Составление адаптированной образовательной программы по физической культуре для слепых обучающихся
Слайд 1. Введение
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе слепых обучающихся) по физической культуре осуществляется на основе адаптированных программ с привлечением специалистов, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки - «Адаптивная физическая культура».
Слайд 2.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования детей и условия организации обучения и воспитания для слепых обучающихся определяются адаптированной образовательной программой.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), общеобразовательные программы по физической культуре (далее - программы), в том числе и адаптированные, разрабатываются образовательной организацией самостоятельно.
Также, в соответствии с профессиональными стандартами инструктора по адаптивной физической культуре; тренера; педагога дополнительного образования, одним из видов трудовой деятельности является умение составлять программы.
Слайд 3
В целях доступности получения образования, образовательные организации создают материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа слепых обучающихся в спортивные залы, столовые, туалетные и другие помещения школы, а также их пребывания в указанных помещениях.
Также, образовательные организации должны обеспечить:
адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению;
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося.
Слайд 3.
Определение и назначение АОП по ФК для слепых обучающихся
(вариант 3.2; 3.3; 3.4)
В соответствии с Письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ», дополнительные образовательные программы могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей слепых обучающегося (обучающегося), и вследствие этого подразделяются на варианты.
Вариант 3.1 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
Вариант 3.1 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, находясь в среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, и в те же сроки обучения.
Вариант 3.2 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения.
Данный вариант предполагает планомерное введение слепого в более сложную социальную среду, развитие сохранных анализаторов и компенсаторных способов деятельности в тренировочном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; проявление социальной активности.
Вариант 3.3 предполагает, что слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения.
Вариант 3.4 предполагает, что слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми множественными нарушениями (далее - ТМНР) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения.
На основе данного варианта образовательная организация может разработать индивидуальную программу, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Слайд 5.
Адаптированная образовательная программа по физической культуре – это программа, адаптированная для обучения слепых детей с учетом их возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию средствами адаптивной физической культуры и спорта.
Адаптированная программа определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
При реализации адаптированной программы материально-техническое обеспечение и оборудование помещений должно соответствовать требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Слайд 6.
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива образовательной организации, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителем, и другими обучающимися, родителями;
работу по профилактике внутри личностных и межличностных конфликтов в группе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях).
Слайд 7.
Рассмотрим психолого-педагогическую характеристику и особые образовательные потребности слепых обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся
На развитие обучающихся данной категории серьезное влияние оказывает состояние зрительных функций, по которому выделяют:
Тотально слепые, характеризуются абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, что детерминирует полное отсутствие у них даже зрительных ощущений (отсутствие возможности различить свет и тьму). В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступает осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль.
Неоднородность данной группы проявляется в различном уровне как психофизического развития детей, поступающих в спортивную школу, так и уровня развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Диапазон колебания уровня развития в данной группе детей может быть очень широким: от отсутствия элементарных навыков самообслуживания, ориентировки (даже на собственном теле), общения, контроля над своим поведением до наличия достаточно высокого уровня общего развития и сформированности компенсаторных способов деятельности, умений и навыков социально-адаптивного поведения.
В условиях слепоты имеет место значительная обедненность чувственного опыта, обусловленная не только нарушением функций зрения, но и низким уровнем развития сохранных анализаторов, недостаточной сформированностью приемов обследования предметов и объектов окружающего мира, отсутствием потребности и низким уровнем развития умения использовать в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности сохранные анализаторы. Обедненность чувственного опыта требует развития сенсорной сферы, формирования, обогащения, коррекции чувственного опыта.
Слепота, в силу негативного влияния на уровень развития как общей, так и двигательной активности, значительно осложняет физическое развитие обучающегося, что проявляется: в замедленном темпе овладения слепыми различными движениями и более низком уровне их развития (снижение объема движений, качества выполнения); в нарушении координации движений; в снижении уровня развития общей и мелкой моторики; в возникновении навязчивых движений; в нарушении осанки, походки, положения тела; в трудности передвижения в пространстве.
Слайд 8.
У слепых в силу снижения полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения мира имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов:
снижение скорости и точности зрительных ощущений, восприятия, снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; возникновение трудностей в реализации мыслительных операций, в формировании и оперировании понятиями; дивергенция чувственного и логического, обуславливающая возможность возникновения формальных суждений;
возникновение формализма (заучивание без достаточного понимания) и вербализма знаний(полным равнодушием к сути того, что они изучают);
наличие низкого уровня развития основных свойств внимания, недостаточная его концентрация, ограниченные возможности его распределения;
возникновение трудностей реализации процессов запоминания, узнавания, воспроизведения;
снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения, подмена образов воображения образами памяти и др.
Слайд 9.
Имеющие место у слепых обучающихся трудности в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществлении коммуникативной деятельности (восприятия, интерпретации и продуцирования средств общения):
наличие своеобразия их речевого развития (снижение динамики в развитии и накоплении языковых средств и выразительных движений, своеобразие соотношения слова и образа, проявляющееся в слабой связи речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков и др.)
необходимость особого внимания к использованию речи в учебно-познавательном процессе слепыми обучающимися как важнейшего средства компенсации зрительной недостаточности;
осуществление речевого развития слепых обучающихся с учетом особенностей их познавательной деятельности;
коррекции речи с учетом непосредственного и опосредованного влияния на различные ее стороны глубоких нарушений зрения;
формирование коммуникативной деятельности.
Слайд 10.
Имеющее место у слепых обучающихся значительное снижение общей и познавательной активности препятствует своевременному развитию различных видов деятельности (в том числе и учебно-познавательной), способствует возникновению трудностей в процессе ее осуществления (трудности контроля, диспропорциональность понимания функций действия и его практического выполнения, стремление к решению практических задач в вербальном плане, трудности переноса сформированнных умений на новые условия деятельности и др.). У многих слепых обучающихся имеет место снижение активности (общей и познавательной).
У данной категории обучающихся имеет место значительное снижение в условиях слепоты уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения, включающее адекватное отношение к имеющимся у слепого обучающегося нарушениям).
Слайд 11.
Особые образовательные потребности слепых обучающихся с задержкой психического
Для слепых обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР), осваивающих адаптированную программу (вариант 3.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (далее - ЦНС) и нейродинамики психических процессов, обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе;
организация образовательной деятельности с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих правильному выполнению физических упражнений, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания учебно-тренировочного процесса;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности слепого обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего выполнять физические упражнения самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
обеспечение взаимодействия семьи и спортивной школы (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, ценностей здорового образа жизни);
целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех сохранных анализаторов и остаточного зрения;
целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в микро и макро пространстве, социально-бытовой ориентировки;
развитие и коррекция коммуникативной деятельности;
коррекция нарушений в двигательной сфере.
Слайд 12.
Нормативная основа составления АОП по ФК
Прежде чем приступить к составлению адаптированной программы необходимо ознакомиться с основными нормативными и законодательными актами, которые регламентируют данный вид деятельности на федеральном и краевом уровне.
Перечислим, какими нормативными и законодательными актами руководствуется тренер-преподаватель (тренер, инструктор по спорту и др.) при разработке адаптированных программ:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
Распоряжением правительства Российской Федерации от 07.08.2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
законом Ставропольского края от 30.07.2013 №72-кз «Об образовании»;
законом Ставропольского края от 23.06.2016 № 59-кз «О физической культуре и спорте в Ставропольском крае».
Слайд 13.
Требования к структуре АОП по физической культуре
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», структура адаптированной образовательной программы по физической культуре включает следующие структурные элементы:
Адаптированная образовательная программа по физической культуре разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС ООО и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования.
Примерная АОП ОО доступна для скачивания на сайте «Реестр основных общеобразовательных программ» http://fgosreestr.ru/ в разделе «Примерная основная образовательная программа основного общего образования»
Слайд 14. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» адаптированная образовательная программа по физической культуре должна содержать такие обязательные разделы, как:
планируемые результаты освоения адаптивной физической культуры»; содержание адаптивной физической культуры; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Слайд 15.
Дополнительно к обязательным разделам, программа должна содержать следующие разделы:
пояснительную записку;
учебно-методическое обеспечение;
материально-технические условия;
список литературы.
Слайд 16.
Адаптированная образовательная программа по физической культуре может содержать:
1. Титульный лист, на котором указываются следующие сведения: полное наименование образовательного учреждения:
гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы, директором школы с указанием даты);
название учебного предмета;
указание классов, на которые рассчитана программа;
фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
название города, населенного пункта;
год разработки программы.
2. Пояснительную записку, в которой отражены:
цели освоения адаптивной физической культуры;
общая характеристика адаптивной физической культуры;
описание места адаптивной физической культуры в учебном плане образовательной организации;
предметные результаты освоения адаптивной физической культуры;
3. Содержание адаптивной физической культуры;
4. Тематическое планирование с указанием количества часов;
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности по адаптивной физической культуре;
6. Список литературы. Список должен содержать не менее 10 печатных и электронных источников. 70% списка литературы должны составлять источники, изданные за последние 5 лет.
7. Приложения.
На нашем занятии мы рассмотрим один из возможных вариантов структурирования адаптированной образовательной программы по физической культуре.
Слайд 16.
Спасибо за внимание!
8