СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к проекту речевого развития "Заюшкина избушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал для педагогов по проектной деятельности в области речевого развития

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к проекту речевого развития "Заюшкина избушка"»









ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА

Методическое пособие для воспитателей по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе работы со сказкой


Составитель - Е.П. Гаврычева






Москва - 2020








Оглавление

Серия занятий по развитию речи на тему ознакомления со сказкой «Заюшкина избушка» и обогащению словаря детей 5

Конспект № 1 Тема занятия: «Друзья познаются в беде» 5

Конспект № 2 Тема занятия «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблицы 9

Конспект № 3 Тема занятия: «Волшебный сундучок» 12

Конспект № 4 Тема занятия: «Путешествие по русским народным сказкам» 16

Картотека дидактических игр и упражнений по обогащению словаря детей 23

Сценарий спектакля в стихах «Заюшкина избушка» 31















Серия занятий по развитию речи на тему ознакомления со сказкой «Заюшкина избушка» и обогащению словаря детей

Конспект № 1 Тема занятия: «Друзья познаются в беде»

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа, дети 6-7тлет

Форма: Организованная образовательная деятельность

Форма организации: Фронтальная

Цель: Ознакомление со сказкой «Заюшкина избушка»

Задачи:

-Образовательные задачи: Учить различать жанры литературных произведений. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний, обогащение лексики и словарь детей новыми словами.

-Развивающие задачи: Развитие связной речи, зрительного восприятия и речевого слуха, речевого дыхания, тонкой моторики и координации движений, памяти, мышления. Развитие интереса к играм-драматизациям.

-Воспитательные задачи: Воспитание интереса к русским народным сказкам, чувства сострадания, желания помочь герою в трудной ситуации.

Предварительная работа:

1. Беседы-рассуждения по жанрам литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение)

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Виды деятельности:

игровая, коммуникативная, двигательная, художественная

Оборудование:

1.Сказка «Заюшкина избушка» в иллюстрациях Юрия Васнецова

2.Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Приемы и методы работы: беседа с детьми, показ, игровой прием, самостоятельная работа детей с фигурками главных героев сказки.

Ход НОД:

Структура занятия

Деятельность воспитателя (основные приемы работы)

Деятельность детей (предполагаемая)

I

Вводная часть

1.Организационный момент.

Я твой друг, и ты мой друг

Строим мы огромный круг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Вместе мы: и ты и я,

Потому, что мы друзья

Дети образовывают круг и берутся за руки.

Упражнения на артикуляцию.

Все приветливо улыбаются ,

мы дарим друг другу свои улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь и мне.

(Выполняются упражнения для губ «Улыбка-Трубочка», для язычка  - «Качели»)

- Молодцы, ваш язычок размялся и готов к работе.

Сегодня у нас будет еще одна гостья. К нам придет сказка. Хотите узнать, какая это сказка? Давайте позовем ее.

-Входит зайка, плачет

Дети говорят «волшебные» слова «Раз, два, три – сказка приходи».


Гимнастика для глаз.


Посмотрите далеко,


Дети вытягивают руки вперед и смотрят на кончики пальцев.

Посмотрите близко,


Смотрят на ладошки перед глазами.

Посмотрите высоко,


Руки вверх, смотрят на кончики пальцев.

Посмотрите низко.


Руки вниз, смотрят на кончики пальцев.

Руку в сторону веду,


Руку отводят вправо, смотрят на кончики пальцев.

А затем веду другую,


Руку отводят влево, смотрят на кончики пальцев.


А потом огромный круг

Я глазами нарисую.


Пальчиками «рисуют» круг по часовой стрелке, затем против, следя за ними глазами.

- Ну вот, зайка успокоился. Давайте спросим у него, что же случилось.

- Что с тобой случилось заинька?

- Ой, ребята, меня обидела лиса. Помогите мне, пожалуйста.

- Ребята, а в каких сказках встречаются вместе лиса и заяц?

- Вы хотите узнать, что случилось с зайцем? (Ответы детей)

- Вот послушайте русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Именно из этой сказки к нам прибежал заяц.





(Теремок,

Колобок,

Смоляной бычок)

II

Основная часть

2.Первичное рассказывание сказки педагогом

«Заюшкина избушка»

(с опорой на иллюстрации Юрия Васнецова.





3.Беседа по содержанию.

Вы запомнили, как называется сказка?

Какую избушку построила лиса?

Почему она называется ледяная?

Какую избушку построил зайка?

Какая беда случилась с зайчиком?

Как можно назвать поступок лисы?

Кто хотел помочь зайчику?

Почему собака и медведь не помогли ему?

Кто же зайчику помог выгнать лису?

Почему петуху это удалось?

Сколько раз он спел свою песенку лисе?

Какая это песенка, ласковая или грозная?

Как вы понимаете слово «пятах», «посечи»?

Кто из персонажей вам понравился?

Почему?





(сделанная из луба - плотной части           липы, поэтому лубяная)


 4.Физминутка на повторение содержания сказки «Заюшкина избушка» Выходите на полянку и вставайте все вокруг! Рассказали мы вам сказку, как зайчишку спас петух! Хорошо ли лиса с зайцем в сказке поступила? Нет! Лиса коварная, зайца обхитрила! А лиса какая? - Хитрая, воровка! А еще какая? -  Коварная плутовка! А какой же зайчик? - Добрый, беззащитный, слабый и доверчивый и большой трусишка! Почему собаки зайцу не смогли помочь? И медведь лохматый не прогнал лисицу прочь?

И собаки и медведь просто испугались. Кто же зайчику помог? Смелый, храбрый петушок!

(Выполняются движения в кругу, согласно словам).      



 Дыхательная гимнастика

«Понюхаем цветочки». Вдох – нос, выдох – рот.


5.Дидактическая игра «Путаница». Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и последовательности событий в сказке.

- Ой, ребята, пока мы играли с вами, лиса перепутала наши картинки, поменяла их порядок. Помогите мне расставить картинки правильно.


6. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (антонимы)



7.Пальчиковая гимнастика

«Заюшкина избушка».

Развитие тонкой моторики.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новой пальчиковой гимнастикой, которая называется так же, как и наша сказка.

Как называется сказка?

В лубяной избушке   «Домик»

Жил заяц на опушке  «Ушки»

А в ледяной избушке «Домик»

Лисица на горушке    «Колечки».

 Растаяла весною

Избушка на горушке  «Домик тает»

Лисица побежала        «Колечки»

К зайцу на опушку     «Ушки».

 Выгнала зайчишку     «Ушки»

Из лубяной избушки  «Домик»

Да сама жить стала     «Колечки»

В избушке на опушке «Домик».

И ни собака, ни медведь

Не смогли помочь       «Маятник»

Петушок отважный

Прогнал лисицу прочь «Гребешок».

Так остался петушок

У заюшки в избушке   «Здравствуй»

В лубяной избушке,

Избушке на опушке    «Домик».








Заюшкина избушка.

8.Заучивание песенки петуха.

- Давайте с вами вспомним, какую песню пел петух.

- Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах, в красных сапогах

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон.


III

Заключительная часть

-С какой сказкой мы сегодня познакомились?

-Какая пословица может передать смысл нашей сказки?

-Какие новые слова мы узнали сегодня? (лубяная, посечи, на пятах)



Конспект № 2 Тема занятия «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблицы


Возрастная группа: Подготовительная к школе группа, дети 6-7тлет
Форма: Организованная образовательная деятельность
Форма организации: Фронтальная
Цель: Ознакомление со сказкой «Заюшкина избушка»

Задачи:

-Образовательные задачи:

Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний. обогащение лексики и словарь детей новыми словами.

-Развивающие задачи: Развитие связной речи, зрительного восприятия и речевого слуха, речевого дыхания, тонкой моторики и координации движений, памяти, мышления. Развитие интереса к играм-драматизациям.

-Воспитательные задачи: Воспитание интереса к русским народным сказкам, чувства сострадания, желания помочь герою в трудной ситуации.

Предварительная работа: 1. Беседы-рассуждения по жанрам литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, художественная

Оборудование:

1.Мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка» (из блоков-символов)

2.Текст сказки «Заюшкина избушка».

3. Вертушки для дыхательной гимнастики

Приемы и методы: беседа с детьми, показ, игровой прием, самостоятельная работа детей с фигурками главных героев сказки.


Ход НОД:

Структура занятия

Деятельность воспитателя (основные приемы работы)

Деятельность детей (предполагаемая)

I

Вводная часть

1.Организационный момент.

Я твой друг, и ты мой друг

Строим мы огромный круг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Вместе мы: и ты и я,

Потому, что мы друзья

Дети образовывают круг и берутся за руки.

Упражнения на артикуляцию.


Все приветливо улыбаются ,

мы дарим друг другу свои улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь и мне.

(Выполняются упражнения для губ «Улыбка-Трубочка», для язычка  -«Качели»)

- Молодцы, ваш язычок размялся и готов к работе.

-Ребята, вы любите сказки?

Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок.

Итак, путешествие в страну сказок начинается!


Психогимнастика:

«В мире много сказок грустных и смешных,

Но прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка — впереди.

Сказке в дверь мы постучимся,

Сказка, в гости ты нас жди.

Слышите, звучит музыка, она приглашает нас в страну сказок.

Повертелись, покружились в стране сказок очутились

- Вот послушайте русскую народную сказку «Заюшкина избушка».



дети идут по кругу то в одну- то в другую сторону





(выполняют кружение)

II

Основная часть

2.Рассказывание сказки педагогом

«Заюшкина избушка»


(с опорой на мнемотаблицу, состоящую из блоков-символов)






3.Беседа по содержанию.


 4.Физминутка на повторение содержания сказки «Заюшкина избушка»

Выходите на полянку и вставайте все вокруг! Рассказали мы вам сказку, как зайчишку спас петух! Хорошо ли лиса с зайцем в сказке поступила? Нет! Лиса коварная, зайца обхитрила! А лиса какая? - Хитрая, воровка! А еще какая? -  Коварная плутовка! А какой же зайчик? - Добрый, беззащитный, слабый и доверчивый и большой трусишка! Почему собаки зайцу не смогли помочь? И медведь лохматый не прогнал лисицу прочь?

И собаки и медведь просто испугались. Кто же зайчику помог? Смелый, храбрый петушок!





(Выполняются движения в кругу, согласно словам).      



 4.Дыхательная гимнастика

«Вертушки».

Вдох – нос, выдох – рот (дуем на вертушку)


5.Дидактическая игра «Путаница».


Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и последовательности событий в сказке.

- Ой, ребята, пока мы играли с вами, картинки наши перепутались. Помогите расставить картинки правильно.

дети вызываются по одному и расставляют блоки мнемотаблицы в нужном порядке

6.Повторение песенки петуха.

- Давайте с вами вспомним, какую песню пел петух.

- Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах, в красных сапогах

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон.




7.Повторное рассказывание сказки воспитателем с опорой на картинно-символический план.

- Я вам еще раз расскажу сказку, а вы внимательно ее послушайте.




8.Пересказ сказки детьми по цепочке с опорой на картинно-символический план.


III

Заключительная часть

10.Итог занятия.

-Какую сказку мы сегодня пересказывали?

-Какая пословица может передать смысл нашей сказки?

-Какие новые слова мы узнали сегодня? (лубяная, посечи, на пятах)




  


Конспект № 3 Тема занятия: «Волшебный сундучок»

Занятие с элементами театрализации сказки «Заюшкина избушка».

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа, дети 6-7тлет
Форма: Организованная образовательная деятельность
Форма организации: Фронтальная
Цель: Развитие речевого и театрального творчества

Задачи:

-Образовательные задачи: Продолжать формировать умение детей узнавать сказки по загадкам, предметам, картинкам. Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику. Развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность речи, работать над формированием правильной, четкой речи.

-Развивающие задачи: Формировать умение сочетать движения и речь, в игре перевоплощаться с помощью жестов и мимики.

Развивать интерес к русским народным сказкам и театральной деятельности, творческому воображению, фантазии, эстетическому вкусу в передаче образа.

-Воспитательные задачи: Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, любовь к театру.

Предварительная работа: - Беседы-рассуждения по жанрам литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение)

- чтение русских сказок;

- рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;

- драматизация отрывков из сказок «Гуси-лебеди»«Лисичка сестричка и серый волк»«Волк и семеро козлят»;

- разгадывание загадок,

- посещение театральной студии, беседы: «Что такое сказка?», «Театр, виды театров (настольный, пальчиковый, теневой, Би-ба-бо», «Театральные профессии»«Правила поведения в театре»;

- взаимодействие с родителями, организация выставки (создание настольного театра игрушки для театрализованной деятельности детей). Консультации на тему: «Домашний театр – это просто»«Для чего нужна сказка?»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, художественная

Оборудование:

1.Волшебная КНИГА.

2.Элеме

3. Вертушки для дыхательной гимнастики

Приемы и методы: беседа с детьми, показ, игровой прием, самостоятельная театрализованная деятельность детей


Ход НОД:

Структура занятия

Деятельность воспитателя (основные приемы работы)

Деятельность детей (предполагаемая)

I

Вводная часть

1.Организационный момент.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Побежит тепло по кругу

Очень рады мы друг другу.

Пожалуйста, улыбнитесь и мне.


Дети образовывают круг и берутся за руки.

2.Упражнения на артикуляцию.


Все приветливо улыбаются ,

мы дарим друг другу свои улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь и мне.

(Выполняются упражнения для губ «Улыбка-Трубочка», для язычка  -«Качели»)

- Молодцы, ваш язычок размялся и готов к работе. Мы знаем уже много сказок.

И сегодня, мы собрались вспомнить любимые сказки, возьмем нашу помощницу КНИГУ.


Повертелись, покружились в стране сказок очутились

(выполняют кружение)

II

Основная часть

3. Беседа.

Ребята, мы много говорили об устном народном творчестве.

Сегодня я предлагаю вспомнить какие жанры устного творчества вы запомнили. - Скажите, а почему творчество называется «устным»?

- Почему творчество называется «народным»?

(передавалось из уст в уста. Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством).

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

Ребята, давайте посмотрим первую страницу книги.

Как вы думаете, какой жанр народного творчества здесь представлен?


4. Потешки

- Ребята, давайте поиграем! Я скажу потешку «Большой – маленький», а вы поиграете пальчиками.

Жили-были мальчики – маленькие пальчики.

Самый старший – большой – косил сено за рекой.

Указательный – с порога провожал его в дорогу.

Средний - сено ворошил.

Безымянный – печь топил.

А мизинчик-малышок в печке каши грел горшок,

стол к обеду накрывал, да к обеду братцев ждал.

Воспитатель: Молодцы, ребятки. Давайте, посмотрим, что на следующей странице.









дети выполняют движения с пальчиками

5. Скороговорки

Какие скороговорки вы знаете?

Дети произносят скороговорки.

Ну, что ж, язычки мы с вами размяли, можно отправляться в путешествие по устному народному творчеству.

Воспитатель: Ну-ка, заглянем в нашу книгу.


6. Сказки

Со сказками все дружат,

И сказки дружат с каждым

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что может было,

А может быть и нет.

Сказка дарит детям волшебный сундук- открываем сундук, там костюмы к сказке (лиса, заяц, собака, медведь и петух)

Интересно, из какой сказки эти герои?

давайте попробуем поиграть в сказку «Заюшкина избушка», чтобы вспомнить содержание проведем физкультминутку.




7. Физкультминутка

«Заюшкина избушка»

Выходите на полянку и вставайте все вокруг!

Рассказали мы вам сказку, как зайчишку спас петух!

Хорошо ли лиса с зайцем в сказке поступила?

Нет! Лиса коварная, зайца обхитрила!

А лиса какая? - Хитрая, воровка!

А еще какая? -  Коварная плутовка!

А какой же зайчик? - Добрый, беззащитный,

слабый и доверчивый и большой трусишка!

Почему собаки зайцу не смогли помочь?

И медведь лохматый не прогнал лисичку прочь?

И собаки и медведь просто испугались.

Кто же зайчику помог?

Смелый, храбрый петушок!

(Выполняются движения в кругу, согласно словам).      



8. Драматизация сказки


происходит театрализация сказки



9. Считалка и игра

В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Чтобы выбрать водящего, использовали считалки. Какие считалки вы знаете?

«Тары - бары, растабары! У Варвары куры стары»

Давайте позабавимся русской народной игрой «Гори, гори ясно»






(Дети отвечают)

III

Заключительная часть

10. Итог занятия.

- Скажите, а почему творчество называется «устным»?

Почему творчество называется «народным»?

Ребята, какие виды жанров устного народного творчества вам больше всего запомнились?

Героями какой сказки мы сегодня свами были?

Хорошо ли поступила лиса с зайцем?

-Какая лиса в этой сказке?

-А какой зайчик?

-Почему не помогли зайцу собака и медведь?

-Кто оказался настоящим героем-помощником, не испугавшимся лисы?

-Что же победило в сказке, добро или зло?

Вот мы и собрали все странички.

Что было на страничках?

Воспитатель: А как можно назвать книгу?

(Ответы детей: передавалось из уст в уста)

(Ответы детей).



(лиса хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка)

(зайчик – добрый, слабый, доверчивый, беззащитный, горемыка)

(волк и медведь струсили и убежали)

(Петушок – смелый, храбрый, отважный, хороший, красивый)

Дети: Потешки, скороговорки, сказки, считалки.

Дети: «Бабушкин (волшебный, сказочный и другие варианты) Сундучок»


Конспект № 4 Тема занятия: «Путешествие по русским народным сказкам»


Возрастная группа: Подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет
Форма: Организованная образовательная деятельность
Форма организации: Фронтальная
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

-Образовательные задачи: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок. словарь

-Развивающие задачи: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

-Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».


Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Виды деятельности:

игровая, коммуникативная, двигательная, художественная

Оборудование:

Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Приемы и методы:

Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физкультминутка, мимическое упражнение).


Ход НОД:

Структура занятия

Деятельность воспитателя (основные приемы работы)

Деятельность детей (предполагаемая)

I

Вводная часть

1. Организационный момент:
Дети заходят, становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.

Дети образовывают круг и берутся за руки.

2. Артикуляционная гимнастика


(Выполняются упражнения для губ «Улыбка», «Воздушный поцелуй»)

II

Основная часть

3. Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки?
- Почему вы их любите?
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?

-Сказки передавались от одного человека к другому, поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель:
- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).
- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги?
- вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем.

«Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель:
Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет?

Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок)

-Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.




(потому что, их сочинил народ).









(дети рассуждают, высказывают свои предположения).

4. Игра «Назови сказки»:

Воспитатель:
- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).
- Верно- потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок.

«Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»

- Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

(дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку)
(Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова)

(клубочек покатился к сундучку).

5. Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.

Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета?








(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)


(красная)

6. Моделирование сказок

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги!

«Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!»
Воспитатель:
- И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета?

- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

(Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги)

(Моделирование сказок: «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Репка», Дети называют сказку, героев).


(оранжевого).

7. Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».




8. Дидактическая игра «Помогите!»

Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь!
Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки).
Игра «Помогите!».
Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).
«Помогите, за мной гонятся три медведя!»

«Помогите! Я сломал домик зверей!»
«Помогите! Я превратился в козленочка!»

«Помогите, у меня оторвался хвост!»


«Помогите! Я превратилась в облачко!»
Воспитатель:
- Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета?
- Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!
- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

(Идут, подходят к стульчикам, садятся).












(«Три медведя»)


(«Теремок»)

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

(«Лисичка сестричка и серый волк»)


(Снегурочка»)



(Желтого)




9. Физкультурная минутка "Сказки"
Вот ее мы посадили
И водой ее полили
Вырастала репка хороша и крепка
А теперь ее потянем
И из репы кашу сварим
И будем мы от репки здоровые и крепкие

имитация движений по тексту



10. Угадывание иллюстраций

Воспитатель:
- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят"
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
- Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета?

- А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)

































(Зеленого и голубого).



11. Загадки

- Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга)
3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?
4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)
5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)
6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)

Воспитатель:
- Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета?
























(синего)



12. Игра: «Ты мне – я тебе».

- Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.
- Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе».
Например:

корова – сказка «Крошечка-Хаврошечка».
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… - ; Молодцы!-
Воспитатель:
- Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета?

- У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый.
- Что вам напоминают эти цвета?
- Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап, снурре!».

Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
• удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
• лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
• весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.






(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.)


(фиолетового)

III

Заключительная часть

Рефлексия:
Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.
Воспитатель:
- Чему нас учат сказки?
- Какие бывают сказки?
- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.





Картотека дидактических игр и упражнений по обогащению словаря детей


«Кто за кем?»

Дидактическая задача: развивать логическое мышление (анализ и синтез); развивать память, закрепление знания сказки, обогащение активного словаря.

Игровая задача: разложи всех героев сказки последовательно

Игровые правила: за правильное выполнение задания ребёнок получает жетон

Игровой материал: фигурки героев сказки «Заюшкина избушка»;

кружки – жетоны.

Игровые действия.

1. Ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, и пр. Ведущий задаёт наводящие вопросы.

2. Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, описанием внешности героев (какой?)

Слова для обогащения словаря: «ледяная, лубяная, весна-красна, на пятах, посечи, коса, горюет, лавка, печь, дразнилась»


«Лови да бросай — на вопрос отвечай?».

Дидактическая задача: подбор существительных к прилагательному, развитие воображения и памяти у детей

Игровая задача: мячик маленький лови, да словечко говори

Игровые правила: лови-поймай-быстро отвечай-фишку получай

Игровой материал: мяч, фишки

Игровые действия. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, а ребенок, возвращая мяч ведущему, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Слова для обогащения словаря:

*Лубяная, темная, деревянная, рубленная, теплая, практичная – изба зайца

*Ледяная, светлая, холодная, блестящая, прозрачная, сверкающая, тающая, непрактичная- изба лисы

*Желтое, жаркое, палящее, знойное, яркое, жгучее, согревающее- солнце.

*Рыжая, хитрая, лукавая, коварная, хитроумная, изворотистая, пронырливая, плутовская, хитрющая-лиса

*Простой, наивный, честный, непосредственный, невинный, нехитрый, нерешительный, мнительный, стеснительный, пугливый, простодушный- заяц

*Гордый, дерзкий, самонадеянный, заносчивый, гордый, мнительный, трусоватый, оробелый- собаки, волк, медведь

*Смелый, отчаянный, героический, отважный, бесстрашный, бравый, удалой, рисковый, неустрашимый, неробкий- петух



«Расскажи по картинке».

Дидактическая задача: развивать логическое мышление (анализ и синтез); развивать память, расширение словарного запаса,

развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

Игровая задача: расскажи про своего героя сказки

Игровые правила: за правильное выполнение задания ребёнок получает жетон

Игровой материал: фигурки героев сказки «Заюшкина избушка»;

кружки – жетоны.

Игровые действия.

Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает, как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.

Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.

Слова для обогащения словаря: «ледяная, лубяная, весна-красна, на пятах, посечи, коса, отважный, трусливый, испуганный, толстопятый, косолапый, неуклюжий, хитрющая, злющая»



«Кто самый наблюдательный?».

Дидактическая задача: закреплять умение составлять рассказ по картинке, развивать внимание, расширять словарный запас.

Игровая задача: расскажи, что ты видишь на картинке

Игровые правила: за правильное выполнение задания ребёнок получает жетон

Игровой материал: сюжетные картинки из сказки «Заюшкина избушка», жетоны

Игровые действия.

Взрослый показывает картинку с изображением сюжета сказки и просит детей описать, что изображено на картинке. Дети перечисляют и описывают героев, события, предметы. За каждый правильный ответ они получают жетоны.

Дети старше пяти лет играют по данному сюжету один раз. Победитель выкладывает свой сюжет.

Слова для обогащения словаря: «ледяная, лубяная, весна-красна, на пятах, посечи, коса, отважный, трусливый, испуганный, толстопятый, косолапый, неуклюжий, хитрющая, злющая»


«Собери и расскажи сказку».

Дидактическая задача: закрепление знания сказок; расширение словарного запаса, развитие связной речи, внимания, памяти

Игровая задача: расскажи, что ты видишь на картинке

Игровые правила: за правильное выполнение задания ребёнок получает жетон

Игровой материал: картинки с изображением сюжетов сказки

Игровые действия. Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

Слова для обогащения словаря: «ледяная, лубяная, весна-красна, на пятах, посечи, коса, отважный, трусливый, испуганный, толстопятый, косолапый, неуклюжий, хитрющая, злющая»


«Опиши героя».

Дидактическая задача: развитие грамматического строя речи,

умения подбирать прилагательные.

Игровая задача: расскажи, какой герой

Игровые правила: за правильное выполнение задания ребёнок получает жетон

Игровой материал: Сказка в картинках или фигурка героя для описания; карточки со схематическими изображениями эмоций, цвета, строения тела.

Игровые действия.

I вариант: После прочтения сказки, воспитатель спрашивает: (сказка «Заюшкина избушка»)

- Какой Петушок? , Дети отвечают: «Добрый, смелый и т. д. »

- Какая лиса? И т д.

II вариант: После прочтения сказки, или при сравнении сказок, воспитатель просит описать одного из героев, используя схематические карточки.

Слова для обогащения словаря: «ледяная, лубяная, весна-красна, на пятах, посечи, коса, отважный, трусливый, испуганный, толстопятый, косолапый, неуклюжий, хитрющая, злющая»



«Волшебный кубик».

Дидактическая задача: закрепление знания сказок, развитие речи, памяти.

Игровая задача: расскажи, из какой сказки герой

Игровые правила: за правильное выполнение задания ребёнок получает жетон

Игровой материал: кубик, на каждую грань которого, с помощью липучки, прикрепляются герои или сюжеты сказок

Игровые действия.

I вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети называют героя и сказки с его участием.

II вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети изображают этого героя.

III вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные). Дети называют сказку и её героев.

IV вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки, и называет героя и сказки с его участием.

V вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные, и называет сказку и её героев

Слова для обогащения словаря: «ледяная, лубяная, весна-красна, на пятах, посечи, коса, отважный, трусливый, испуганный, толстопятый, косолапый, неуклюжий, хитрющая, злющая»



«Угадай сказку по описанию».

Дидактическая задача: развитие связной речи; закрепление знания сказок, памяти.

Игровая задача: расскажи, из какой сказки герой

Игровые правила: за правильное выполнение задания ребёнок получает жетон

Игровой материал: Сюжетные картинки к сказкам «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко» и др.

Игровые действия. Воспитатель кладет сюжетную картинку изображением вниз и произносит какой-то отрывок из сказки. Ребёнок узнает и называет сказку, а далее описывает, что изображено на картинке. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью.

Слова для обогащения словаря: «ледяная, лубяная, весна-красна, на пятах, посечи, коса, отважный, трусливый, испуганный, толстопятый, косолапый, неуклюжий, хитрющая, злющая»


«Чья голова?»

Дидактическая задача: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Игровая задача: Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова

Игровые правила: назови правильно

Игровой материал: картинки разных животных

Игровые действия. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «...воронья».

Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

Слова для обогащения словаря

у зайца — заячья;

у лисы — лисья;

у собаки — собачья;

у медведя — медвежья;

у петуха — петушиная;


«Скажи ласково».

Дидактическая задача: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Игровая задача: мячик маленький поймай, да словечком приласкай

Игровые правила: лови-поймай-быстро отвечай-фишку получай

Игровой материал: мяч, фишки

Игровые действия. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет первое слово например, дом, а ребенок, возвращая мяч ведущему; называет второе слово (домик).

Слова для обогащения словаря: «Дом-домик, лиса-лисичка-лиска-лисонька, заяц- зайчик-заюшка-заинька, собака- собачка-собачечка, медведь-медведюшка, петух-петушок, дома-домики и пр»


«Игра «Потому что…».

Дидактическая задача: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения

Игровая задача: обьясни, почему…

Игровые правила: обьясняешь, почему так произошло - получаешь фишку

Игровой материал: фишки, картинки из сказки

Игровые действия. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.

Слова для обогащения словаря:

*Домик лисы растаял, потому что… пришла весна

*Домик лисы растаял, потому что… был изо льда

*Зайка плакал, потому что… остался без домика

*Зайка плакал, потому что… лиса его обманула

*Собаки испугались, потому что… были несмелые

*Медведь убежал, потому что… был неуклюж

*Петушок выгнал лису, потому что… был смел

*Петушок сумел выгнать лису, потому что… он был справедлив


«Скажи наоборот».

Дидактическая задача: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Игровая задача: мячик маленький лови, да словечко говори

Игровые правила: мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот

Игровой материал: мяч, фишки

Игровые действия. игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный».

Ведущий, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая педагогу мяч, называет другое — с противоположным значением.

Ведущий: Горячий - Дети:  Холодный.

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: холодная изба. Веселый зайка. Злая лиса.

Слова для обогащения словаря:

(по картинкам сказки «Заюшкина избушка»)

У лисы изба светлая, а у зайца темная.

у зайца изба теплая, а у лисы холодная

Зимой было холодно, а весной тепло

зайка был веселый, а стал грустный

снег был мягкий, а лубок твердый

собаки были смелые, а стали испуганные

медведь большой, а корзинка в лапах маленькая

лиса была добрая, а стала злая

Река широкая, а ручеек узкий.

Медведь большой, а медвежонок маленький.

  • Хороший - плохой; умный - глупый; веселый - грустный; острый - тупой; гладкий - шероховатый; легкий - тяжелый; глубокий - мелкий; светлый - темный; добрый - злой; радостный - печальный; быстрый - медленный; частый - редкий; мягкий - твердый; ясный- пасмурный; высокий – низкий, молодой – старый.


«Назови части».

Дидактическая задача: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи, логического мышления

Игровая задача: охарактеризуй-расскажи герой какой- он веселый или злой?

Игровые правила: лови-поймай-быстро отвечай-фишку получай

Игровой материал: 2-3 пары картинок по сказке, изображающие всех героев

Игровые действия. Ребенку предлагают рассмотреть 2-3 пары картинок. Герои сказки имеют ряд отличий между собой. Взрослый берет одну картинку, ребенку дается парное изображение. Необходимо вместе по очереди описать героя, точно называя его признаки.

Педагог: На моей картинке - лиса, она довольна собой.

Ребенок: На моей картинке тоже лиса – она испугана.

Педагог: На моей картинке лиса в рукавицах- потому, что зима и холодно

Ребенок: На моей картинке лиса без рукавиц- потому что пришла весна и стало тепло.

Слова для обогащения словаря: довольна, испугана, рукавицы, решительны, неуверен, сомнения, храбрец, герой, наивен.


«Что происходит в природе?».

Дидактическая задача: закрепление употребления в речи глаголов,

согласования слов в предложении

Игровая задача: человек легко находит, что в природе происходит

Игровые правила: лови-поймай-быстро отвечай-фишку получай

Игровой материал: мяч, фишки

Игровые действия: ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч педагогу, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам «зимой», «весной», «в лесу» и пр.

Слова для обогащения словаря:

  • Солнце — что делает? Светит, греет.

  • Ручьи — что делают? Бегут, журча.

  • Снег — что делает? Темнеет, тает.

  • Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни.

  • Капель— что делает? Звенит.

  • Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.


«Что делают животные в сказке?».

Дидактическая задача: активизация глагольного словаря детей,

закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Игровая задача: что животные умеют — лисы, зайцы и медведи

Игровые правила: лови-поймай-быстро отвечай-фишку получай

Игровой материал: мяч, фишки

Игровые действия.

Ведущий, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч ведущему, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Слова для обогащения словаря:

  • Лиса –бежит, лежит, ругается, дразнится, обманывает, хитрит, обзывается, злится, убегает

  • Заяц – стоит, бежит, плачет, жалуется, обижается,

  • Собака – Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит

  • Медведь – бредет, косолапит, обещает, храбрится, боится

  • Петух – выгоняет, поет, идет, побеждает


«Героев сказки назови».

Дидактическая задача: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти

Игровая задача: мяч бросай- героев сказок называй

Игровые правила: кидай-лови-поймай-говори

Игровой материал: мяч, фишки

Игровые действия.

Ведущий называет сказку, дети перечисляют героев сказки

Слова для обогащения словаря:

«Заюшкина избушка» – лиса, заяц, собаки, медведь, петух

«Вершки и корешки»- старик, медведь

«Три медведя»- Михайло Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка, Машенька, подружки, бабушка и дедушка.

«Маша и медведь»- Машенька, дедушка, бабушка, собаки, подружки, медведь

«Гуси -лебеди» – Машенька, Иванушка, печка, речка, яблонька, Баба Яга, гуси

«Заяц-хваста» -зайцы, ворона, собаки

«Бобовое зернышко» – петушок, курочка, речка, липа, девушка, гребенщик, калачник, дровосек и пр.


«Из чего сделано?».

Дидактическая задача: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования

Игровая задача: вот предмет, а из чего люди сделали его?

Игровые правила: кидай-лови-поймай-говори

Игровой материал: мяч, фишки

Игровые действия. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ведущий, бросая мяч ребенку, говорит: «рукавицы из меха», а ребенок, возвращая мяч ведущему, отвечает: «меховые».

Усложнение: можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Лисы есть меховые рукавицы.

Слова для обогащения словаря: рукавички из шерсти... Шерстяные;

  • Дом изо льда… ледяной

  • Дом из луба…лубяной

  • Обувь из липы…лапти

  • Ноги без обуви…босоногие

  • Собака, которая охотится…охотничья

  • Горшок из глины… глиняный

  • Отопление печью… печное

  • Варенье из малины… малиновое

  • Шубка на меху… меховая

  • Крыша из соломы… соломенная

  • Корзину, которую плетут из веток… плетеная





Сценарий спектакля в стихах «Заюшкина избушка»


Действующие лица: 

Первая Сказочница

Вторая сказочница

Лиса

Заяц

Собаки (2 человека)

Медведь

Петухи (4 человека)


Сказочница 1

Здравствуйте, гости дорогие –

И взрослые, и молодые!

Мы рады гостям,

Как добрым вестям!

Сказочница 2

Сказку нынче вам покажем!

Да в стихах ее расскажем:

Как в лесочке на опушке

Появились две избушки…

Сказочница 1

Нет, давай-ка по порядку,

Чтоб сказалась сказка гладко:

Жил был Заяц. Эй, косой! Выходит Заяц

Рядом с хитрою лисой… Выходит Лиса

Заяц

Здравствуй, Лисонька, лиса!

Всему лесу ты краса!

Ходишь в шубе дорогой,

Хвост пушистый золотой!

Лиса

Здравствуй, Зайка, не обижу!

Что ж дрожишь ты? – Я же вижу!

Заяц

Как же не дрожать, когда

Наступают холода?

Мерзнут лапы, мерзнут ушки –

Строить надобно избушку!

Лиса

Что? Избушку? Я тогда

Тоже строю – изо льда!

Будет избушка ледяная,

Льдинки так красиво сверкают!

Заяц

А я построю из лубочка,

Я припас коры за кочкой:

Будет избушка лубяная,

Прочная и теплая такая!

Лиса

Славно, славно заживем!

Мы соседи! Строим дом!

Заяц и Лиса под музыку строят себе домики, в это время сказочницы комментируют:


Сказочница 1

Вот и встали на опушке рядом новые избушки.

Сказочница 2

Пляшут заинька с лисой, каждый хвастает избой.

Лиса

Я – лисица-мастерица!

Я избой могу гордиться!

Вот избушка ледяная,

Глянь, красивая какая:

Снежный кружевной венец,

Вся блестит, как леденец!

Заяц

Ох, Лисица-мастерица, твоя избушка не годится!

Вот как солнце припечет – и избушка потечет!

А моя, зато крепка,

Вся из прочного лубка.

Приходи скорей, весна,

Ты избушке не страшна!

Лиса

Да когда она придет!

Не растает крепкий лед!

Уходят каждый в свой домик.

Звучит музыка (тема весны), сказочницы вальсируют, домик лисы покачивается, наклоняется и убирается ими за ширму

Заяц выходит из своего домика, навстречу ему лиса


Заяц

Здравствуй, Лисонька, лиса!

Что печальна ты, краса?

Лиса

Я осталась без избушки!

Не откажешь ты подружке:

Пустишь Лисоньку пожить?

Заяц

Я согласен – так и быть…

Лиса

Что ж прекрасно, что ж прекрасно –

Только я-то не согласна!

Будет тесно нам с тобой,

Убирайся-ка, косой!

Лиса гонит Зайца из избы и уходит в заячью избушку


Сказочница 1

Вот как в сказке-то случилось:

Лиса к зайцу напросилась,

Да его и прогнала…

А вот собака из села!

Сказочница 2

Эй, Дружок, скорей сюда,

Ведь у зайки-то беда!

Музыка (тема Собаки), Появляется Собака


Собака 1

Я с хозяином дружу, все хозяйство сторожу.

Живу под крылечком, а хвост – колечком.

Собака 2

Почему ты плачешь, Зайка?

Иль обидела хозяйка?

Заяц

Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала…

Собаки (вместе)

Не плачь, зайчик! мы твоему горю поможем! Тяф, тяф, тяф! Эй, лиса, уходи прочь!

Лиса

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Музыка (тема Собаки ускоренная), собака убегает,

Лиса грозит ей вслед кулаком, Заяц прячется.


Сказочница 1

Нет, Дружок помочь не смог,

Убегает со всех ног…

Сказочница 2

Глянь, медведь! Вот он поможет –

Справиться с Лисой он сможет!

Музыка (тема Медведя), выходит Медведь с корзиной


Медведь

Я – медведь Михал Иваныч,

Пирогов напек я за ночь:

Хоть я грозный и большой,

Но хозяин-то какой!

Я с соседями дружу,

Всех на чай я приглашу!

Почему ты, зайчик, плачешь?

Что ты весело не скачешь?

Заяц

Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала…

Медведь

Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Эй, лиса, уходи прочь!

Лиса

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Музыка (тема Медведя ускоренная), медведь убегает,

Лиса грозит ему вслед кулаком, Заяц прячется.


Сказочница 1

Что ж ты, косолапый мишка

Не помог в беде Зайчишке…

Сказочница 2

Да, совсем дела плохи.

Ой, смотри-ка, петухи!

Музыка (тема Петухов), выходят Петухи


Петух 1

Мы лихие петушки,

Мы задорны и легки!

Петух 2

Крылья поднимаем,

Весело шагаем!

Петух 3

Зайка, что-то ты не весел,

Уши длинные повесил?

Заяц

Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала…

Петух 1

Здесь со мной мои дружки –

боевые петушки!

Петух 2

Грозны наши голоса –

Испугается лиса!

Петух 3

Мы лисицу победим –

Домик мы освободим!

Петух 4

Несу косу на плечи, хочу лису посечи!

Петух 1

Ку – ка – ре – ку! Уходи, лиса, прочь!

Лиса

Ладно, ладно, убираюсь…

Погодите, обуваюсь!

Петухи 2 и 3

Ку – ка – ре – ку! Уходи, лиса, прочь!

Лиса

Ладно, ладно, убираюсь…

Погодите, одеваюсь!

Все петухи

Ку – ка – ре – ку! Уходи, лиса, прочь!

Музыка (тема погони), Лиса выскакивает из избушки и убегает.


Сказочница 1

Испугалася Лиса,

И стрелой летит в леса!

Сказочница 2

Ну, а зайка с Петушками

Стали добрыми друзьями –

Стали жить да поживать,

Да чаи распивать!

Сказочница 1

А на чай они скорей

Зовут в гости всех друзей!

Сказочница 2

Если вместе, если дружно

Никогда не будет трудно!

Музыка (плясовая) выходят все персонажи, общий танец


Все вместе

Тут и сказочке конец, а кто слушал, молодец!