Подготовка к ОГЭ по химии
Автор: учитель химии Ветлугина Н.И.
Задание 1. Химический элемент или простое вещество
Вещество
Химический элемент
Его получают или что-то является сырьем для его получения
Оно реагирует
Если данные из таблицы Менделеева
Его химические свойства
Речь о степени окисления
В организме человека или человек получает с пищей
Физические свойства
Имеет форму, цвет
В составе сложного вещества
Его добавляют в смеси, сплавы
В составе минерала
Биологическая роль
У него есть аллотропные модификации
У него есть изотопы
Вещество можно потрогать, ощутить
Вещество состоит из химического элемента
Нуклиды
Относительная атомная масса элемента =
Имеет молекулярную массу
Задание 2
! ПРАВИЛА
1.Число электронов в атоме равно порядковому номеру элемента в Периодической системе
2. A= Z+N, где
A – атомная масса элемента (сумма количества протонов и нейтронов)
Z –заряд ядра, порядковый номер, количество протонов и также электронов элемента
N – количество нейтронов
3. Число электронов на последнем (внешнем) слое определяется по номеру группы химического элемента.
4. Число электронных слоев (энергетических уровней) в атоме равно номеру периода.
5. Изотопы –имеют одинаковый заряд ядра, но разную атомную массу (разное количество нейтронов).
На данном рисунке изображена модель атома
1.Хлора
2. Азота
3. Магния
4. Фтора
2. Атом. Работаем с таблицей Менделеева
+
+Z
+
+Z
+
2
Al
13
Задание 3. Изменение свойств. Работаем с ПС
Увеличивается
Э.О.
Увеличивается
неМе свойства
Радиус атома
Окислительная способность
Ме свойства
Кислотные свойства соединений
Восстановительная способность
Основные свойства соединений
Валентность высших оксидов
Валентность летучих водородных соединений
Пример В каком ряду химических элементов усиливаются неметаллические свойства соответствующих им простых веществ
1) Al-P-Cl
2) F-N-C
3) Cl-Br-I
4) Si-S-P
Задание 4. Степень окисления
Выучить С.О. элементов, у которых она постоянная. П.4. в методичке
исключения
H 2 O 2
OF 2
MeH
В молекуле количество + = -
+1
-1
В ионе аммония
NH 4
С.О. азота = -3
Валентность азота = IV
+
-1
+2
-1
+
Задание 4. Валентность
Валентность – число связей
Количество неспаренных электронов
Количество не поделённых электронных пар
Максимальная валентность = N группы
Постоянные валентности: H, Li, Na, K, F – I
O, Mg, Ca, Ba, Zn – II
Al, B – III
Переменные валентности у неметаллов: S- II, IV, VI
N – I, II, III, IV N – max IV
P – III, V C Si- II, IV Cl, Br, I - I, III, V, VII
Fe - II, III
Cu- I, II
Задание 5. Связь.
Me – неМе - ионная связь
неМе – неМе ковалентная связь
Одинаковые неметаллы – КНС : H 2 O 2 N 2 F 2 Cl 2 Br 2 I 2
Разные неметаллы – КПС
Me – неМе – неМе ИС и КПС
NH 4 – Cl ионная связь
Двойная, тройная, одинарная связь
Задание 6. Сравнение элементов
- Высшая С.О. = N группы элементы образуют одинаковые высшие оксиды, если они в одной группе
- Валентные электроны – электроны на последнем слое – N группы
- На d орбитали есть электроны у элементов побочных подгрупп и элементов, расположенных в 4 – 7 периодах
- Является p – элементом внешние электроны на р орбитали
- Является s – элементом внешние электроны на s орбитали
Задание 7. Формулы классов неорганических соединений
Подвох! Амфотерные гидроксиды НЕ называют основаниями
Средняя соль
Основная соль
Кислая соль
Несолеобразующие оксиды
Задание 8. Кто с кем взаимодействует.
Пользуемся таблицей растворимости!
Ме+неМе
МеО+неМеО
МеОН+кислота
Соль + соль
МеОН+соль
Кислота+соль
Есть исключения! Учим реакции 9 класса!
Амфотерные вещества «и нашим, и вашим»
Задание 8
Оксиды реагирую с водой, если в результате реакции получается растворимый гидроксид!
SiO – кислотный оксид, но! С водой не реагирует.
ZnO Al 2 O 3 – амфотерные. С водой не реагируют
Реагируют с кислотами и щелочами, с кислотными и основными оксидами.
Задания 8, 9 10 Хим. св-ва простых и сложных веществ Свойства металлов
Активные: Li, Na, K, Ca, Ba
Средней активности
+ H 2 O = MeOH + H 2
неактивные
+ неМе
+ H 2 O = MeO + H 2
+ кислоты Ме до Н 2 H 2 SO 4k HNO 3 пассивируют Fe, Al, Cr (при н.у.)
Cu, Hg
(но! Na + O 2 = Na 2 O 2
+ неМе (кроме N 2 )
Cu Hg Ag
HNO 3 к
+ кислоты
+O 2 (t)
+ кислоты
+ соль (растворимая), если Ме более активный, чем в соли
+ соль (растворимая), если Ме более активный, чем в соли
= MeNO 3 +NO 2 + H 2 O
HNO 3 р
= MeNO 3 + NO + H 2 O
Ме1 + Ме 2 О (если Ме1=Al, Mg)
H 2 SO 4 к
= MeSO 4 +SO 2 + H 2 O
Задание 13 Диссоциация
Используем таблицу растворимости!
Нужно умение составлять формулы веществ по названиям
Органические вещества – не диссоциируют (кроме кислот)
Если в веществе - углерод, водород и рядом другие атомы (-Cl) или группы атомов (-OH) – органические вещества.
При диссоциации образуется одинаковое количество катионов и анионов: расписываем вещество на ионы и считаем их.
Задание 14. Ионные уравнения. Пользуемся таблицей растворимости
H + OH = H 2 O Сокращенное ионное уравнение соответствует реакции нейтрализации:
кислота + щелочь
Нерастворимые основания можно растворить кислотой
Внимание подвох!
Проверить вещества, вступающие в реакцию на растворимость! Они не диссоциируют на ионы.
Задание 15, 20 ОВР Уметь определять степени окисления
- Отдаем электроны – окисление С.О. выросла! – 0 +
- Принимаем электроны – восстановление С.О. уменьшилась – 0 +
(принимаем лекарство – восстанавливаемся)
Окислитель – принимает электроны
Восстановитель – отдает электроны
О 2 – окислитель, кислоты – окислители
Н 2, Ме, C, CO, H 2 S - восстановители
Задание 16. правила работы в хим. лаборатории
Задание 16
Задание 17.Качественные реакции
Учим!! Пользуемся таблицей растворимости
Ищем: с одним из веществ выпадет осадок, с другим нет
Н 2 СО 3 СО 2 +Н 2 О Н 2 SO 3 SO 2 +H 2 O NH 4 OH NH 3 +H 2 O
Если даны 2 соли с одинаковыми анионами ищем Ме, который может вытеснить менее активный из его соли например AgNO 3 и KNO 3 берем Cu или ищем качественный анион
Например BaOH и KOH берем K 2 SO 4
Если соль амфотерного Ме берем щелочь
Если даны твердые вещества берем воду Один растворим, другой нет
Раствор NH 3 имеет щелочную среду (фенолфталеин)
Если в результате выбранного реактива с обоими ве-ми выпадает его брать нельзя
Задание 18.
Ar n
W (Э) =
Mr
Задание 19
m (вещества) = m (раствора) w
Количество вещества n = m/M
объем v = Vm n
Vm = 22,4 л/моль
Задание 19
- Найти массовую долю химического элемента в веществе
Wэл.= Ar n/Mr
2. Использовать формулу
W = m части / m общ.
Задание 22
- Составить уравнение
- Найти m чистого вещества, если дан раствор с w
m ве-ва = m р-ра w в-ва
3. Найти количество известного вещества
n=m/M
4.Составить пропорцию – найти количество неизвестного вещества
5. Найти массу неизвестного m= n M