Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Евпаторийский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Формирование речевой компетенции студентов»
г. Евпатория, 2024г.
Подготовила: Храновская С.Д., преподаватель колледжа
Рассмотрено и одобрено
ЦМК социально-гуманитарных
дисциплин
Протокол № _______
от «____»___________2024г.
Председатель__________Т. А. Хазанова
ВВЕДЕНИЕ
С ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей; владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения.
Речь детей часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.
Цель работы: определить основные направления развития компетенций обучающихся колледжа.
Задачи:
повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
совершенствовать виды и формы диагностики контроля;
творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учётом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей обучающихся;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами, преподавателями, администрацией учебного заведения;
учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач.
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Что такое речевая компетенция?
Все знания о мире постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания.
Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции.
Речевая компетенция – свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.
Можно выделить следующие задачи педагога
1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
3. Вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал обучающихся, словесно-логического мышления.
Что такое коммуникативная компетенция, компетентностный подход?
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для обучающегося – это образ его будущего, ориентир для освоения.
Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Коммуникативная компетенция – это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала. Кроме того, коммуникативный подход предполагает изучение языковых единиц с учетом их функций и взаимодействия в речи, усвоение особенностей функционирования грамматических форм и структур в различных типах и стилях речи, т. е. изучение фактов языка в единстве их формы, значения и функции.
Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русскому языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях.
К сожалению, обучающиеся имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?
снижение уровня читательской культуры;
снижение уровня индивидуального словарного запаса;
низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.
1.3. Языковая компетенция
Языковая компетенция – способность обучающихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи обучающихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь студентов обогащается синонимическими конструкциями.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь» – без этих условий нет урока.
Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
1.4 Коммуникативный потенциал
Это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность обучающихся. Соединить деятельность студентов по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.
Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная с простого (языковой анализ текста) и заканчивая лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у обучающихся формируются практические навыки.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Базилевская, В. Б. Вопрос и ответ. Теория и грамматический разбор. В. Б. Базилевская - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университетата, 2015.
Баранов М.Т. Выбор упражнений для сформирования умений и навыков // Русский язык в школе. 2013. № 3.
Бельчиков, Ю. Л. Лексическая стилистика. Ю. Л. Бельчиков - М., «Просвещение»,2017.
Болотнова, И.С. Филологический анализ текста. Часть I. Пособие для филологов/ И.С. Болотнова. – Томск, 2014.
Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. В.В. Виноградов. – М., «Просвещение», 2013.
Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие / А.И. Власенков, Л. М. Рыбченкова - М., Просвещение, 2016.
Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. И. Р. Гальперин - М., М.: Академия, 2015. - 287с.
Гвоздарев, Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. Ю. А. Гвоздарев - М.: Академия, 2016. - 592 с.
Головин, Как говорить правильно. Б. П. Головин - М., 2008.
Голуб, И.Б. Стилистика современного русского языка. И.Б. Голуб - М. 2016
Горшков, А.И. Русская словесность. От слова к словесности. А.И. Горшков – С-Пб.: СПб ЛТА, 2013. – 231 с., 2014