СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад по теме:ансамблевое музицирование в классе аккордеона

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка для  преподавателей музыкальной школы

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад по теме:ансамблевое музицирование в классе аккордеона»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШОВГЕНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
















МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

«АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА»













Работа преподавателя

по классу народных инструментов

Хачемизовой Д.З.





2018г


На первых порах ансамблевое обучение лучше всего протекает в форме дуэта «учитель – ученик». Ощущая поддержку педагога, юный исполнитель охотно включается в процесс совместного музицирования. Учитель в данной ситуации выступает и чутким партнёром, и внимательным наставником, стремящимся выработать у своего ученика важнейшие навыки ансамблевой игры. Дуэтное музицирование, как правило, способствует успешному преодолению различных психологических напряжений – зажимов, возникающих у ребёнка в ходе сольного исполнения. Кроме того, ансамблевая игра помогает ученику закреплять умения и навыки. Охват разнообразного ансамблевого репертуара благоприятствует пополнению запаса художественных впечатлений юного музыканта, обогащает его творческое мышление и музыкальный вкус. С первых занятий уместно использование шумовых ударных инструментов. Выступление на сцене в ансамбле позволяет ребёнку уже 3 на раннем этапе обучения почувствовать себя артистом, и такое выступление надолго запечатлевается в памяти, являясь прекрасным стимулом к дальнейшим занятиям на инструменте. Наступает время следующей ступени – создание ученических ансамблей (дуэт, трио и т.д.).

Совместное музицирование аккордеонистов предполагает единое звукоизвлечение, метроритмическую пульсацию, единообразие и разнообразие штрихов. Обучение рекомендуется начинать с постановочных навыков движения меха. Работу лучше всего начинать с формирования навыков совместного взятия одного звука, затем нескольких и т.д. Следующим этапом работы в ансамбле становятся формирование однотипных динамических навыков, координация совместных изменений динамики. Можно поиграть упражнения на совместное увеличение или уменьшения силы звука разными штрихами. Одним из важнейших направлений репетиционной работы в условиях ансамблевого исполнительства является синхронное снятие звука. Надо обратить внимание на временные параметры исполняемого произведения: темп, метр, ритмическая пульсация. Успешной работе на первоначальной стадии разучивания метроритмического сложного произведения благоприятствует выбор наименьшей длительности в качестве единицы пульсации. В дальнейшем, с ускорением темпа, названная единица сменяется более крупной длительностью. При этом рекомендуется время от времени возвращаться к относительно медленным темпам и, разумеется, к соответствующим единицам пульсации.

Важнейшие этапы совместной работы педагога и учащегося над музыкальным произведением:

1. Анализ нотного текста: мелодия, гармония, фактура, особенности интонирования, важнейшие образные сферы, характер пьесы целиком.

2. «Эскизное» разучивание музыкального материала

3.Освоение метроритмических закономерностей в их взаимодействии. 4.Исполнительское воссоздание текста, осуществляемое специфическими инструментальными средствами.

5.Создание образа и конкретные технические задачи:

- умение в нужный момент проявить инициативу, выступать на данном этапе солистом;

- передача мелодии другому инструменту.

Исполнители должны стремиться к максимальной плавности передачи мелодического голоса. Освоение навыков плавного перехода от соло к аккомпанементу и наоборот;

- умение исполнять аккомпанемент в полном соответствии с характером мелодии. Обычно сопровождение разделяется на подголосочное, педальное и аккордовое. Подголосок произрастает из ведущего голоса, дополняя и оттеняя его. Педаль служит фоном для выразительного и рельефного звучания мелодии, в одних случаях связывая последнюю с аккомпанементом, в других случаях создавая необходимый колорит. Аккордовое сопровождение, направляемое басом, выступает в качестве гармонического и ритмического фундамента. Очень важно, чтобы сопровождение органически дополняло и обогащало мелодическую линию. Достижению синхронности действий в ансамблевом исполнительстве способствует визуальный контакт между всеми участниками – регулярное обращение посредством жестов, мимики, взглядов, позволяющее определять начало и окончание построений, в зависимости от характера исполняемой музыки акцентировать «диалогические» элементы взаимодействия партнёров на сцене.

В ансамбле аккордеонистов можно считать оптимальным принцип посадки, благодаря которому достигается стабильность контакта, обеспечивается возможность наблюдать за действиями правой и левой рук любого исполнителя, наряду со слуховой координацией партнёров, призванной поддерживать естественный баланс совместного звучания. Заключительный этап работы – подготовка к сценическому выступлению – связан с необходимостью постоянного слухового контроля в условиях определённого концертного зала.

Произведения начального периода

1.Д. Кабалевский «Ёжик».

Очень удобное произведение, так как может исполняться только правой рукой. В начале каждый участник знакомится с нотным текстом. Выявляются закономерности. Так в этом произведении мелодия ведётся по трезвучиям. В первой партии в восходящем движении, во второй партии в низходящем движении. Одинаковый штрих «стаккато», и интервал секунда помогает создать колючий образ ёжика. Динамическое развитие, а потом движение от субито пиано помогает выстроить художественный образ: прогулку зверька (движение, спрятался, опять показался, ушёл в лес и т. д.) Маленьким ученикам это очень понятный музыкальный и художественный образ.

2. А. Иванов «Полька».

Здесь анализируется строение музыкального произведения, жанрово – стилистические закономерности, присущие танцу полька. Простая двух частная форма, удобная одна игровая позиция. Пульсация идёт шестнадцатыми нотами. Интересен рисунок – в восходящем движении две шестнадцатых, потом восьмая нота; в низходящем движении восьмая, потом две шестнадцатые. Ритмический рисунок двух партий практически совпадает. Штрихи здесь постоянно меняются, все окончания мотивов играются на стаккато, что придаёт лёгкость и танцевальность. Дуэтное изложение в этой пьесе связано с однотипными штрихами, что представляет значительную трудность синхронного исполнения для учащихся. Здесь решается важнейшая ансамблевая задача: шаг за шагом добиваться максимально выверенного, единообразного и синхронного исполнения. Когда произведения «Ёжик» и Полька выучены в дуэтном исполнении для колоритности, полноты звучания можно добавить другие инструменты: фортепиано и ударные.

3. И.С. Бах «Ария»

Здесь для учеников открывается новый пласт ансамблевого звучания, восприятие музыки совсем другой эпохи, другого голосоведения, других музыкальных красок. Здесь уместно рассказать о творчестве великого композитора, музыкальной культуре того времени, послушать другие произведения полифонического изложения. Пьеса изложена на четыре голоса. Исполнение мелодии в каждой партии спокойное, напевное. Пульсация идёт восьмыми и четвертными нотами. Большая работа ведётся по выстраиванию аккордов по вертикали. - Выдерживать каждую длительность вместе – это основная задача в работе. Здесь возможны варианты работы по голосам, партиям, попарно (совмещая разные партии), и затем уже исполнение всех вместе. Форма построения произведения двух частная, первая часть репризная. Повтор должен внести напряжённость, развитие смысловое и звуковое. В Арии интересная работа с регистрами. Чтобы получить хорошее органное звучание надо поэксперементировать с ними. Здесь очень кропотливая работа над звуковой палитрой. От самого тихого пиано до двух форте. Большая и тонкая работа над фразировкой. Каждую фразу начать и закончить одновременно - для учащихся с разными музыкальными данными сложная работа. Окончание в пьесе тоже для них необычно – уметь на довольно громком звучании остановиться одновременно. Но эти все приёмы ученикам нравиться осваивать. И когда они исполнили это произведение на концерте - сами поняли, что освоили что – то удивительно новое, красивое, необычное.

4. Л. Бонфа «Утро карнавала»

Произведение бразильского гитариста и композитора, который написал более 500 произведений. Известность к нему пришла после выхода фильма «Чёрный Орфей», а за музыку в 1959 году он получил Оскара. Исполняют «Утро карнавала» как вокалисты, так и инструменталисты в очень разных составах как ансамблевых, так и оркестровых. У нас дуэтный инструментальный вариант. Лучше получаются места, где идёт тема и аккордовая поддержка. Когда в середине идут два вполне самостоятельных голоса с разными ритмическими и стилистическими конфигурациями - не всё получается из-за партнёра 2 голоса. В аккомпанементе, когда он проучивается отдельно, рельефно звучит и синкопа и опора на 1 долю (ритм бегина). Когда исполнение в целом, аккомпанемент теряет свой колорит из-за перехода слухового контроля на правую руку.








































СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. С. Бойцова. Юный аккордеонист. Ч. I, II. С методическими пояснениями.

2. Иштван Кардош. Школа игры на аккордеоне. С методическими пояснениями.

3. Р.Н. Бажилин Школа игры на аккордеоне. Методика XXI века. С методическими пояснениями. Москва, 2008 г.

4.В. Ушенин Школа ансамблевого музицирования аккордеонистов. «Феникс», 2011г., Ростов на Дону с методическими пояснениями.

5.Е.Лёвин «Играем вместе»,Ростов на Дону, «Феникс», 2011г.с методическими рекомендациями.




СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. В. Лушников «Школа игры на аккордеоне».

2. С. Бойцова «Юный аккордеонист» (ч. I, II). 8

3. В. Шрамко Класс ансамбля аккордеонов. Хрестоматия для I-III классов ДМШ. С-Пб, 2008 г.

4. Р. Бажилин. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Москва, 2008

5. Хрестоматия для 1 – 2 классов.

6. В.Шрамко Класс ансамбля аккордеонов Санкт – Петербург, издательство «Композитор», 2008г.

7. С. и А. Агаповы Концертные пьесы для дуэта аккордеонов. Санкт – Петербург «Композитор», 2010г.

8. А.Коробейников Альбом для детей и юношества. «Композитор», Санкт – Петербург, 2003г.

9. В.Ушаков Композиции из репертуара Даугавпилского трио аккордеонистов», Санкт – Петербург, 2001г.

10.В.Ушенин Школа ансамблевого музицирования,ч.1,2,3,,Ростов на Дону «Феникс», 2011г. с методическими пояснениями.

11.Е.Лёвин «Играем вместе»,Ростов на Дону, «Феникс», 2011г.