СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад на тему: «модель современного урока в контексте фгос спо»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему: «модель современного урока в контексте фгос спо»»

Министерство образования и науки РД

ГБПОУ РД «Колледж экономики и предпринимательства»

г.Буйнакск





МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД


НА ТЕМУ:


«МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ФГОС СПО»




















Подготовила: Магомедова З.А.

преподаватель экономических дисциплин





2023 год


Эпиграф


«Великая цель образования – это не знания, а действия»


Герберт Спенсер, английский философ



Преподавателю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга.

И лучшим побудителем для этого должен стать обмен профессиональным опытом.

Сегодня во ФГОС СПО прописаны следующие виды учебных занятий:

  • лекция,

  • семинар,

  • практическое занятие,

  • лабораторное занятие,

  • урок,

  • консультация.

Основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое изменилось, но урок остаётся сегодня основой формой обучения (тем более это касается нашего учреждения, т.к. мы обучаем детей-инвалидов, и такие виды учебных занятий, как лекция и семинар в чистом виде, не совсем приемлемы для наших студентов). Однакоусловиях преобразований, происходящих в современном образовании, понятие «урок» нуждается в новом Методологическом наполнении. И какие бы инновации не вводились, именно на уроке встречаются главные участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся.

Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что преподаватели, которые многие годы работали по традиционной методике и использовали элементы современных технологий, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Конечно, требуется время. Но много зависит от желания и характера преподавателя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Итак, что же такое УРОК?

На первый взгляд кажется, что ничего нового мы с вами не изобретаем, тем не менее, элементы урока каждый раз складываются по-разному. Так и урок.Однозначно сформулировать определение урока сложно. В педагогической науке есть ряд его определений. Одно из них такое:

Урок— это такая форма организации педагогического процесса, прикоторой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развитияпознавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А.Бударному).





  • чем же состоит наша задача как преподавателей? Как необходимо строить учебные занятия, чтобы они были эффективными? Какие требования необходимо соблюдать?

Следует знать требования, носящие общий характер: дидактические (образовательные), воспитательные, организационные, гигиенические.



ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ.


Дидактические:


  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;

  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием ППССЗ и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности студентов;

  • прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока;

  • реализация на уроке всех дидактических принципов;

  • создание условий успешного обучения студентов.


Психологические:


  • учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы);

  • индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности.


Организация познавательной деятельности студентов:


  • оперативная корректировка учебной деятельности.

  • четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых;

  • построение обучения как системы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия;

  • выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых и методов обучения в соответствии с поставленными задачами;

  • система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности;

  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности

обучающихся;

  • разнообразие средств организации учебной деятельности;

  • учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению;

Требования к технике проведения урока:


  • урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

  • темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и студентов завершенными;

  • необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и студентов; должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

  • на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

    • по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

    • преподаватель должен обеспечить активное учение каждого студента


Гигиенические требования к уроку:


    • соблюдение температурного режима;

    • необходимость проветривания учебного кабинета;

    • соблюдение нормативов освещения рабочего места обучающегося;

    • учет кризисов внимания:

Кризисы внимания (по Высоцкой СИ.) 1 - на 14 - 18-ой минуте 2 - через 11-14 минут

    1. - через 9 - 11 минут

    2. - через 8 - 9 минут

  • учет критических точек усвояемости учебного материала;

Однако, жизнь не стоит на месте. В настоящее время знание данных

требований уже недостаточно. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО диктует нам свои условия проведения учебного занятия.

Существуют требования, которые предъявляютсясовременному занятию, без которых оно не будет результативным:предлагаю вам ознакомиться с таблицей, содержащей современные требования к учебному занятию в отличие от традиционного:



При анализе требований к традиционному уроку и уроку по ФГОС становится ясно, что различия касаются, прежде всего, деятельности преподавателя и студента на уроке. Студент из присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке традиционного типа становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Преподаватель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем студентов. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как же преподавателю подготовить урок современного типа? Думаю, всем преподавателям знакомы основные этапы конструирования урока традиционного типа. Технологический процесс проектирования урока по ФГОС базируется на них же.


ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


    1. Определяем тему учебного материала.

  1. Определяем дидактическую цель темы.

  2. Определяем тип урока (существуют различные типы уроков, причем разные авторы по-разному их классифицируют; я не буду подробно на этом останавливаться, по сути же все типы являются развернутыми этапами комбинированного урока. Ну и конечно, наряду с традиционными уроками существуют и нетрадиционные уроки, но наиболее перспективной считаютструктуру урока, разработанную М.И. Махмутовым; он выделяет 6 типов урока):

  • урок изучения нового материала;

  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • урок обобщения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний, умений, навыков;

  • урок коррекции знаний, умений и навыков;

  • комбинированный урок

    1. Продумываем структуру урока.

    2. Продумываем обеспеченность урока.

    3. Продумываем отбор содержания учебного материала.

    4. Определяем выбор методов обучения.

      1. Выбираем формы организации педагогической деятельности

      2. Продумываем оценку знаний, умений и навыков.

        1. Осуществляем рефлексию урока.


Но теперь на каждом этапе преподаватель должен критически относится к подбору содержания, форм и методов работы, способов организации деятельности студентов.

Необходимо помнить, что рождение любого урока начинается с чёткого определения его конечной цели, т.е. чего преподаватель хочет достичь на уроке. Затем устанавливаются средства и способ действий, которые помогут преподавателю добиться поставленной цели. Схематично алгоритм разработки урока можно представить следующим образом:

Для планирования и ведения урока важно иметь соответствующее представление о наличии его структурных элементов.


СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС


    1. Структура урока изучения нового материала:

      1. Организационный этап.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  2. Актуализация знаний.

  3. Первичное усвоение новых знаний.

      1. Первичная проверка понимания.

      2. Первичное закрепление.

      3. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

      4. Рефлексия (подведение итогов занятия)

    1. Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков.

        1. Организационный этап.

      1. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

      2. Сообщение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

      3. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные).

      4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

        1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

        2. Рефлексия (подведение итогов занятия).

  1. Структура урока обобщения и систематизации знаний.

    1. Организационный этап.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

      1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

      2. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

      3. Формулирование выводов по изученному материалу.

        1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

5. Структура урока контроля знаний, умений, навыков

      1. Организационный этап.

    1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    2. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности

  • учащихся общеучебных умений. (Выполнение заданий, которые по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого обучающегося).

    1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

  1. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

    1. Организационный этап.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  2. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

  3. Выполнение обучающимися работы над ошибками.

  4. Рефлексия (подведение итогов занятия).

  1. Структура комбинированного урока.

    1. Организационный этап.

  1. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания.

  6. Первичное закрепление.

  7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Этапы урока:

      1. Организационный этап.

  1. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Актуализация знаний.

    1. Первичное усвоение новых знаний.

    2. Первичная проверка понимания.

    3. Первичное закрепление.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  2. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Сергей Иосифович Гессен - русский философ, педагог, правовед, публицист, создатель собственной философии образования (преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее; цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации), сказал:

"Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него".


В заключении.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?


Современный урок - это:

  • урок с использованием техники (компьютер, проектор, интерактивная доскаи т.п.);

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждомустуденту;

  • урок, содержащий разные виды деятельности;

  • урок, на котором обучающемуся должно быть комфортно;

  • урок, на котором деятельность должнастимулироватьразвитиепознавательной активности студента;

  • современный урок развивает у обучающихся креативное мышление;

  • современный урок воспитывает думающего студента;

  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.