СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал на тему "Смысловое чтение в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Формирование навыка выразительного, грамотного, осмысленного чтения имеет приоритетное значение в начальном звене образования учащихся. Данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен   закладываться  навык смыслового чтения. Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения, так как программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации.   

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение Китова И.И.»

Китова Ирина Ивановна учитель начальных классов

ТМК ОУ «Хатангская средняя школа №1»

с. Хатанга Красноярского края


Китова И.И.

учитель начальных классов

ТМК ОУ «ХСШ №1»

с. Хатанга

Красноярского края



«Формирование навыка смыслового чтения

на уроках гуманитарного цикла

в начальной школе»

Читать – это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное дело.

К.Д.Ушинский

В последние годы читательская грамотность граждан нашей страны стала объектом пристального внимания и президента, и правительства (Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы). Это связано с тем, что в России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей.

Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам познания окружающего мира. Младший школьник должен научиться, не только добывать необходимую информация, но и понимать, анализировать, структурировать и представлять ее.

Анализ ВПР в 4 классах 2017 года по региону, по России показал невысокие результаты, можно сказать, не сформированы такие навыки, как понимание текстовой информации, распознавание основной мысли текста при его письменном предъявлении.

Умение составлять текст в письменной форме, умение строить речевые высказывания заданной структуры, умение распознавать значение слова формулировать в письменной речи, умение подбирать к слову близкие по значению слова, более успешными были задания других видов, а вот задания, направленные на работу с текстом показало низкий результат.

Умение работать с текстом, выделять главную информацию и оценивать её, является одной из ключевых составных успешного обучения.

Актуальность ВПР, низкий уровень осознанности чтения определило выбор на ближайшее время методической темы по самообразованию «Методы и приёмы формирования смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла»

Цель моей работы в этом направлении: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстом.

Задачи:

  • Научить: осознанно, правильно, выразительно читать;

  • максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и извлекать из текста информацию

  • работать с разными видами текстов (художественными, научно-популярными, публицистическими и др.);

  • строить речевое высказывание заданной структуры в письменной форме по содержанию прочитанного текста

  • расширять лексический запас;

  • определять идею текста, выявлять смысловой и эмоциональный подтекст, т.е. учить комплексному анализу текста;

  • развивать устную и письменную речь

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Появление планируемых результатов программы «Чтение. Работа с информацией" обусловлено необходимостью оценивания умения работать с информацией как интегральной характеристики выпускника начальной школы.

В программе выделены следующие разделы:

  • Получение, поиск и фиксация информации

  • Понимание и преобразование информации

  • Применение и представление информации

  • Оценка достоверности получаемой информации

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников увлечённое преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приёмов работы с текстом.

С помощью нетрадиционных приёмов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

Те приёмы учебной работы, которые мною используются, являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.

Как научить младшего школьника "смысловому чтению"?

Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:

  • с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • определением основной и второстепенной информации;

  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объём словаря.


Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?

«Стратегии смыслового чтения» - различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО

Подготовительный этап

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Начальный этап

2 классобучение детей работать с текстом

- Смысловое чтение.

- Владение пересказом разного вида.

- Деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения).

- Выделение опорных слов (словосочетаний).

- Характеристика героев и их поступков.

- Подбор антонимов и синонимов к словам.

- Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

Основной. Заключительный.

3-4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.

-Самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).

-Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме.

-Выделение главной и второстепенной информации.

-Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку.

-Самостоятельное формулирование вопросов по тексту.

-Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются метапредметные связи. Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»). Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. Всё это ведёт к комплексному анализу текста. Фазы работы с текстом.

Первая это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования.

Методика работы с текстом

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Восприятие

Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).

Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чём текст? (первичная работа с названием)

2 этап. Структурно-функциональный анализ

Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приёмов визуализации.

3 этап. Реконструкция смысловых структур 

Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?



Приёмы работы с текстом на уроках русского языка

Понимание прочитанного текста может быть достигнуто при помощи следующих приёмов.

Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников стали зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко. Одной из целей проведения зрительных диктантов И.Т. Федоренко является формирование навыка чтения. Они состоят из наборов по шесть предложений в каждом. Каждое предложение было длиннее предыдущего на 1-2 буквы (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора – 46 букв). Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память второклассников развилась настолько, что каждый ребёнок мог запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Ученик легко улавливал смысл, читать ему становилось интересно, процесс обучения чтению шёл гораздо быстрее.

Практика показывает, что лучшие результаты получаются при ежедневных тренировочных упражнениях в течение одной учебной четверти.

Зрительные диктанты можно использовать во втором классе или в третьем– выбор за учителем. Я придерживаюсь мнения, что наиболее эффективным является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда как никогда актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения, что положительно влияет па многие стороны учебной деятельности школьников.

Работа со словом

Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке русского языка и ей надо уделять должное внимание.

Словарную работу можно разделить на 3 вида:

1.Работа с незнакомыми словами: очень часто дети, читая текст, не осознают, что в тексте есть слова с непонятным значением. Такие слова проскальзывают в контексте, создавая иллюзию понятности. И если учитель не заострил внимание ребёнка на таком слове, оно так и останется непонятным. Поэтому при чтении текста очень важно провести словарную работу, нужно зафиксировать в сознании ребёнка, что непонятные слова не дают возможности двигаться дальше в работе над текстом. На начальном этапе рекомендуется прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов.

2. Работа с ключевыми словами: серьёзно страдает понимание текста от того, что ученики не видят ключевых, наиболее важных слов в тексте. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста. Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

3. Работа со словами-образами: слова-образы или по-другому художественные средства помогают увидеть красоту текста. Знакомство со словами-образами в начальной школе начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ более ярким. Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…» «Снежинки, как пушинки...». Скрытые сравнения называются метафорами, и выражается родительным падежом имени существительного, например, «Холодное серебро росы». С начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, по мере развития читательского воображения детей через обсуждение роли сравнения в создании образов можно переходить к введению терминов, называющих художественные средства.

Диалог с текстом

Это следующий приём понимания текста. Диалог с текстом происходит в результате внимательного чтения текста, с целью разгадать текст, увидеть позицию автора, осознать своё отношение к этой позиции. Психологами, замечено, что опытный читатель начинает диалог с текстом ещё при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем.

Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций:

1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;

2) прогнозирование ответов на возникший вопрос и содержание;

3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).

Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

«Чтение с остановками» – один из методов обучения диалогу с текстом. Учитель останавливает чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и можно организовать прогнозирование и проверку детских прогнозов. Главное – научить видеть существенную информацию в тексте, не задавать поверхностных вопросов и делать остановку в чтении тогда, когда это оправдано выяснением текстовых смыслов. Здесь огромную роль играет внимание к слову. Развитие читательского воображения: многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением.

Данный приём содержит все стадии технологии:

1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чём будет текст.

2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приёма в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Приёмы формирования смыслового чтения

Приём «Ассоциации» или «Ассоциативный куст» учащиеся высказывают свои ассоциации к ключевому слову или заголовку текста. Этот приём позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу, актуализировать знания.

Чтение в парах – формирование умения выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. Учитель объединяет учащихся в пары, где каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей. В паре по формированию смыслового чтения можно выполнять разные задания.

Читаем и спрашиваем – формирование умения самостоятельно работать с информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем; ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном тексте; один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

Дневник двойных записей – формирование умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. Учитель даёт указание учащимся разделить тетрадь на две части. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий, почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал.

Чтение с пометками – формирование умения читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание промаркировать текст знаками: «V»– знакомая информация; «+» – новая информация; «–» – я думал (думала) иначе; «?» – это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. Этот приём даёт возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться читать вдумчиво.

Синквейн – формирование умения выделять ключевые понятия и идеи в прочитанном тексте, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову текста. Структура синквейна: одно существительное (тема), два прилагательных (описание), три глагола (действие), фраза из четырёх слов (описание), существительное (перефразировка темы).

Восстанови деформированный текст – формирование умения видеть последовательность расположения частей текста. Учитель предлагает расположить перепутанные фрагменты текста, собрать правило или алгоритм в правильной последовательности.

Найди ошибку – формирование умения находить и исправлять ошибки. (Мал соловей, да колос велик).

Работа с многозначными словами – формирование умения находить хорошо знакомые слова в непривычном употреблении.

Работа с фразеологизмами – учитель предлагает дополнить предложение одним из записанных фразеологизмов. Например: Ручеёк высох, деревья, кусты, травы засохли, и люди… (Бить тревогу. Не знал, куда глаза девать).

Расшифруй предложение и составь по нему рассказ – формирование умения понимать фактуальную и подтекстовую информацию.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.



Методы и приёмы, используемые при групповой работе

Метод «Шесть шляп критического мышления».

Цель – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Приём «Учебный мозговой штурм». Основная цель «учебного мозгового штурма» – развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

Приём «Письмо по кругу». Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.

Приём «Джигсоу» используются для изучения и систематизации большого по объёму материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Мозаика «Джигсо» Группа делится на небольшие подгруппы численностью от 3 до 5 лиц (так называемые домашние группы). Каждый участник получает номер от 1 до 5.

  1. Называется тема статьи или текста и ведущий поясняет, что надо понять текст, который будет изучаться по частям.

  2. Текст делится на части. И участники с одинаковыми номерами собираются в экспертные группы.

  3. Каждая группа досконально изучает свою часть текста.

  4. Участники расходятся по домашним группам.

  5. Начинается полное изучение текста. То есть, каждый номер должен рассказать и изложить содержание своей части текста, чтобы все члены группы могли ответить на вопросы к нему.

  6. Ведущий проверяет понимание текста и на вопросы отвечают все члены группы, а не тот участник, который отвечал за тот или иной кусок текста.

Применение различных приёмов при работе с текстом позволяет развить у детей умения работать с текстом, умения анализировать текст, повышает уровень познавательных запросов учащихся.

Развитие критического мышления на уроках смыслового чтения, позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, позволяет увеличить объём и качество речевой деятельности обучающихся. Использование развития критического мышления, её приёмов и методов даёт хороший результат.

Необходимость в разработке различных инструментов итоговой оценки освоения обучающимися образовательных программ особенно актуальна сегодня, когда обучение на начальном уровне образования завершают четвероклассники, обучавшиеся «по стандарту», т.е. в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

С этой целью следует проводить итоговые контрольные работы, которые включают материал, направленный на проверку умения работать с информацией. Это задания, опирающиеся на работу с приведенными текстами: их анализ, перечитывание, интерпретация (работа с таблицами, схемами, выписывание необходимых фрагментов и т.п.), использование содержания в качестве аргументации собственной точки зрения.



Формирование смыслового чтения на других уроках

На уроках математики это работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для её решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи педагог предаёт также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребёнка, установить связь с окружающей действительностью.

На уроках изобразительного искусства – иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.

На уроках окружающего мира – выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму познавательного и воспитывающего характера.

На уроках технологии – работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Заключение

Возвращаясь к началу статьи, где говорится о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами. Считаю, что данный опыт формирования навыков смыслового чтения, как основы интеллектуальных умений, может быть применён и при работе по любому УМК.

Список литературы

1.Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

2.Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.

3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

Источники

http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml



http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3757/23562/



http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305



http://edu.grsu.by/alternant/?p=856



http://www.sibuch.ru/node/493



http://nitforyou.com/wp-content/uploads/2016/08/mozaika-1-e1485095612567-300x216.jpg - метод Джигсо









9


Просмотр содержимого документа
«Формирование навыка смыслового чтения ()аннотация(»

Формирование навыка выразительного, грамотного, осмысленного чтения имеет приоритетное значение в начальном звене образования учащихся. Данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен   закладываться  навык смыслового чтения. Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения, так как программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации.