Методический доклад на тему
«Воспитание самостоятельности у учащихся
по классу фортепиано»
Выполнила
преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДОД «Победненская ДШИ»
Якимчук Клавдия Николаевна
2021г.
Обучение фортепианной игре — сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие учащихся. Ученика с детства необходимо приучать к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной работы.
Человеку по природе свойственно чувство самостоятельности, стремление самому всё попробовать,испытать. Привлечённые яркостью огня, малыши тянутся к нему и обжигаются,едва научившись передвигаться по комнате,они постоянно стремятся взять в руки различные предметы и многое роняют,разбивают. В стремлении отстаивать своё право на самостоятельность дети нередко проявляют большое упорство. Родители и преподаватели , к сожалению,часто не учитывают этой особенности детской психики. Они нередко отмахиваются от бесконечных вопросов,которые на каждом шагу задаёт ребёнок,отвечают на них неохотно и раздражённо. А ведь все эти тысячи «почему?» - не что иное ,как первые попытки познать и осмыслить окружающий мир. Не поддержать их - значит гасить то лучшее,что есть в ребёнке.
Приходя на первые уроки музыки, дети сталкиваются с новой для них областью,в которой на каждом шагу возникают явления,вызывающие интерес. Необходимо ,чтобы ребёнок с самого же начала мог получить ответ на те многочисленные «почему?»,которые не могут у него не возникнуть,чтобы он и впредь задавал их и себе и педагогу. Это явится залогом развития его самостоятельности. Развитие и воспитание самостоятельности учащихся является важнейшей частью преподавательской работы. Г.Г.Нейгауз считал,что «одна из главных задач педагога — скорее быть ненужным ученику, так как привить ему...самостоятельность мышления,методов работы,самопознание и умение добиваться цели...»(Г. Нейгауз»Об искусстве фортепианной игры»).Если в первые два года обучения возможности её проявления при разучивании произведения или овладении исполнительскими трудностями крайне ограничены,то уже у учащихся 3-4 классов активизируется стремление к самостоятельному прочтению нотного текста,хотя бы таких произведений,которые близки им по музыкальному языку и приёмам пианистического изложения. Неустанное стремление докопаться до сущности явлений и уяснить их смысл — великий возбудитель живой самостоятельной мысли учащихся,предохраняющий от слепого подражания и щтампов.Опасны всё ещё существующие формы обучения,когда ребёнку всё расшифровывается без предъявления ему требований принятия самостоятельных решений даже в самом малом.
Существенно включение в содержание урока проверки уровня самостоятельности ученика, начиная с предложения ему простейших заданий,например,найти мелодию и аккомпанемент, рассказать ,как они изменяются в репризной части произведения,сколько голосов в прелюдии и какой из них звучит более красиво и т. д. Для некоторых, особенно невнимательных детей, небесполезно проводить часть уроков под девизом: «как я учу дома».Такое наблюдение поможет педагогу выявить те стороны самостоятельной работы ученика,над которыми он, возможно,не задумывался. Воспитание у ребёнка самостоятельности должно строиться на основе доступности,конкретности,художественной яркости методических приёмов преподавания. Нужно проявлять у ученика пытливость,стремление «докопаться» до сущности явлений,понять их смысл. Педагог, воспитавший в ученике
1)пытливость мысли,даёт ему ключ к самостоятельной творческой работе .
Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае,если
2)ученик понимает,какую цель преследуют указания педагога — рекомендуемая им аппликатура,динамический план,оттенки звука и т. п.
Важно систематически использовать
3)обобщения,позволяющие в частном раскрыть закономерности художественных явлений. Обобщения эти должны касаться и методов работы над теми или иными трудностями,и основных принципов искусства музыкантов- интерпретаторов,и систематических особенностей сочинения. Сделанное обобщение полезно подкреплять примерами,которые могли бы более глубоко и наглядно разъяснить его смысл.
Обобщения педагога значительно лучше усваиваются,если ученику на этой основе предлагается
4)самостоятельно решать различные исполнительские задачи. Они могут быть весьма разнообразными. Например,впервые показав где-нибудь в полифоническом произведении приём связи звуков путём скольжения пальцев с клавиши на клавишу,педагог предлагает ученику найти в том же сочинении другие места, в которых целесообразно использовать аналогичную аппликатуру. Объяснив принцип расшифровки какого-либо относительно сложного украшения,педагог задаёт ученику к следующему уроку расшифровать ещё несколько мелизмов в других пьесах. Такие задания не только способствуют лучшему усвоению обобщений и принципов,изложенных педагогом,но и приучают использовать их в практике. Этот метод работы рекомендуется применять возможно чаще.
Очень часто учащиеся проделывают лишнюю и даже вредную работу. Невнимательно разбирая и заучивая ошибки,они потом тратят много времени на исправление; механически проигрывая несколько раз в темпе уже выученный пассаж,на изучение которого было потрачено много упорного труда,ученик нередко в течении какой -нибудь минуты «заигрывает» его,и пассаж перестаёт выходить. Таких примеров можно привести множество. Все они свидетельствуют о том, как непродуктивно расходуется время занятий и как важно приложить максимум усилий к тому, чтобы, работая над разрешением той или иной задачи,ученик не сводил на нет достигнутое раньше. Многое в этом отношении зависит и от педагога.
Успеху самостоятельной работы во многом способствует
5)самоконтроль. Педагог должен постепенно приучать учащегося не только слушать своё исполнение,но и контролировать себя в процессе работы там, где могут возникнуть ошибки и погрешности исполнения. Надо знакомить учащихся с типическими случаями появления тех или иных ошибок .Например,при разборе текста пьесы вкралась фальшивая нота. Если эта ошибка принадлежит к числу распространённых,т.е. ,которые могут возникнуть и у других учеников при разборе, надо сказать об этом учащемуся и рекомендовать ему при разборе каждой пьесы быть внимательным в аналогичных местах. С течением времени следует познакомить и с другими типическими случаями проявления фальшивых нот. Следует приучать ученика к самоконтролю над голосоведением — добиваться плавности развития непрерывно текущего фона фигураций или аккордов,рельефности воспроизведения голосов в случае их сближения или дополняющей ритмики и т. д.,в области динамики,темпа,педализации. Важно добиться осознания учеником типических ошибок и установления в домашней работе повседневного контроля над их устранением.
Для воспитания в ученике самостоятельности полезно,чтобы он самостоятельно выучивал небольшие произведения с последующим анализом своего исполнения. Прослушивание самостоятельно выученного произведения может производиться в обстановке зачета: все ученики слушают друг друга, затем проводится обсуждение, в котором участвуют исполнители-слушатели и их педагог. Такая форма работы помогает учащемуся лучше осознать и учесть свои ошибки, заставляет критически относиться к своему исполнению и исполнению других.
Благодаря воспитанию самостоятельности в работе,ученик может ставить и и успешно решать различные учебные задачи. Л. Николаев в статье «Несколько слов об исполнительстве» писал: «В области музыкального исполнительства учитель должен дать ученику основные, общие положения, опираясь на которые последний сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в помощи».
Список использованной литературы:
1.Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». М., «Музыка», 1978г.
2. Вицинский А. «Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением». М., «Классика-XXI», 2004г.
3. Коган Г. «Работа пианиста». М., «Классика-XXI», 2004г.
4. Коган Г. «У врат мастерства». М., «Классика-XXI», 2004г.
5. Нейгауз Г.«Об искусстве фортепианной игры». М., «Дека-ВС», 2007г.
6.Тимакин Е. «Воспитание пианиста». М., «Советский композитор». 1989г..
7.Цыпин Г.«Обучение игре на фортепиано». М., «Просвещение», 1984г.