Организация изучения индивидуальных учебно-трудовых возможностей учащихся в процессе трудового обучения
Ковтун Елена Анатольевна,
учитель профессионально-трудового обучения,
КОУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Ларьякская школа – интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями
Тюменская область, ХМАО – Югра Нижневартовский район, с. Ларьяк
Проводя занятия с учебно-трудовой группой, учитель обычно имеет некоторое представление об индивидуальных особенностях школьников в процессе усвоения учебного материала, но задача достаточно полного их изучения в большинстве случаев специально не решается. Вопрос о том, почему у одних школьников чаще, чем у других, возникают ошибки в работе, или наблюдается более низкий темп трудовых действий, или снижено отношение к труду, нередко остается без обоснованного ответа.
Еще в начале 50-х гг. задача изучения учащихся коррекционной школы была сформулирована известным психологом Л.В. Занковым: «Для того чтобы правильно осуществить индивидуальный подход к каждому ученику, очень важно раскрыть его положительные возможности, установить причины тех трудностей, которые возникают у того или иного учащегося в овладении школьными знаниями и навыками, те недочеты, на преодоление которых должны быть направлены усилия учителя, а также своевременно заметить те изменения, которые наступают в процессе воспитания и обучения школьников, проследить за развитием» (О педагогическом изучении учащихся вспомогательной школы, 1953). Таким образом, изучение индивидуальных особенностей процесса учения школьника включает выявление его положительных и отрицательных свойств, а также динамики их изменения. К этому необходимо добавить требование всесторонности изучения, так как на основе даже очень глубокого анализа лишь некоторых особенностей ребенка нельзя получить правильный вывод о его потенциальных способностях в данном виде деятельности.
Базовым компонентом индивидуального подхода является объективная и целенаправленная оценка состояния обученности, которая дает возможность установить более точное соответствие между учебными возможностями ребенка, с одной стороны, содержанием и методикой обучения – с другой. Для решения поставленной задачи необходимо отслеживать усвоение ребенком конкретных знаний, умений и навыков, качеств личности, которые служат опорными в учебно-трудовой деятельности.
Систематическое наблюдение за ребенком при освоении им программного материала позволяет решать важные задачи в общей системе трудовой подготовки школьников. Во-первых, на основе систематических наблюдений за их деятельностью на разных этапах занятия учитель труда выявляет детей, нуждающихся в индивидуальном и дифференцированном подходе. Во-вторых, получает возможность проследить динамику индивидуального развития школьника. В-третьих, изучает возможности восприятия и усвоения трудного для данных групп школьников теоретического и практического материала на основе использования дополнительных методов.
Качество и достоверность результатов наблюдений во многом зависят от того, как осуществляется их фиксация. Малозначительные на первый взгляд факты чаще всего не сохраняются в памяти учителя, но именно они во многих случаях позволяют определить индивидуально-типологические свойства учащихся. Поэтому результаты наблюдений целесообразно заносить в специальные карты для отслеживания и контроля уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся при изучении каждой программной темы.
В начале обучения педагог отмечает в карте, на каком уровне у того или иного ученика находится сформированность каждого умения, есть ли мотивация, понимание учеником необходимости овладения программными требованиями. По мере прохождения программного материала педагог отмечает динамику развития всех сторон деятельности этого ученика, что поможет ему правильно определить актуальное состояние знаний и умений учащегося, зону его ближайшего развития, стратегию работы по повышению мотивации ученика к овладению необходимыми знаниями и умениями. Наибольшую ценность имеют записи, сделанные непосредственно на уроке или сразу же после урока. В таких картах фиксируются дата наблюдения и уровень развития данного свойства в баллах (Приложение №1).
Итоговое определение уровня развития по каждому параметру проводится в конце каждой программной темы, учебной четверти и учебного года и заносятся в сводную карту уровня развития индивидуальных учебных возможностей учащегося (Приложение №2). Такие таблицы можно заполнять графическим способом по среднеоценночному баллу развития данного параметра каждого ученика группы. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, какие стороны деятельности учащегося более нарушены и какова степень этих нарушений, нуждается ли он в систематическом индивидуальном подходе и по каким параметрам. Проведя анализ результатов, учитель на их основе подбирает индивидуальные педагогические технологии для дальнейшей работы с учеником. Такие сводные карты можно применять не только для изучения индивидуальных особенностей конкретного ученика, но и всего класса в целом, что помогает при определении уровня развития трудовой деятельности всей группы и определения стратегии дальнейшей работы.
Эти карты и графики могут быть использованы учителем труда при обучении любой специальности, так как выделенные в таблицах параметры учебно-трудовой деятельности можно наблюдать на разных этапах занятия при обучении любому профилю трудовой подготовки.
Использованная литература
Занков Л.В. О педагогическом изучении учащихся вспомогательной школы. М., Педагогика, 1953.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., Педагогика, 1990.
Патракеев В.Г. Психолого-педагогическое изучение учащихся учителями труда в школах 8 вида. Дефектология, 1996 №6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Карта уровня развития индивидуальных возможностей в учебно-трудовой деятельности
учащегося _______класса _____________________________________________
Дата наблюдения | Этапы учебной и трудовой деятельности |
Теоретический этап (целевая сторона деятельности) | Практический этап (исполнительная сторона деятельности) |
Понимание объяснения учителя | Усвоение технических сведений | Формирование образа объекта труда | Планирование деятельности | Работоспособность (наступление утомляемости) | Сформированность двигательных навыков | Сформированность трудовых приемов | Самоконтроль | Работоспособность (наступление утомляемости) |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Итоговая оценка | | | | | | | | | |
Программная тема:_______________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Сводная карта уровня развития индивидуальных возможностей в учебно-трудовой деятельности
уч-ся _____класса_________________________________за ____четверть ___________________уч. года
Программные темы | Этапы учебной и трудовой деятельности |
Теоретический этап (целевая сторона деятельности) | Практический этап (исполнительная сторона деятельности) |
Понимание объяснения учителя | Усвоение технических сведений | Формирование образа объекта труда | Планирование деятельности | Работоспособность (наступление утомляемости) | Сформированность двигательных навыков | Сформированность трудовых приемов | Самоконтроль | Работоспособность (наступление утомляемости) |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Итоговая оценка | | | | | | | | | |