Методические заметки
по использованию и роли игровых элементов
на уроках музыки в общеобразовательной школе
Игровая деятельность в системе обучения используется давно. Игры в жизни человека имеют разнообразное значение, и касается это не только детей. Психологами выделены несколько стадий игровой деятельности человека:
Непосредственно эмоциональное общение;
Предметно-манипуляторная деятельность;
Игровая деятельность;
Учебная деятельность;
Общественно-полезная деятельность;
Учебно-профессиональная деятельность.
Работа с образами в игре стимулирует процессы мышления, творческую интуицию. На основе игры у ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, а затем стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, что является важной предпосылкой к последующей учебе.
Игра обладает целым рядом функций, которые способствуют развитию и умственных способностей. Игра смягчает тяжесть последствий ошибок и неудач (это же не по-настоящему, а «понарошку»). Игра расширяет возможности для творческих исканий, позволяет проявить изобретательность. И, что очень важно для человека любого возраста, игра несет удовольствие.
Игра для ребенка — это внутренне мотивированная деятельность, средство общения и постижения окружающего мира. К сожалению, зачастую, игра почти исключается из образования, и для передачи информации используются традиционные символы (слова, цифры).
Безусловно, в мире не существует единственно верной и правильной методики обучения. Любое обучение тесно связано с окружающей средой, которая постоянно меняется, усложняется, и, если педагогика, опирающаяся на богатый опыт предшествующих поколений, не будет развиваться вслед за окружающим миром, разрыв будет иметь серьезные последствия. Ведь основная ценность всех методик и педагогики в целом не столько в основополагающих принципах, сколько в результатах.
В центре внимания педагогики находится ученик. Игровой аспект обучения связан с уважением личности ребенка и его потребностей.
Игровые методы в обучении музыке в общеобразовательной школе решают задачи развития творческой активности ребенка. Игра предоставляет обучающимся возможность для самореализации, самоорганизации, самовоспитания и самовыражения. Игра как метод имеет свою социально-психологическую специфику. Она всегда носит групповой характер (цель достигается только совместными усилиями), что способствует формированию и развитию коммуникативных умений школьников. Игра всегда деятельностна по характеру, а это ведет к закреплению и накоплению знаний, что, в свою очередь, порождает потребность в новых знаниях.
Игра ставит на одну ступеньку учителя и ученика. В процессе постижения нового не возникает протеста, напротив, игра провоцирует ребенка на поиск самостоятельных решений, на творчество и нестандартный подход к этим решениям, ведь игра всегда несет в себе элемент неопределенности, нет предсказуемого развития, а значит, нет возможности использовать готовые формулы и алгоритмы.
На уроках музыки такие методы, как ролевая или деловая игра, целиком неприменимы. Наиболее целесообразно применять различные игровые формы, включать моменты соревновательности.
Приведу несколько примеров. В курсе музыки в общеобразовательной школе немало уроков посвящено творчеству великих композиторов. Естественно и логично изучение музыки того или иного композитора начинать с знакомства с личностью самого творца. Но всем учителям хорошо известно, насколько трудно и неохотно воспринимаются биографические сведения. Вот здесь и приходят на помощь игровые элементы.
Например, при изучении жизненного пути В.А. Моцарта в классе создается уютная атмосфера старинного дома: занавешенные окна, горящие свечи (безопасно использовать имитацию свечей!) на столе и фортепиано, небрежно брошенные на стол нотные записи, чернильница с пером… Если есть возможность, то ребят лучше рассадить по кругу, не за парты, таким образом создав доверительную обстановку, располагающую к беседе. И учитель начинает свое повествование о композиторе… со сказки о маленьком мальчике Вольфганге и запечном сверчке (в качестве материала используется книжка Г. Циферова «Тайна запечного сверчка. Маленькие сказки о детстве Моцарта»). В ходе повествования необходимо включать музыкальные иллюстрации в записи или в живом исполнении учителя, коллективное исполнение знакомых мелодий (например, мелодию колыбельной песенки «Спи, моя радость, усни»).
Сказка охватывает всего лишь детский период жизни Моцарта. Дальше можно отойти от игры и обратиться к иным формам работы. Подобный вариант знакомства с творчеством композитора позволяет обучающимся приблизиться к Моцарту как к живому реальному человеку со своими мыслями и чувствами, тогда как за перечнем дат и событий трудно увидеть личность, и творец зачастую остается всего лишь портретом, а не живым человеком. А это мешает прочувствовать живую музыкальную мысль, гениально воплощенную в звуках.
Игровые элементы вместе с движением хорошо включать в уроки в начальной школе. Учащимся младших классов сложно в неподвижности провести целый урок. Да, можно использовать традиционные физминутки, а можно совместить движение с изучением нового материла – и весело, и познавательно.
Примером может быть урок, посвященный изучению формы рондо. Это одна из сложных форм в музыке, и ее постижение с помощью буквенных или графических схем, с понятиями контраста, тональных различий может оказаться для школьников серьезным испытанием либо скучным и сложным занятием, а значит, бесполезным. Здесь игрой становится практическое освоение через движение, через творческий поиск (ребята предлагают свои варианты объединения отдельных фрагментов песни в единое целое). Итогом становится понимание, почему форма с чередованием контрастных частей называется «рондо», что значит «круг», «хоровод». Так песня-попевка Д. Кабалевского «Классное рондо» превращается в хоровод с выступлением солирующих групп мальчиков и девочек, а слушание романса А. Бородина «Спящая княжна» сопровождается чередованием картинок по кругу, которые подбирают сами учащиеся (из предложенных учителем).
Любой урок начинается с приветствия. Урок музыки, конечно же, начинается с музыкального приветствия. Это может быть постоянная песенка (например, отрывок из кантаты Д. Кабалевского «Песни утра весны и мира», песенка «Здравствуй, друг!» И. Карташовой и т.п.) или приветствие с элементами хоровой распевки-диалога, когда ученики словно передразнивают учителя, повторяя за ним разные мотивы. Детям нравится такая форма приветствия, создается добрая и радостная обстановка, и учащиеся легко входят в атмосферу серьезного музыкального искусства.
Проверку знаний тоже можно проводить в игровой форме. Это снимает напряжение, волнение перед контролем усвоенных знаний, что способствует успешному выполнению заданий. Это могут быть конкурсы на лучшее исполнение песни между группами класса, музыкальные викторины по типу мини-шоу, аналогичных известным телеиграм «Угадай мелодию», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы», «Своя игра» и т.д.
Таким образом, игровые элементы на уроках музыки в школе помогают ученикам овладеть необходимыми знаниями, пробуждая интерес к искусству в целом и к музыкальному, в частности. Привлечение художественной литературы обогащает образный язык, расширяет словарный запас, необходимый в изучении многих других предметов. Непосредственное участие в игре на равных с учителем развивает самостоятельность, инициативность, коммуникативность. Соревновательность, здоровое соперничество способствуют развитию интереса, памяти, раскрытию индивидуальных творческих способностей.
Безусловно, игровые элементы игровых технологий на занятиях обязательно сочетаются с традиционными методами подачи информации. Игра же призвана облегчить работу учащихся на уроке, сделать занятие интересным, насыщенным, активным и приятным.
Учитель музыки МАОУ «МЛ №1» г. Магнитогорска
Белова И.М.