ММ к презентации: ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
СЛАЙД 1
Оптимальное управление процессом формирования (обучения) и совершенствования двигательных действий - важнейшая задача АФК. Ведь именно посредством двигательной деятельности человек активно познает окружающий его мир, пытается его изменить, а этот мир воздействует на человека, совершенствуя его природу.
СЛАЙД 2
Особую актуальность проблема оптимизации процесса освоения новых двигательных действий приобретает для лиц с ОВЗ и инвалидов, поскольку традиционные средства и методы, используемые для обучения здоровых людей, им не всегда подходят.
Более того, многообразие двигательных действий; потребностей, мотивов, целей их освоения и применения; наличие огромного количества индивидуальных особенностей занимающихся ставит под сомнение саму возможность разработки единой теории обучения двигательным действиям, пригодной для всех случаев жизни и дающей хорошие результаты при ее практическом использовании.
СЛАЙД 3
Отличительные особенности к выполнению двигательных действий в АФК
Главное отличие двигательных действий, используемых в афк — предъявление повышенных требований к точности воспроизведения движения в процессе выполнения двигательного действия.
Второй отличительной особенностью - значительная затрудненность, а иногда вообще невозможность зрительного контроля за осуществлением движений, играющих наиболее важную роль в энергообеспечении двигательного действия. Данное обстоятельство затрудняет самоконтроль в процессе выполнения движений.
Третья отличительная особенность связана со значительной ролью в процессе выполнения действий, которые во многих случаях не поддаются произвольной регуляции, управлению при нахождении в безопорном положении и перемещению всего тела в пространстве.
Данная особенность двигательных действий исключает возможность осуществления в естественных условиях замедления упражнения, способа громко речевого проговаривания выполнения тех или иных его операций.
Четвертой отличительной особенностью двигательных действий является необычность по интенсивности и длительности выполнении физических и психических напряжений.
Значительные физические напряжения неизбежны при освоении сложных скоростно-силовых, силовых и статических упражнений. При этом чрезвычайно важно, что максимум физического эффекта обеспечивается лишь при условии оптимальных уровней напряжения мышц. Что не свойственно для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов.
Пятой отличительной особенностью двигательных действий является организация эффективных движений не через акцентирование усилий, а через их координационное упорядочение, что также требует изыскания особых условий их выполнения.
СЛАЙД 4
Факторы, определяющие стратегию процесса обучения.
Не менее спорным является вопрос о так называемых двигательных ошибках в процессе обучения — зло это или благо? Хотя и здесь однозначного ответа, учитывающего все возможные ситуации, не может быть в принципе.
Чтобы пояснить последние утверждения, рассмотрим группы факторов, определяющих стратегию любого процесса обучения.
СЛАЙД 5
Первая группа факторов - вся стратегия процесса обучения (приоритет целей, подбор средств и методов, структура процесса обучения и т.д. и т.п.) во многом зависит от того, для удовлетворения каких потребностей происходит освоение действий.
В этом виде адаптивной физической культуры важен не столько результат, сколько процесс самовыражения, реализации своего творческого потенциала, имеющего вполне определенную самостоятельную ценность.
Здесь очень важны эмоции, выражающие оценку на языке переживания и побуждения к деятельности и необходимые для реализации креативных возможностей и творческих функций.
Более или менее промежуточное положение занимает адаптивное физическое воспитание, где в различных ситуациях приоритет целей может быть отдан как результату, так и процессу обучения.
СЛАЙД 6
Вторая группа факторов, являются особенности, свойства самих двигательных действий.
Прежде всего необходимо показать отличия двигательных действий, преимущественно используемых в адаптивной физической культуре, от предметных (производственных) действий и доказательство возможности организация процесса обучения без ошибок.
Максимально возможное исключение ошибок из процесса освоения двигательных действий - главное требование к этому процессу в адаптивной физической культуре.
Основные теоретические концепции «безошибочного» обучения:
теория поэтапного формирования умственных, перцептивных, двигательных действий и понятий;
концепция формирования образа в системе психической регуляции деятельности.
Однако это будет воплощаться на практике только в том случае, если в процессе обучения будут использоваться современные теоретические концепции формирования умственных, перцептивных, двигательных действий. Если обучение будет направлено на освоенное интеллектуальной составляющей действия - его ориентированной основы, включающей в себя образ системы условий, которые реально должен использовать человек, осуществляющий действие.
Структуры процесса формирования двигательных действий с заданным результатом:
этап формирования ориентировочной основы двигательного действия и сенсорно-перцептивного обучения;
этап формирования нервно-мышечных координации и мышечных ощущений;
этап развития физических качеств и способностей, необходимых для осуществления действия;
этап формирования умений и навыков самоконтроля, предупреждения и коррекции ошибок;
этап перехода к самостоятельному выполнению двигательных действий;
этап совершенствования освоенного действия.
СЛАЙД 7
Третья группа факторов, которые необходимо учитывать при выборе приоритетов целей обучения, стратегической линии этого процесса, составляют особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
Для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов необходимо введение более жесткого предела разбора тех или иных характеристик движений, по сравнению со здоровыми людьми. Для практических целей важен реалистический показ качества действия, а не индивидуальный и неповторимый рисунок каждого отдельного действия, в котором всегда имеется разброс, вызванный теми или иными причинами.
В адаптивной физической культуре возможно и целесообразно применение самых различных теоретико-методических концепций и технологий; приоритетов целей обучения; условий, ограничивающих или стимулирующих активность обучаемых. Количество и разнообразие факторов, которые необходимо учитывать в данной сфере социальной практики, значительно превышают те, которые имеют место при работе со здоровыми людьми.
Особенности занимающихся, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья и ограничения в двигательной сфере, дают основания для выдвижения в качестве одного из главных требований к процессу обучения двигательным действиям - требование исключения из этого процесса максимально возможного количества ошибок и переучиваний. Особенно на его первых этапах, когда двигательный опыт занимающихся еще недостаточен, навыки страховки и само страховки еще не в полной мере отработаны, ориентировочная основа двигательного действия еще только формируется.
СЛАЙД 8
Методика обучения двигательным действиям.
Одно из центральных мест в системе адаптивного физического воспитания занимает процесс обучения двигательным действиям, который реализуется через решение образовательных задач.
В адаптивном физическом воспитании предметом обучения служат действия, направленные на физическое развитие и физическое образование обучающегося. В процессе обучения двигательным действиям происходит воздействие не только на морфофункциональные характеристики организма занимающегося, но и на его личность, психические свойства, мысли и эмоции, на отношение к окружающей действительности.
Необходимо подчеркнуть, что процесс обучения двигательным действиям начинается с самого раннего возраста и имеет свои отличия в различные возрастные периоды жизни человека.
СЛАЙД 9
Этап начального изучения двигательного действия, в процессе реализации которого решаются следующие ведущие задачи по обучению новым двигательным действиям инвалидов:
сформировать у инвалидов общее представление о закономерностях изучаемого двигательного действия;
научить частям техники изучаемого двигательного действия;
сформировать предпосылки общего ритма изучаемого двигательного действия;
устранить причины, провоцирующие возникновение ошибок в технике изучаемого двигательного действия.
Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения:
метод наглядной демонстрации;
словесный метод;
практические методы обучения:
метод строго регламентированного упражнения, который предполагает изучение новых двигательных действий расчлененноконструктивным способом и целостным способом;
метод частично-регламентированного упражнения — использование разнообразных форм игровой и соревновательной деятельности в целях изучения новых видов двигательной деятель-ногти инвалидов.
При решении ведущих задач указанного этапа применяются методы расчленённо-конструктивного упражнения и наглядной демонстрации при сохранении доминирующего значения словесных методов.
СЛАЙД 10
Этап углубленного изучения двигательного действия:
углубить понимание инвалидами биомеханических закономерностей изучаемых двигательных действий;
уточнить технику двигательных действий, изучаемых инвалидами, по пространственным, временным, пространственно-временным и динамическим характеристикам;
усовершенствовать общий ритм изучаемого двигательного действия;
сформировать предпосылки вариативного выполнения изучаемого двигательного действия.
Для решения поставленных задач применяется изложенный выше комплекс при преимущественном значении практических методов обучения — расчлененно-конструктивного и целостного упражнения.
СЛАЙД 11
Этап совершенствования и закрепления навыка выполнения двигательного действия:
закрепить навык техники изучаемого двигательного действия;
реализовать предпосылки к индивидуализации техники изучаемого двигательного действия;
расширить диапазон вариативного проявления техники изучаемого двигательного действия;
сформировать предпосылки в случае необходимости перестройки элементов техники изучаемого действия.
Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения при преимущественном значении практических методов обучения.
Система обучения новым двигательным действиям детей с ОВЗ и инвалидов включает подсистему контроля над качественным уровнем техники изучаемых двигательных действий:
Степень автоматизма двигательного действия.
2. Устойчивость двигательного навыка в условиях эмоциональных сдвигов.
3. Диапазон вариативности проявления техники изучаемых двигательных действий.
4. Устойчивость техники изучения двигательных действий в условиях утомления с сохранением высокого результата.
5. Результат, достигнутый в условиях соревновательной деятельности.
СЛАЙД 12
В АФК выделяют следующие этапы выполнения двигательного действия:
физическое выполнение действия;
словесное выполнение действия (по памяти вслух);
выполнение действия в воображении (про себя);
творческое переосмысление действия.
СЛАЙД 13
Принципы
В процессе физического воспитания инвалидов одной из ведущих задач является воспитание их двигательных способностей. Обучение и воспитание двигательных действий (навыков) базируется на системе методических принципов:
Принцип доступности требует соблюдения следующих правил: а) знать возрастные особенности занимающихся; б) изучить и учитывать их индивидуальные особенности; в) соблюдать правило — от известной^ к неизвестному, от легкого к трудному.
Принцип наглядности имеет большое значение при изучении новых физических упражнений и обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений или техники отдельных элементов в возможно более совершенном исполнении. Как правило, следует показывать образцы техники или образцовое выполнение упражнений. Для этого необходимы образцовый показ физических упражнений методистом, использование кинограмм, рисунков, макетов, плакатов и других наглядных пособий.
Специфичным содержанием принципа наглядности при обучении физическим упражнениям является создание у занимающихся точных и полных представлений, восприятий и ощущений об изучаемых движениях. Для этого важно обеспечить тесную функциональную взаимосвязь различных анализаторов (зрительного, двигательного, тактильного, слухового и др.). Объяснение станет по-настоящему образным и сможет вызвать нужные ассоциации, если будет опираться на жизненный опыт инвалидов. Мастерство специалистов в этом случае заключается в умении найти сходные, знакомые инвалидам признаки физических упражнений с учетом их двигательного опыта. Чем ярче и эмоциональнее будут наведены эти ассоциативные «мосты», тем эффективнее будет осваиваться новый двигательный материал.
Чтобы обеспечить наглядность в обучении, следует руководствоваться следующими правилами:
определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;
организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств;
применяя средства наглядности, учитывать предыдущий двигательный опыт и знания занимающимися физических упражнений;
заранее продумать, как обеспечить средствами наглядности активное и сознательное восприятие нового учебного материала;
использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у занимающихся.
Принцип систематичности формирования двигательных навыков у инвалидов происходит в соответствии с закономерностями условно-рефлекторной деятельности. Известно, что условные рефлексы носят характер временных связей. Они угасают или даже совсем исчезают в тех случаях, когда не повторяются условия, их породившие. Поэтому всякие непредвиденные перерывы в ззанятиях, как и недостаточная дозировка упражнений в каждом из них нежелательны, поскольку занимающиеся теряют способность четко выполнять отдельные двигательные действия, хуже согласовывают их, утрачивают так называемое мышечное чувство пространства и времени в условиях двигательной деятельности.
При систематических занятиях дети с ОВЗ и инвалиды достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную функциональную подготовку. Наряду с постепенным усложнением заданий от занятия к занятию увеличивается и физическая нагрузка. Поэтому специалист должен регулировать их величину, изменяя интенсивность выполняемых упражнений» темп их выполнения, продолжительность отдыха между упражнениями и т. д.
Принцип прочности. Весь процесс физического воспитания следует строить так, чтобы знания, двигательные умения и навыки осваивались основательно и прочно. Прочность отдельных навыков играет важную роль в дальнейшем изучении новых видов двигательной деятельности, когда вследствие ряда обстоятельств недостаточно упроченный навык не ломается и возникают условия формирования двигательных ошибок.
Необходимыми условиями выработки прочного навыка являются:
сознательное его усвоение (чем с большей сознательностью навык формируется, тем прочнее он закрепляется);
многократное систематическое повторение особенного материала (благодаря чем создаются условия для более эффективного усвоения новых упражнений, для сохранения силы, гибкости, быстроты и вьшосливости), так называемое попутное повторение.
Прочность освоенных навыков зависит не только от методов обучения, но и от координационных особенностей некоторых физических упражнений. Для реализации в физическом воспитании принципа прочности следует руководствоваться следующими правилами:
не проходить к изучение новых упражнений, показ не будет основательно изучение предыдущий материал;
включать в занятия ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах;
повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений;
систематически вести учет успеваемости и оценивать достижения занимающихся, проводить нормативные испытания, соревнования и выступления.
Принцип дифференциально-интегральных оптимумов. Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях должно строиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния нервно-мышечной системы инвалидов с нарушениями функций спинного мозга, знание закономерностей функционирования которой в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальных локальных и интегральных физических нагрузок.
СЛАЙД 14
Процесс обучения необходимо рассматривать как целостную педагогическую систему, состоящую из трех подсистем, которые отражают структуру и содержание реализации системы педагогических факторов.
Специалист по адаптивной физической культуре (учитель адаптивного физического воспитания, учитель по лечебной физической культуре) должен быть осведомлен обо всех проблемах детей. Поэтому он должен работать в единой междисциплинарной команде, включающей как минимум следующих специалистов: врача, педагога-психолога, специалиста по коррекционной педагогике, социального педагога, музыкального работника и родителей ребенка.
Совместно с этими специалистами и родителями разрабатывается комплексная программа реабилитационных мероприятий, которая должна регулярно обсуждаться и корректироваться в зависимости от достижений занимающихся.
Необходимо особо подчеркнуть огромную роль родителей в физическом развитии и физическом воспитании своих детей. С их помощью могут быть организованы совместные занятия с детьми, а также самостоятельные занятия детей. Без таких занятий эффективность проводимых в школе мероприятий вряд ли может быть высокой. В зависимости от класса ежедневная двигательная активность детей с ОВЗ варьируется от 5,36 часа (в IV классе) до 6,2 часа (в IX классе). Если же ребенок обучается только в школе, то его двигательная активность, организовываемая работниками этой школы, резко сокращается до 1—2 часов в день. Все остальное время он находится дома, и только от родителей будет зависеть его двигательный режим.
СЛАЙД 15
Пути повышения интереса к занятиям:
При постоянном дефекте в организме нарушается весь алгоритм обучения двигательному действию. При этом у ребенка может пропасть мотивация к занятиям АФК. Для этого нужно заинтересовать детей.
Пути повышения интереса к занятиям:
обратиться к интересующей на данный момент для ученика проблеме;
изменить целевые установки, задачи, сюжеты занятий;
научить применять умения и навыки на практике.
При выполнении физических упражнений необходимо:
менять исходные положения;
менять темп и интенсивность нагрузки;
менять инвентарь, место проведения занятий;
включать музыкальное сопровождение;
привлекать учеников к проведению занятиями;
использовать необычные задания.
В результате дефекта анализатора той или иной системы общие представления о выполнении двигательного действия зачастую деформируются. Для облегчения процесса создания представления преподаватель должен:
разъяснить всю информацию о действиях;
определить условия выполнения действий;
рассказать, с чего начинаются действия; объяснить содержание и последовательность действий.