Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Новомайнская детская школа искусств»
Шевкопляс Виктория Валерьевна,
преподаватель
Методический доклад «Способы реализации инклюзивного образования в ДШИ»
Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепил правовое понимание инклюзивного образования, определив одну из приоритетных направлений государственной политики. В декабре 2014 года Президент РФ Путин В.В. в послании Федеральному Собранию, подводя итоги паралимпиады, отметил: «…наше общество будет по-настоящему единым, если мы обеспечим равные возможности для всех» и предложил продлить до 2020 года программу «Доступная среда».
Инклюзия чаще применяется в обычных начальных школах. Но встает вопрос и об обучении детей в школах искусств и художественных школах. Дети с ОВЗ часто творчески одарены. В детской школе искусств они наравне с другими детьми могут проявить свои творческие способности.
Только в этом учебном году на подготовительное отделение изобразительного искусства поступили трое таких учеников. Несмотря на то, что в настоящее время отсутствуют теоретически обоснованные подходы к осуществлению качественного и полноценного художественного образования лиц с особыми потребностями, педагогическая практика носит «точечный», интуитивный характер деятельности. Отсутствует целенаправленная программа подготовки преподавателей к работе с этой категорией учащихся. Не разработана методика инклюзивной деятельности. Присутствие родителей на занятиях в аудитории воспринимаются как партнёры и соучастники процесса, их знания, опыт, очень ценятся педагогами. Директор школы обеспечивает координацию действий преподавателей и родителей учащихся.
Система обучения в ДШИ может легко адаптироваться под потребности любого ребенка благодаря следующим факторам: творческий характер обучения основам искусств, и сочетание в учебном процессе групповых форм обучения и коллективных мероприятий. Такой режим занятий способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей каждого ученика, обеспечивает специальные условия для всех.
Что необходимо для реализации инклюзивного обучения в ДШИ:
1. Привлечение детей с ограниченными возможностями в ДШИ.
2. Создание образовательных методик, учитывающих особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
3. Введение специальных курсов и предметов, способствующих освоению детьми с ОВЗ образовательных программ.
4. Использование инновационных средств и методов обучения детей. Привлечение специалистов для контроля и оценки динамики и результатов развития учащихся.
5. Накопление и обобщение педагогического опыта, повышение методической квалификации преподавателей.
Решение многочисленных проблем в процессе обучения, часто является вполне естественным состоянием для педагогов, которые взаимодействуют с учениками и взрослыми.
Постараемся рассмотреть пути решения проблем с инклюзивным обучением:
1. Весь школьный коллектив должен быть вовлечен в открытое обсуждение и в рациональное осмысление инклюзии и тех преимуществ, которые она даёт для всех учащихся школы.
2. Работа по включению начинается с одним-двумя учениками, внимательно отслеживаются их успехи и неудачи.
3. Финансирование. Адекватное финансирование инклюзии поможет обеспечить заинтересованность в ней тех, кто её внедряет.
4. Сотрудничество тех, кто вовлечён в процесс инклюзии, проявления собственной инициативы, поможет укрепить постоянную приверженность этой идее и заинтересованность в её реализации.
5. Сотрудники школы и родители, равные партнеры и соучастники процесса.
6. Руководители обеспечивают координацию действий коллектива и каждого сотрудника по продвижению инклюзии.
7. Инклюзия является одной из интегральных частей относительно других школьных инициатив.
Самым лучшим в инклюзии является то, что при успешном её проведении выигрывают все, а именно:
1. Раннее распознавание и развитие одаренности как компенсаторного фактора у детей с ОВЗ.
2. Создание возможности для предпрофессионального образования.
3. Содействие широкому участию детей с ОВЗ в общественной, социальной, культурной жизни.
4. Социальная адаптация учащихся школы: формирование терпимых, доброжелательных отношений учеников друг к другу, развитие чувства взаимопомощи, разрушение барьеров в общении здоровых детей и сверстников с особыми потребностями.
Инклюзия (включение людей с особенностями развития в различные деятельности) является частью обычной жизни – мы вместе живем в большом городе, ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам. Одним из основополагающих принципов идеологии инклюзивного образования является учет возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка.