СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к презентации: «Методические основы проведения занятий ОФП для детей с ОВЗ и детей – инвалидов»Методи

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа занятий общей физической подготовке предназначена для работы с детьми-инвалидами с ограниченными возможностями здоровья, и направлена на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительного характера.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к презентации: «Методические основы проведения занятий ОФП для детей с ОВЗ и детей – инвалидов»Методи»

Кнутас Валентина Ивановна,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории.

г. Ставрополь.


Методический материал к презентации:

Тема: «Методические основы проведения занятий ОФП для детей с ОВЗ и детей – инвалидов»


№ слайда

Методический материал

1

Введение:

Программа занятий общей физической подготовке предназначена для работы с детьми-инвалидами с ограниченными возможностями здоровья, и направлена на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительного характера.

2

ОФП:

Общая физическая подготовка является базовым элементом в любом виде спорта, вне зависимости от его технической или физической сложности. Именно этот вид деятельности ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм занятий, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Программа разработана на основе современных научных данных и практическом опыте тренеров и является отображением единства теории и практики. А так же на основе материала, который занимающиеся познают в процессе занятий адаптивной физической культурой и спортом в своих учреждениях.

3

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе со стороны школы. Школа должна создать среду, которая будет способствовать расширению опыта поведения, деятельности ребенка и общения со сверстниками. Школьный социум должен направлять обучающегося на творческую самореализацию, стимулировать личностные интересы к различным аспектам жизнедеятельности. И урочная деятельность, и внеурочная деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются основами, которые способствует развитию и социальному становлению ребенка.

Дети с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе является одним из вариантов получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, однако ему могут требоваться специальные условия (условия обучения, воспитания и развития), которые образовательная организация на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии обязана обеспечить.

Ответы на вопросы по организации внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья можно найти в следующих нормативных актах:

  • Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;

  • СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с 

ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1589 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4

Условия набора в группы ОФП:

  • К занятиям по общей физической подготовке допускаются все желающие заниматься адаптивным спортом в возрасте от 9 лет и

не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).

  • Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается

до 15 человек.

5

Условия проведения занятий:

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, ОУ осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся. Продолжительность реализации программы дополнительного образования в течение года, остается на усмотрение образовательного учреждения.

Занятия в кружках могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности. Занятия в дополнительных объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.

В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

6

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии — для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации — для учащихся детей-инвалидов.

Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с ОВЗ.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения, а также их суммирование в течение учебного года. СанПиН 2.4.2.2821–10 устанавливает ограничения максимальной продолжительности внеурочной деятельности в течение недели учебного процесса. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут (за исключением категории обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития), обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития.

7

Цель:

Дополнительная общеразвивающая программа «ОФП» направлена на коррекцию физического развития обучающихся, реабилитацию двигательных функций организма.

С помощью ОФП происходит со­вершенствование двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки.

8

Режим занятий.

Время, отведенное на обучение,

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные. Реализация программы по ОФП осуществляется самой организацией. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования.

Продолжительность занятий ОФП 1 час

9

содержание программы:

I Раздел

Вводное занятие

II Раздел

Строевые упражнения

III Раздел

Основные исходные упражнения

IV Раздел

Общеподготовительные упражнения

V Раздел

Ходьба и бег

VI Раздел

Подготовительные упражнения к бегу

VII Раздел

Упражнения с малым мячом

VIII Раздел

Подвижные игры для формирования координационных способностей

IX Раздел

Подвижные игры для формирование правильной осанки

X Раздел

Речитативно-игровые композиции»

При создании программы ОФП необходимо применять индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности.

10

Одной из важных задач работы с детьми с ОВЗ является сохранение их здоровья. Наблюдения и практический опыт показывают, что данные учащиеся нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются одними из главных условий их реабилитации и адаптации.

1. Образовательные

- обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег, прыжки и др.)

- формировать знания об основах физкультурной деятельности

2. Развивающие

- развитие физических качеств (выносливость, быстрота, скорость)

3. Воспитательные

- формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни

-воспитание морально-этических и волевых качеств

11

Формы организации занятий.

Основными формами учебно-тренировочной работы по

ОФП являются:

  1. групповые занятия,

  2. участие в соревнованиях,  

  3. теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра

  4. и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей,

  5. просмотра соревнований),

  6. медико-восстановительные мероприятия,

  7. культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах.

12

Методы и приемы проведения занятий:

Словесные (рассказ, объяснения, указания).

Наглядные (показ, демонстрация иллюстраций, фильмов, кинокольцовок, просмотр соревнований, демонстрация пособий: схемы, таблицы).

Практические (опробование упражнения, самостоятельное выполнение, соревнования).

Основные задачи теоретических занятий - дать необходимые знания по истории, теории и методике адаптивной физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований; об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.

В практической части следует использовать комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или гимнастика, подвижные игры,  и т. д.).

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспи­тательными и оздоровительными целями занятия.

Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей:

подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т. д.);

основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии, преодолении препятствий, упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, проводятся подвижные и спортивные игры;

заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятия.

Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала. Контрольные нормативы составляются руководителем физического воспитания на основе норм для данной возрастной группы.

Спортивные соревнования в объединении повышают интерес к занятиям. Их следует проводить систематически с приглашением волонтеров, воспитателей и зрителей.

Методы организации занимающихся при выполнении ОФП – индивидуальный, групповой, фронтальный.

Способы выполнения упражнений: круговой, повторный, игровой.

При организации занятий по ОФП необходимо применять следующие методические приемы:

- смена видов деятельности (для снятия утомления и поддержания интереса к изучаемым приемам, для более точного и полного восприятия);

- индивидуализация заданий;

- контроль выполняемой работы;

- исключение максимальных физических нагрузок;

- повторение обучающих упражнений и приемов, что обусловливается специфической слабостью закрепления условно - рефлекторных связей у детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

13

Структура типового занятия:

  1. Подготовительная часть (разминка) – построение, подготовка двигательного аппарата к работе, ОРУ.

  2. Основная – основные упражнения каждого вида спорта, гимнастика, игры.

  3. Заключительная - восстановление дыхания, упражнение на расслабление.

Занятия по ОФП различны по своим задачам.

1. Занятия по ознакомлению с группой

2. Занятия по изучению нового материала

3. Повторение и закрепление пройденного материала

4. Занятия по изучению нового материала

5. Занятия смешанного характера

14

Результаты освоения программы

Предметные результаты:

  1. знать о роли регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья обучающегося;

  2. знать правила и последовательность выполнения упражнений гимнастики, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки.

Метапредметные результаты:

  1. уметь передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки);

  2. выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов);

  3. выполнять упражнения на тренажерах для развития основных физических качеств, силы быстроты, гибкости, координации и выносливости;

  4. осуществлять индивидуальные и групповые занятия в играх;

  5. выполнять ежедневную утреннею гимнастику, корригирующие упражнения и закаливающие процедуры;

  6. преодолевать безопасными способами естественные и искусственные препятствия;

  7. соблюдать правила и нормы поведения в индивидуальной и коллективной деятельности.

Личностные результаты:

  1. воспитание основы моральных качеств, дисциплинированность;

  2. воспитание чувства уверенности в себе;

  3. воспитание умения сотрудничать;

  4. быть настроенными на здоровый образ жизни.

15

Способы проверки результатов после проведения занятий по ОФП:

  1. усвоение знаний (опрос);

  2. устойчивость интереса к занятиям (опрос, индивидуальная беседа);

  3. достижения (контрольные испытания, тесты, участие в соревнованиях);

  4. физическое развитие (тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, антропометрическое обследование).

16

Материально-техническое обеспечение для занятия по ОФП:

  1. спортивная форма и обувь занимающегося;

  2. спортивный инвентарь: гимнастические маты, мячи, гимнастические палки, шведская стенка, бревно, обручи, гимнастические скамьи, кегли, скакалки и т.д.;

  3. технические средства обучения (телевизор, видео, проектор);

  4. физкультурный зал (стены ровные, без выступов, температура воздуха 20-24 градусов, достаточное освещение, вентиляция, шумоизоляция, достаточное количество спортивного оборудования)

Зал для занятий должен быть оснащен исправным оборудованием, обеспечивающим полноценный учебно-тренировочный процесс и безопасность занимающихся, удовлетворять требованиям электропожаробезопасности.

Помещение должно быть хорошо освещено.

Гимнастические снаряды должны быть расположены так, чтобы при занятиях на них, исключить прямое попадание света в глаза.

17

ВЫВОД:

Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов очень важно освободиться от психологических комплексов неполноценности,

почувствовать свою значимость как человека, проявить свои способности в различных видах доступной деятельности