СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к презентации: Обучение двигательным действиям лиц с ОВЗ и инвалидов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особую актуальность проблема оптимизации процесса освоения но­вых двигательных действий приобретает для лиц с ОВЗ и инвалидов, поскольку традиционные средства и методы, используемые для обучения здоровых людей, им не всегда подходят.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к презентации: Обучение двигательным действиям лиц с ОВЗ и инвалидов»

ММ к презентации: ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
СЛАЙД 1

Оптимальное управление процессом формирования (обучения) и совершенствования двигательных действий - важнейшая задача АФК. Ведь именно посредством двигательной деятельности человек активно познает ок­ружающий его мир, пытается его изменить, а этот мир воздействует на человека, совершенствуя его природу.

СЛАЙД 2

Особую актуальность проблема оптимизации процесса освоения но­вых двигательных действий приобретает для лиц с ОВЗ и инвалидов, поскольку традиционные средства и методы, используемые для обучения здоровых людей, им не всегда подходят.

Более того, многообразие двигательных действий; потребностей, мотивов, целей их освоения и применения; наличие огромного коли­чества индивидуальных особенностей занимающихся ставит под сомнение саму возможность разработки единой теории обучения двигательным действиям, пригод­ной для всех случаев жизни и дающей хорошие результаты при ее прак­тическом использовании.


СЛАЙД 3

Отличительные особенности к выполнению двигательных действий в АФК

Главное отличие двигательных действий, используемых в афк — предъявление повышен­ных требований к точности воспроизведения движения в процессе выполнения двигательного действия.

Второй отличительной особенностью - значительная затрудненность, а иногда вообще невозможность зрительного контро­ля за осуществлением движений, играющих наиболее важную роль в энергообеспечении дви­гательного действия. Данное обстоятельство зат­рудняет самоконтроль в процессе выполнения движений.

Третья отличительная особенность связана со значитель­ной ролью в процессе выполнения действий, которые во многих слу­чаях не поддаются произвольной регуляции, управлению при нахож­дении в безопорном положении и перемещению всего тела в пространстве.

Данная особенность двигательных действий исключа­ет возможность осуществления в естественных условиях замедления уп­ражнения, способа громко речевого проговаривания выполнения тех или иных его операций.

Четвертой отличительной особенностью двигательных действий является необычность по интенсивности и длительности вы­полнении физических и психических напряжений.

Значительные физические напряжения неизбежны при освоении сложных скоростно-силовых, силовых и статических упражнений. При этом чрезвычайно важно, что максимум физического эффекта обеспечивается лишь при условии оптимальных уровней напряжения мышц. Что не свойственно для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов.

Пятой отличительной особенностью двигательных действий является организация эффективных дви­жений не через акцентирование усилий, а через их координационное упорядочение, что также требует изыскания особых условий их выполнения.


СЛАЙД 4

Факторы, определяющие стратегию процесса обучения.

Не менее спорным является вопрос о так называемых двигатель­ных ошибках в процессе обучения — зло это или благо? Хотя и здесь однозначного ответа, учитывающего все возможные ситуации, не мо­жет быть в принципе.

Чтобы пояснить последние утверждения, рассмотрим группы факторов, определяющих стратегию любого процесса обучения.


СЛАЙД 5

Первая группа факторов - вся стратегия процесса обучения (приоритет целей, под­бор средств и методов, структура процесса обучения и т.д. и т.п.) во многом зависит от того, для удовлетворения каких потребностей про­исходит освоение действий.

В этом виде адаптивной физической культу­ры важен не столько результат, сколько процесс самовыражения, реализации своего творческого потен­циала, имеющего вполне определенную самостоятельную ценность.

Здесь очень важны эмоции, выражающие оценку на языке пережи­вания и побуждения к деятельности и необходимые для реализации креативных возможностей и творческих функций.

Более или менее промежуточное положение занимает адаптивное физическое воспитание, где в различных ситуациях приоритет целей может быть отдан как результату, так и процессу обучения.


СЛАЙД 6

Вторая группа факторов, являются особенности, свойства самих двигательных действий.

Прежде всего необходимо показать отличия двигательных действий, преимущественно используемых в адаптивной физической культуре, от предметных (производственных) действий и доказатель­ство возможности организация процесса обучения без ошибок.

Максимально возможное исключение ошибок из процесса освоения дви­гательных действий - главное требование к этому процессу в адаптивной фи­зической культуре.

Основные теоретические концепции «безошибочного» обучения:

  • теория поэтапного формирования умственных, перцептивных, двигательных действий и понятий;

  • концепция формирования образа в системе психи­ческой регуляции деятельности.

Однако это будет воплощаться на практике только в том случае, если в процессе обучения будут использоваться совре­менные теоретические концепции формирования умственных, перцеп­тивных, двигательных действий. Если обучение будет направлено на ос­военное интеллектуальной составляющей действия - его ориентиро­ванной основы, включающей в себя образ системы условий, которые реально должен использовать человек, осуществляющий действие.

Структуры процесса формирования двигательных действий с заданным результатом:

  • этап формирования ориентировочной основы двигательного дей­ствия и сенсорно-перцептивного обучения;

  • этап формирования нервно-мышечных координации и мышечных ощущений;

  • этап развития физических качеств и способностей, необходимых для осуществления действия;

  • этап фор­мирования умений и навыков самоконтроля, предупреждения и коррекции ошибок;

  • этап перехода к самостоятельному выполнению двигательных дейст­вий;

  • этап совершенствования освоенного действия.


СЛАЙД 7

Третья группа факторов, которые необходимо учиты­вать при выборе приоритетов целей обучения, стратегической линии этого процесса, составляют особенности лиц с отклонениями в состо­янии здоровья и инвалидов.

Для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов необ­ходимо введение более жесткого предела разбора тех или иных ха­рактеристик движений, по сравнению со здоровыми людьми. Для практических целей важен реали­стический показ качества действия, а не индивидуальный и непов­торимый рисунок каждого отдельного действия, в котором всегда име­ется разброс, вызванный теми или иными причинами.

В адаптивной физической культуре возможно и целесообразно применение самых различных теоретико-методических концепций и технологий; приоритетов целей обучения; условий, огра­ничивающих или стимулирующих активность обучаемых. Количество и разнообразие факторов, которые необходимо учиты­вать в данной сфере социальной практики, значительно превышают те, которые имеют место при работе со здоровыми людьми.

Особенности занимающихся, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья и ограничения в двигательной сфе­ре, дают основания для выдвижения в качестве одного из главных тре­бований к процессу обучения двигательным действиям - требование исключения из этого процесса макси­мально возможного количества ошибок и переучиваний. Особенно на его первых этапах, когда двигательный опыт занимающихся еще недостаточен, навыки страховки и само страховки еще не в полной мере отработаны, ориентировочная основа двигательного действия еще толь­ко формируется.


СЛАЙД 8

Методика обучения двигательным действиям.

Одно из центральных мест в системе адаптивного физического вос­питания занимает процесс обучения двигательным действиям, кото­рый реализуется через решение образовательных задач.

В адаптивном фи­зическом воспитании предметом обучения служат действия, направ­ленные на физическое развитие и физическое образование обучающе­гося. В процессе обучения двигательным действиям происходит воздей­ствие не только на морфофункциональные характеристики организма занимающегося, но и на его личность, психические свойства, мысли и эмоции, на отношение к окружающей действительности.

Необходимо подчеркнуть, что процесс обучения двигательным дей­ствиям начинается с самого раннего возраста и имеет свои отличия в различные возрастные периоды жизни человека.


СЛАЙД 9

Этап начального изучения двигательного действия, в процессе реализации которого решаются следующие ведущие задачи по обучению новым двигательным действиям инвалидов:

  • сформировать у инвалидов общее представление о закономерностях изучаемого двигательного действия;

  • научить частям техники изучаемого двигательного действия;
    сформировать предпосылки общего ритма изучаемого двигательного действия;

  • устранить причины, провоцирующие возникновение ошибок в технике изучаемого двигательного действия.

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения:

  • метод наглядной демонстрации;

  • словесный метод;

  • практические методы обучения:

  • метод строго регламентированного упражнения, который предполагает изучение новых двигательных действий расчлененноконструктивным способом и целостным способом;

  • метод частично-регламентированного упражнения — использование разнообразных форм игровой и соревновательной деятельности в целях изучения новых видов двигательной деятель-ногти инвалидов.

При решении ведущих задач указанного этапа применяются методы расчленённо-конструктивного упражнения и наглядной демонстрации при сохранении доминирующего значения словесных методов.


СЛАЙД 10

Этап углубленного изучения двигательного действия:

  • углубить понимание инвалидами биомеханических закономерностей изучаемых двигательных действий;

  • уточнить технику двигательных действий, изучаемых инвалидами, по пространственным, временным, пространственно-временным и динамическим характеристикам;

  • усовершенствовать общий ритм изучаемого двигательного действия;

  • сформировать предпосылки вариативного выполнения изучаемого двигательного действия.

Для решения поставленных задач применяется изложенный выше комплекс при преимущественном значении практических методов обучения — расчлененно-конструктивного и целостного упражнения.


СЛАЙД 11

Этап совершенствования и закрепления навыка выполнения двигательного действия:

  • закрепить навык техники изучаемого двигательного действия;

  • реализовать предпосылки к индивидуализации техники изучаемого двигательного действия;

  • расширить диапазон вариативного проявления техники изучаемого двигательного действия;

  • сформировать предпосылки в случае необходимости перестройки элементов техники изучаемого действия.

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения при преимущественном значении практических методов обучения.

Система обучения новым двигательным действиям детей с ОВЗ и инвалидов включает подсистему контроля над качественным уровнем техники изучаемых двигательных действий:

  1. Степень автоматизма двигательного действия.
    2. Устойчивость двигательного навыка в условиях эмоциональных сдвигов.
    3. Диапазон вариативности проявления техники изучаемых двигательных действий.
    4. Устойчивость техники изучения двигательных действий в условиях утомления с сохранением высокого результата.
    5. Результат, достигнутый в условиях соревновательной деятельности.

СЛАЙД 12

В АФК выделяют следующие этапы выполнения двигательного действия:

  • физическое выполнение действия;

  • словесное выполнение действия (по памяти вслух);

  • выполнение действия в воображении (про себя);

  • творческое переосмысление действия.


СЛАЙД 13

Принципы

В процессе физического воспитания инвалидов одной из ведущих задач является воспитание их двигательных способностей. Обучение и воспитание двигательных действий (навыков) базируется на системе методических принципов:

  • Принцип доступности требует соблюдения следующих правил: а) знать возрастные особенности занимающихся; б) изучить и учитывать их индивидуальные особенности; в) соблюдать правило — от известной^ к неизвестному, от легкого к трудному.

  • Принцип наглядности имеет большое значение при изучении новых физических упражнений и обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений или техники отдельных элементов в возможно более совершенном исполнении. Как правило, следует показывать образцы техники или образцовое выполнение упражнений. Для этого необходимы образцовый показ физических упражнений методистом, использование кинограмм, рисунков, макетов, плакатов и других наглядных пособий.

Специфичным содержанием принципа наглядности при обучении физическим упражнениям является создание у занимающихся точных и полных представлений, восприятий и ощущений об изучаемых движениях. Для этого важно обеспечить тесную функциональную взаимосвязь различных анализаторов (зрительного, двигательного, тактильного, слухового и др.). Объяснение станет по-настоящему образным и сможет вызвать нужные ассоциации, если будет опираться на жизненный опыт инвалидов. Мастерство специалистов в этом случае заключается в умении найти сходные, знакомые инвалидам признаки физических упражнений с учетом их двигательного опыта. Чем ярче и эмоциональнее будут наведены эти ассоциативные «мосты», тем эффективнее будет осваиваться новый двигательный материал.

Чтобы обеспечить наглядность в обучении, следует руководствоваться следующими правилами:

  • определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;

  • организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств;

  • применяя средства наглядности, учитывать предыдущий двигательный опыт и знания занимающимися физических упражнений;

  • заранее продумать, как обеспечить средствами наглядности активное и сознательное восприятие нового учебного материала;

  • использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у занимающихся.

  • Принцип систематичности формирования двигательных навыков у инвалидов происходит в соответствии с закономерностями условно-рефлекторной деятельности. Известно, что условные рефлексы носят характер временных связей. Они угасают или даже совсем исчезают в тех случаях, когда не повторяются условия, их породившие. Поэтому всякие непредвиденные перерывы в ззанятиях, как и недостаточная дозировка упражнений в каждом из них нежелательны, поскольку занимающиеся теряют способность четко выполнять отдельные двигательные действия, хуже согласовывают их, утрачивают так называемое мышечное чувство пространства и времени в условиях двигательной деятельности.

При систематических занятиях дети с ОВЗ и инвалиды достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную функциональную подготовку. Наряду с постепенным усложнением заданий от занятия к занятию увеличивается и физическая нагрузка. Поэтому специалист должен регулировать их величину, изменяя интенсивность выполняемых упражнений» темп их выполнения, продолжительность отдыха между упражнениями и т. д.

  • Принцип прочности. Весь процесс физического воспитания следует строить так, чтобы знания, двигательные умения и навыки осваивались основательно и прочно. Прочность отдельных навыков играет важную роль в дальнейшем изучении новых видов двигательной деятельности, когда вследствие ряда обстоятельств недостаточно упроченный навык не ломается и возникают условия формирования двигательных ошибок.

Необходимыми условиями выработки прочного навыка являются:

  • сознательное его усвоение (чем с большей сознательностью навык формируется, тем прочнее он закрепляется);

  • многократное систематическое повторение особенного материала (благодаря чем создаются условия для более эффективного усвоения новых упражнений, для сохранения силы, гибкости, быстроты и вьшосливости), так называемое попутное повторение.

Прочность освоенных навыков зависит не только от методов обучения, но и от координационных особенностей некоторых физических упражнений. Для реализации в физическом воспитании принципа прочности следует руководствоваться следующими правилами:

  • не проходить к изучение новых упражнений, показ не будет основательно изучение предыдущий материал;

  • включать в занятия ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах;

  • повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений;

  • систематически вести учет успеваемости и оценивать достижения занимающихся, проводить нормативные испытания, соревнования и выступления.

  • Принцип дифференциально-интегральных оптимумов. Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях должно строиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния нервно-мышечной системы инвалидов с нарушениями функций спинного мозга, знание закономерностей функционирования которой в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальных локальных и интегральных физических нагрузок.


СЛАЙД 14

Процесс обучения необходимо рассматривать как целостную педагогическую систему, состоящую из трех подсистем, которые отражают структуру и содержание реализации системы педагогических факторов.

  1. Специалист по адаптивной физической культуре (учитель адаптив­ного физического воспитания, учитель по лечебной физической куль­туре) должен быть осведомлен обо всех проблемах детей. Поэтому он должен работать в единой междисциплинарной команде, включающей как минимум следующих специалистов: врача, педагога-психолога, спе­циалиста по коррекционной педагогике, социального педагога, музы­кального работника и родителей ребенка.

  2. Совместно с этими специалистами и родителями разрабатывается комплексная программа реабилитационных мероприятий, которая дол­жна регулярно обсуждаться и корректироваться в зависимости от дос­тижений занимающихся.

  3. Необходимо особо подчеркнуть огромную роль родителей в физи­ческом развитии и физическом воспитании своих детей. С их помощью могут быть организованы совместные занятия с детьми, а также само­стоятельные занятия детей. Без таких занятий эффективность проводи­мых в школе мероприятий вряд ли может быть высокой. В зависимости от класса ежедневная двигательная активность детей с ОВЗ варьируется от 5,36 часа (в IV классе) до 6,2 часа (в IX классе). Если же ребенок обучается только в школе, то его двигательная активность, организовываемая работниками этой школы, резко сокращается до 1—2 часов в день. Все остальное время он находится дома, и только от родителей будет зависеть его двигательный режим.


СЛАЙД 15

Пути повышения интереса к занятиям:

При постоянном дефекте в организме нарушается весь алгоритм обучения двигательному действию. При этом у ребенка может пропасть мотивация к занятиям АФК. Для этого нужно заинтересовать детей.

Пути повышения интереса к занятиям:

  • обратиться к интересующей на данный момент для ученика проблеме;

  • изменить целевые установки, задачи, сюжеты занятий;

  • научить применять умения и навыки на практике.

При выполнении физических упражнений необходимо:

  • менять исходные положения;

  • менять темп и интенсивность нагрузки;

  • менять инвентарь, место проведения занятий;

  • включать музыкальное сопровождение;

  • привлекать учеников к проведению занятиями;

  • использовать необычные задания.

В результате дефекта анализатора той или иной системы общие представления о выполнении двигательного действия зачастую деформируются. Для облегчения процесса создания представления преподаватель должен:

  • разъяснить всю информацию о действиях;

  • определить условия выполнения действий;

  • рассказать, с чего начинаются действия; объяснить содержание и последовательность действий.