Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Новосибирский архитектурно-строительный колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
Технология проблемно-диалогового обучения преподавания истории в колледже.
Подготовила:
Преподаватель истории
Шило Жанна Вячеславовна
2024 г.
Ученье без размышления бесполезно,
но и размышление без ученья опасно.
Конфуций
Использование современных технологий развивающего обучения направлено на повышение качества образования и на оптимизацию процесса обучения. К числу таких технологий можно отнести технологию проблемно–диалогового обучения, в которой обучающемуся отводится основная роль, а от преподавателя требуется консультирование, организация и контроль за его деятельностью.
Цель – рассмотреть методику проблемно-диалогового обучения и показать важность её развития в современной системе образования.
Объект исследования – процесс обучения истории с применением методики проблемно-диалогового обучения.
Предмет исследования – особенности применения методики проблемно-диалогового обучения при проведении занятий по истории в колледже.
Необходимо принимать во внимание, что в процессе обучения необходимым считается не только нюанс передачи знания обучающимся, но и становления у их ведущих методик познавательной работы. Осуществление предоставленного принципа позволяет развить самостоятельность обучающихся в процессе обучения. Переходя к непосредственному обсуждению технологии проблемно-диалогового обучения, остановимся на определении её отличительных особенностей от множества других технологий:
1) позволяет осуществлять личностно-ориентированный образовательный процесс;
2) позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» нового знания;
3) она универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и на любой ступени.
В российской педагогической энциклопедии В.Г. Панова мы можем встретить такую трактовку понятия проблемного обучения: «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – это обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельности, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучающихся, развитие их логического, рационального, и творческого мышления и познавательных способностей. Проблемное обучение способствует развитию интеллекта обучающегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно- познавательной деятельности обучающихся, то есть открытия ими под руководством обучающего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знании к практике».
В технологии проблемно-диалогового обучения применяется следующая структура процесса обучения:
1) создание проблемной ситуации и постановка проблемы;
2) выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких;
3) опытная проверка принятых гипотез в естественно-математических предметах и анализ материалов, источников для доказательства выдвинутых положений в гуманитарных науках;
4) обобщение результатов – включение новых знаний и умений в уже освоенную обучающимися систему, закрепление и применение их в теории и на практике;
Также, данная технология позволяет овладеть умением самостоятельно искать, исследовать – что формирует наличие у обучающихся определенного уровня ответственности к проводимой деятельности, они учатся предугадывать последствия действий, и анализировать полученные результаты. Используя данную технологию, преподаватель может организовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся, его уровню знаний, и потенциальных возможностей. Главной отличительной чертой данной технологии с уверенностью можно назвать переход от монолога к диалогу, что в корне меняет подход к процессу обучения. Диалог является формой речи, при котором участники образовательного процесса обмениваются репликами, выслушивают друг друга, поэтому различают два основных вида диалога, имеющие разную структуру, обладающие разными целями и задачам.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что проблемно-диалогическая технология даёт конкретный ответ на вопрос, как организовать учебный процесс так, что бы обучающиеся могли излагать свои мысли, слушать оппонента, принимать совместные решения, вести диалог, что обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Критерии внедрения проблемно–диалогического обучения в образовательный процесс:
1) Совместное размышление. Позволяет повышать общее взаимодействие в группе;
2) Приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям. Позволяет посмотреть на предполагаемую проблемную ситуацию с точки зрения реальности, а также посредством коммуникации нахождение решения проблемы;
3) Обращение к опыту обучающегося. Это позволит вести конструктивный диалог. Каждый педагог при работе должен создавать условия для реализации диалога между обучающимися и педагогом, и между самими обучающимися. Это позволит каждому обучающемуся принимать активное участие на занятии, показать свой уровень знаний, а педагог в свою очередь сможет оценить каждого, и построить индивидуальную работу по уровню знаний. Из этого можно сделать вывод, что все это будет осуществляться благодаря диалогу, коммуникации, обучающиеся смогут в процессе работы высказывать свое мнение, выслушивать мнения остальных, вступать в дискуссию, приходить к общему выводу, учитывая все мнения, таким образом, у обучающихся будут формироваться коммуникативные универсальные учебные действия.
Занятие, построенное на проблемно-диалоговом обучении, имеет и свою структуру, которая лежит в основе тематического и поурочного плана.
Структурными элементами проблемного урока являются:
1) актуализация прежних знаний обучающихся;
2) усвоение новых знаний и способов действия;
3) формирование умений и навыков.
Подобная структура отражает основные этапы обучения и этапы организации современного проблемного занятия. В связи с тем, что показателем наличия проблемы занятия является присутствие в его структуре этапов поисковой деятельности, то они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного занятия:
1) постановка проблемы;
2) выдвижение предположений;
3) подтверждение или опровержение предположений;
4) проверка правильности решения поставленного вопроса.
Структура проблемного занятия, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность для преподавателя управления самостоятельной учебной деятельностью обучающегося.
Проблемный вопрос можно реализовать по теме: «НЭП».
Преподаватель, подавая материал занятия в лекционной форме, может использовать проблемные вопросы на протяжении всего занятия, чтобы углубить знания обучающихся по данной теме.
Например: «В чём заключается сущность НЭПа? Какие сильные и слабые стороны НЭПа? Были ли перспективы существования и развития НЭПа?»
В данном случае обучающиеся должны проанализировать материал по занятию, а именно – сущность новой экономической политики СССР. Изучая НЭП, обучающиеся определяют его сильные стороны и слабые, ориентируясь на то, как развивалось государство до и после данной реформы:
Плюсы:
1) противоречия между пролетариатом в городе и крестьянством в деревне практически исчезли. Крестьяне начали зарабатывать деньги, продавая свою продукцию, часть из них стала зажиточной;
2) производство достигло уровня 1913 года;
3) на рынке появились предметы первой необходимости. Хлеб, соль, одежда и другие товары.
Минусы:
1) крах червонца. К 1926 г. государство не в состоянии сдержать денежную эмиссию. Расчёты производились в червонцах, таким образом, червонец стал быстро обесцениваться. Вскоре власть прекратила обеспечивать его золотом; 2) кризис сбыта. Населению и мелким предприятиям не хватало конвертируемых денег, чтобы покупать товары, остро возникла проблема сбыта.
Обучающиеся приходят к выводу, что мероприятия, которые были проведены в России с 1918 по 1921 год, поставили страну на грань катастрофы, сделали из неё банкрота. Ситуация усугублялась мировым бойкотом, который объявили молодому государству. Так что причины перехода к НЭПу в основе своей были довольно простыми – выживание. Проанализировав весь период НЭПа, а так же его положительные и отрицательные стороны, обучающиеся формулируют самостоятельный вывод по занятию.
Если обучающиеся будут находить решение проблемы в диалоге, то они смогут научиться грамотно говорить, внимательно слушать, четко излагать свои мысли, учиться договариваться, вступать в диалог, все это обеспечит формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Проблемно-диалоговая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить обучающихся, правильно излагать свои мысли, задавать вопросы и вести диалог.
Список используемых источников
1. Иванова О.В. «Проблемное обучение в курсе истории» // Преподавание истории в школе 1999, № 8. - с. 16 - 21.
2. Инструменты, механизмы и технологии современного информационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2020 г, г. Пермь). - Уфа: Аэтерна, 2020. – 188 с 7.
3. Кондращенко А. И., Тупикова С. О. Применение на уроках истории технологии проблемного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018.
4. Кукушкина В.С. Педагогические технологии уч. пособие для студентов пед. спец./ В.С. Кукушкина. - Москва. 2004. - 336 с.
5. Левандовский А.А. История России, XX – начала ХХI века. 11 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : базовый уровень / 4 – е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 384 с.
6. Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: проектирование планируемых результатов изучения // Омский научный вестник. 2008. № 6. С. 163–167