СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по выполнению практических работ ПМ 02 "Изготовление столярных изделий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сборнике  представлены практические занятия по профессиональному модулю, методические указания к их выполнению для студентов 

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению практических работ ПМ 02 "Изготовление столярных изделий»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»



















Бодиев Б.Р.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


ПМ 04 ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТОЛЯРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

МДК 0401 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТОЛЯРНЫХ РАБОТ



54.01.13 Изготовитель художественных изделий из дерева





(Методические указания)






















с. Иволгинск

2016

Методические указания рассмотрены на методобъединении педагогов художественного отделения, утверждены на научно-методическом совете колледжа и рекомендованы к использованию.
















В сборнике представлены практические занятия по профессиональному модулю, методические указания к их выполнению для студентов по профессии 54.01.13 Изготовитель художественных изделий из дерева.

.










Рецензент: Эрдынеева С.Д., главный специалист РЦНТ, заслуженный работник культуры РБ














Содержание


  1. Введение………………………………………………………………………………….5

  2. Практическая работа № 1. Выполнение инструкционно – технологической карты процесса изготовления различных столярных изделий. Раскрой пиломатериалов.…………………………………………………………….......………..7

  3. Практическая работа № 2. Раскрой плитных и листовых материалов. Изготовление шаблонов для плечиков.…………………………………………………………………8

  4. Практическая работа № 3 Базирование заготовок для плечиков. Профилирование кромок или торцов заготовок для плечиков.…………………………………………………………………………………..8

  5. Практическая работа № 4. Облицовывание шпоном заготовок для плечиков. Сборка заготовок плечиков в изделие.………………………………………….………………..9

  6. Практическая работа № 5. Выполнение шипового соединения заготовок.

………………………………………………………………………………………………9

  1. Практическая работа № 6. Выполнение угловых концевых соединений заготовок.……………………………………………………………………………........10

  2. Практическая работа № 7. Выполнение соединений заготовок по длине и ширине.……………………………………………………………………………………10

  3. Практическая работа № 8. Выполнение срединного соединения заготовок на шип одинарный.…………………………………………………………………………….….11

  4. Практическая работа № 9. Выполнение срединного соединения заготовок на шип «ласточкин хвост».……………………………………………………………….…..…..12

  5. Практическая работа № 10. Выполнение срединного соединения заготовок в паз и гребень. Выполнение срединного соединения заготовок на шкантах.……………………………………………………………………………….......12

  6. Практическая работа № 11. Выполнение соединения заготовок гвоздям и шурупами.………………………………………………………………………...…...….13

  7. Практическая работа № 12. Выполнение чертежа конструкции панели и перегородок. ……………………………………………………….………………..…...14

  8. Практическая работа № 13. Изготовление дверного блока модели……….………….14

  9. Практическая работа № 14. Изготовление модели оконного блока.………………………………...…………………………………………………....16

  10. Практическая работа № 15. Выполнение навески оконного и дверного блока. Прирезка приборов……………………………………………………………...………..18

  11. Практическая работа № 16. Составление эскиза мягкого табурета..............................20

  12. Практическая работа № 17. Выполнение рабочих чертежей мягкого табурета.……………………………………………………………………………….….20

  13. Практическая работа № 18. Изготовление заготовок для табурета.………………………………………………………………………………......21

  14. Практическая работа № 19. Декоративное оформление заготовок мягкого табурета.…………………………………………………………………………….……24

  15. Критерии оценивания …………………………………………………………………..25

  16. Литература………………………………………………………………………………. 26



























Введение

Профессиональные компетенции.

ПК1. Производить подбор и раскрой заготовок для столярных изделий и мебели.

ПК2. Выполнять механическую обработку деталей столярных изделий.

ПК3. Выполнять столярные соединения.

ПК4. Конструировать столярные изделия.

Практический опыт:

- подбора и раскроя заготовок, а также механической обработки деталей столярных изделий;

- выполнения столярных соединений и конструирования столярных изделий;

Умения:

  • выполнять раскрой пиломатериалов;

  • изготовлять шаблоны;

  • выполнять базирование заготовок;

  • выполнять профильное строгание заготовок;

  • выполнять облицовывание шпоном заготовок;

  • выполнять сборку заготовок в изделие;

  • выполнять столярные соединения;

  • конструировать столярные изделия;

  • выполнять навеску оконного и дверного блока;

  • выполнять эскизы изделий и рабочие чертежи деталей;

  • изготавливать столярные изделия;

  • выполнять декоративное оформление столярных изделий;

Знания:

  • конструкции панелей;

  • конструкции перегородок;

  • конструкции дверных блоков;

  • конструкции оконных блоков;

  • технологическую последовательность выполнения навески дверных и оконных блоков;

  • виды и основные размеры столярных изделий;

Общие компетенции.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


























Практическая работа №1


Выполнение инструкционно – технологической карты процесса изготовления различных столярных изделий. Раскрой пиломатериалов

Задание: Выполнить изготовление инструкционно - технологической карты табурета. Выполнить раскрой заготовок для ножек табурета.

Оборудование для выполнения задания: Чертёжные инструменты, бумага, распиловочный станок.


Последовательность выполнения задания

  1. Нарисовать таблицу, с колонками «Технологический этап», «Краткое описание этапа», «Эскиз этапа».

  2. Выполнить подбор пиломатериала для заготовок.

  3. Выполнить разметку заготовок ножек табурета.

  4. Выполнить настройку станка.

  5. Выполнить раскрой заготовок.

Практическая работа №2


Раскрой плитных и листовых материалов. Изготовление шаблонов для плечиков

Задание: Выполнить раскрой шаблонов из обрезной доски.

Оборудование для выполнения задания: Электролобзик, разметочный инструмент, доска обрезная.


Последовательность выполнения задания

  1. Выполнить разметку шаблонов деталей для плечиков.

  2. Выпилить шаблоны электролобзиком.


Практическая работа №3

Базирование заготовок для плечиков. Профилирование кромок или торцов заготовок для плечиков

Задание: Выполнить строгание базовой поверхности заготовок для плечиков. Выполнить фрезерование кромок заготовок.

Оборудование для выполнения задания: Фуговальный станок, электрическая фрезерная машина.


Последовательность выполнения задания

  1. Выполнить выбор базовой поверхности.

  2. Выполнить строгание базовой поверхности на фуговальном станке.

  3. Выполнить фрезерование кромок.

Практическая работа №4


Облицовывание шпоном заготовок для плечиков. Сборка заготовок плечиков в изделие

Задание: Выполнить облицовывание шпоном или пленкой поверхности заготовок для плечиков. Выполнить сборку плечиков.

Оборудование для выполнения задания: Нож резак, разметочный инструмент, цикля, клей, струбцины.


Последовательность выполнения задания

  1. Подготовить поверхности для облицовывания, зачистить.

  2. Выполнить раскрой облицовочного материала.

  3. Нанести клей на поверхности.

  4. Приложить облицовочный материал.

  5. Разгладить поверхность циклей и обрезать лишнее

  6. Выполнить сборку деталей плечиков в изделие на клею и зафиксировать струбцинами.


Практическая работа №5


Выполнение шипового соединения заготовок.

Задание: Выполнить шиповое соединение ножки и проножки табурета.

Оборудование для выполнения задания: Стамеска, долото, разметочный инструмент, киянка.


Последовательность выполнения задания

  1. Выполнить разметку гнезда на ножке.

  2. Выполнить разметку шипа на проножке.

  3. Выполнить долбление гнезда.

  4. Выполнить резание шипа.

  5. Произвести контроль методом соединения деталей. Соединение должно быть впритирку.


Практическая работа №6

Выполнение угловых концевых соединений заготовок

Задание: Выполнить угловое шиповое соединение ножки и царги табурета.

Оборудование для выполнения задания: Стамеска, долото, разметочный инструмент, киянка.


Последовательность выполнения задания

1. Выполнить разметку гнезда на ножке.

2. Выполнить разметку шипа на царге.

3. Выполнить долбление гнезда.

4. Выполнить резание шипа.

5. Произвести контроль методом соединения деталей. Соединение должно быть впритирку.


Практическая работа №7

Выполнение соединений заготовок по длине и ширине.

Задание: Выполнить соединение делянок табурета на гладкую фугу.

Оборудование для выполнения задания: Делянки табурета, фуговальный станок, ручной фуганок, клей, струбцины.


Последовательность выполнения задания

  1. Выполнить фугование кромок делянок на фуговальном станке.

  2. Довести поверхность кромок делянок ручным фуганком

  3. Произвести контроль соединения на сухо. Соединение должно быть без зазоров и щелей.

  4. Склеить делянки и зажать их струбцинами.


Практическая работа №8

Выполнение срединного соединения заготовок на шип одинарный.

Задание: Выполнить срединное соединение царг табурета сухарём.

Оборудование для выполнения задания: Стамеска, долото, разметочный инструмент, киянка.


Последовательность выполнения задания

1. Выполнить разметку гнезд на царгах.

2. Выполнить разметку шипов на сухаре.

3. Выполнить долбление гнезд.

4. Выполнить резание шипов.

5. Произвести контроль методом соединения деталей. Соединения должны быть впритирку.


Практическая работа №9


Выполнение срединного соединения заготовок на шип «ласточкин хвост».

Задание: Выполнение соединения заготовок на шип «ласточкин хвост»

Оборудование для выполнения задания: Бруски, стамеска, нож резак, ножовка, стусло.


Последовательность выполнения задания

  1. Выполнить разметку гнезда и шипа «ласточкин хвост».

  2. Выполнить формирование шипа при помощи ножовки, стусла, стамески.

  3. Выдолбить гнездо на бруске долотом и киянкой.

  4. Произвести контроль методом соединения деталей. Соединения должны быть впритирку.


Практическая работа №10


Выполнение срединного соединения заготовок в паз и гребень.

Задание: Выполнить соединение заготовок в паз и гребень.

Оборудование для выполнения задания: Две доски, фрезерный станок, разметочный инструмент, фуганок.

Последовательность выполнения задания

  1. Выбрать материал.

  2. Выпилить две заготовки.

  3. Отфуговать заготовки.

  4. Обработать кромки заготовок как показано на рисунке.

  5. Проверить соединение.



Практическая работа №11


Выполнение соединения заготовок гвоздям и шурупами.

Задание: Выполнить соединение крышки табурета к основе саморезами.

Оборудование для выполнения задания: Крышка, дрель аккумуляторная, саморезы.


Последовательность выполнения задания

1.         Уложить крышку на основу, выполнить разметку мест для ввинчивания саморезов.

2.         Закрепить конструкцию струбцинами.

3.         Завинтить саморезы так чтобы крышка надёжно зафиксировалась на основе

4.         Зашпаклевать шляпки саморезов и зачистить место заделки.

Практическая работа №12

Выполнение чертежа конструкции панели и перегородок.

Задание: Выполнить чертёж конструкции перегородки в помещении.

Оборудование для выполнения задания: Чертёжные инструменты, бумага.


Последовательность выполнения задания

  1. Подготовить рабочее место.

  2. Подготовить чертёжные инструменты.

  3. Выполнить чертёж перегородки.



Практическая работа №13

Изготовление модели оконного блока.

Задание: Изготовить модель оконного блока.

Оборудование для выполнения задания: Пиломатериал, инструменты для столярной обработки древесины.

Последовательность выполнения задания

Коробки для оконных переплетов изготавливают из досок сечением 50–70 мм в расчете на два переплета, а для дачных домов обычно делают одну коробку для одного летнего переплета.

Оконные коробки изготавливают следующим образом: бруски, выпиленные из пиломатериалов с учетом припусков на фугование с одной стороны 2,5–3 мм и торцевание с двух сторон 35–40 мм, строгают рубанком и фуганком либо электрорубанком; на них рейсмусом размечают четверти для обвязки переплета и отбирают их зензубелем на глубину 12–15 мм и ширину 46 мм (одинаковое сечение на всех деталях). После этого размечают и выпиливают шипы и проушины, затем собирают узлы коробки насухо, исправляют неточности, проверяют угольником и рейкой по диагонали, разбирают и вновь собирают на клею, реже на гвоздях. В просверленные в узлах отверстия диаметром до 10 мм забивают деревянные нагели, предварительно промазав их клеем.

Все узловые соединения брусков пристругивают рубанком после сушки, обычно через 48–60 часов. С наружной стороны коробки выбирают паз глубиной 10 мм и шириной 20 мм для крепления слива из кровельной стали. В нижнем бруске, со стороны помещения выбирают четверть глубиной 15–20 мм, которая необходима для установки подоконника.

Оконные коробки толщиной до 80 мм вяжут на одинарных шипах, а при толщине от 80 до 130 мм — на двойных.

Оконные блоки изготавливают из древесины хвойных пород с влажностью не более 15% для коробок, а для створок, форточек, отливов и нащельников — 12%; влажность заделок — пробок, планок и нагелей должна быть на 2–3% меньше влажности соответствующих деталей.

Для склеивания древесины угловых соединений, приклеивания отливов и нащельников, установки нагелей применяют казеиновый, мездровый (животный) или синтетические клеи.

Непрозрачное законченное отделочное покрытие (окраска) выполняется масляными или синтетическими красками или эмалями.

Для остекления окон можно использовать замазку, которую наносят с обеих сторон стекла. Размеры стекла по ширине и высоте должны быть на 4–6 мм меньше размеров проема под стекло с тем, чтобы при разбухании створок или форточек стекло не лопнуло.


Практическая работа №14


Изготовление модели дверного блока.

Задание: Изготовить модель дверного блока.

Оборудование для выполнения задания: Пиломатериал, инструменты для столярной обработки древесины.

Технологический процесс изготовления дверного блока

Эскиз дверного блока


















Материал: Хвойные породы (ель, сосна), не имеющие гнили, червоточины, косослоя, трещин, загнивающих и выпадающих сучков.

Технические условия: Влажность древесины для дверного блока – 10-12%, для коробки – не более 18%.

Допускаемые отклонения от номинальных размеров по высоте ±3 мм, по ширине ±2 мм, у раскладок для остекления и обкладки дверей по высоте и ширине ±1мм.

Карта технологического процесса изготовления дверного блока

п.п.

Наименование операций

Применяемый инструмент и оборудование

1

Поперечный раскрой досок для коробки и дверного полотна

Маятниковая пила, ограничитель Гахова

2

Продольный раскрой досок на бруски коробки, обвязки и филёнок

Круглопильный станок

3

Прифуговка кромок в фигарейных филёнках

Фуговальный станок

4

Склеивание филёнок

Конвейерный пресс

5

Строгание брусков в угол двух лицевых сторон

Фуговальный станок, подставки Ерохина

6

Строгание брусков в размер двух других сторон

Рейсмусовый станок, подставки Ерохина

7

Разметка деталей коробки и дверного полотна

Разметочный стол, разме-точная доска Павлихина

8

Выдалбливание гнёзд

Горизонтально-сверлиль-ный станок

9

Зарезка шипов и проушин

Шипорезный станок

10

Выборка четвертей у деталей коробки

Фрезерный станок

11

Выборка паза в брусках обвязки полотна

Фрезерный станок

12

Выборка калёвки в брусках обвязки полотна

Фрезерный станок

13

Обработка филёнок по заданным размерам

Фуговальный, рейсмусовый и фрезерный станки

14

Снятие фигарея у филёнок

Фрезерный станок

15

Сборка коробки и дверного полотна

Вайма или струбцина

16

Зачистка дверного полотна

Ленточно-шлифовальный станок

17

Обгонка дверного полотна по размерам чертежа

Фрезерный станок с кареткой, шаблон-копир

  1. Заготовка материала. Торцовка досок по длине, при этом делается припуск по 30 мм с каждой стороны, так как при обработке на рейсмусовом станке края брусков могут задираться. Торцовка производится на шарнирно-маятниковой пиле.

  2. Следующая операция – это раскройка досок на бруски по толщине и ширине. Производится на круглопильных станках для продольного пиления. Могут использоваться многопильные станки.

  3. Потом прифуговываются филёнки для склейки. Склеивают их в гидравлических ваймах.

  4. Затем у брусков (коробки, полотна) строгается пласть угол. Строгание производится на фуговальном станке. Теперь нужно прострогать оставшиеся пласть и кромку в размер на рейсмусовом станке.

  5. Потом производится разметка деталей коробки и дверного полотна.

  6. Затем производится выдалбливания гнёзд в деталях коробки и полотна. Эта операция проделывается сверлильно-пазовальным станком.

  7. Далее производится основная торцовка заготовок. После чего производим разметку шипов и проушин. После разметки, шипов и проушин, выбираем их на одностороннем шипорезном станке ШО 16 – 4 или на фрезерных станках.

  8. Затем на фрезерном станке выбирается четверть у коробки, а в брусках обвязки полотна паз и калёвку.

  9. Теперь производится обгонка филёнок по заданным размерам на фугавальном, рейсмусовом или фрезерном станках.

  10. Далее снимаются фигареи у филенок на фрезерном станке.

  11. Затем производится сборка полотна и коробки в гидравлической вайме. С помощью угольника и киянки выставляются углы, после этого следует выбрать угол, в котором сверлятся сквозные отверстия диаметром равным диаметру шканта (нагеля). В каждом углу должно быть по два отверстия. Отверстия и нагеля промазываются клеем, а затем забиваются киянкой. Производится местное шпатлевание, если есть мелкие трещины и вмятины.

  12. Затем полотно шлифуют на ленточном шли-фовальном станке с подвижным столом ШлПС – 5 или на других шлифовальных станках.


Практическая работа №15

Выполнение навески оконного и дверного блока. Прирезка приборов.

Задание: Выполнить прирезку петель, замков и ручек дверного блока Оборудование для выполнения задания: Сверла, стамески, долото, киянка.


Последовательность выполнения задания

Сначала точно определяют местоположение прирезки петель на мебельных или столярных деталях. Обязательное правило — прирезку в коробке или полотне делают, отступив от угла не менее длины петли, и никогда не располагают в местах шиповых соединений. При разметке точно переносят размеры петельных карт (каждая петля состоит из двух карт и соединяющего их шарнира). При кажущейся простоте данной работы все-таки рекомендуем при разметке использовать угольник и простой карандаш, а глубину выборки переносить с толщины карты рейсмусом. Глубину выборки размечают с двух сторон прирезаемой детали.

Чтобы избежать сколов дерева при выборке его стамеской, предварительно делают ряд пропилов на заданную глубину. Дерево удаляют стамеской поперек волокон.

Если ширина карты петли меньше толщины дверного полотна, то поперечные пропилы в нем выполняют погружной обушковой пилой и только до линии разметки. Далее работают только долотом и стамеской. Окончательную доводку производят стамеской, работая ею уже вдоль волокон. Так предотвращают расщепление и сколы дерева. Простым приемом определяют неровности поверхности выемки и исправляют. Весь режущий инструмент должен иметь очень хорошую заточку.

Отверстия под шурупы сверлят меньшим диаметром и глубиной — на половину их длины, предварительно точно выставив карту петли. Шурупы легче вворачивать, если их предварительно смазать воском. Внешний вид петель улучшается, если шлицы шурупов будут иметь одну ориентацию.

Штанговые и рояльные петли прирезают электрофрезой, используя соответствующие фрезы. Для одних делают цилиндрическое гнездо в дверце (можно сверлом Форстнера), а для других — фальцы (глубиной в половину диаметра шарнира).

1. Разметку под выборку делают по соответствующей карте петли, используя угольник. Место прирезки не должно попадать на шипы

2. Толщину карты петли точно переносят рейсмусом на дверное полотно Глубина выборки должна соответствовать толщине карты

3. Погружной обушковой ножовкой производят необходимый ряд пропилов точно до маркированной глубины

4. После грубой выборки пропиленного материала делают доводку поверхности под размер широкой стамеской

5. Неровности устраняют по следам перемещения на поверхности плоскости угольника, заштрихованной карандашом

6. При сверлении отверстий под шурупы петлю ограничивают от соскальзывания закрепленной и выступающей снизу доской

7. Для разметки выборки под вторую карту петли два прирезаемых мебельных элемента точно устанавливают и жестко фиксируют



Практическая работа №16

Составление эскиза мягкого табурета

Задание: Составить эскиз мягкого табурета.

Оборудование для выполнения задания: Чертёжные инструменты, бумага

Последовательность выполнения задания

  1. Изучить литературу.

  2. Выполнить эскиз.





Практическая работа №17

Выполнение рабочих чертежей мягкого табурета

Задание: Выполнение рабочих чертежей деталей табурета.

Оборудование для выполнения задания: Чертёжные инструменты, бумага

Последовательность выполнения задания

  1. Изучить литературу.

  2. Выполнить чертежи.

Практическая работа №18

Изготовление заготовок для табурета.

Задание: Изготовить заготовки для табурета.

Оборудование для выполнения задания: Пиломатериал, столярные инструменты и оборудование.


Последовательность выполнения задания

В процессе пользования табурету достается больше прочих, поэтому и конструкция их выполняется по всем правилам прочности: жесткая балочная рама, способная одна вынести все эксплуатационные нагрузки, и сиденье, которое должно прочно держаться на своем месте, но так, чтобы при необходимости его несложно было отремонтировать или заменить. Поэтому сиденье кухонной табуретки изготовляется щитовым из сплоченных досок-делянок (см. далее) и крепится к подставкам-сухарям или к прямо к раме на шкантах.

Чертежи классической кухонной табуретки

Вариант с сухарями показан на рис; поз. А – его общая схема и наименования составных частей. Преимущество данной конструкции в невысоких требованиях к качеству щита сиденья. Установив на каждую царгу по паре сухарей (общей прочности изделия это не уменьшит), можно сиденье сделать вообще из отдельных досок, а на изначальных 4-х сухарях – фанерным или из ДСП.

Порядок проверки ровности пар при сборке табурета

Обратите внимание на царги, это не просто доски, в мебели они сплошь и рядом, и не только в мебели. Царга вообще – это деталь, распределяющая должным образом нагрузки в сборочном узле и сама способная нести нагрузку. Царги можно найти в перегонном кубе, трубопроводах и пр., к мебели отношения не имеющем.

Также обратите внимание на поз. Е, там показан способ проверки ровности пар ножек диагоналями; он в принципе такой же, как проверка прямоугольности фундамента. Ровность пар при сборке классического табурета проверяется трижды, см. рис. справа: в парах, собранных по отдельности (левая поз. и красные линии), между парами (оранжевые линии на центральной поз.) и общая прямоугольность каркаса (коричневые линии в центре). Сиденье устанавливается только по полной проверке ровности; подпиливать ножки готовой табуретки – полнейший непрофессионализм.

Ниже на рис. – чертежи табурета для кухни с сиденьем, установленным на шкантах. Подобная конструкция менее трудоемка и материалоемка, т.к. отпадают операции по изготовлению и установке сухарей, но щит сиденья должен быть прочно сплоченным, см. ниже. В случае установки оковок на ножки они не должны доходить до пола на 20-40 мм, чтобы его не царапать.

Чертежи кухонного табурета с оковками на ножках

Примечание: спилы шипов под 45 градусов в том и другом случае делаются все той же рамочной ножовкой. Неповоротное стусло (приспособление для распиловки под углом) на фиксированные углы 90, 45 и 60 градусов стоит не более 50 руб.

Как сплотить доски в щит

Доски, которые теперь будут делянками набора (пакета) обычно сплачивают в щиты на клею с помощью специальных обойм – вайм, вверху слева на рис. В ваймах небольшие дополнительно закрепляемые щиты, как для сиденья табурета, можно сплачивать просто встык. Большие щиты, скажем, для столешницы или боковины шкафа, сплачивают (средний ряд слева направо) шпунтом, в фальц, на шкантах, шпонках (ламелях) и др. способами.

Способы сплачивания щитов из досок

Ваймы при штучной кустарной работе иногда заменяют разными самодельными приспособлениями на том же принципе (сжатие набора парами клиньев), справа вверху, а теперь все чаще – большими F-образными струбцинами. В таком случае необходима достаточно трудоемкая подготовка делянок к сплачиванию по способам а, в или г. Однако при этом все равно нет гарантии, что набор при сжатии если не вздыбится весь гармошкой, то пойдет волной, т.к. добиться абсолютно точного сопряжения деревянных деталей под нагрузкой невозможно вследствие невысокой местной прочности дерева.


Практическая работа №19

Декоративное оформление заготовок мягкого табурета.

Задание: Нанести защитно-декоративное покрытие на табурет.

Оборудование для выполнения задания: Морилка, кисть.

Последовательность выполнения задания

  1. Зачистить табурет наждачной бумагой.

  2. Удалить пыль с поверхностей табурета.

  3. Нанести защитно-лаковое покрытие в два слоя.

  4. Отмыть кисть в растворителе.








КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

СТУДЕНТОВ ЗА ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


ОЦЕНКА   «5» СТАВИТСЯ, ЕСЛИ СТУДЕНТ:

1.  Правильно самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.
2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

ОЦЕНКА   «4» СТАВИТСЯ, ЕСЛИ СТУДЕНТ:

1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

ОЦЕНКА   «3» СТАВИТСЯ, ЕСЛИ СТУДЕНТ: 

1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью преподавателя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности.
ОЦЕНКА   "2" СТАВИТСЯ, ЕСЛИ СТУДЕНТ:

1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи преподавателя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.




Литература

  1. Амалицкий, В.В. «Деревообрабатывающие станки и инструменты», учебник для СПО.-М.:Изд. центр «Академия», 2014.

  2. Бобиков П.Д «Мебель своими руками» .-М.:Издательство «Эксмо», 2011.

  3. Бобиков П.Д. «Изготовление столярно-мебельных изделий» , учебник для СПО.-М.: Изд. центр «Академия», 2013.

  4. ГОСТ 7307-75 «Детали из древесины и древесных материалов. Припуски на механическую обработку».

  5. Гришин В.И. «Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева». – М.: Мартин, 2015.

  6. Клюев Г.И. «Справочник мастера столярного и мебельного производства», учеб. пособие для НПО.-М.: Изд. Центр «Академия», 2009.

  7. Клюев Г.И. «Технология производства мебели», учеб. пособие для СПО.-М.: Изд. центр «Академия», 2014.

  8. Коротков В.И «Деревообрабатывающие станки» ,учебник для СПО.-М.: Изд. центр «Академия», 2016.

  9. Левадный В.С., Черный Ю.А.. «Обработка дерева на станках». -М.:Издательство «Аделант», 2012.

  10. Рыкунин С.Н., Кандалина Л.Н. «Технология деревообработки», учебник для СПО. -М.: Изд. Центр «Академия», 2014.

  11. Стендинг Энди. Изделия из дерева. –М.: Мой мир ГмбХ&Ко. КГ, 2007.


Интернет-ресурсы

  1. Обработка дерева. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://drevoobrabotka.info/, свободный.- Заглавие с экрана.

  2. Понятие столярного соединения. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.mir-mastera.ru/, свободный.- Заглавие с экрана.

  3. Справочные материалы по мебельной фурнитуре и комплектующим. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.m-furnitura.ru, свободный.- Заглавие с экрана.

  4. Справочные материалы по станкам. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.rustan.ru, свободный.- Заглавие с экрана.

  5. Столярное дело, обработка дерева-тонкости и хитрости. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://stolyarka.ucoz.com, свободный.- Заглавие с экрана.

  6. Столярные работы в сельском доме. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/, свободный.- Заглавие с экрана.















Бодиев Б.Р.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


ПМ 04 ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТОЛЯРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

МДК 0401 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТОЛЯРНЫХ РАБОТ



54.01.13 Изготовитель художественных изделий из дерева



(Методические указания)











3