№ слайда | Методический материал |
1 | Введение: Программа занятий общей физической подготовке предназначена для работы с детьми-инвалидами с ограниченными возможностями здоровья, и направлена на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительного характера. |
2 | ОФП: Общая физическая подготовка является базовым элементом в любом виде спорта, вне зависимости от его технической или физической сложности. Именно этот вид деятельности ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм занятий, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Программа разработана на основе современных научных данных и практическом опыте тренеров и является отображением единства теории и практики. А так же на основе материала, который занимающиеся познают в процессе занятий адаптивной физической культурой и спортом в своих учреждениях. |
3 | Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе со стороны школы. Школа должна создать среду, которая будет способствовать расширению опыта поведения, деятельности ребенка и общения со сверстниками. Школьный социум должен направлять обучающегося на творческую самореализацию, стимулировать личностные интересы к различным аспектам жизнедеятельности. И урочная деятельность, и внеурочная деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются основами, которые способствует развитию и социальному становлению ребенка. Дети с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе является одним из вариантов получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, однако ему могут требоваться специальные условия (условия обучения, воспитания и развития), которые образовательная организация на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии обязана обеспечить. Ответы на вопросы по организации внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья можно найти в следующих нормативных актах: Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»; СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1589 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». |
4 | Условия набора в группы ОФП: К занятиям по общей физической подготовке допускаются все желающие заниматься адаптивным спортом в возрасте от 9 лет и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек. |
5 | Условия проведения занятий: Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, ОУ осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся. Продолжительность реализации программы дополнительного образования в течение года, остается на усмотрение образовательного учреждения. Занятия в кружках могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности. Занятия в дополнительных объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав. |
6 | Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии — для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации — для учащихся детей-инвалидов. Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с ОВЗ. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения, а также их суммирование в течение учебного года. СанПиН 2.4.2.2821–10 устанавливает ограничения максимальной продолжительности внеурочной деятельности в течение недели учебного процесса. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут (за исключением категории обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития), обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития. |
7 | Цель: Дополнительная общеразвивающая программа «ОФП» направлена на коррекцию физического развития обучающихся, реабилитацию двигательных функций организма. С помощью ОФП происходит совершенствование двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки. |
8 | Режим занятий. Время, отведенное на обучение, Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные. Реализация программы по ОФП осуществляется самой организацией. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования. Продолжительность занятий ОФП 1 час |
9 | содержание программы: | I Раздел | Вводное занятие | II Раздел | Строевые упражнения | III Раздел | Основные исходные упражнения | IV Раздел | Общеподготовительные упражнения | V Раздел | Ходьба и бег | VI Раздел | Подготовительные упражнения к бегу | VII Раздел | Упражнения с малым мячом | VIII Раздел | Подвижные игры для формирования координационных способностей | IX Раздел | Подвижные игры для формирование правильной осанки | X Раздел | Речитативно-игровые композиции» | При создании программы ОФП необходимо применять индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности. |
10 | Одной из важных задач работы с детьми с ОВЗ является сохранение их здоровья. Наблюдения и практический опыт показывают, что данные учащиеся нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются одними из главных условий их реабилитации и адаптации. 1. Образовательные - обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег, прыжки и др.) - формировать знания об основах физкультурной деятельности 2. Развивающие - развитие физических качеств (выносливость, быстрота, скорость) 3. Воспитательные - формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни -воспитание морально-этических и волевых качеств |
11 | Формы организации занятий. Основными формами учебно-тренировочной работы по ОФП являются: групповые занятия, участие в соревнованиях, теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований), медико-восстановительные мероприятия, культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах. |
12 | Методы и приемы проведения занятий: Словесные (рассказ, объяснения, указания). Наглядные (показ, демонстрация иллюстраций, фильмов, кинокольцовок, просмотр соревнований, демонстрация пособий: схемы, таблицы). Практические (опробование упражнения, самостоятельное выполнение, соревнования). Основные задачи теоретических занятий - дать необходимые знания по истории, теории и методике адаптивной физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований; об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях. В практической части следует использовать комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или гимнастика, подвижные игры, и т. д.). Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия. Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей: подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т. д.); основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии, преодолении препятствий, упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, проводятся подвижные и спортивные игры; заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятия. Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала. Контрольные нормативы составляются руководителем физического воспитания на основе норм для данной возрастной группы. Спортивные соревнования в объединении повышают интерес к занятиям. Их следует проводить систематически с приглашением волонтеров, воспитателей и зрителей. Методы организации занимающихся при выполнении ОФП – индивидуальный, групповой, фронтальный. Способы выполнения упражнений: круговой, повторный, игровой. При организации занятий по ОФП необходимо применять следующие методические приемы: - смена видов деятельности (для снятия утомления и поддержания интереса к изучаемым приемам, для более точного и полного восприятия); - индивидуализация заданий; - контроль выполняемой работы; - исключение максимальных физических нагрузок; - повторение обучающих упражнений и приемов, что обусловливается специфической слабостью закрепления условно - рефлекторных связей у детей с ОВЗ и детей-инвалидов. |
13 | Структура типового занятия: Подготовительная часть (разминка) – построение, подготовка двигательного аппарата к работе, ОРУ. Основная – основные упражнения каждого вида спорта, гимнастика, игры. Заключительная - восстановление дыхания, упражнение на расслабление. Занятия по ОФП различны по своим задачам. 1. Занятия по ознакомлению с группой 2. Занятия по изучению нового материала 3. Повторение и закрепление пройденного материала 4. Занятия по изучению нового материала 5. Занятия смешанного характера |
14 | Результаты освоения программы Предметные результаты: знать о роли регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья обучающегося; знать правила и последовательность выполнения упражнений гимнастики, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки. Метапредметные результаты: уметь передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки); выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов); выполнять упражнения на тренажерах для развития основных физических качеств, силы быстроты, гибкости, координации и выносливости; осуществлять индивидуальные и групповые занятия в играх; выполнять ежедневную утреннею гимнастику, корригирующие упражнения и закаливающие процедуры; преодолевать безопасными способами естественные и искусственные препятствия; соблюдать правила и нормы поведения в индивидуальной и коллективной деятельности. Личностные результаты: воспитание основы моральных качеств, дисциплинированность; воспитание чувства уверенности в себе; воспитание умения сотрудничать; быть настроенными на здоровый образ жизни. |
15 | Способы проверки результатов после проведения занятий по ОФП: усвоение знаний (опрос); устойчивость интереса к занятиям (опрос, индивидуальная беседа); достижения (контрольные испытания, тесты, участие в соревнованиях); физическое развитие (тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, антропометрическое обследование). |
16 | Материально-техническое обеспечение для занятия по ОФП: спортивная форма и обувь занимающегося; спортивный инвентарь: гимнастические маты, мячи, гимнастические палки, шведская стенка, бревно, обручи, гимнастические скамьи, кегли, скакалки и т.д.; технические средства обучения (телевизор, видео, проектор); физкультурный зал (стены ровные, без выступов, температура воздуха 20-24 градусов, достаточное освещение, вентиляция, шумоизоляция, достаточное количество спортивного оборудования) Зал для занятий должен быть оснащен исправным оборудованием, обеспечивающим полноценный учебно-тренировочный процесс и безопасность занимающихся, удовлетворять требованиям электропожаробезопасности. Помещение должно быть хорошо освещено. Гимнастические снаряды должны быть расположены так, чтобы при занятиях на них, исключить прямое попадание света в глаза. |
17 | ВЫВОД: Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов очень важно освободиться от психологических комплексов неполноценности, почувствовать свою значимость как человека, проявить свои способности в различных видах доступной деятельности |