Адаптивная физическая культура
Методический материал к презентации
«Составление адаптированной образовательной программы по физической культуре для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата» (вариант 6.3)
Слайд 1
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптированная образовательная программа для обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Слайд 2
Если Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС. То, Вариант 6.2,6.3 и 6.4 предполагает, что обучающийся с НОДА имеющих интеллектуальные нарушения (снижение интеллекта до уровня легкой умственной отсталости) получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения.
Слайд 3
Определение и назначение АОП
АОП для обучающихся с НОДА самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией (разрабатывается и утверждается педагогическим советом ОУ), осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования для детей с НОДА на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с НОДА.
Слайд 4
Срок освоения АОП пролонгирован за счет введения 1 дополнительного класса, по итогам окончания школы составляет 10 лет, профессиональная подготовка в школе –не ведется. АОП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5 – 9 классах разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Слайд 5
Нормативно-правовую базу разработки АОП образования обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)составляют:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, варианты 6.3 и 6.4);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Министерства Просвещения от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Федеральный перечень учебников (в действующей редакции);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. №2);
Примерная АОП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Устав ОУ.
При разработке рабочих программ необходимо соблюдать индивидуальные медицинские рекомендации, в которых отражены требования к двигательному режиму, показания или противопоказания к отдельным упражнениям.
Слайд 6
Структура АОП для обучающихся с НОДА.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (НОДА) в ОУ самостоятельно создает дифференцированные адаптированные основные общеобразовательные программы с учетом особых образовательных потребностей данной нозологической группы обучающихся.
Структура АОП обучающихся с НОДА умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Слайд 7
Целевой раздел определяет:
общее назначение, цели, задачи;
планируемые результаты реализации АОП образовательной организацией;
способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку - в которой раскрыты: цель и задачи, срок освоения АООП и психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к развитию обучающихся).
планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АОП;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП.
Слайд 8
Содержательный раздел определяет:
общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ориентированное на достижение личностных и предметных результатов:
Содержательный раздел
Учебный план, включающий годовой календарный график организации учебного процесса (календарный учебный график).
- Рабочие программы учебных предметов.
- Программа воспитания
- Программы коррекционно- развивающих курсов.
- Программа формирования базовых учебных действий.
Слайд 9
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, механизмы реализации АОП образовательной организацией и специальные условия реализации АОП в соответствии с требованиями ФГОС.
Организационный раздел включает:
кадровые условия,
финансово-экономические условия,
материально-технические условия.
Слайд 10
подходы к формированию АООП
В основу разработки АООП заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для детей с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями к:
- структуре АООП;
- условиям реализации АООП;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.
Слайд 11
В основу формирования АООП образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся;
- принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
Слайд 12
Актуальность АООП заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития обучающегося с НОДА с УО (ИН), означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Слайд 13
Цель образовательной работы: стремление к нормализации двигательной деятельности, способствующей, ускорению социальной реабилитации детей. Достижение такого уровня развития двигательных навыков, который даст возможность минимально зависеть от посторонней помощи, вести более активный образ жизни, общаться с другими людьми.
Слайд 14
Общие задачи (образовательные, воспитательные, развивающие):
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
формированию жизненно необходимых навыков и умений;
формирование необходимых знаний в области физической культуры личности;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.
Слайд 15
Специфические задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические):
коррекция техники основных движений - перемещение на коляске, метания, мелкой моторики рук;
коррекция и развитие координационных способностей - согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и др;
коррекция и развитие физической подготовленности - мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах;
компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности коррекции;
профилактика и коррекция соматических нарушений, осанки, сколиоза, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма, микротравм;
коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.п.;
коррекция психических нарушений в процессе деятельности – зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п.
Слайд 16
форма организации учебного процесса
Адаптивная физическая культура проводится в форме индивидуального занятия. Основная форма организации учебного процесса – урок. Индивидуальное занятие направлено на обучение произвольному и дозированному напряжению и расслаблению мышц, нормализации координации, опорности и равновесия, снижение повышенного мышечного тонуса и устранение патологических синкинезий, предупреждение и борьбу с контрактурами, увеличение амплитуды движений и мышечной силы, выработку компенсаторных навыков.
Слайд 17
Предметная область: Физическая культура (Адаптивная физическая культура) ориентирована на:
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать.
Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
В результате обучения обучающиеся с НОДА на ступени начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.
Слайд 18
АОП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью и НОДА. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого- медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану или на вариант 6.4 АОП.
Минимальный уровень | Достаточный уровень: |
представления об адаптивной физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; представления о двигательных действиях; знание строевых команд; умение вести под счёт при выполнении общеразвивающих упражнений; представления об организации занятий по физической культуре с целевой направленностью на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах; представления о способах организации и проведения подвижных игр и элементов соревнований со сверстниками, осуществление их объективного судейства; представления о спортивных традициях своего народа и других народов; понимание особенностей известных видов спорта, показывающих человека в различных эмоциональных состояниях; знакомство с правилами, техникой выполнения двигательных действий; представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. | знания об адаптивной физической культуре как средства укрепления здоровья, физического развития и физического совершенствования человека; знание видов двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий; умение подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений. знание организаций занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знание физических упражнений с различной целевой направленностью, их выполнение с заданной дозировкой нагрузки; знание видов двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах; знание форм, средств и методов физического совершенствования умение оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; осуществление их объективного судейства; знание спортивных традиций своего народа и других народов; знание некоторых фактов из истории развития физической культуры, понимание ее роли и значения в жизнедеятельности человека; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности; знание правил, техники выполнения двигательных действий; знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях |
Слайд 19
Место учебного предмета в учебном плане
Общий объём часов, отведённых в учебном плане на изучение специальной учебной дисциплины «Адаптивная физическая культура» в основной школе составляет не менее 340 часов (не менее двух часов в неделю в каждом классе, 68 часов в год).
При проведении уроков АФК рекомендуется деление классов на подгруппы с учетом двигательных возможностей.
Содержание программного материала обучающимися с НОДА может быть реализовано на уроках АФК, через иную спортивную, физкультурно-оздоровительную работу во внеурочной деятельности, в том числе при реализации дополнительных образовательных программ в образовательной организации или в форме сетевого взаимодействия.
В расписании дополнительно, помимо обязательных уроков АФК, могут быть предусмотрены занятия, обеспечивающие ежедневную организацию динамических и/или релаксационных пауз между уроками. В программе коррекционной работы также могут быть предусмотрены индивидуальные занятия адаптивной физической культурой.
Количество часов на каждого обучающегося с НОДА определяется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации в зависимости от тяжести двигательного нарушения.
Слайд 20
Содержание учебного предмета «Адаптивная физическая культура» распределено на модули
Модуль «Знания о физической культуре»
Модуль «Гимнастика»
Модуль «Легкая атлетика»
Модуль «Спортивные игры»
Модуль «Зимние виды спорта (лыжная подготовка)»
Модуль «Плавание»
Модуль «Спорт»
Слайд 21
Модуль «Знания о физической культуре»
В данном модуле представлены теоретические знания по истории физической культуры и спорта, их месте и роли в современном обществе; о значении физической культуры для всестороннего развития человека, укрепления здоровья и подготовки к трудовой деятельности.
Содержание модуля в целом соответствует содержанию аналогичного модуля Примерной основной образовательной программы основного общего образования и отражает знания о здоровье и здоровом образе жизни и его связи с физической культурой; об истории и современном этапе развития олимпийского движения в мире и в Российской Федерации; о способах самостоятельной деятельности и роли физкультурно-оздоровительной деятельности в жизни человека.
Специфической особенностью содержания учебного материала для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата является включение тематики, отражающей важность соблюдения ортопедического и двигательного режима, а также тематики, касающейся становления паралимпийского движения в мире и в России, успехов российских спортсменов-паралимпейцев, видов адаптивного спорта для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (конный спорт, бочча, настольный теннис, плавание, бадминтон на колясках и др.).
Слайд 22
Модуль «Гимнастика»
Физические упражнения, направленные на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата.
Построения и перестроения, направленные на овладение доступными способами перестроения и ориентировки в пространстве.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Больщая часть общеразвивающих и корригирующих упражнений проводиться из положения лежа, часть упражнений из положения стоя или сидя.
Обучение правильному дыханию в покое и при физической нагрузке.
Акробатические упражнения и комбинации (перекаты, упоры).
Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (перекладине, бревне): висы, упоры, повороты, передвижения, седы, стойки. Преодоление гимнастической полосы препятствий.
Комплексы дыхательной гимнастики, зрительная гимнастика
Слайд 23
Модуль «Легкая атлетика»
Изучение содержания модуля по легкой атлетике способствует формированию двигательных навыков, таких как правильная ходьба, бег, прыжки и метание, гонки на колясках. Наряду с этим важно развивать и совершенствовать физические качества - быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость, скорость реакции. Метание развивает точность, ловкость при действиях с предметами, глазомер. Обучение правильному захвату мяча, соизмерение дистанции от точки броска до цели, способствует формированию правильной пространственной ориентировки.
Легкоатлетические упражнения: техника ходьбы, бега на короткие, средние и длинные дистанции, метания малого мяча.
Для обучающихся с выраженными двигательными нарушениями необходимо использовать различные специальные беговые упражнения; гонки на колясках, ходьбу при помощи технических средств реабилитации.
Для обучающихся, которые не могут заниматься бегом / осваивать технику бега, вводятся упражнения для улучшения постурального контроля (статичные положения с постепенным увеличением времени нахождения выполнения упражнений).
При занятиях с обучающимися с двигательными нарушениями, сопровождающими спастичностью мышц, следует учитывать, что при выполнении упражнений с ускорением и резкими или рывковыми движениями возможно усиление спастики в мышцах рук и ног.
Слайд 24
Модуль «подвижные и Спортивные игры»
Спортивные игры для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Игры с различными предметами для развития функций верхних конечностей.
Игры, направленные на развитие функций нижних конечностей с использованием ходьбы, бега, прыжков, перелезания (игры с элементами футбола, баскетбола на колясках, флорбола, дартса, настольного тенниса), баскетбол, футбол по упрощенным правилам.
Баскетбол на коляске: Передвижение на спортивной коляске. Перемещение без мяча и с мячом, технические приемы и тактические действия, передача, ведение мяча, броски в кольцо, взаимодействие в парах, в тройках. Атакующие и защитные действия. Основные правила игры.
Флорбол и футбол на колясках: Ознакомление с базовыми элементами техники владения клюшкой и мячом. Основные правила игры.
Слайд 25
Модуль «Зимние виды спорта (лыжная подготовка)»
Модуль включает необходимый комплекс упражнений для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики.
Техника основных способов передвижения на лыжах (ходьба, бег, спуски, подъемы, торможения).
Слайд 26
Модуль «Плавание»
Комплекс подготовительных, общеразвивающих упражнений, упражнений для развития дыхания, координации, моторики и др.; подводящие упражнения в лежании на воде, всплывании и скольжении; игры в воде с элементами плавания.
Техника работы рук, ног и дыхания, выполнения основных элементов плавания (элементы «брасса» и «кроля» на спине и на груди).
Занятия для обучающихся с НОДА должны проходить в теплой воде.
Слайд 27
Модуль «Спорт»
Спортивная подготовка может осуществляться по направлению видов спорта Паралимпийского движения для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
Слайд 28
основные направления коррекционной работы
Система коррекционной работы направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающегося, улучшение функциональных двигательных возможностей всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и поддержание здоровья обучающегося и формирование культуры здоровья и решает следующие задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические):
- коррекция техники основных движений – ходьбы, бега, плавания, прыжков, перелезания, метания, мелкой моторики рук, симметричных и ассиметричных движений;
- коррекция и развитие координационных способностей - согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и др.;
- коррекция и развитие физической подготовленности - мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах;
- компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности коррекции;
- профилактика и коррекция соматических нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия, дыхательной и сердечнососудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма, микротравм;
- коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.п.;
- коррекция психических нарушений в процессе деятельности – зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и вербально- логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п.
Слайд 29
Профилактические и корригирующие упражнения
Упражнения для формирования свода стопы
Представления об осанке и правилах использования комплексов физических Индивидуальные комплексы корригирующей и дыхательной гимнастики
Общеразвивающие упражнения на развитие основных физических качеств.
Упражнения для формирования правильной осанки.
Упражнения для увеличения подвижности суставов конечностей
Упражнения для развития вестибулярного аппарата.
14