Жемчужиной европейской культуры, особенно музыкальной, является Венская Государственная опера, которая входит в тройку лучших оперных театров мира вместе с «Ла Скала» (Милан) и «Ковент-Гарден» (Лондон).
Средоточие музыкальных гениев
Нынешняя столица Австрии была центром развития музыкального направления, известного под названием «Венская классическая школа», основными представителями которой были Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Вена, бесспорно, является важнейшим центром мировой культуры вообще, но музыкальной особенно. И олицетворением этого утверждения, как ничто другое, является Венская Государственная опера.
Столица Австрии с середины XVII века была средоточием оперного искусства, а с XVI века здесь находится двор многонационального государства Габсбургов.
Необходимость в специальном здании
Возникшая здесь Придворная опера изначально располагалась в различных зданиях, например, в 1748 году - в «Бургтеатре», с 1763 – в «Кернтнертортеатре».
Но потребность в опере у жителей была столь безмерна, а придаваемое значение так велико, что во второй половине XIX века властями принимается решение о возведении специального здания, в котором на постоянной основе могла бы разместиться Придворная опера.
И в 1861 году начинается строительство. Оперный театр возводится по проекту известных венских архитекторов Эдуарда ван дер Нюлля (участвовал в строительстве Венского арсенала) и Августа Зикарда фон Зикардсбурга. Работы были закончены в 1869 году, и нынешняя Венская Государственная опера (до 1819, года развала Австровенгерской империи – Придворная) открылась постановкой оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан».
Символ великолепия эпохи
«Штаатсопер» (Die Wiener Staatsoper) была разрушена в 1945 году в результате бомбардировки. Восстановлено она была в 1955. Через год возобновилась традиция проведения знаменитых Венских оперных балов.
Это дань памяти «Эре Рингштрассе», или блистательному времени правления Габсбургов, которую сам Франц Иосиф охарактеризовал как «эпоху блеска и великолепия», начавшуюся с момента венчания Марии-Луизы - дочери императора Франца I - с Наполеоном, состоявшегося в 1810 году, вплоть до падения Великой Австро-Венгерской империи в 1918-м. Эти балы занесены ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия. Первый из них состоялся 11 декабря 1877 года. Младший брат знаменитого Иоганна Штрауса Эдуард дирижировал оркестром. Самый блестящий период правления Габсбургов относится к моменту радикальной перестройки центра Вены, когда за два года была проложена центральная улица Рингштрассе, торжественное открытие которой состоялось 1 мая 1865 г., а затем выстроено огромное здание «Штаатсопер».
Возобновление деятельности
Венская государственная опера, история которой возобновилась после десятилетнего перерыва и длительной реставрации 11 мая 1955 года, начала свою новую творческую жизнь постановкой оперы Бетховена "Фиделио".
Художественным руководителем театра стал австрийский дирижёр Герберт фон Караян.
Герберт фон Караян, будучи директором Венской оперы, воплотил идею проводить с мая по октябрь концерты на открытом воздухе. С тех пор на площади перед Оперой устраиваются около 120 спектаклей в год совершенно бесплатно.
Параметры здания
Высота восстановленного здания, выполненного в стиле неоренессанс, равна 65 метрам, зал рассчитан на 1709 мест. Все приведенные данные говорят о том, что «Штаатсопер» – крупнейший оперный театр Австрии.
Главная достопримечательность
Значение Венской Государственной оперы для жителей переоценить трудно – они даже уверены, что почувствовать настоящий дух Вены можно, только посетив здание оперы. Для этого сделано все – для туристов предусмотрены ежедневные 45-минутные экскурсии в здание оперы, они начинаются в 13-00, стоимость билетов варьируется от 2 до 5 евро.
Вниманию предлагаются гобеленовое фойе и парадная лестница, чайный салон императора Франца Иосифа и мраморный зал. Конечно же, посетители осматривают огромный великолепный зрительный зал и зал Г. Малера и фойе Морица фон Швинда.
Зал, украшенный шелковыми гобеленами, в котором за стеклом хранится кабинетный рояль прославленного директора Венской оперы, композитора Густава Малера.
В зрительском зале Венской оперы всего 1313 сидячих мест. Все они оборудованы небольшими экранами на спинке впереди стоящего кресла с трансляцией либретто на трех языках (немецком, английском и французском).
Диаметр люстры составляет 7 метров, высота полтора метра. Хрустальная гирлянда содержит 1100 ламп. Общий вес около 3000 килограмм.
В 1881 году в венской опере случился катастрофический по последствиям пожар, в котором только погибших было 479 человек.
Самый знаменитый директор
С Веной связаны имена таких композиторов, как Шуберт, Брамс, Глюк и Малера, а также музыкальной династии Штраусов. Много музыкальных гениев прошлого и современности имели отношение к Венской опере. Особенно хочется отметить Густава Малера, который в течение 10 лет (1898–1908) был директором «Штаатсопер» и, отдаваясь на этом поприще работе целиком, вынужден был забыть о том, что он еще и гениальный композитор, и талантливый певец. Именно в период его директорства на прославленной сцене впервые были поставлены оперы П. И. Чайковского «Пиковая Дама», «Иоланта» и «Евгений Онегин».
Кроме него, на протяжении существования Венской оперы ее директорами были Бруно Вальтер и Рихард Штраус, Клеменс Краус и Вильгельм Фуртвенглер, Карл Бём и Лорин Маазель.
Венская Государственная опера наряду с Собором Святого Стефана, зданием австрийского парламента и памятников Моцарту и Штраусу является одной из главных достопримечательностей столицы этого государства.
Внешнее и внутреннее убранство
Как выглядит это великое здание? На богато украшенном фасаде выделяются пять бронзовых статуй, олицетворяющих муз, покровительствующих искусству оперы – это Героизм, Любовь, Драма, Комедия и Фантазия. Автор этих пяти скульптур - Эрнст Хенель.
Великолепные изваяния муз хорошо видны из окон фойе Морица Швинда на втором этаже. На стенах этого парадного фойе запечатлены фрагменты знаменитой оперы-зингшпиль (музыкально-драматический жанр, или «пьеса с пением») Моцарта «Волшебная флейта».
Печальные страницы возведения здания оперы
Предмет восхищения жителей и гостей австрийской столицы - Венская Государственная опера во второй половине XIX века подвергалась до того такой жесткой критике, в том числе и со стороны кайзера, что один из авторов проекта архитектор Ванн дер Нолль, не выдержав ее, повесился.
А спустя два месяца от инфаркта скончался и другой соавтор проекта – Аугуст Зиккардсбург. Похоже, это была не критика, а травля. Массивное здание, оскорбившее вначале представление жителей города об «изящном» излишеством лепнины и скульптур, - это Венская Государственная опера, история создания которой была отмечена столь трагическими событиями.
Великие соавторы
А ведь акустические свойства здания изначально были великолепными и совершенными! Внутреннее убранство оперы достойно восхищения. Фойе второго этажа украшают полотна художника Морица фон Швинда. Автор скульптур, обрамляющих знаменитую мраморную лестницу, - Йозеф Гассер. Их семь, все они являются аллегориями изящных видов искусства. На самой верхней площадке находятся прекрасные фрески, созданные Иоганном Прелейтнером.
Уцелевшая во время пожара 1945 года роскошная чайная комната, построенная специально для императора Франца Иосифа. Здесь император отдыхал во время антрактов.
В театре постоянно занято около 300 рабочих сцены, которые обеспечивают практически ежедневно меняющуюся (285 раз в году) постановку до 60-ти оперных и балетных спектаклей в год.
Гениально подобранный репертуар
Безусловно, и тогда, и сейчас явлением мирового масштаба является Венская Государственная опера. Репертуар ее насчитывает больше 50 постановок, что дает возможность знаменитому театру осуществлять ежедневные постановки в течение всего сезона, который длится 10 месяцев в году. Надо отметить, что репертуар весьма разнообразен, есть и современные постановки, но «Штаатсопер» является хранителем традиций Венской музыкальной школы – классика присутствует обязательно (например, спектакли «Манон» Массне и «Севильский цирюльник» Россини), а его визитной карточкой являются оперные шедевры Моцарта.
Стоимость билетов и адрес
Стоимость билетов разнится от 11 до 240 евро. Однако есть ложи, места в которых оцениваются тысячами евро. На любой спектакль предлагаются стоячие места (их больше 100), билеты на которые продают за час до спектакля, и стоят они от 2,5 евро. Чтобы посетить спектакль легендарной Венской оперы, но не платить большие деньги за входной билет, можно воспользоваться прослушиванием постановок категории «B» (будничные спектакли с щадящими ценами). Адрес Венской Государственной оперы: Opernring, 2 (Рингштрассе, 2).