СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к презентации: Методические основы занятий на тренажерах для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика подтверждает, что, если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для лиц с ОВЗ и инвалидов физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к презентации: Методические основы занятий на тренажерах для детей с ОВЗ и детей-инвалидов»

Методические основы занятий на тренажерах для детей с ОВЗ

и детей-инвалидов


Слайд 1

Практика подтверждает, что, если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для лиц с ОВЗ и инвалидов физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации.


Слайд 2

           В свете новых приоритетов образовательной политики - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является важнейшей задачей образования (ФГОС).

          В Стандарте учитываются:

  • индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,

  • индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

     Для осуществления физкультурного образования необходимо создать условия, определить средства, обеспечивающие его качество.


Слайд 3

В Федеральном законе № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введены такие понятия:

  • дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ММПК и препятствующие получению образования без специально созданных условий;

  • инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

         Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании, их состояние здоровья может препятствовать освоению образовательной программы.  К данной категории относятся и дети-инвалиды, нуждающиеся в специально организованном образовательном пространстве.

Слайд 4 

         Цель коррекционной работы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении основной общеразвивающей программы дошкольного образования.


Слайд 5 

      Можно выделить следующие задачи коррекции

  • Своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;

  • Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ОО;

  • Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей физического и (или) психического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического комиссии);

  • Разработка и реализация индивидуальных адаптированных программ и планов коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии;

  • Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни.

Слайд 6

       Перед нами стоит выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Одним из средств решения поставленных задач является использование тренажеров. Применение тренажеров как способа физической и социальной реабилитации лиц с ослабленным здоровьем известна давно. Но только в последнее время это направление стало вновь привлекать практиков.

Современные тренажеры:

  • малогабаритны

  • легко устанавливаются

  • эстетичны и гигиеничны

  • достаточно просты и удобны в обращении

Могут использоваться:

  • при НОДА,

  • во время гимнастики как после дневного сна, так и утром,

  • в самостоятельной деятельности.


Слайд 7

Основная ЦЕЛЬ во время занятий на тренажерах:

Создание условий для физического развития и своевременной коррекции нарушений у детей с ОВЗ

ЗАДАЧИ

    1. Тренировать все системы и функции организма.

    2. Укрепить мышечный корсет, увеличить подвижность суставов, выработать правильную осанку.

    3. Развивать общую выносливость и физические качества детей.

    4. Способствовать овладению определенными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки.



Слайд 8

Занятия строятся на следующих принципах

  1. Регулярность занятий (1 – 2 раза в неделю).

  2. Систематичность и последовательность использования упражнений.

3.Чередование упражнений с отдыхом.

  1. Индивидуальный подход к методике и дозировке с учетом особенностей патологии и общего состояния здоровья.

  1. Сознательное и активное участие самого ребенка.


Слайд 9

Методика использования тренажеров разного вида предполагает следующее:

  • Допуск к занятиям только после определения состояния здоровья детей и уровня их функциональной и физической подготовленности;

  • Определение оптимального объема физической нагрузки и ее распределение с учетом не только состояния здоровья детей, но и уровня их физической подготовленности.

  • Индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом не только вышеназванных критериев, но и уровня их двигательной активности.

  • Активизация мыслительной и двигательной деятельности путем использования различных игровых методов и приемов.

  • Создание таких условий, которые способствуют удовлетворению естественной потребности детей в двигательной активности и развитию физических и нравственно-волевых качеств.

        

Слайд 10

С детьми занятия по физической культуре целесообразно проводить с  использованием тренажеров, как простейшего, так и сложного устройства. Это позволит овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению групп мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног.

Тренажеры простейшего типа

  • Гимнастический ролик 

  • Диск здоровья

  •  Детские гантели, гири 

  •  Коврик массажный 

  •  Детский эспандер

  • Массажер «Колибри»

  • Малый мяч – массажер 

  • Большой мяч – массажер 

  • Резиновое кольцо 

  • Гимнастические мячи

 

 Слайд 11

Тренажеры сложного устройства:

  • Велотренажер

  • Мини-твист      

  • Мини – степпер        

  • Мини – батут  

  • Силовой тренажер   

  • Наездник        

  • Беговая дорожка            

  • Скамья                          

  • Тяга верхняя

  • Тяга нижняя   

  •  Жим ногами     

  • Брусья опорные

 

      Слайд 12

Структура занятий с использованием тренажеров простейшего типа традиционная и включает вводную, основную и заключительную части, что позволяет рационально распределить учебно-тренировочный материал.

   Вводная часть – разминка (5 – 7 минут), целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Ее содержание соответствует содержанию традиционного физкультурного занятия: включает ходьбу в разном темпе, легкий непрерывный бег (1.5-3 минуты), подскоки, прыжки, дыхательные и игровые упражнения на внимание и ориентировку в пространстве

       Основная часть – (18-20 минут) начинается с выполнения со всеми детьми одновременно комплекса общеразвивающих упражнений с простейшими тренажерами, которые требуют силы, ловкости, выносливости, быстроты действий.

    На этапе разучивания комплекса упражнений с тренажерами не следует концентрировать внимание на согласованности действий и четкости их выполнения. Музыкальное сопровождение не дается. Дети выполняют упражнения по показу в среднем темпе.

На занятии следует планировать не более 7-10 упражнений с простейшими тренажерами из разных исходных положений. Каждое повторяется 3-7 раз в зависимости от его сложности и подготовленности детей. В каждое занятие можно включать не более двух новых упражнений.  Освоенный комплекс может проводиться под музыку.

Основная часть занятия предусматривает  обучение детей основным движениям. После выполнения комплекса упражнений с простейшими тренажерами даются упражнения в основных видах движений и одно игровое, подобранное с учетом уровня двигательной активности детей.

Заключительная часть занятия (3-4 минуты) направлена на обеспечение плавного снижения физической нагрузки, на снятие возбужденности у детей. В эту часть занятия, как правило, включают спокойную ходьбу с дыхательными и релаксационными упражнениями или малоподвижную игру.

 Слайд 13

 Занятия с тренажерами сложного устройства требуют тщательного продумывания их содержания и столь же тщательной организации. Занятия состоят из трех частей.

 Первая часть – разминка (не более 3 минут). Включает ходьбу в разном темпе, постепенно переходящую в бег (1,5 – 2 минуты). Заканчивается дыхательными упражнениями и спокойной ходьбой.

Основная часть (20-25 минут) включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру.

После выполнения общеразвивающих упражнений дети приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая достаточно эффективна для данного вида занятий.    Упражнения на тренажерах выполняют подгруппами (5 – 7 детей), составленными с учетом уровня двигательной активности и физической подготовленности детей. Через минуту работы на тренажере дети 30 – 40 секунд отдыхают: выполняют упражнения на расслабление мышц, на дыхание, делают самомассаж в положении сидя на ковре с помощью массажных мячей и других массажеров.

Общая длительность работы на одном тренажере составляет 3 – 5 минут (с учетом времени отдыха) – в зависимости от функциональных возможностей детей, а также от количества тренажеров.

 Заключительная часть (3 – 4 минуты) включает комплекс упражнений на расслабление мышц и снятие утомления


 Слайд 14

 Абсолютными противопоказаниями для занятий  с использованием тренажеров являются:

-       Хронические и острые заболевания почек, органов дыхания.

-       Большинство пороков сердца, значительная близорукость с изменением глазного дна.


 Слайд 15

       Таким образом можно сделать следующие выводы:

Образовательная деятельность с использованием тренажеров способствуют:

  1. обновлению содержания физкультурно – оздоровительной работы.

  2.  удовлетворению естественных потребностей детей в движении.   

  3.  развитию интерес к различным видам и формам двигательной активности, стремлению к физическому самосовершенствованию, формированию осознанное  отношение к выполнению двигательных заданий и мотивации к движению.         

  4. благотворному влияют на физиологические функции организма, обогащают двигательный опыт ребенка.                                                             

  5.  формированию стойкой привычки к занятиям физкультурой и спортом. 



7