пояснить выполнение любого этапа работы.

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренной программой практических работ.


Перечень практических работ

Часть 2


14.Расчет основных налогов взимаемых с юридических лиц.

15.Расчет основных налогов взимаемых с физических лиц.

16. Расчет арендной платы.

17.Оформление первичной документации по учету труда и заработной платы

18.Оформление первичной документации по учету денежных средств и товарно-материальных ценностей.

19.Анализ основных фондов: состава, движения и состояния.

20.Упражнения по выбору вариантов управленческих решений в конкретных производственных ситуациях

21.Методика выявления лидера в коллективе. Социологическое исследование

22.Составление плана проведения совещаний, бесед, переговоров.



Практическая работа № 14


Тема 6.1: Налоговая система и её значение в организации.


Цель: Научиться рассчитывать основные налоги взимаемые с юридических

лиц.


Задание: Выполнить задачи № 8.1; 8.2; 8.3; 8.4; 8.5; 8.6; 8.7; 8.8; 8.9.


Методические рекомендации по выполнению практической работы

Основные понятия

Налоги - обязательные платежи, взимаемые с физических и юриди­ческих лиц в доход государства, с целью регулирования экономических отношений.

Налоговая система - совокупность приемов и методов взимания налогов с юридических и физических лиц.

Налоговая ставка - величина налога, приходящаяся на единицу на­логообложения.

Налог на прибыль определяется умножением налогооблагаемой базы на ставку налога.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма НДС рассчитывается умножением облагаемого оборота на ставку НДС.НДС в бюджет равна НДС начисленный минус вычеты.

Налог на доходы физических лиц

Налогооблагаемая база равна доходам минус доходы, не подлежа­щие налогообложению (налоговые вычеты).


Задания к практической работе № 14


Задача 8.1. Определить сумму налога на прибыль, если: выручка от реа­лизации продукции (без НДС) составляет 400 тыс. руб., себестоимость - 350 тыс. руб., ставка налога на прибыль - 20%.


Задача 8.2. Рассчитать сумму налога на прибыль, если: выручка от реа­лизации продукции с НДС - 1500 тыс. руб., себестоимость продукции - 900 тыс. руб., сумма налога на добавленную стоимость - 250 тыс. руб., став­ка налога на прибыль - 20%.


Задача 8.3. Рассчитать сумму налога на прибыль, если: выручка от реа­лизации продукции без НДС - 840 тыс. руб., себестоимость продукции - 700 тыс. руб., прибыль от реализации имущества - 100 тыс. руб., доходы от сдачи имущества в аренду - 30 тыс. руб.


Задача 8.4. Рассчитать сумму налога на прибыль, если: продан пиломатериал в количестве 300 м3 по цене 5200 руб. за 1 м3 (с учетом НДС); себестоимость 1 м3 пиломатериала - 2930 руб., ставка налога на прибыль - 20%.


Задача 8.5. Рассчитать сумму налога на прибыль, если: выручка от реализации 1 м3 круглого леса составляет 2100 руб., без НДС, производственная себестоимость 1 м3 - 1082 руб., коммерческие расходы на I м3 - 50 руб., реализовано - 600 м3 круглого леса, ставка налога на при­быль - 20%.


Задача8.6. Рассчитать сумму НДС, подлежащую взносу в бюджет, если: сумма НДС, полученная от покупателей за реализованные товары, - 650 тыс. руб.; сумма НДС по материальным ресурсам, уплаченная поставщи­кам, - 560 тыс. руб.


Задача8.7. Рассчитать сумму НДС, подлежащую взносу в бюджет, если: выручка от реализации продукции с НДС - 110 тыс. руб., стоимость приобретенных товаров и услуг с НДС - 98 тыс. руб., ставка НДС составля­ет 18%.


Задача 8.8. Рассчитать сумму НДС, если выручка от реализации товаров составила

11200 тыс. руб., в том числе продуктов питания - 600 тыс. руб.Общая ставка НДС - 18%, НДС на продукты питания - 10%.


Задача 8.9. Предприятие оказало услуг на сумму 11 320 тыс. руб. Рассчитать сумму НДС, если ставка НДС составляет 18%.


Практическая работа № 15


Тема 6.1: Налоговая система и её значение в организации.


Цель: Научиться рассчитывать налоги взимаемые с физических лиц.


Задание: Выполнить задачи № 8.10;8.11; 8.12; 8.13; 8.14; 8.15; 8.16; 8.17;

8.18; 8.19.


Методические рекомендации по выполнению практической работы

Основные понятия


Налоги - обязательные платежи, взимаемые с физических и юриди­ческих лиц в доход государства, с целью регулирования экономических отношений.

Налоговая система - совокупность приемов и методов взимания налогов с юридических и физических лиц.

Налоговая ставка - величина налога, приходящаяся на единицу на­логообложения.

Налог на доходы физических лиц

Налогооблагаемая база равна доходам минус доходы, не подлежа­щие налогообложению (налоговые вычеты).


Задания к практической работе № 15


Задача 9.1. Рассчитать сумму налога на доходы физических лиц работ­нице с начисленным заработком за январь 9960 руб. Работница имеет на иждивении двух детей в возрасте до 18 лет.


Задача 9.2. Рассчитать налог на доходы физических лиц работнику | начисленным заработком за январь 8300 руб., если он имеет сына в возрасте 20 лет - студента очного отделения техникума.


Задача 9.3. Рассчитать налог на доходы физических лиц работнику | начисленным заработком за январь 17130 руб. Работник является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС и имеет двух несовершеннолетних.


Задача 9.4. Участник ВОВ выиграл в лотерею 230 тыс. руб. Рассчитать налог на доходы физических лиц.


Задача 9.5. Гражданин А выиграл приз стоимостью 14 тыс.руб, имеет на иждивении дочь в возрасте 8 лет. Рассчитать сумму налога.


Задача 9.6. Рассчитать налог на доходы физических лиц работнику | начисленным заработком за январь 13270 руб. Работник выполнял интер­национальный долг в Афганистане и имеет двух детей в возрасте до 16 лет.


Задача 9.7. Рассчитать помесячно налог на доходы физических лиц работнику имеющему сына - студента очного отделения в возрасте 22 года.Если заработок составил, руб.:

Месяц

Доход, руб.

Стандарт

ные вычеты, руб.

Доход, руб

.облагаемый налогом, руб.

Налог на доходы,руб, руб.

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Январь

5560







Февраль

5730







Март

5680







Апрель

5850







Май

5880







Июнь

5920







Июль

7890







Август

7910







Сентябрь

7040







Октябрь

7020







Ноябрь

7160







Декабрь

8280







Всего:









Задача 9.8. Рассчитать сумму налога, которую необходимо удержать с работника в феврале, если за январь начислено 11 200 руб., удержано 1404 руб., в феврале начислено 12300 руб.


Задача 9.9.Гражданин Б, участвуя в конкурсе рекламы товаров, выиг­рал приз стоимостью 1800 руб. Должен ли он заплатить налог на доходы фи­зических лиц?


Задача 9.10. Работница заплатила за обучение дочери 36 200 руб. за год. Рассчитать сумму налога, которую ей должны вернуть в виде социальных вычетов.


Практическая работа № 16


Тема 6.3: Платежи за пользование лесным фондом и

стоимостная оценка лесов.


Цель: Научиться рассчитывать арендную плату.


Задание: Выполнить задачу № 1 по вариантам.


.Раздаточный материал - Минимальные ставки платы за древесину на корню по Нижегородской области.


Методические рекомендации по выполнению практической работы

Основные понятия


Использование лесов в Российской Федерации является платным.

За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Единица объема лесных ресурсов может выражаться разными величинами: кубическими метрами, килограммами, тоннами.

При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платыопределяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. В исключительных случаях, предусмотренных законами РФ, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений определяется на основе минимального размера платы. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насажденийопределяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.


Задача 1

Рассчитать размер арендной платы за пользование лесным фондом за календарный год по вариантам. Расчет произвести по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.

Условия: Таблица 1

п.п

Показатели

Ед.

из.

Вариант №

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Годовой объем лесозаготовок

м3

8300

8000

7800

7500

7400

7200

7000

6700

6500

6000

2

Расстояние вывозки

км

65

50

45

35

30

20

15

60

55

40

Таблица 2

Распределение ликвидной древесины на деловую

( по категориям крупности) и дровяную

Порода

Деловая древесина ,%

Дровяная

%

Распределение

эксплутационного запаса из поквартальной ведомости, %

крупная

средняя

мелкая

Сосна

36.4

45.4

11.3

6.9

20.2

Ель

34.9

29.3

13.5

22.3

19.4

Пихта

18.9

48.8

8.4

23.9

4.4

Лиственница

35.0

41.4

7.5

16.1

36.2

Береза

3.8

27.1

11.4

57.7

13.2

Осина

9.9

28.9

7.1

54.1

6.6


Для расчета арендной платы необходимо определить товарную структуру ежегодной расчетной лесосеки на основании характеристики арендного участка, подлежащего освоению в текущем году. Расчет выполнить в форме таблицы 3.

Далее на основании таблицы 3 и минимальных ставок за древесину рассчитаем арендную плату за участок лесного фонда. Расчет выполним в форме таблицы 4.

Таблица 3

Товарная структура ежегодной расчетной лесосеки,

подлежащей освоению, м3,%

Порода

Всего деловой древесины

в том числе по крупности

Дрова

Всего ликвидной древесины

крупная

средняя

мелкая

м3

%

м3

%

м3

%

м3

%

м3

%

м3

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Сосна













Ель













Пихта













Лиственница













Береза













Осина













Всего по участку














Таблица 4

Расчет арендной платы за участок лесного фонда

с ежегодным объемом пользования _____ м3

Порода

Всего деловой

древесины,м3

в том числе по крупности

Дрова

По минимальным

ставкам, руб.

крупная

средняя

мелкая

м3

руб./м3

Сумма

руб.

м3

руб./м3

Сумма

руб.

м3

руб./м3

Сумма

Руб.

м3

руб./м3

Сумма

Руб.


Сосна















Ель















Пихта















Лиственница















Береза















Осина















Всего
















Практическая работа № 17


Тема 7.1. Основы учёта и отчётности

Цель: Научиться оформлять первичную документацию по учету труда и

заработной платы


Задание: Выполнить задачи № 10.4, 10.7..


Методические рекомендации по выполнению практической работы

Основные понятия


Хозяйственный учет - это наблюдение и контроль за ходом процес­са материального производства, измерение его результатов и отраже­ние этого процесса в документах.

Оперативный (оперативно-технический) учет применяется в теку­щем оперативном руководстве отдельными участками работы предпри­ятия для контроля над хозяйственными операциями на месте и в ходе их осуществления.

Бухгалтерский учет отражает и контролирует состав, размещение и движение хозяйственных средств и источников их образования.

Статистический учет проводят для сбора анализа и обработки ин­формации, характеризующей количественные закономерности жизни.


Задания к практической работе № 17


Задача 10.4. Составить расчетно-платежную ведомость за октябрь месяц по лес­ничеству на основе табеля учета использования рабочего времени(данные задачи 10.1) и оплаты по штатному расписанию Удержать суммы налога на доходы физических лиц, учитывая стандартные на­логовые вычеты (количество детей по каждому работнику).

Штатное расписание:


ФИО

Должность

Количе­ство

единиц

Тариф­ный

разряд

Должно

стной

оклад,

руб.

Надбавки, руб.

Месячная заработ­ная плата, руб

.

Справочно

Премия

40%

Выслуга 20%

количество

детей,чел.

1.Савин А.С.

Лесничий

1

8





1

2.Иванов И.И.

Пом.лесничего

1

7





2

3.Мухин А.К.

Мастер леса

1

6





-

4.Петров В.Н.

Мастер леса

1

6





3

5.Ларин А.Д.

Мастер леса

1

6





1

6.Петрова А.А.

Уборщица

1

3





-

7.Удин Н.И.

Лесник

1

5





-

8.Юхин В.Е.

Лесник

1

5





2


Задача 10.7. На основании расчетно-платежной ведомости составьте платежную ведомость (см. задачу 10.4)


Практическая работа № 18


Тема 7.1. Основы учёта и отчётности


Цель: Научиться оформлять первичную документацию по учету денежных

средств и товарно-материальных ценностей


Задание: Выполнить задачи № 10.5.,10.6.,10.10.


Методические рекомендации по выполнению практической работы

Основные понятия


Хозяйственный учет - это наблюдение и контроль за ходом процес­са материального производства, измерение его результатов и отраже­ние этого процесса в документах.

Оперативный (оперативно-технический) учет применяется в теку­щем оперативном руководстве отдельными участками работы предпри­ятия для контроля над хозяйственными операциями на месте и в ходе их осуществления.

Бухгалтерский учет отражает и контролирует состав, размещение и движение хозяйственных средств и источников их образования.

Статистический учет проводят для сбора анализа и обработки ин­формации, характеризующей количественные закономерности жизни.


Задания к практической работе № 18


Задача 10.5. Составить авансовый отчет. Лесничий А.С. Савин получил из кассы на приобретение материалов 4 тыс. руб. Израсходовал 3.8 тыс. руб. Оформить приходный и расходный кассовые ордера.


Задача 10.6.Мастер В.Н. Петров получил со склада следующие матери­альные ценности: пильные цепи 8 шт. по цене 210 руб./шт.; рукавицы рабо­чие 30 пар по цене 12 руб./пара; лампочки 12 шт. по цене 11 руб./шт.; замки накладные 3 шт. по цене 180 руб./шт. Оформите документами (со­ставьте требование или накладную, доверенность).


Задача 10.10. Мастер леса К.К. Иванов был направлен в командиров­ку с целью заключения договоров на реализацию новогодних елей в г.Барнаул, сроком на 5 дней, с 20 по 25 декабря. Проживал он в гостинице, где стоимость проживания за одни сутки 420 руб. Приказ по предприятию № 72 от 18 декабря. Проезд на поезде (стоимость билета в одну сторону 850 руб.). Заполнить: командировочное удостоверение, составить авансо­вый отчет


Практическая работа № 19


Тема 7.2: Анализ производственно-хозяйственной деятельности

предприятия.


Цель:Научиться проводить анализ состава, движения и состояния

основных фондов.


Задание:По данным выписки из формы № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу» рассчитать:

1.Структуру основных средств на начало и на конец года;

2.Изменения в составе основных средств;

3.Показатели движения основных средств:

а) коэффициент обновления,

б) коэффициент выбытия,

в) темп прироста стоимости основных средств;

4.Сделать выводы.

Анализ выполнить по вариантам:

1 вариант по предприятию ОАО «Весна»;

2 вариант по предприятию ЗАО «Шанс».


Для проведения анализа рекомендуется таблица следующей формы:


Анализ состава, движения и состояния основных средств


Наименование

показателя

Код

строки

Остаток на

начало года

Посту

пило,

тыс.

руб.

Выбы

ло

тыс.

руб.

Остаток на конец года

Изменения за год

Сумма

тыс.

руб.

Уд.

вес,%

Сумма

тыс.

руб.

Уд.

вес,%

В

тыс.

руб.

В

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

























Методические рекомендации по выполнению практической работы

Основные понятия

Анализ -это метод исследования, заключающийся в расчленении целого на части , позволяющий глубоко изучить явление, познать связи и взаимосвязи его развития.

Экономический анализ - система специальных знаний, связанная с исследованием экономических процессов, научным обоснованием бизнес-планов, с выявлением положительных и отрицательных факторов, определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов и принятием оптимальных управленческих решений.

Предметом экономического анализа являются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, включая вопросы социального и культурного развития, отраженные в системе показателей внутрихозяйственного планирования, учета отчетности и иных источниках информации.

Метод анализа - это способ познания и изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Система экономической информации -это совокупность данных , характеризующих хозяйственную деятельность предприятий на различных уровнях.

Расчет аналитических показателей:

1.Абсолютные отклонения (графа 9)определяются как разница между графой 7 и графой 3.

2.Структура затрат (удельный вес)рассчитывается в процентах. Определяется отношением каждой строки к итогу и умножением на 100.

3.Абсолютные отклонения в структуре затрат (графа 10)определяются как разница между структурой основных средств на конец года (%) (графа 8) и структурой основных средств на начало года (%) (графа4) .

Выводы: При анализе необходимо обратить внимание на сумму отклонений и за счет чего и на сколько произошли эти изменения.


Практическая работа №20


Тема 8.3.:Основы теории принятия управленческих решений


Цель: Научиться выбирать варианты управленческих решений в конкретных производственных ситуациях


Задание:Выполните задания 1, 2.


Задания к практической работе № 20


Задание 1.

1.Изучите ситуациюПрограммы «Медэкс»

2.Дайте ответы на вопросы к конкретной ситуации

Конкретная ситуация Программы «Медэкс»

Компания «Медэкс» занималась разработкой и продажей в России и в некоторых странах СНГ компьютерных финансовых программ для медицинских учреждений. Компания была основана несколько лет назад Олегом Владимировичем Петренко, бывшим высокопоставленным чиновником всесоюзного в то время Министерства здравоохранения. В настоящее время в компании работали около 30 аналитиков и программистов.

Раз в месяц правление компании проводило обсуждение планов, проблем и возможностей, имеющихся у компании. Заседания собирал и проводил сам Петренко. В правление также входили: Феликс Толкачев — маркетинг; Екатерина Семина — операции; Алексей Хитин — развитие систем; Дмитрий Боровской — финансы и учет;

Ахмет Багиров — системный анализ. Ниже приведена запись заседания правления, на котором одним из вопросов обсуждения были контракты по обслуживанию проданных ранее программ.

Петренко: Итак, последнее в повестке дня сегодняшнего заседания — это контракты по обслуживанию. Дмитрий, это твой вопрос.

Боровской: Да, я просмотрел контракты по обслуживанию программ, имеющиеся у нас с рядом наших клиентов, и мне кажется, что мы не получаем от них хорошего возврата на капитал. По моим подсчетам, лучше было бы продавать каждый год обновленную версию нашего пакета программ «Медэкс», чем предлагать контракты по их обслуживанию... или, это совершенно ясно, мы должны увеличить цену этих контрактов.

Петренко: Насколько ты предлагаешь поднять цену?

Боровской: Сегодня мы на отметке нулевой прибыли.

Петренко: Так что ты предлагаешь?

Боровской: Я думаю, мы должны увеличить годовую платузаобслуживание программ «Медэкс», по крайней мере, на 30%.

Толкачев: Если мы это сделаем, то мы можем потерять ряд клиентов... может не тех, кто уже у нас есть, но некоторых потенциальных клиентов.

Петренко: Сколько пользователей программ имеет с нами контракты по обслуживанию?

Толкачев: Я не знаю.

Боровской: Мне кажется, около 80%.

Петренко: Какова стандартная цена, исчисляемая на процентной основе к пакету программ?

Толкачев: Это в некоторой степени зависит от цены на программу, но больше связано с тем, как часто она изменяется.

Хитин: Может быть мы не должны делать так много изменений в | программах. В прошлом году мы сделали такие изменения для про-' граммы «В», и тогда Центральный кардиологический центр изменил свое решение. Нам было бы лучше потратить время на переход к новой системе компании «Эппл».

Семина: Это не помогло, и от нас ушел Станислав Фридман.Онзнал наши программы «вдоль и поперек».

Петренко: Да! Станислав был уникальный специалист и работник. Почему бы нам не попытаться лучше продавать контракты по обслуживанию программ «Медэкс»? Разве компании «Медсис— тем» и «ТМС» не проводят такие же изменения, которые делаем; мы, и не осуществляют это также часто? Давайте сообщим нашим клиентам, что наши программы являются самыми совершенными ;на рынке.

Толкачев: В одной из упомянутых компаний сменился финансовый директор.

Петренко: Ахмет, мы еще ничего не слышалиот тебя. Может у тебя есть какие-нибудь идеи в отношении того,как снизить стоимость контрактов по обслуживанию?

Багиров: Мне особо нечего сказать — это же проблема маркетинга. Мне так кажется... как продавать контракты?

Семина: Я думаю, нам надо иметь больше данных и информации. Может быть нам следует отложить этот вопрос до тех пор, пока мы лучше изучим потребности наших клиентов и тому подобное.

Боровской: Что конкретно мы должны знать?

Петренко: Нам необходимо знать предполагаемые по плану изменения на следующий год и во сколько это обойдется с точки зренияих осуществления.

Семина: Извините меня, мне надо уйти. Я должна встретиться с Георгиевским в 11:00.

Боровской: Почему бы нам просто не поднять цену на 20% для новых клиентов и посмотреть, что произойдет? Увеличила же «ТМС» свою цену на 35% в год.

Петренко: Что ты думаешь, Феликс?

Толкачев: Да, мы можем попытаться это сделать. Однакомыможем потерять некоторых потенциальных клиентов.

Петренко: Хорошо, давайте попробуем это сделать.

Вопросы к конкретной ситуации

1. Как формулировалась (в каких заявлениях) проблема, требующая решения в ходе заседания? Как эти заявления соотносятся друг с другом (т.е. как одно из них является средством разрешения другого)? Является ли решаемая на заседании проблема структурированной? Обоснуйте свою позицию.

2. Каким различным интересам служили эти заявления (т.е. вовлекали людей в дискуссию, способствовали уходу от обвинений и т.п.)? В каких целях эти заявления были сделаны в данной ситуации? Какая модель принятия решения при этом использовалась? Приведите ваши аргументы.

3. Какие роли выполнял Петренко как менеджер в ходе принятия решения на заседании? Какие методы принятия решения он использовал?

4. В каких условиях принималось решение в данной ситуации? Почему вы так считаете?

5. Есть ли какие-либо этические аспекты в принятии данного решения? Какие? Объясните.

6. Какое решение приняли бы вы в данной ситуации? Дайте подробное разъяснение по этому поводу.


Задание 2:

1.Списать управленческие решения.

2.Определить, являются ли управленческие решения программированными или непрограммированными решениями?

Список решений

1. Наем заведующим специалиста в исследовательскую лабораторию компании, производящей сложную техническую продукцию.

2. Доведение мастером до рабочих дневного задания.

3. Определение финансовым директором размера дивидендов, которые должны быть выплачены акционерам на девятый год последовательной успешной финансовой деятельности компании.

4. Решение начальника о допущении официального отсутствия .подчиненного на рабочем месте в связи с посещением им врача.

5. Выбор членами правления места для очередного филиала банка, уже имеющего 50 отделений в крупном городе.

6. Дача руководителем согласия на принятие выпускника юридического факультета' университета на работу в аппарат крупной фирмы.

7. Определение годичного задания для ассистента профессора.

8. Дача начальником согласия на предоставление подчиненному возможности посетить учебный семинар в области его специализации.

9. Выбор авторами печатного издания для размещения рекламы о новом вузовском учебнике.

10. Выбор правлением компании места для строительства ресторана «Вкусно и быстро» в небольшом, но растущем городе, находящемся между двумя очень большими городами.



Практическая работа №21


Тема 8.8.:Психология менеджмента


Цель: Научиться выявлять лидера в коллективе.


Задание:Определите степень выраженности лидерстваответив на вопросы теста «Лидер»


Методические рекомендации по выполнению практической работы

Основные понятия


Командовать или подчиняться? Это принципиальный вопрос, который приходиться решать неоднократно. Всегда есть кто-то, кто командует, поскольку всегда находится кто-то, кто хочет, чтобы им командовали. Даже в самой демократичной, общественной структуре в решающий момент выделяется лидер, заставляющий остальных прислушаться к его авторитетному мнению. Тот, кто стремится быть лидером, счастлив, когда командует. «Ведомый», даже если ему предоставить возможность руководить, не будет знать, что делать с данными ему полномочиями. Лидер охотно вызывается выполнять ответственные задания, стремится к руководящим постам и, как правило, справляется с тем, что ему поручено. В кризисных ситуациях он может стать опорой для других. В такие моменты с наибольшей очевидностью проявляются его способности. Лидеров любят, но и ненавидят тоже – это неизбежно. В современном обществе, однако, «полководец» (по сути это всегда человек щедрый и верный, готовый рискнуть собственной жизнью) порой уступает место другому – тому, кто маневрирует в тени, не показывает себя. Он не зажигает толпу, чтобы вести еѐ за собой, но умело использует еѐ в своих целях. Понять свою роль в обществе, в коллективе очень важно для правильного мироощущения: кто я – капитан или рядовой? Попробуйте определить это с помощью теста.


Задания к практической работе № 21

Тест «Лидер»

1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих:

а) да; б) нет.

2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение послужбе, чем Вы:

а) да; б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных Вам по служебному положению, испытываете ли Вы желание не высказывать своѐ мнение, даже когда это необходимо:

а) да; б) нет.

4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам руководить играми ваших маленьких друзей:

а) да; б) нет.

5. Испытываете ли Вы большое удовольствие, когда Вам удается убедить кого-либо, кто Вам до этого возражал:

а) да; б) нет.

6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком:

а) да; б) нет

7. Согласны ли Вы с утверждением: «Всѐ самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»:

а) да; б) нет.

8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который бы мог направить вашу профессиональную активность:

а) да; б) нет.

9. Теряли ли Вы иногда хладнокровие в беседе с людьми:

а) да; б) нет.

10. Доставляет ли Вам удовольствие, когда Вы видите, что окружающие побаиваются Вас:

а) да; б) нет.

11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли Вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло Вам легче контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание:

а) да; б) нет.

12. Считаете ли обычно, что Ваша внешность производит внушительное впечатление:

а) да; б) нет.

13. Считаете ли Вы себя мечтателем:

а) да; б) нет.

14. Легко ли Вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением:

а) да; б) нет.

15. Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных развлекательных и т.п.) групп:

а) да; б) нет.

16. Если мероприятие, которым Вы занимаетесь, не даѐт намечавшихся результатов:

а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

б) умеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было

принято.

17. Какое из этих двух мнений ближе Вашему:

а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах;

б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

18. С кем Вы предпочитаете работать:

а) с людьми покорными; б) с людьми строптивыми.

19. Стараетесь ли Вы избегать горячих дискуссий:

а) да; б) нет.

20. Когда Вы были ребѐнком, часто ли сталкивались с властностью вашего отца:

а) да; б) нет.

21. Умеете ли Вы в профессиональной дискуссии привлечь на свою сторону тех, кто раньше с Вами был не согласен:

а) да; б) нет.

22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:

а) Вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;

б) Вы просто полагаетесь на решение других.

23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы Вы делали выбор, то что бы Вы предпочли:

а) быть первым в деревне; б) быть вторым в городе.

24. Считаете ли Вы, что Вы – человек, сильно влияющий на других людей:

а) да; б) нет.

25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить Вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы:

а) да; б) нет.

26. С Вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:

а) самый компетентный; б) у кого самый сильный характер

27. Всегда ли Вы стараетесь понимать (оценивать) людей:

а) да; б) нет.

28. Умеете ли Вы уважать дисциплину вокруг Вас:

а) да; б) нет.

29. Какой из двух типов руководителей кажется Вам более значительным:

а) тот, который решает все сам; б) тот, который постоянно

советуется.

30. Какой из двух типов руководства, по Вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия:

а) коллегиальный тип; б) авторитарный тип.

31. Часто ли у Вас бывает впечатление, что другие Вами злоупотребляют:

а) да; б) нет.

32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к Вашему образу:

а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет;

б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.

33. На рабочем совещании Вы один имеете мнение, противоположное мнению других, ноВыуверены в своей правоте. Как поведете себя:

а) будете молчать;

б) будете отстаивать свою точку зрения.

34. Называют ли Вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела:

а) да; б) нет.

35. Если на Вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете лиВы при этом чувство тревоги:

а) да; б) нет.

36. Что Вы бы предпочли в своей профессиональной деятельности:

а) работать под руководством хорошего руководителя;

б) работать независимо

37. Как Вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»:

а) да; б) нет.

38. Случалось ли Вам покупать что-то, в чѐм Вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц:

а) да; б) нет.

39. Считаете ли Вы, что Ваши организаторские способности выше средних:

а) да; б) нет

40. Как Вы обычно ведѐте себя, встретившись с трудностями:

а) трудности обескураживают;

б) трудности заставляют действовать активнее.

41. Часто ли Вы делаете резкие упрѐки сотрудникам, когда они их заслуживают:

а) да; б) нет.

42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система успешно выдерживает напряжѐнность жизни:

а) да; б) нет.

43. Если Вам предстоит произвести реорганизацию, как Вы поступаете:

а) ввожу изменения немедленно;

б) предлагаю медленнее, эволюционные изменения.

44. Если это необходимо, сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника:

а) да; б) нет.

45. Согласны ли Вы с мыслью: «Чтобы быть счастливым, нужно жить незаметно»:

а) да; б) нет.

46. Считаете ли Вы, что каждый из людей должен сделать что-то выдающееся:

а) да; б) нет.

47. Кем (из предложенных профессий) Вам в молодости хотелось стать:

а) известным художником, композитором, поэтом и т.д.;

б) руководителем коллектива.

48. Какую музыку Вам приятнее слушать:

а) торжественную, могучую; б) тихую, лирическую.

49. Испытываете ли Вы некоторое волнение при встрече с важными личностями:

а) да; б) нет.

50. Часто ли Вы встречаете человека с более сильной волей, чем у Вас:

а) да; б) нет.

Результат: с помощью таблицы подсчитайте количество набранных баллов. При ответе на вопрос Вы получаете балл только за вариант «а» или «б» в левой колонке («Ваш ответ»).

Степень выраженности лидерства:

до 25 баллов: лидерство выражено слабо;

до 26-35 баллов: средняя выраженность лидерства;

до 36-40 баллов: лидерство выражено в сильной степени;

свыше 40 баллов: склонность к диктату.

Ключ к тесту «Лидер»

Вопрос

Ваш ответ

Вопрос

Ваш ответ

1

а

б

26

а

б

2

а

б

27

б

а

3

б

а

28

а

б

4

а

б

29

б

а

5

а

б

30

б

а

6

б

а

31

а

б

7

а

б

32

а

б

8

а

б

33

а

б

9

б

а

34

а

б

10

а

б

35

б

а

11

а

б

36

б

а

12

а

б

37

а

б

13

б

а

38

б

а

14

б

а

39

а

б

15

а

б

40

б

а

16

б

а

41

а

б

17

б

а

42

а

б

18

б

а

43

а

б

19

б

а

44

а

б

20

а

б

45

б

а

21

а

б

46

а

б

22

б

а

47

б

а

23

а

б

48

а

б

24

а

б

49

б

а

25

б

а

50

б

а

Практическая работа № 22


Тема 8.9.: Этика делового общения .


Цель: Научиться составлять план проведения совещаний.


Задание: Выполнить задание № 1.


Методические рекомендации по выполнению практической работы


Технология организации и проведения совещания

Этапы

Элементы

1. Подготовка

Определение целесообразности проведения совещания.

Определение повестки дня.

Определение состава участников.

Назначение даты и времени совещания.

Определение места проведения.

Подготовка участников совещания.

2. Проведение

Продолжительность совещания.

Регламент.

Протокол.

3. Подведение итогов и

принятие решения


Выводы.

Определение тех, кто и в какие сроки должен выполнить

определенный объем работ.

Определение формы подведения итогов совещания.

Принятие решения о широте информирования.

Способы выработки решения.

4. Контроль за выполнением

решения

Определение лиц, которые осуществляют контроль


Задание № 1.

Составьте план проведения планового совещания:

1. Дата, место и время проведения совещания.

2. Повестка дня.

3. Списки участников совещания.

4. Докладчики совещания.

5. Перечень работ, которые будут выполнены службами предприятия при подготовкесовещания.

6. Составьте текст приглашения на совещание.

7. Составьте список рассылки приглашений на совещание. Какими способами будет осуществлена рассылка?

8. Составьте краткий тезис доклада руководителя предприятия.

9. Составьте регламент совещания.

10. Как будет подготовлено и оборудовано помещение для проведения совещания?

11. Составьте визитку, рекламный проспект и т.д. предприятия для участников совещания.

12. Составьте порядковые номера участников (выступающих) на совещании и продолжительность докладов выступающих.

13. Как будет проходить регистрация участников совещания?

14. Составьте протокол совещания.



Список рекомендуемой литературы


Основные источники:

1.Грибов В.Д. Менеджмент: учеб.пособие /В.Д. Грибов, – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015

2.Грибов В.Д., Грузинов В.Д., Кузьменко В.А..Экономика организации (предприятия).,М.:КНОРУС.,2015.

Дополнительные источники

1.Долгова Л.Н. Экономика отрасти: практикум/ Л.Н. Долгова, Т.В. Мочалова. – 2-е изд. стереотип.– Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2014

Интернет – ресурсы:

1.Электронный ресурс «Экономика организации». Форма доступа

www.ofguu.ru/ files/Экономика организации.pdf

2.Экономика организации - реферат. Форма доступа: www.BestReferat.ru/referat-61034.html

Приложение 1

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»












Практические работы

по учебной дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТ»


специальности35.02.01Лесное и лесопарковое хозяйство









Выполнил студент (ка)

IV курса группы 41-ЛЛХ

ФИО______________________

Проверил преподаватель

О.Ю.Игнатенко

Оценка ________________

Дата___________________








р.п.Красные Баки

201.. год


31