24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ указания ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО междисциплинарному курсу
МДК.02.02. Контрольно – измерительные приборы.
для профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
г. Владимир, 20___
РЕКОМЕНДОВАНО Педагогическим советом ФКП образовательного учреждения № 46 Протокол №____ от "___"__________20__ г. Председатель Педагогического совета _____________ /______________/ | Разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) на основании Положения об организации самостоятельной работы в ФКП образовательном учреждении № 46 и методических рекомендаций об организации самостоятельной работы в условиях реализации ФГОС, утвержденных Педагогическим советом ФКП образовательного учреждения № 46. |
СОГЛАСОВАНО
______________________
"___" ____________20__ г.
РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
филиала № 6 ФКП образовательного учреждения № 46
Протокол №____ от "___" __________20__ г.
Председатель МК: ____________/Львов В.Ю./
Автор: преподаватель филиала № 6 ФКП образовательного учреждения № 46, высшей квалификационной категории, И.О. Кошелев "___" ____________20__ г. | |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 2. Пояснительная записка 3. Самостоятельная работа № 1. Заполнение таблицы. 4. Самостоятельная работа № 2. Решение проблемной задачи. 5. Самостоятельная работа № 3. Выполнение расчетов. 6. Самостоятельная работа № 4. Составление схем. 7. Самостоятельная работа № 5. Выполнение практического задания репродуктивного типа. (Заполнение кроссворда). 8. Заключение | | 3 4 – 5 6 – 8 9 – 13 14 – 15 16 – 18 19 – 20 21 |
1. Введение
В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования профессиональная образовательная организация при формировании программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения, сопровождать её методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение (п. 7.1. федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – ФГОС СПО). ФГОС СПО регламентируют максимальный и обязательный объём учебной нагрузки обучающихся как по циклам дисциплин (профессиональных модулей – ПМ), так и в целом по обязательной
и вариативной частям ППКРС.
Самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа обучающихся (СРО) не только способствует эффективному усвоению учебной информации, способов осуществления познавательной или профессиональной деятельности, но и воспитанию у обучающихся таких профессионально значимых личностных качеств, как ответственность, инициативность, креативность, трудолюбие. Личностный смысл самостоятельной работы будущего специалиста заключается не столько в усвоении информации по дисциплинам учебного плана, сколько в формировании через её посредство целостной структуры будущей профессиональной деятельности, в её предметном и социальном аспекте. Знания и умения должны выступать для обучающихся не самоцелью, а одним из важнейших средств его развития, как личности и как профессионала.
Целью СРО является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, содействует оптимальному усвоению обучающимися учебного материала, развитию их познавательной активности, готовности и потребности в саморазвитии.
Задачами СРО являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний
и практических умений обучающихся, углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей
к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
2. Пояснительная записка.
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине предназначены для обучающихся по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по МДК 02.02. Контрольно-измерительные приборы.
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.
ПК. 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под напряжением инженерно – технического персонала.
ПК. 2.3. Настраивать и регулировать контрольно – измерительные приборы и инструменты.
В результате выполнения самостоятельных работ по МДК 02.02. Контрольно-измерительные приборы обучающиеся должны:
уметь:
- выполнять испытания и наладку осветительных электроустановок;
- проводить электрические измерения;
- снимать показания приборов;
- проверять электрооборудование на соответствие чертежам, электрическим схемам, техническим условиям.
знать:
- общую классификацию измерительных приборов;
- схемы включения приборов в электрическую цепь;
- документацию на техническое обслуживание приборов;
- систему эксплуатации и проверки приборов;
- общие правила технического обслуживания измерительных приборов.
Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, основной теоретический материал, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.
Перечень видов самостоятельной работы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень видов самостоятельной работы
Номер и наименование темы | Наименование (содержание) самостоятельной работы | Кол-во час | Коды формируемых компетенций | Форма контроля | Сроки (№ недели) |
Тема 1. 1.2. Классификация и маркировка электроизмерительных приборов. | Заполнение таблицы.(СР № 1) | 3 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3 | Предоставление таблиц на контроль преподавателю | 27 |
Тема 1. 1.5. Лабораторно-практическая работа №10. Включение амперметров и вольтметров. | Решение проблемной задачи (СР № 2) | 3 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3 | Предоставление ответов на контроль преподавателю | 27 |
Тема 1. 1.7. Лабораторно-практическая работа №11. Расширение пределов амперметра и вольтметра. | Выполнение расчетов. (СР № 3) | 4 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3 | Предоставление ответов на контроль преподавателю | 28 |
Тема 1. 1.9. Схемы включения счетчиков электрической энергии. | Составление схем. (СР № 4) | 2 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3 | Предоставление ответов на контроль преподавателю | 28 |
Тема 1. 1.15. Контрольная работа по МДК. 02.02. «Контрольно-измерительные приборы». | Выполнение практического задания репродуктивного типа. (Заполнение кроссворда). (СР № 5) | 3 | ОК 1 –ОК 7 ПК 2.1 – ПК 2.3 | Предоставление ответов на контроль преподавателю | 28 |
Самостоятельная работа № 1
Наименование: Заполнение таблицы.
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Классификация и маркировка электроизмерительных приборов.
Текст задания:
Заполнить нижеприведенную таблицу.
Эталоны ответов:
Алгоритм выполнения задания:
Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
Заполнить таблицу;
Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 2
Наименование: Решение проблемной задачи.
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Лабораторно-практическая работа №10. Включение амперметров и вольтметров.
Текст задания:
На нижеприведенных схемах укажите вольтметры и амперметры.
Эталоны ответов:
Алгоритм выполнения задания:
Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
Ответить на вопросы;
Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 3
Наименование: Выполнение расчетов.
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Лабораторно-практическая работа №11. Расширение пределов амперметра и вольтметра.
Текст задания:
Произвести расчеты шунта для вольтметра который способен измерять 30 вольт, а необходимо им измерять до 120 вольт. Сопротивление вольтметра 3000 Ом.
Эталоны ответов:
При такой схеме изn частей напряжения подлежащего измерению на обмотку прибора приходится лишь часть, а остальные n – 1 частей – на добавочное сопротивление.
, где -
добавочное сопротивление
- сопротивление вольтметра
Число n показывает во сколько раз расширяет предел вольтметра.
Пример.
Пусть вольтметр позволяет измерить напряжение 30 В, а необходимо измерить этим прибором напряжение 120 В.
;
Если сопротивление вольтметра – 3000 Ом, то для расширения предела в 4 раза необходимо добавочное сопротивление
Алгоритм выполнения задания:
Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
Произвести расчеты;
Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 4
Наименование: Составление схем.
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Схемы включения счетчиков электрической энергии.
Текст задания:
1. Составить схему включения однофазного счетчика электроэнергии.
2. Составить схему включения трехфазного счетчика электроэнергии.
3. Составить схему включения трехфазного счетчика электроэнергии через трансформаторы тока.
Эталоны ответов:
1.
2.
3.
Алгоритм выполнения задания:
Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
Произвести расчеты;
Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
Самостоятельная работа № 5
Наименование: выполнение практического задания репродуктивного типа. (Заполнение кроссворда).
Цель: расширение научного кругозора, развитие самостоятельности мышления обучающегося.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 –ОК 7
ПК 2.1 – ПК 2.3
Тема: Контрольная работа по МДК. 02.02. «Контрольно-измерительные приборы».
Текст задания:
Заполнить кроссворд.
Слова кроссворда:
По горизонтали:
1. Наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
2. Каким образом включают в цепь вольтметр для снятия показаний?
3. Каким образом включают в цепь амперметр для снятия показаний?
По вертикали:
1. Какой электроизмерительный прибор используют для измерения сопротивления изоляции?
2. Как называется конструкция электроизмерительного прибора, в котором есть электрическая катушка и сердечник?
3. Как называется конструкция электроизмерительного прибора, в котором основной конструктивный элемент это постоянный магнит?
4. Данная конструкция используется в счетчиках электроэнергии.
5. Данная система используется в электроизмерительных приборах с термопарой.
Эталоны ответов:
Алгоритм выполнения задания:
Изучить информацию по теме; провести системный анализ.
Заполнить кроссворд;
Задание оформляется письменно.
Форма контроля: предоставление ответов преподавателю для контроля.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ответил без ошибок на все вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с одной ошибкой.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся ответил на вопросы с двумя ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Рекомендуемая литература:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6
4. Заключение
Самостоятельная работа - важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Перед педагогическими кадрами стоят задачи формирования условий для приобретения обучающимися навыков самостоятельной работы. Педагогическая деятельность преподавателей должна обеспечивать оптимизацию форм и методов организации самостоятельной работы обучающихся на основе системы контроля за качеством её выполнения и доступного учебно-методического материала. Использование разработанных методических указаний позволит повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся в ФКП образовательном учреждении № 46, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний, освоению общих
и профессиональных компетенций.
Список рекомендуемой литературы:
1. Прошин В.М., электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Прошин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 464 с. ISBN 978-4468-6158-3
2. Бутырин П.А., Электротехника: Учебник для нач. проф. образования/ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; Под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
3. Журавлева Л.В., электроматериаловедение: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.В. Журавлева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с. ISBN 5-7695-2434-0
4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2011. – 432 с. ISBN 5-94231-010-6