Урок русского языка в 7-м классе "Словарное богатство русского языка .Русские лингвисты: Д.Н.Ушаков"
Цель: обобщить изученный материал по теме «Лексика» по программе М.М.Разумовской (7 класс).
Задачи:
1.Развивать речь учащихся (устную и письменную, диалогическую и монологическую);
2.Организовать работу по обобщению материала по теме «лексика»;
3.Формировать умение работать со словарями; опознавать в тексте слова, употребляемые в переносном значении; использовать полученные знания на практике;
4.Воспитывать культуру общения.
5.Познакомить с наследием Д.Н.Ушинского - создателя и главного редактора четырёхтомного «Толкового словаря русского языка».
I. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя.
Уже дуют северные ветры, вот-вот на нашу землю ступит красавица-зима, покроет ее белым одеялом из снега, и хочется вспомнить слова писательницы Н.Надеждиной о его красоте.
Чтение текста.
Русский язык богат «снежными словами». Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки, мы горим «крупка». Свежий, только что запорошивший землю снег, зовется «пороша». Подул ветер, и снег зашевелился, ожил, струится, течет по земле. Это низовая метель «поземка». Если ветер кружит, вьет в воздухе снег – это «вьюга». А в степи может разыграться настоящая снежная буря – «буран».
В марте снег не разлетается с руки, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него, и не провалится нога. И для этого черствого снега есть в русском языке свое жесткое слово «наст».
«Снежные слова» придумал народ, и они по-народному метки.
Беседа.
Какую мысль хотела донести до нас писательница? (Русский язык – настоящее богатство).
Вот об этом мы сегодня будем вести наш разговор на уроке.
Запись темы урока.
II. Введение в тему.
Мини-сценка.
А теперь послушаем разговор двух друзей.
- Где ты оторвал такие клеевые джинсы?
- Да месяц прикалывался к одному.
- Чего ты выпендриваешься? Лапшу на уши не вешай!
- Слушай, давай прошвырнемся до его хаты.
- Без базара.
Беседа.
Ну как, чувствуется богатство русского языка?
Горько и обидно становится от того, что есть еще такие люди, которые жестоко обращаются с языком, «обогащая» его вот такими придуманными словами. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, образно. А слова любят нежность. Как часто мы стесняемся говорить правильно. Чтобы обратить на себя внимание, придумываем разные «дикие» словечки. Но ведь в живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит.
«Заговори, чтоб я тебя увидел» - сказал когда-то Сократ. Как вы понимаете эти слова?
Запись эпиграфа и его осмысление.
Слово – выражение мысли и может служить
соединению или разделению людей,
поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.
Л.Н.Толстой
Осмысление темы урока.
Какое слово будет главным в теме? (Богатство – что-то содержащее много ценных качеств (перен. 4 значение)). · Расшифруйте тему, поставьте задачу, которую мы сегодня должны решить. (Доказать, что словарный состав языка богат).
В каком разделе языкознания мы будем находить подтверждение этой мысли? (Лексика).
Какие единицы лексики нам в этом помогут?
Особенности лексического значения слов: однозначные и многозначные слова, слова в переносном значении, фразеологизмы.
Смысловая связь разных слов в языке: синонимы, антонимы, омонимы.
Особенности употребления слов в речи: общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, нейтральные, книжные, разговорные слова, устаревшая лексика.
Происхождение слов: исконно русские слова, заимствования.
Сверяемся по упражнению 111 на с.42.
III. Обобщение по теме «Лексика».
Индивидуальная работа. Работа со словарями.
1) Выписать 10 слов, вызвавших удивление оттого, что они являются заимствованными (Словарь иностранных слов).
Найдите и выпишите из толкового словаря учебника многозначные слова с.200-201. (грамота, грозный, каменный, манеж, стан, привольный).
Докажите разность значений слова «грамота». Как вы это докажете? (через контекст). Составьте предложения.
Выпишите из словаря учебника слова, у которых есть пометы, указывающие на сферу употребления. (Устаревшие – волхв, гонец, горница, грамота, побоище, сень, стан. Разговорные – жалостливый, жалостный. Книжные – рдеть. Высокие – стан.)
Для чего нужно знать сферу употребления слов? Работа с текстом.
Проходящий мимо человек увидел пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он наклонился к ней и ласково сказал:
- Ты по какому вопросу плачешь?
Чувства у него были самые нежные, но для выражения нежности не нашлось человеческих слов.
Какое качество характера представлено в этом фрагменте? (вежливость).
Как исправить оплошность в речи этого человека?
Каким способом вы воспользуетесь с точки зрения знаний оп теме «Лексика»? (замена синонимом).
Подберите синонимы к слову вежливость.
Проверьте себя по словарику синонимов (в конце учебника).
Составьте предложения так, чтобы в них раскрывалась особенность лексического значения каждого синонима к слову. (Образец в упражнении 117).
Вежливый – учтивый, любезный, корректный, деликатный, обходительный.
Как появилось в языке слово «вежливый»? Где мы можем об этом узнать? (в этимологическом словаре с.205).Вежливый – от вежа «знаток, сведущий человек».
Подберите несколько слов, образованных по такой же словообразовательной модели. (суетливый, дождливый, запасливый, отчетливый, жалостливый – можно воспользоваться толковым словарем учебника с.200-201).
7. Работа с текстом о ДМИТРИИ НИКОЛАЕВИЧЕ УШАКОВЕ
Дмитрий Николаевич Ушаков (1873—1942) больше всего известен как один из создателей и главный редактор четырёхтомного «Толкового словаря русского языка». Однако словарями Д. Н. Ушаков стал заниматься в зрелые годы, когда его имя уже стояло в ряду крупных учёных лингвистов. Всю свою жизнь он изучал
живую русскую речь, уделяя много внимания орфографии. Дмитрий Николаевич — автор нескольких учебников и учебных пособий по правописанию. Каждый школьник знаком с его знаменитым «Орфографическим словарём» (после смерти Д. Н. Ушакова работу над словарём продолжил известный методист Сергей Ефимович Крючков).
Д. Н. Ушаков теоретически разрабатывал и активно пропагандировал основы правильного русского произношения, справедливо считая орфоэпию важнейшей составной частью культуры речи, без которой немыслима и общая культура человека.
Современники и ученики Д. Н. Ушакова отмечали, что он не только блестяще знал русский язык, но мог просто, доходчиво и увлекательно рассказать о самых сложных языковых явлениях.
1. К какому стилю речи относится текст? Докажите.
2. Выпишите из текста 10 слов научного стиля речи. Какие из них являются терминами?
3. Подберите синонимы к выделенным словам.
4. Спишите последнее предложение, составьте его схему. Подчеркните однородные члены предложения.
(ответ)
1. План
1) Д.Н. Ушаков — создатель «Толкового словаря русского языка»
2) Д.Н. Ушаков и орфография.
3) Теоретические труды и взгляды ученого.
4) Современники об Ушакове.
2-3. Научный стиль. Слова научного стиля: орфография, методист, пропагандировал, орфоэпия, словарь, лингвисты, редактор, теоретически, разрабатывать. Термины: орфография, орфоэпия, лингвисты.

8. Итог урока
Доиашнее задание..Составить мини-текст на тему «Думай, что говоришь, говори, что думаешь».