СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к презентации: «Методические основы развития физических качеств детей с ОВЗ и детей инвалидов»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков – условие активного общего развития, то для детей с ОВЗ физическая культура является одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной и психической сферах.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к презентации: «Методические основы развития физических качеств детей с ОВЗ и детей инвалидов»»

Кнутас Валентина Ивановна,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории


Методический материал к презентации: «Методические основы развития физических качеств детей с ОВЗ и детей инвалидов»



слайда

Методический материал

1

Физическое воспитание, применительно к системе специальных коррекционных общеобразовательных учреждений, мы понимаем как учебно-воспитательный процесс, направленный на обучение двигательным действиям, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушения, имеющихся у учащихся с ОВЗ.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков – условие активного общего развития, то для детей с ОВЗ физическая культура является одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной и психической сферах.

2

Закономерности рассматриваются как выражение действия законов и отражают общие тенденции педагогического процесса независимо от состояния здоровья занимающихся.

  • Движениеведущий фактор развития физических способностей. Для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов движение – не только условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания работоспособности, но и способ развития всех зон коры больших полушарий мозга, координации меж центральных связей, формирования двигательных взаимодействий, анализаторных систем, познавательных процессов, коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическом развитии.

  • Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими качествами. Совершенствование техники того или иного двигательного действия в решающей мере зависит от соответствующих физических способностей. Чем выше уровень физических способностей для выполнения конкретного упражнения, тем быстрее оно осваивается.

В физической подготовленности детей с различными отклонениями самым слабым звеном являются координационные способности: равновесие, тонкая моторика, расслабление, ритмичность движений и др. Эти способности нужно интенсивно развивать, чтобы компенсировать двигательные недостатки. Однако на практике оказывается, что дети нуждаются в обучении движениям, требующим проявления этих способностей. Таким образом, задачи обучения и развития сливаются, что подтверждает эту закономерность.

  • Зависимость развития физических качеств от двигательных режимов. Эта закономерность выражает зависимость развития физических качеств от фазы восстановления работоспособности, на которую падает повторное выполнение упражнений.

  • Выделяют три режима:

  1. Каждое последующее упражнение выполняется в фазе не довосстановления работоспособности, такой режим работы и отдыха соответствует развитию выносливости;

  2. Каждое последующее упражнение выполняется в фазе полного восстановления работоспособности, когда функциональные показатели возвращаются к исходному уровню. Такой режим нагрузки и отдыха характерен для развития координационных способностей, скоростных и силовых качеств;

  3. Каждое последующее упражнение выполняется на фазе сверх восстановления (повышенной работоспособности). Такой режим способствует развитию скоростных, силовых качеств, специальной выносливости.

В адаптивном физическом воспитании эти режимы используются дифференцированно в соответствии с уровнем функциональной подготовленности детей. Наиболее адекватными для них являются щадящие режимы нагрузки.

  • Этапность развития физических качеств. В развитии физических качеств условно выделяют три этапа:

  • Этап повышенного уровня развития физических качеств: механизм воздействия физических упражнений состоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных центров, ответственных за реализацию двигательных действий. Для того чтобы сложилась устойчивая адаптация, необходимы подкрепление, тренировка, многократно повторяющиеся воздействия.

  • Этап достижения максимальных показателей развития физических качеств характеризуется формированием эффективной структуры движений, повышением скорости произвольного расслабления мышц, ускорением процессов врабатывания.

  • Этап снижения развития физических качеств характеризуется снижением адаптационных реакций в ответ на те же физические нагрузки. В этой ситуации есть два пути:

- первый – изменить характер и содержание физической нагрузки, создав новые предпосылки для роста функциональных возможностей;

- второй – снизить нагрузку и во избежание перенапряжения перейти на поддерживающие режимы двигательной деятельности.

  • Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств.

Важно учитывать, что и здоровый, и больной ребенок проходят все этапы онтогенетического развития, но разными темпами. Дети с ОВЗ в развитии отстают от здоровых сверстников на 1–3 года и больше.

  • Обратимость показателей развития физических качеств. Прогрессивные структурно-функциональные перестройки в организме человека, достигнутые в результате систематических занятий физическими упражнениями, имеют тенденцию к регрессу при перерывах или прекращении занятий. Детренированность проявляется, в первую очередь, в ухудшении функционального состояния, снижении двигательных возможностей, т.е. возвращению их к исходному уровню. Сначала теряются скоростные способности, затем силовые, а позднее выносливость.

  • Перенос физических качеств. Физкультурно-оздоровительная деятельность чаще всего требуют не одного, а целой совокупности физических качеств. В одном упражнении требуется сочетание разных физических способностей. Каждая из них относительно независима, имеет свою структуру и методику развития и вместе с тем оказывает влияние на общий результат и друг на друга. Такое явление, когда направленное развитие одной физической способности влечет за собой позитивные изменения другой, называется положительным переносом.

Весь процесс развития физических качеств и его компоненты – подбор упражнений, рациональное чередование системы нагрузок, методические построения – всегда рассчитаны на положительный перенос.

В практической деятельности встречается отрицательный перенос, когда развитие одного физического качества тормозит развитие другого. Методика одностороннего развития какого-либо качества или его отрицательное влияние на другое приводит к дисгармоничному развитию и снижению результатов.

3

Принципы

В адаптивной физической культуре могут быть применены не все принципы. Поэтому главная особенность всех видов адаптивной физической культуры состоит в том, что каждое упражнений и нагрузка в целом несут коррекционную направленность, а их многократное повторение – развивающую.

  • Принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. При проведении занятий необходимо учитывать одно из главных методических положений: оптимальное сочетание координационных упражнений с направленным развитием физических качеств. Сочетания обще- и специально-подготовительные координационные упражнения, например:

  • метание мяча (правой, левой рукой) на расстояние, равное 1/2, 1/3 или 1/4 от максимальной дальности метания;

  • чередование метаний (бросков в цель) при использовании снарядов (мячей) разной массы;

  • прыжки в длину или вверх в полную силу и т.д.;

чередование бега на равные отрезки.

  • Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий. Сроки наступления благоприятных периодов развития физических качеству детей с ОВЗ не совпадают,

поэтому целенаправленное их развитие должно осуществляться в младшем и среднем школьном возрасте, при этом ориентироваться нужно не на усредненные, а на индивидуальные показатели, позволяющие определить зоны ближайшего развития для каждого ребенка.

  • Принцип оптимальности педагогических воздействий. Для лиц с ограниченными возможностями этот принцип означает прежде всего оптимальную меру воздействия физической нагрузки на организм, стимуляцию адаптационных и компенсаторных процессов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, объему, интенсивности, методам организации.

  • Принцип вариативности педагогических воздействий. Монотонные, неэмоциональные упражнения ухудшают внимание детей, вызывают двигательное беспокойство, смену настроения вплоть до агрессии, спад активности, снижение волевого контроля. Вариативность методов и методических приемов, включение игрового компонента, музыкальное сопровождение, быстрота переключения, дробность заданий, импровизация, изменение внешних условий и т.п. создают благоприятный эмоциональный фон на занятии.

  • Принцип диагностики уровня развития физических способностей. Методической основой управления процессом индивидуальной физической подготовленности лиц с ОВЗ является диагностика физического развития. Динамическая диагностика позволяет выявить сенситивные периоды, зоны ближайшего развития, планировать программы комплексного развития физических способностей, выбирать оптимальные пути коррекции и компенсации двигательных нарушений.

4

Развитие физических качеств

Совершенно очевидно, что инвалиды и лица с ограниченными возможностями, испытывая дефицит двигательной активности. Дети с ОВЗ имеют низкий соматический статус, слабое физическое развитие, вторичные нарушения и нуждаются в укреплении всех мышечных групп.

5

Средствами силовой подготовки являются: упражнения с повышенным сопротивлением. Выделяют следующие группы упражнений:

  • Первая группа - упражнения с преодолением массы собственного тела:

  • силовые упражнения основной гимнастики: лазанье, перелезания, висы, подтягивание, сгибание–разгибание рук в упоре, поднимание ног из положения лежа на спине и упора сидя сзади, перемещения по гимнастической скамейке лежа с помощью рук;

  • корригирующие силовые упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждение сколиотической установки позвоночника и коррекции имеющихся нарушений;

  • легкоатлетические упражнения: прыжки и прыжковые упражнения, спрыгивание в глубину с высоты 40–50 см с последующим отталкиванием вверх;

  • подвижные игры, например игра в «подвижный футбол» на ограниченной площадке, передвигаясь на корточках или ягодицах и перекатывая мяч руками.

  • Вторая группа - упражнения с внешним сопротивлением:

  • упражнения с преодолением внешней среды: бег по песку, передвижение в гору, по глубокому снегу;

  • упражнения с само сопротивлением (волевая гимнастика);

  • упражнения с сопротивлением в виде эспандеров, резиновых колец, амортизаторов;

  • плавание только ногами, только руками, с гидротормозом;

  • упражнения на тренажерах;

  • упражнения с грузом – гантелями, гирей, штангой, набивными мячами, с партнером.

  • Третья группа - упражнения в изометрическом режиме.

  • в «чистом» виде они представлены в таких видах адаптивного спорта, как пауэрлифтинг, армрестлинг;

  • локальные мышечные напряжения конечностей при вынужденной неподвижности (гипс), ограниченной подвижности;

  • фантомно-импульсивная гимнастика (при ампутациях конечностей) – изометрическое напряжение мышц культи путем мысленного воспроизведения движений отсутствующим сегментом конечности.

6

Методика развития мышечной силы реализуется в двух направлениях:

  • Общая силовая подготовка, направленная на достаточно полное развитие всех мышечных групп, рассматривается как базовый уровень силовых способностей;

  • Специальная силовая подготовка, направленная на развитие силовых способностей, формирование компенсаторных механизмов, применительно к определенному виду деятельности (профессиональной, бытовой, спортивной, рекреационной и др.).

Для предварительного измерения динамической, взрывной силы и силовой выносливости используются контрольные упражнения:

  • метание набивных мячей различной массы на дальность;

  • сгибание – разгибание рук в упоре лежа;

  • подтягивание на перекладине;

  • жим штанги двумя руками, жим гирь, гантелей правой и левой рукой стоя и лежа;

  • поднимание предельного веса с целью определения максимальной силы.

7

Развитие скоростных способностей.

У инвалидов и лиц с ограниченными возможностями как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тормозят развитие скоростных способностей. Это обстоятельство требует поиска средств и методов их развития с учетом первичного дефекта, состояния опорно-двигательного аппарата, сохранности сенсорных систем и психических функций.

Существуют 2 типа двигательной реакции – простая и сложная.

  • Простая – выражается временем реагирования движением на внезапный сигнал. Простая двигательная реакция у детей аномального развития проявляется по-разному, что обусловлено механизмами ее формирования, а точнее – временем переработки информации в ЦНС. Развивается быстрота в упражнениях с реагированием на внезапно возникающий сигнал: во время бега по хлопку – остановка, поворот кругом или упор присев и т.п., в практической деятельности используется в игре.

  • Сложная - бывает двух видов: реакция на движущийся объект и реакция выбора. Оба вида реакций теснейшим образом связаны с координационными способностями, с ориентацией в пространстве, умением оценивать и мысленно отмерять расстояние и время. Преимущество имеют те, у кого сохранено зрение, так как этот процесс связан со следящими движениями.

Развитие быстроты реализуется в процессе технической подготовки следующими методическими приемами:

  • создание облегченных условий выполнения упражнений (облегченные снаряды, передвижение за лидером);

  • выполнение подводящих и элементов соревновательных упражнений с максимальной скоростью;

  • использование дополнительных отягощений, не нарушающих технику, но увеличивающих мощность движений;

  • чередование облегченных, стандартных и усложненных условий;

  • повторное выполнение циклических упражнений в течение 5–6 с с максимальной частотой шагов;

  • повторное выполнение циклических упражнений на дистанции 20–30 м с различной частотой шагов и фиксированием времени;

  • эстафеты, игры и задания, включающие элементы соревнований на коротких отрезках дистанций с максимальной начальной скоростью;

  • упражнения на расслабление.

8

Развитие выносливости

Разнообразная деятельность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, будь то учеба, домашняя работа, профессиональный труд или игра, связаны с необходимостью длительное время поддерживать работоспособность. Именно выносливость является той базовой способностью, которая создает предпосылки для адаптации и переноса ее в другие неспецифические виды деятельности.

  • Измеряют выносливость временем, в течение которого выполняется двигательная работа:

  • продолжительность выполнения упражнений циклического характера (бега, плавания, езды в коляске) без снижения скорости;

  • продолжительность работы на велоэргометре при ручном или ножном педалировании (для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата);

  • продолжительность сохранения координационной стабильности движений при выполнении стандартной серийной нагрузки «до отказа»;

  • физиологические и биохимические показатели энергетических ресурсов организма (максимальное потребление кислорода, содержание молочной кислоты в крови и др.).

  • Выделяют общую и специальную выносливость.

  • Общая выносливость – способность длительное время выполнять работу умеренной интенсивности. Общая выносливость необходима всем инвалидам любого возраста, но способы ее развития регламентированы сохранностью двигательных функций. Считается, что любая двигательная деятельность (в отличие от покоя), связанная с напряжением сердечно-сосудистой и дыхательной систем, дает свой вклад в развитие выносливости. Средствами являются подводящие, соревновательные упражнения.

  • Специальная выносливость – способность выполнять работу заданной интенсивности, преодолевать утомление в конкретном виде деятельности. Основные виды специальной выносливости – это координационная, скоростная, скоростно-силовая и силовая выносливость.

  • Выносливость может быть развита с помощью методов:

  • равномерного упражнения;

  • непрерывного упражнения;

  • повторного упражнения;

  • переменного упражнения;

  • игрового и соревновательного.

9

  1. Развитие гибкости,

В отличие от основных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), являющихся непосредственными факторами моторных действий, гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений и необходимых взаиморасположеных звеньев тела.

  • Выделяют активную и пассивную гибкость.

  • Активная гибкость – способность достигать максимальной амплитуды движений за счет работы мышц, проходящих через сустав. Для развития активной гибкости наряду с растягивающими упражнениями, которые выполняются за счет мышечных усилий, эффективны и силовые упражнения динамического и статического характера, а также медленные динамические упражнения с удержанием статических поз в конечной точке амплитуды. Чередование их позволяет обеспечить большую амплитуду при выполнении большинства упражнений.

  • Пассивная – способность достигать максимальной амплитуды движений за счет действия посторонних сил. В естественных условиях инвалид использует лишь небольшую часть анатомической подвижности в суставах, сохраняя огромный резерв пассивной гибкости.

  • Для развития гибкости используются следующие виды упражнений

  • Динамические активные упражнения включают маховые, пружинистые, прыжковые упражнения, со жгутами и амортизаторами и т.п.

  • Динамические пассивные упражнения включают упражнения с дополнительной опорой, с помощью партнера и преодолением внешних сопротивлений.

  • Статические активные упражнения включают удержания растянутых мышц, осуществляющих движение.

  • Статические пассивные упражнения – те же, но удержание положения тела осуществляется с помощью внешних сил – отягощения, партнера.

  • Комбинированные упражнения основаны на предварительном пассивном растяжении мышц с последующим активным напряжением, расслаблением и растягиванием.

  • В качестве методов развития гибкости предлагаются два основных:

  • Локальный метод, включающий специальные упражнения в оптимальном режиме нагрузки на конкретный сустав опорно-двигательно-го аппарата;

  • Интегральный метод, включающий специальные упражнения, подобранные на основе координационной структуры, необходимой амплитуды и других характеристик движения, нацелен на эффект суммарного проявления гибкости в разных суставах.

10

Координационные способности – это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма, т.е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его.

  • К факторам, влияющим на проявление координационных способностей инвалидов, относятся следующие:

  • функциональное состояние центральной и периферической нервной системы;

  • уровень межмышечной координации, обеспечивающий технику двигательных действий;

  • тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения;

  • состояние высших психических функций, психологическая устойчивость, способность анализировать и быстро принимать решения в условиях внезапно изменившихся условий;

  • функциональное состояние двигательного, зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.

11

Структуру координационных способностей.

  • Развитие способности к дифференцированию параметров движения. Способность к дифференцированию временных, пространственных, динамических и ритмических параметров движения.

Дифференцирование временных параметров движения:

  • воспроизведение временных отрезков путем мысленного отсчета времени;

  • выполнение упражнений с разным темпом: приседания, наклоны, круговые движения рук;

  • выполнение симметричных и асимметричных движений и умение контролировать точность положений;

  • ходьба и бег с чередованием разной длины шагов ;

  • чередование наклонов и полу наклонов вперед, назад, в стороны;

  • махи ног, круговые движения рук с разной амплитудой;

  • прыжки в длину с места на заданное расстояние;

  • метание в цель и т.д.

  • Развитие способности к пространственной ориентации. Ориентация в пространстве – важная часть координационных способностей.

Одна из задач ориентации – вооружить человека, особенно слепого и слабовидящего, умениями и техникой безопасного и надежного передвижения в окружающей среде.

  • Развитие способности усвоения ритма движений. Дети аномального развития, особенно с умственной отсталостью, испытывают затруднения в усвоении правильного ритма движений, т.е. в согласованности акцентированных усилий с пространственными и временными характеристиками движения. Дети с нарушениями в развитии лучше усваивают временные характеристики (продолжительность движения, темп), чем ритмические.

  • Развитие способности к статическому и динамическому равновесию. В основе развития этой координационной способности лежит постепенное и последовательное усложнение заданий и условий их выполнения, в результате чего требуется все большая мобилизационная способность оптимально балансировать в неустойчивых позах, придавая им устойчивость в условиях помех. В условиях двигательной деятельности инвалидов важны два проявления равновесия: устойчивость статической позы и сохранения ее в динамических упражнениях.

  • Развитие способности к быстрому реагированию. Под реагирующей способностью понимается умение быстро отвечать на различные сигналы, перестраивать формы двигательных действий в соответствии с меняющимися внешними условиями

  • Развитие мелкой моторики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

  • Развитие способности к расслаблению мышц. Избыточная напряженность мышц может иметь разные причины: быть следствием влияния основного дефекта и нарушения управления произвольными движениями (при церебральных параличах), эмоциональной и психологической скованности, страха, боли, отсутствия двигательного опыта и т.д.

  • Средства и методические приемы снижения мышечного напряжения:

  • гидрокинезотерапия - водная среда;

  • контрастные статические напряжения с последующим расслаблением мышц;

  • использование музыки как отвлекающе-раскрепощающего фактора;

  • медитация, аутотренинг, релаксационные сеансы йоги и др.

12

Развитие моторной ловкости.

Цель: Способствовать планированию и выполнению сложных движений.

Развитие моторной ловкости у детей с ОВЗ направлено на обучение двигательным навыкам.

  • ползание через препятствия (подлезание, перелезание и т.д.), вниз/вверх по наклонной плоскости, по ступенькам и т. д.;

  • лазание по скамейке, по мягким модулям, по горке, по шведской стенке, др.;

  • ходьба (по ограниченной поверхности; с огибанием препятствий, приставным шагом, вверх вниз по лестнице, со сменой направления движения, остановками по сигналу, спиной вперед, со сменой скорости, перешагивание и т.д.);

  • прыжки на месте на двух ногах, на одной ноге, с продвижением вперед на двух ногах, на одной ноге, спрыгивание вниз с небольшой высоты, прыжки на батуте;

  • ходьба по прямой линии, по кругу, по наклонной плоскости, змейкой, через пороги, по пересеченной местности, в ворота и т.д.;

  • бег по прямой, по диагонали, по кругу, с остановками, приставным шагом, спиной вперед, с остановками, и т.д.;

  • езда на коляске, на велосипеде, роликовой доске;

  • бросание мяча взрослому, в корзину в цель, под дуги, в ворота, между предметами; и др.

13

Вывод: Физическое развитие детей с ОВЗ способствует социализации их в обществе, развитию познавательной и эмоционально – волевой сфер, последующей трудовой адаптации.

14

Спасибо за внимание!