СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» Раздел "Морфемика"и "Словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания.

         Важность изучения данного раздела определяется тем, что более двух третьих  всех орфографических правил опираются на умения анализировать  слово по составу. Задачи изучения раздела: подвести студентов к пониманию морфемы как значимой части слова.

Морфема - минимальная значимая часть слова.

Студенту необходимо знать основные способы образования слов в русском языке, особенности профессиональной лексики и терминов, которые хорошо освещены в рекомендуемой литературе.

 

Просмотр содержимого документа
«Методические указания при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» Раздел "Морфемика"и "Словообразование"»

Методические указания при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине

«Русский язык»

При изучении дисциплины «Русский язык и» рекомендуется использовать:

  • учебники и учебные пособия, указанные в списке рекомендуемой литературы;

  • словари

Последовательность самостоятельной работы студента.

1. При самостоятельном изучении материала внимательно ознакомьтесь с тематическим планом рабочей программой дисциплины.

2. Затем приступайте к работе с учебниками и учебными пособиями.

Морфемика и словообразование.

Методические указания.

Важность изучения данного раздела определяется тем, что более двух третьих всех орфографических правил опираются на умения анализировать слово по составу. Задачи изучения раздела: подвести студентов к пониманию морфемы как значимой части слова.

Морфема - минимальная значимая часть слова.

Студенту необходимо знать основные способы образования слов в русском языке, особенности профессиональной лексики и терминов, которые хорошо освещены в рекомендуемой литературе.

Студенты должны знать, что основным способом словообразования в русском языке является морфемный способ.

Морфемный способ словообразования имеет следующие разновидности в зависимости от того, какие морфемы используются для образования слов:

1) суффиксальный способ — образование слов посредством суффикса. Этот способ — ведущий в русском словообразовании, например: серебро — серебряный, ночь — ночник, приветливый — приветливость;

2) префиксальный — образование слов при помощи приста­вок, например: ехать — подъехать, доехать, въехать, уехать;

3) префиксально-суффиксальный способ — образование слов при помощи приставки и суффикса одновременно, например: темно дотемна, небеса — поднебесный;

4) постфиксальный — образование слов при помощи постфикса, например: брить — бриться;

5) префиксально-постфиксальный — образование слов путем присоединения префикса и постфикса одновременно, например: спать — выспаться;

6) суффиксально-постфиксальный — образование слов путем присоединения суффикса и постфикса одновременно, например: труд трудиться;

7) префиксально-суффиксально-постфиксальный — образование слов путем присоединения приставки, суффикса и постфикса одновременно, например: верить разувериться;

8) безаффиксный (или бессуффиксный) — образование слов путем отсечения, отбрасывания окончания и суффикса, напри­мер: зеленый — зелень, глубина — глубь, уговорить — уговор;

9) сложение — способ образования слов при помощи сложения имеет следующие

Различные способы словообразования в русском языке делают нашу речь богатой и экспрессивной.

Студенты должны различать две группы словообразовательных моделей.

1. Способы словообразования, которые закрепляются за определенным стилем.

Например, способы образования слов книжного и разговорного стиля. В свою очередь, книжные слова делятся на книжно-нейтральные (например, существительные с суффиксом -е(ние), -остъ, -ац(ия), -изац(ия): рассмотрение, наследственность, поэтизация, автоматизация), книжно-возвышенные (например, глаголы с приставкой воз-: возгореться, восстать), а также слова, закрепленные за определенным функциональным книжным стилем (например, суффиксы -ит, -ин в научной речи: нефрит, аспирин; приставка анти- в публицистической речи: антигосударственный и т. д.) и др.

2. Способы словообразования, которые выражают субъективную оценку автора (уничижительные, возвышенные и др.).

В основном субъективная оценка выражается с помощью слов с оценочными суффиксами: уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными .

Студент должен уметь делать словообразовательный разбор слова.

Словообразовательный разбор проводится только у слов с производными основами.

Для того чтобы сделать словообразовательный разбор, необходимо выполнить следующие действия:

а) определить лексическое значение слова;

б) найти слово, от которого произошло разбираемое слово, то есть найти производящую основу;

в) определить, при помощи каких средств образовано слово;

г) определить способ словообразования.

Например, разберем слово «писательство»:

• лексическое значение — занятие писателя, литературный труд;

• чтобы найти то слово, от которого произошло слово «писательство», надо сравнить его с другими однокоренными словами: «писать», «писатель». Понятно, что сначала было слово «писать», от него образовалось слово «писатель» — то есть тот, кто пишет, а уже от слова «писатель» образовалось слово «писательство». Было бы неправильным решение, что слово «писательство» образовалось от слово «писать». Следовательно, производящая основа слова «писательство» — «писатель»;

• слово «писательство» образовалось при помощи суффикса -ств-;

• способ словообразования — суффиксальный.

Вопросы для самопроверки:

1.Назовите все способы словообразования в русском языке, охарактеризуйте каждый из них

2. Почему окончание не является значимой частью слова и не входит в его основу?

3.Как образуются слова терминологической лексики?

4.Что изучают такие науки о языке, как морфемика и словообразование?

5.Что такое морфемы и аффиксы? В чем их различие и какова их функция

6.Почему окончание не является значимой частью слова и не входит в его основу?