Реализация содержания адаптированной образовательной программы по физической культуре для слепых обучающихся
Слайд 1
Введение
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Этому служит так же инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Таким образом, можно выделить главную идею в явлении, обозначаемом «инклюзия»: включение людей с ограниченными возможностями здоровья в общество на их собственных условиях, а не на условиях приспособления к правилам мира здоровых людей
Слайд 2
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, в которой разработаны учебные планы.
Слайд 3
Разработка и реализация адаптированных образовательных программ ориентированы на решение следующих задач:
- создание в образовательной организации условий, необходимых для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации;
- повышение уровня доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение качества образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
- максимального расширения доступа обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям;
Слайд 4
АООП разработаны для детей с ОВЗ всех категорий.
В школе Государственном казенном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» г. Кисловодска адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
слепых и слабовидящих обучающихся;
обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;
обучающихся с задержкой психического развития;
обучающихся с умственной отсталостью;
обучающихся с расстройством аутистического спектра;
обучающихся со сложными дефектами.
Слайд 5
На основе АООП разрабатывается примерная рабочая программа по предмету для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для различных нозологий и вариантов, например для начального общего образования слепых обучающихся (вариант 3.2).
Структура рабочей программы
Пояснительная записка
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ.
Цель программы:
Основные задачи реализации содержания:
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебно-тематический план.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Планируемые результаты освоения программы.
Список литературы.
Календарно – тематическое планирование по предмету.
Слайд 6
С 1 сентября 2016 года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ и
федеральный государственный образовательный стандарт для детей с интеллектуальными нарушениями. В стандартах конкретно определена совокупность обязательных требований для реализации АООП.
ФГОС предполагает 4 варианта организации образовательной деятельности детей с ОВЗ различных нозологий .
Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Т.е. обучение в общеобразовательной школе.
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки. Специальная (коррекционная) школа.
Третий вариант специального стандарта (не цензовый)
Третий вариант не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции (в основном дети с интеллектуальными нарушениями.).
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)
Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. ( в соответствии с ФЗ № 273 необучаемых детей нет.)
Слайд 7
Вариант, по которому рекомендовано обучаться ребенку-инвалиду или ребенку с ОВЗ определяет краевая ПМПК с согласия родителей и на основе медицинских показаний.
Если обучающийся с ОВЗ не достигает минимального уровня овладения предметными результатами, то по согласию родителей и рекомендации ПМПК обучающегося переводят на другую АООП.
Слайд 8
Учитывая все эти условия, учебное учреждение может организовать инклюзивное образование с созданием специальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, включающие в себя:
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг тьютора или ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ОВЗ.
Слайд 9
Организация физического воспитания так же несет в себе определенные трудности:
разработки программно-нормативных документов,
изменения образовательного процесса,
создание безбарьерной физкультурно-образовательной среды.
Проблема безбарьерной среды в случае занятий физическими упражнениями приобретает еще большее значение и выражается в определенных особенностях, связанных со специальным оборудованием мест занятий для слепых и слабовидящих. Это тренажерный зал, кабинет для занятий лечебной физкультурой, спортивный зал. Создание безбарьерной среды в любом учебном заведении особенно должно учитывать потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: - с нарушениями зрения; - с нарушениями слуха; - с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Кроме этого, повышается психологическое напряжение специалиста по физической культуре, так как в значительной степени усложняются выполнения требования обеспечения безопасности занятий физическими упражнениями для всех участников образовательного процесса, так как педагогу необходимо больше внимания уделять детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
Слайд 10
От специалиста по физической культуре при организации инклюзивного физического воспитания требуется компетентность во многих областях адаптивной физической культуры, в зависимости от заболевания детей:
изменение содержания образовательного процесса,
выбор учебного материала в соответствии с интересами и возможностями всех детей, обучающихся в одном классе,
определения системы оценивания их успехов в двигательной деятельности.
Слайд 11
Эффективность занятий по физической культуре с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от того, насколько правильно выбраны учителем методы обучения и воспитания для достижения поставленных целей.
Для этого в практической работе нужно соблюдать следующие требования:
1. Объяснять назначение каждого нового физического упражнения.
2. Приспосабливать техники изучаемых упражнений к реальным возможностям занимающихся, с опорой на сохранные функции.
3.Оказывать внимание каждому ученику, оценивать, поощрять даже малейшие успехи занимающихся.
4. Формировать умения анализировать свои мышечные ощущения.
Основывать обучение на личном примере, быть оптимистичным и показывать профессиональную компетентность.
Знать возрастные особенности занимающихся.
Изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся.
Соблюдать правила («от известного к неизвестному», «от лёгкого к трудному» и др.).
Большое значение при изучении новых физических упражнений имеет наглядность. Наглядность в процессе обучения обеспечивается, в первую очередь, демонстрацией отдельных упражнений или техники отдельных элементов возможно в более совершенном исполнении. Специфичным содержанием принципа наглядности при обучении физическим упражнениям является создание у занимающихся точных и полных представлений об изучаемых движениях. Инклюзивное, совместное обучение не только помогает детям с инвалидностью адаптироваться к жизни, но и позволяет здоровым людям развить толерантность и ответственность.
Слайд 12
содержание и условия реализации АООП НОО варианта 3.2
Вариант 3.2 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы).
Данный вариант предполагает:
планомерное введение слепого в более сложную социальную среду,
формирование навыков использования рельефно-точечного шрифта Л. Брайля, развитие сохранных анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;
развитие познавательного интереса, познавательной активности;
расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; проявление социальной активности.
Слайд 13
Обязательной является специальная организация среды для реализация особых образовательных потребностей обучающегося и развития слепых обучающихся в разных социальных сферах:
включение коррекционно-развивающей области, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию осязания, навыков ориентировки в микро- и макропространстве,
расширение предметных представлений, коммуникативных навыков, а также необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся;
соблюдение регламента зрительных (для слепых обучающихся с остаточным зрением) и тактильных нагрузок;
реализация офтальмо-гигиенических рекомендаций по соблюдению светового режима (для слепых обучающихся со светоощущением и остаточным зрением);
использование приемов, направленных на снятие зрительного и тактильного напряжения;
рациональное чередование тактильной нагрузки со слуховым, зрительным (для слепых обучающихся с остаточным зрением) восприятием учебного материала;
соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);
обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия (с помощью остаточного зрения и (или) осязания);
необходимость при выполнении слепыми обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение:
время может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Обязательным является использование, с учетом медицинских показаний:
специальных тифлотехнических (колодка шеститочия, прибор "Ориентир" и другие) и оптических (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и другие) средств, облегчающих учебно-познавательную деятельность обучающимся;
устройств, позволяющих преобразовывать визуальную информацию в речь (посредством использования программ невизуального доступа к информации, синтезаторов речи и читающих устройств) и (или) в рельефно-точечный шрифт по системе Л. Брайля посредством использования брайлевских дисплеев и брайлевских принтеров в сочетании со специальным программным обеспечением, тифлокомпьютеров;
в визуальную информацию, которая представлена плоскопечатным брусковым рубленным шрифтом, выполненную в необходимом контрасте и цветовом оформлении посредством использования программ увеличения изображения на экране компьютера, автономных видео увеличителей;
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
Возможная неуспеваемость слепых обучающихся по учебным предметам "Изобразительное искусство", "Технология" и "Физическая культура" обусловлена особенностями здоровья ребёнка с нарушением зрения и не является основанием для неаттестации обучающегося.
Слайд 14
содержание и условия реализации АООП НОО варианта 3.3
Вариант 3.3 предполагает, что слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы).
Данный вариант предполагает развитие обучающихся на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного социально-бытового опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, формирование навыков использования рельефно-точечного шрифта Л. Брайля, развитие сохранных анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; проявление социальной активности.
Слайд 15
Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося и развитие слепых обучающихся в разных социальных сферах:
включение коррекционно-развивающей области, направленной на целенаправленное развитие осязания, мелкой моторики, навыков ориентировки в микро- и макропространстве,
расширение предметных представлений, коммуникативных навыков, социальную адаптацию;
необходимость повышенного педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью слепых обучающихся;
соблюдение регламента зрительных (для слепых обучающихся с остаточным зрением) и тактильных нагрузок;
реализация офтальмо-гигиенических рекомендаций по соблюдению светового режима (для слепых обучающихся со светоощущением и остаточным зрением);
использование приемов, направленных на снятие зрительного и тактильного напряжения;
рациональное чередование тактильной нагрузки со слуховым, зрительным (для слепых обучающихся с остаточным зрением) восприятием учебного материала;
соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);
обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия (с помощью остаточного зрения и (или) осязания);
необходимость при выполнении слепыми обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Обязательным является использование, с учетом медицинских показаний: специальных тифлотехнических (колодка шеститочия, прибор "Ориентир" и другие) и оптических (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и другие) средств, облегчающих учебно-познавательную деятельность обучающимся; устройств, позволяющих преобразовывать визуальную информацию в речь (посредством использования программ невизуального доступа к информации, синтезаторов речи и читающих устройств) и (или) в рельефно-точечный шрифт по системе Л. Брайля посредством использования брайлевских дисплеев и брайлевских принтеров в сочетании со специальным программным обеспечением, тифлокомпьютеров; в визуальную информацию, которая представлена плоскопечатным брусковым рубленным шрифтом, выполненную в необходимом контрасте и цветовом оформлении посредством использования программ увеличения изображения на экране компьютера, автономных видео увеличителей.
Слайд 16
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в школе.
Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов освоения АООП НОО обучающимися требуют учёта особых образовательных потребностей и личностных особенностей обучающихся и предполагают:
учет текущего психического и соматического состояния ребенка, адаптацию предлагаемого ребенку материала;
упрощение инструкций и формы предъявления;
оказание необходимой дозированной помощи.
При оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
При наличии значительных продвижений в освоении АООП НОО может быть поставлен вопрос о переводе слепого обучающегося на обучение по варианту 3.2.
В спорных случаях, если слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то в соответствии с рекомендациями ПМПК, с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 3.4. АООП НОО.
Слайд 17
содержание и условия реализации АООП НОО варианта 3.4
Вариант 3.4 предполагает, что слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы).
На основе данного варианта Организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со слепыми и видящими обучающимися, а также взрослыми.
Слайд 18
Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, его развитие в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Обязательным является использование, с учетом медицинских показаний: специальных тифлотехнических (колодка шеститочия и другие) и оптических (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, карманные увеличители различной кратности и другие) средств, облегчающих учебно-познавательную деятельность обучающимся; устройств позволяющих преобразовывать визуальную информацию: в речь (посредством использования программ невизуального доступа к информации, синтезаторов речи и читающих устройств); в случае наличия у слепых обучающихся глухоты используются средства контактной тактилологии.
При оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
При наличии значительных продвижений в освоении СИПР может быть поставлен вопрос о переводе слепого обучающегося на обучение по варианту 3.3.
Слайд 19
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ ВАРИАНТОВ 3.1; 3.2;3.3;3.4.
Учебный план включает для вариантов 3.1; 3.2;3.3;3.4. обязательные предметные области
Вариант 3.1- 3.2 | Вариант 3.3 | Вариант 3.4 |
Предметная область: Физическая культура. Дополнительные задачи реализации содержания. Профилактика вторичных нарушений физического развития. Владение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие). Развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие). Развитие потребности в занятиях физической культурой. Формирование знаний о допустимой физической нагрузке и имеющихся противопоказаниях. Обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема. | Предметная область: Физическая культура. Основные задачи реализации содержания: Укрепление здоровья, содействие формированию первоначальных умений в области физической культуры. Развитие движений, основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость). Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Использование остаточного зрения при выполнении физических упражнений. Формирование знаний о допустимой физической нагрузке и имеющихся противопоказаниях. Развитие потребности в физических упражнениях. Повышение мобильности. | Предметная область: Физическая культура. Основные задачи реализации содержания: Формирование представлений о собственном теле, формирование схемы тела. Освоение доступных видов физических упражнений. Накопление двигательного опыта. Коррекция нарушений физического развития. |
Слайд 20
коррекционно-развивающую область
Вариант 3.1- 3.2 | Вариант 3.3 | Вариант 3.4 |
Коррекционный курс "Адаптивная физическая культура (АФК)". Основные задачи реализации содержания: Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Повышение функциональных возможностей организма. Укрепление и охрана здоровья, в том числе охрана остаточного зрения. Обогащение двигательных умений. Развитие жизненно необходимых двигательных навыков. Развитие основных физических качеств. Преодоление скованности, физической пассивности. Исправление неправильной осанки, походки. Коррекция навязчивых стереотипных движений. Преодоление неуверенности при передвижении в пространстве, совершенствование навыков пространственной ориентировки. Развитие мышечного чувства. Развитие компенсаторных возможностей средствами физической культуры. Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний и рекомендаций врача-офтальмолога. | Коррекционный курс "Адаптивная физическая культура (АФК)". Основные задачи реализации содержания: Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Повышение функциональных возможностей организма. Обогащение двигательных умений. Развитие жизненно необходимых двигательных навыков. Развитие основных физических качеств. Преодоление скованности, физической пассивности. Исправление неправильной осанки, походки. Коррекция навязчивых стереотипных движений. Преодоление неуверенности при передвижении в пространстве, совершенствование навыков пространственной ориентировки. Развитие мышечного чувства. Развитие компенсаторных возможностей средствами физической культуры. Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний и рекомендаций врача-офтальмолога. | Коррекционный курс "Двигательное развитие". Основные задачи реализации содержания: Повышение двигательной активности. Формирование жизненно-важных двигательных умений. Развитие функции руки, в том числе мелкой моторики. Обогащение сенсомоторного опыта. |
Слайд 21
Спасибо за внимание!
9