СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Методичесий материал, который можно использовать при изучении библейских легенд. Является новаторским, направленным на формирование функциональной грамоности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"»



Дзагоева Светлана Алексеевна

Место работы : муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 г.Пятигорска

Адрес : г.Пятигорск ул.Подстанционная, 23

Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы

Возрастная группа, на которую рассчитана данная методическая разработка: 13-14 лет

Тема урока, при изучении которой можно использовать данный материал: «Библейские легенды в современной публицистике»

Указание источника текста: материалы Интернета









Вавилонская башня

Первая история, которую книга Бытия рассказывает сразу после истории всемирного потопа – это история о строительстве Вавилонской башни. Сыновья Ноя стали прародителями нового человечества,– а значит, человечество было, по сути, единой семьей. Именно так описывает это книга Бытия. Люди понимали друг друга, и могли действовать заодно, могли создавать нечто славное и великое.

Тогда они решили построить город с башней до небес, чтобы «сделать себе имя» – говоря иначе, собственными усилиями взойти на небо, обессмертить свое имя. Вечное желание человека – создать или сделать нечто такое, что останется в веках, будет заметно даже с небес (кстати, единственный народ, который смог это сделать – китайский, его Великая Стена действительно видна космонавтам).

Но, как иронично повествует книга Бытия, Богу пришлось «сойти», чтобы разглядеть их грандиозное строительство. Масштаб слишком разный: что кажется горой муравью, для слона выглядит маленькой кочкой, и величайшее сооружение тогдашнего человечества Богу и не разглядеть издалека. Разглядев это великое строительство, Бог решил его остановить. Почему? Может быть, не хотел, чтобы люди сами взбирались на небеса? Или сопровождалось строительство чем-то таким, что должно было быть остановлено? Древнее еврейское предание гласит: на этой стройке, когда с верхнего яруса лесов падал кирпич, строители горевали, потому что новый трудно было поднять на такую высоту. А когда срывался со строительных лесов человек, никто не переживал: новый сам поднимется наверх.

Это, конечно, предание, и оно не находит никаких подтверждений в самой Библии, но разве не так выглядят все великие стройки всех великих тоталитарных государств? Важно сдать объект в срок, возвеличить свое имя, а люди – расходный материал… Даже если это предание и неточно, оно служит своего рода предсказанием о тоталитарных режимах двадцатого века.

Как бы то ни было, Бог смешал языки строителей, и они, перестав понимать друг друга, рассеялись по всей земле. Это ведь тоже судьба всех жестоких режимов: они рушатся не под напором внешнего врага (такой напор, наоборот, может сплотить и укрепить их), а в результате нехватки взаимопонимания. Один говорит «подай мне раствор», а другой думает, что ему сказали «иди отсюда». И великое строительство превращается в великий абсурд…

Нередко можно услышать, что возникновение разных языков Библия связывает с Вавилонской башней, но это не совсем так. Перед самым рассказом о ней идет перечень потомков Ноя: Сима, Хама и Иафета, и уже там указывается, что они стали родоначальниками разных народов, живших в разных странах и говоривших на разных языках. Хотя, разумеется, эти упоминания можно понять и так, что разнообразие языков возникло позже, но мне почему-то кажется, что оно не было связано со строительством Вавилонской башни и не служило наказанием от Бога. Разве было бы хорошо, если бы на всей земле был бы только один язык? Это бы сильно обеднило человечество.

Что же тогда утратили люди в истории с Вавилонской башней? Взаимопонимание. Библия говорит, что тогда на всей земле был «один язык» – возможно, не единственный, а просто общепонятный, как русский в СССР или как английский в современной международной жизни. Плохо не то, что мы говорим на разных языках (живем в разных странах, носим разную одежду, придерживаемся разных взглядов). Плохо, когда при всем том мы не можем друг друга понять. И величие замыслов весьма этому способствует. Когда люди говорят о своих простых потребностях, всем всё понятно: каждому хочется счастья и благополучия для своих близких. А если мы строим нечто грандиозное, наши вкусы и взгляды расходятся. Одним по сердцу православная самодержавная империя, другим демократическая республика, третьим – трудовая коммуна. Начнем строить – не найдем общего языка.

Библия помещает это сооружение в крупнейшем политическом, религиозном и экономическом центре древнего мира – в Вавилоне. На языке его обитателей (аккадском) он носил горделивое имя баб-илу, то есть  «врата бога», но Библия связывает его с еврейским глаголом баляль, «смешивать». Город, который стремился быть центром вселенной и вратами небесного мира, который сооружал громадные храмы-зиккураты (ступенчатые башни, поднимаясь на которые, жрецы как будто и в самом деле восходили до неба) оказался на деле великим смешением племен, языков и религий. К началу нашей эры он пришел в полное запустение, а вскоре люди и вовсе про него забыли, и, вплоть до археологических раскопок XIX века, никто уже и не знал, где когда-то находилась эта великая столица.

В Новом Завете образ Вавилона, великой блудницы, появляется в последней книге – Откровении Иоанна Богослова. Часто его связывают с Римом, который в те времена стал столицей великой империи, но надо сказать, что в мировой истории еще не один город пытался выстроить очередную башню до небес, чтобы «сделать себе имя» (вспомним хотя бы проект Дворца Советов со статуей Ленина на месте Храма Христа Спасителя в Москве). Что характерно, результат всегда был примерно одинаковым. Повторяя слова о единой семье народов, строители империй не раз создавали для этой семьи нечто, мало напоминавшее о семейном уюте. Зато саму идею, что человечество изначально было одной семьей и может ей однажды снова стать, мы встречаем впервые именно в Библии – в истории Ноя.

Проект провалился, зато родство осталось.

Прочитайте текст «Вавилонская башня» и выполните задания 1-5.

Задание №1

К какому стилю относится данный текст? Выберите правильный ответ:

А) художественный

Б) официально-деловой

В) публицистический

Г) разговорный

Задание №2

Найдите в тексте ответ на вопрос: «С какой целью люди собирались возвести гигантскую башню?» Выберите правильный ответ:

А) как символ их власти

Б) чтобы добраться до небес

В) чтобы добраться до Бога

Задание №3

Опираясь на содержание текста, ответьте на вопрос: «Почему Бог разгневался на людей и смешал языки, тем самым разъединив народы?»

Выберите правильный ответ:

А) побоялся конкуренции

Б) из-за небрежного отношения к человеческой жизни

В) потому что башня должна была возвышать человека, но не Бога

Задание №4

Найдите в тексте ответ на вопрос: « Какое название получил Вавилон, согласно Библии?»

А) Вавилонская башня

Б) Вавилонское столпотворение

В) Баляль

Г) Баб-илу

Задание №5

Выберите правильный ответ. Данный текст написан с целью:

А) рассказать, как строилась Вавилонская башня

Б) убедить читателя, что в единстве народа- сила

В) описать великие подвиги народа

Г) осудить высокомерие людей.





3