C овременный подход к изучению
словарных слов
в начальной
школе
Автор: Китова И.И учитель начальных классов ТМК ОУ «Хатангская средняя школа №1»
- Актуальность работы над словарём младших школьников обусловлена низким уровнем их речевого развития.
- Проблема лексической организации речи на современном этапе занимает одно из ведущих мест в общем списке актуальных вопросов методики преподавания русского языка.
ЦеЛЬ:
- Эффективное усвоение учащимися словарного состава языка за счёт количественного накопления слов, освоение их социально-закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения .
- формировать у учащихся способность орфографического навыка в процессе работы над словарными словами;
- совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение их лексическими средствами;
Задачи:
обеспечить реализацию требований ФГОС, а именно сформировать планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты.
Результативность
В процессе работы у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается быстрота и точность выбора слова.
Систематическое использование данного материала на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, но постепенно формирует понятие о языке как функционирующей системе.
Обеспечивается реализация требований ФГОС, а именно направленность на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками , умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Познавательные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества;
- умение выражать свои мысли;
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные:
- прогнозирование,
- контроль,
- целеполагание,
- коррекция,
- оценка,
- саморегуляция.
Формы, приёмы, методы
1.Главный принцип — ориентирование изучаемого материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность.
2.Создание проблемной ситуации.
3.Увеличение заданий для работы в парах и/или группах.
4.Увеличение заданий и вопросов, инициирующих детское действие (творческие, проектные задания, учебные диалоги).
5.Увеличение количества заданий, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД.
6.Использование традиционных приёмов изучения словарных слов с инновационными, в т.ч. электронных ресурсов.
Основные этапы работы:
- знакомство со словом;
- этимологическая справка;
- толкование лексемы;
- подбор однокоренных слов;
- работа с пословицами, поговорками, загадками, скороговорками;
- работа с синонимами, антонимами, фразеологизмами;
- работа со словосочетаниями;
- работа с предложениями, текстами.
1.З накомство
со словом
Осуществляется в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.)
Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.
При разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя
производят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более
прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.
Ребус
Л = С
СИЦА
ЛИ
2
2. Этимологическая
справка
Содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.
Слово лиса образовано от лис. Лиса родственно употребляемым на территориях отдельных районов нашей страны словам: лисый – «желтоватый»,
залисеть – «пожелтеть». Животное названо по наиболее характерному для него цвету шерсти. Лисица – лис, лисый – «с жёлтой шерстью».
3. Толкование лексемы.
Иллюстрация
Помогает понять значение слова.
Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля и др.)
- Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
- О хитром, льстивом человеке (перен.).
4. О днокоренные
слова
Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов.
Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме.
лис ичка
лис ёнок
лис ий
лис онька
5. Пословицы, поговорки,
загадки, скороговорки
Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи.
Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.
Загадки
1 .Хвост пушистый,
Мех золотистый.
2 .Хитрая плутовка,
3 . В птичник повадится – жди беды.
В лесу живёт,
Рыжая головка,
Рыжим хвостом заметает следы.
Кур крадёт.
Пушистый хвост-краса.
Кто это?...
Пословицы и поговорки
- Старую лисицу не травят. молодыми собаками.
- Лисица – старая льстица.
- Лисица и во сне кур считает.
- Назначили лисицу воеводой в лесу – пера много. А птицы нет.
- Старую лисицы хитростям не учат.
- Лисичка всегда сытнее волка живёт.
6. Синонимы, антонимы,
фразеологизмы
Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее.
Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову .
Синонимы:
лиса, рыжая плутовка.
7. Словосочетания
Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+нар.
Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.
Участники процесса обучения предлагают стихи, рассказы, статьи.
8. Предложения, тексты.
Это интересно!
Предложения
1 . Хорошо кума – лиса принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
2 .Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
3 . Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
4 . У мосточка под кусточком две лисички, две сестрички.
Текст
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
-Где вы были?
– У Лисички!
-Что вы ели там?
– Лисички!
Т ворческая
деятельность
учащихся состоит в следующем:
- исследовательская деятельность;
- моделирование лексических отношений и структур;
- конструирование;
- критический анализ;
- творческие работы;
- составление собственных словариков , презентаций, проектные задания, учебные диалоги.
Спасибо за внимание