СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад на тему: "Работа над каноном в младшем хоре"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему: "Работа над каноном в младшем хоре"»

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Беловская детская школа искусств» Беловского района Курской области



Доклад зачитан

на заседании методического совета

от «___»____________ №






Методический доклад


На тему: «Работа над каноном в младшем хоре»




Подготовил:

преподаватель

Мезененко Ирина Николаевна





2023-2024 уч. год



Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок».

Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках. Среди них есть мелодии, принадлежащие как известным, так и анонимным авторам.

В работе с младшими детьми канон решает много задач: развивает гармонический слух, воспитывает навык многоголосного пения, пения и восприятия полифонии, является хорошей подготовкой пения a-cappella. Детям в начальных классах полезно брать в работу каноны в виде распевок, а впоследствии переходить к более сложным формам цельных произведений. Детям на начальном этапе обучения обычно нравится такой вид работы, вызывает у них интерес и живое участие.

Каноны пелись и на веселых праздниках, и в семейном кругу, и в церкви. Один из известных канонов – французская песня «Братец Яков». Наглядно показан один из многочисленных вариантов текста канона, который выписан так, как он звучит в исполнении:


1 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили: бим-бом-бом! Братец Яков

2 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили: бим-бом-бом!

3 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили

Речевая декламация.

В начале работы предложить ребятам продекламировать первую строчку всем вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном.

Разделить хор на две группы, вторая группа теперь - вместо учителя. Таким же образом можно озвучить и 3-голосный вариант: разделить хор на 3 группы или выбрать одного из учеников декламировать третий голос.



Ритмический канон.


Для усвоения формы канона можно предложить ребятам исполнить «ритмический канон», с помощью музыкальных инструментов: 1голос – бубен, 2-голос - маракас. Двоим учащимся дать в руки музыкальные инструменты и попросить их ритмично простучать ритм. Договориться, кто

будет «идти первым», а кто вторым. Исполнить ритмический канон:

Если позволяет наличие и разнообразие инструментов, вызвать

большее количество человек и еще раз исполнить канон.


Музыкальный канон.


Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению. Для начала мелодию канона пропеть всем хором вместе с учителем:



Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, учитель исполняет 1-голос, а концертмейстер – 2-й.

Дети слушают.

Затем выбрать сильных детей. Они начинают петь, а учитель напевает каноном. Перед пением можно предупредить детей: «У нас может не получиться, но так и должно быть».

Спеть еще раз. Теперь ребятам помогут. . Лена, Катя и Петя...

Спеть еще раз. Затем добавить еще несколько человек, методом «снежного кома». В этом процессе мелодия канона пропета уже несколько раз. Затем вместо учителя поставить сильных детей. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца, делать акценты в начале вступления партии.


Канон с движением.


Заключительным этапом в работе над каноном может стать его исполнение по методике В. Жилина: каждый голос (группа детей) встает в круг и поет мелодию, медленно двигаясь по кругу и взявшись за руки. Если канон 2-голосный – 2 круга, если 3-голосный – 3 круга. Первый кружок - небольшой, второй – чуть больше, а третий – больше второго. Каждый «круг» начинает двигаться только с началом пения своего голоса. Учитель помогает на моментах вступления каждому «кругу». Напоминать ребятам, чтобы они слушали друг друга и двигались «в такт музыки». После освоения этой задачи, «круги» объединяются следующим образом: самый маленький круг окружает средний, а средний окружает большой. Начинает петь и одновременно двигаться маленький (внутренний) круг, затем каноном вступает средний, двигаясь в противоположном направлении, и наконец, вступает большой круг.

Этот этап вносит оживление в работу над разучиванием канона и очень нравится детям. Они с удовольствием и быстрее запоминают музыкальный материал.




Список литературы:


1. Дмитревский Г. Ансамбль хора//Работа с хором.

Методика. Опыт. – М.1972

2.Жилин В. Музыка, движение, хайку. Екатеринбург. 1998

3. Жилин В. Орф-уроки. Екатеринбург. 1997

4.Поплянова Е. М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.:

Гуманит. изд. центр Владос, 2002

5.Поплянова Е. М. Уроки господина канона. Веселые игры и

всякая всячина для детей. Уч. Пос. 2009

6.Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М.:

Просвещение, 1981