СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом семинаре с отчетом о проведенном занятии СОВ

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар»

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Рябикина Фатиме Серверовна

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Рябикина Фатиме Серверовна

Визитная карточка Рябикина Фатиме Серверовна Место работы : СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» Должность : учитель русского языка и литературы Педагогический стаж : 18 лет Квалификационная категория : первая Тема самообразования : «Реализация деятельностного подхода в преподавании предмета Русский язык»

Визитная карточка

  • Рябикина Фатиме Серверовна
  • Место работы : СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»
  • Должность : учитель русского языка и литературы
  • Педагогический стаж : 18 лет
  • Квалификационная категория : первая
  • Тема самообразования : «Реализация деятельностного подхода в преподавании предмета Русский язык»
Тема: «Волшебная сила слова»   СЛОВО – душа языка, его богатство и гордость. «Слово выражает мысль человека, - писал Станиславский, - нет на свете орудия сильнее слова».  Моя работа прежде всего направлена на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли. Развитие лингвистических способностей учащихся.  Повышение мотивации к изучению русского языка. Обогащение словарного запаса, проникновение в тайны истории и происхождения слов.  

Тема: «Волшебная сила слова»

СЛОВО – душа языка, его богатство и гордость. «Слово выражает мысль человека, - писал Станиславский, - нет на свете орудия сильнее слова».

Моя работа прежде всего направлена на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли.

Развитие лингвистических способностей учащихся.

Повышение мотивации к изучению русского языка. Обогащение словарного запаса, проникновение в тайны истории и происхождения слов.

 

Мотивационный крючок … Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести… Вадим Шефнер Слово – это важнейшая центральная единица языковой системы в целом. Слово на уроках русского языка это важный инструмент.

Мотивационный крючок

… Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

Вадим Шефнер

Слово – это важнейшая центральная единица языковой системы в целом. Слово на уроках русского языка это важный инструмент.

Эпиграф «Власть слова над нами огромна» Н.В.Гоголь Великий классик русской литературы, прозаик, писатель, драматург, критик и мастер слова Н.В. Гоголь сказал «Власть слова над нами огромна». Давайте попытаемся доказать это высказывание в процессе

Эпиграф

«Власть слова над нами огромна»

Н.В.Гоголь

Великий классик русской литературы, прозаик, писатель, драматург, критик и мастер слова Н.В. Гоголь сказал «Власть слова над нами огромна». Давайте попытаемся доказать это высказывание в процессе

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка

  • Проблемное обучение
  • Технология развития критического мышления
  • Игровая технология

Как пытаюсь это сделать я на своих уроках со своими ребятами? Для этого в своей работе я использую педагогические технологии: проблемное обучение, технологию развития критического мышления, игровые технологии.

Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием) способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей . Так при изучении темы "Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели – Листья стали желтеть – Листья стали желтыми. Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы: 

– На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку?  - Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?  – Чем различаются сказуемые второй группы?  - Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему? 

Или же при изучении темы «Вводные слова» мы вместе составляем предложение, записывая его постепенно, почему постепенно, потому что вначале нужно выполнить задание.

Сегодня все будут работать очень хорошо. (подлежащее)

Нужно добрее относиться к людям (дополнение И.П.)

Мы стремимся к знаниям.(сказуемое в 3л. Мн.ч.)

Дорога к знаниям очень трудна (Предлог)

Счастье- наша главная цель (Подлежащее в Д.п)

 

Очень часто на уроке применяю технологию развития критического мышления. Для этого использую приемы на стадии актуализации знаний обучающихся, осмысления нового материала, рефлексии. приемы:

«Знаете ли вы, что…?». Эффективный прием фазы вызова, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

«Верите ли вы?» Может быть использован на стадии вызова и на стадии рефлексии

«Ключевые термины». Приводятся 4–5 ключевых терминов из текста. Обучающимся предлагается подумать 5 минут и дать общую трактовку этих терминов, предположить, какая между ними связь.

Анаграммы- это слова (имена существительные в именительном падеже единственного числа), отличающиеся друг от друга только порядком букв, из которых они состоят. Например, слово КУКЛА состоит их тех же букв, что и КУЛАК. А как анаграммы могут помочь научиться писать грамотно? С их помощью можно «проверять» и лучше запоминать «словарные» слова. Например, вы знаете, что слова МЫШКА и КАМЫШ – анаграммы, следовательно, состоят из одних и тех же букв.  Задача 1 Найди анаграммы слов. 1 Зола  6 терка 2 сила  7 право 3 нива  8 ямка 4 атлас  9 среда 5 влага  10 пятак   Задача 2 Вставьте пропущенные буквы и укажите , какие слова являются анаграммами. Метка—м—кет Медаль- м__дель Щель- лещ__ Загон- г__зон Мостик- м__скит Цыган- ц__нга  Сборка- бр__сок Набор- б__ран Весна- н__вес  
  • Анаграммы- это слова (имена существительные в именительном падеже единственного числа), отличающиеся друг от друга только порядком букв, из которых они состоят. Например, слово КУКЛА состоит их тех же букв, что и КУЛАК.
  • А как анаграммы могут помочь научиться писать грамотно? С их помощью можно «проверять» и лучше запоминать «словарные» слова. Например, вы знаете, что слова
  • МЫШКА и КАМЫШ – анаграммы, следовательно, состоят из одних и тех же букв.
  • Задача 1
  • Найди анаграммы слов.
  • 1 Зола 6 терка
  • 2 сила 7 право
  • 3 нива 8 ямка
  • 4 атлас 9 среда
  • 5 влага 10 пятак

 

Задача 2

Вставьте пропущенные буквы и укажите , какие слова являются анаграммами.

Метка—м—кет

Медаль- м__дель

Щель- лещ__

Загон- г__зон

Мостик- м__скит

Цыган- ц__нга

Сборка- бр__сок

Набор- б__ран

Весна- н__вес

 

Приём «Зоркий глаз» Задания на тренировку внимания, быстроту реакции. Пополняем словарный запас. Проверяем знания по теме «Прямая речь». Зачёркивая буквы б,ж,ф,  вы получите предложение. Запишите его, правильно расставляя знаки препинания.
  • Приём «Зоркий глаз»
  • Задания на тренировку внимания, быстроту реакции.

Пополняем словарный запас.

Проверяем знания по теме «Прямая речь».

Зачёркивая буквы б,ж,ф, вы получите предложение. Запишите его, правильно расставляя знаки препинания.

Остаться с носом Зарубить себе на носу Слово как человек, оно имеет свою историю Очень часто на уроке применяю технологию развития критического мышления. Для этого использую приемы на стадии актуализации знаний обучающихся, осмысления нового материала, рефлексии. приемы: «Знаете ли вы, что…?». Эффективный прием фазы вызова, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. «Верите ли вы?» Может быть использован на стадии вызова и на стадии рефлексии Согласны ли вы, что в данных выражениях человеческий нос не при чем? На самом деле, нос не при чем, как и в выражении «Зарубить на носу» В старой Руси было распространено взяточничество. Без взятки, подарка нельзя было добиться никакого решения ни в судах, ни в учреждениях. Просители приносили с собой спрятанный принос или короче говоря нос. Если дьяк или судья принимал нос, можно было надеяться на благоприятное решение. Если он отказывался, значит, проситель уходил со своим носом обратно. (Э.А. Вартаньян «Из жизни слов»)

Остаться с носом

Зарубить себе на носу

Слово как человек, оно имеет свою историю

Очень часто на уроке применяю технологию развития критического мышления. Для этого использую приемы на стадии актуализации знаний обучающихся, осмысления нового материала, рефлексии. приемы:

«Знаете ли вы, что…?». Эффективный прием фазы вызова, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

«Верите ли вы?» Может быть использован на стадии вызова и на стадии рефлексии

Согласны ли вы, что в данных выражениях человеческий нос не при чем?

На самом деле, нос не при чем, как и в выражении «Зарубить на носу»

В старой Руси было распространено взяточничество. Без взятки, подарка нельзя было добиться никакого решения ни в судах, ни в учреждениях. Просители приносили с собой спрятанный принос или короче говоря нос. Если дьяк или судья принимал нос, можно было надеяться на благоприятное решение. Если он отказывался, значит, проситель уходил со своим носом обратно. (Э.А. Вартаньян «Из жизни слов»)

8 22 В--негрет 17 Ш__рох Пр__кат 12 6 1 23 П__скарь Б__рюзовый Б__гряный 25 4 18 Карн__вал В__тчина 5 Комп__нент 13 11 15 9 Ц__корий 3 Экск__ватор Ж__нглер 14 Л__нолеум Б__чевка П__лисадник 21 19 Ж__кет М__льберт 10 24 7 Аб__жур Ш__пот 20 К__чан Ц__пленок Прич__да 2 Реп__тиц__я П__рила 16 К__рниз   Задание 5 Перед вами 25 слов. Все слова пронумерованы. Попробуйте за полторы минуты разыскать слова по порядку ( 1,2,3,…и т.д.) и вставить пропущенные буквы, не сделав ни одной ошибки.

8

22

В--негрет

17

Ш__рох

Пр__кат

12

6

1

23

П__скарь

Б__рюзовый

Б__гряный

25

4

18

Карн__вал

В__тчина

5

Комп__нент

13

11

15

9

Ц__корий

3

Экск__ватор

Ж__нглер

14

Л__нолеум

Б__чевка

П__лисадник

21

19

Ж__кет

М__льберт

10

24

7

Аб__жур

Ш__пот

20

К__чан

Ц__пленок

Прич__да

2

Реп__тиц__я

П__рила

16

К__рниз

 

Задание 5

Перед вами 25 слов. Все слова пронумерованы. Попробуйте за полторы минуты разыскать слова по порядку ( 1,2,3,…и т.д.) и вставить пропущенные буквы, не сделав ни одной ошибки.

Слово обилие произошло от глагола бить? Верно ли утверждение, что Возможно, это кого-то удивит, но слово обильный произошло от глагола бить. В древности обмол о ченное зерно называли обилие,т.е. «зерно, обитое с колосьев». Образное выражение «обильный дом» обозначал «дом, полный обмол о ченного зерна», т.е. богатый дом, у которого впереди сытная зима.

Слово обилие произошло от глагола бить?

Верно ли утверждение, что

Возможно, это кого-то удивит, но слово обильный произошло от глагола бить. В древности обмол о ченное зерно называли обилие,т.е. «зерно, обитое с колосьев». Образное выражение «обильный дом» обозначал «дом, полный обмол о ченного зерна», т.е. богатый дом, у которого впереди сытная зима.

Две ноты, союз, Всё вместе – игра, В которую любит Играть детвора. Шарады это загадки, в которых загаданное слово нужно отгадывать по частям. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа». - Образуйте от данных существительных форму множественного числа.  Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам. Сократ

Две ноты, союз,

Всё вместе – игра,

В которую любит

Играть детвора.

Шарады это загадки, в которых загаданное слово нужно отгадывать по частям.

Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа».

- Образуйте от данных существительных форму множественного числа.

Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам.

Сократ

Мой первый слог – на дереве. Второй мой слог – союз. А в целом я материя. И на костюм гожусь. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа». - Образуйте от данных существительных форму множественного числа. Учащиеся пытаются выполнить задание. - Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Какой возникает вопрос? - Не знаем, как правильно выполнить задание. - Есть ли форма мн. числа у данных существительных? -  Сегодня нам предстоит об этом узнать. Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам. Сократ

Мой первый слог – на дереве.

Второй мой слог – союз.

А в целом я материя.

И на костюм гожусь.

Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа».

- Образуйте от данных существительных форму множественного числа.

Учащиеся пытаются выполнить задание.

- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Какой возникает вопрос?

- Не знаем, как правильно выполнить задание.

- Есть ли форма мн. числа у данных существительных?

Сегодня нам предстоит об этом узнать.

Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам.

Сократ

 зло, печь, знать мой, лай, клей, три, есть, целую, стих Прием «Мини-исследование На этапе актуализации знаний провожу прием исследования, обучающиеся готовят развернутый ответ- исследование на данный вопрос , при выполнении этих заданий главным является объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в виде вывода с конкретными примерами. Иногда свои ответы дополняют иллюстрациями. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)  Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи:

зло, печь, знать

мой, лай, клей, три, есть,

целую, стих

Прием «Мини-исследование

На этапе актуализации знаний провожу прием исследования, обучающиеся готовят развернутый ответ- исследование на данный вопрос , при выполнении этих заданий главным является объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в виде вывода с конкретными примерами. Иногда свои ответы дополняют иллюстрациями.

Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки

Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.) 

Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи:

Почему звуки [м], [п], [б] называют губными? Почему звуки [т], [з], [с] называют зубными? Почему звук [р] называют дрожащим? Прием «Проводим самостоятельное мини – исследование» Описание: Провести мини – исследование. Почему звуки [м]? [п], [б] называют губными, звуки [т], [з], [с] – зубными, а звук [р] – дрожащими? Свой ответ обоснуйте. Описание: Проведите мини – исследование в группе. Попытайтесь установить, какие звуки – гласные или согласные – чаще встречаются в русской речи. Выполнив это задание, сделайте вывод. Например слова – Бамбук, параплан, папаха, пальма, барсук, табуретка, заяц, тимьян, сцена, сундук, рынок, рельсы
  • Почему звуки [м], [п], [б] называют губными?
  • Почему звуки [т], [з], [с] называют зубными?
  • Почему звук [р] называют дрожащим?

Прием «Проводим самостоятельное мини – исследование»

Описание: Провести мини – исследование. Почему звуки [м]? [п], [б] называют губными, звуки [т], [з], [с] – зубными, а звук [р] – дрожащими? Свой ответ обоснуйте.

Описание: Проведите мини – исследование в группе. Попытайтесь установить, какие звуки – гласные или согласные – чаще встречаются в русской речи. Выполнив это задание, сделайте вывод.

Например слова – Бамбук, параплан, папаха, пальма, барсук, табуретка, заяц, тимьян, сцена, сундук, рынок, рельсы

Дом мод Дорога за город Рвал дед лавр А щетка как теща Аргентина манит негра Театр тает Потоп, заказ, шалаш, комок, наган - такие слова называются палиндромами с греч. Бегу назад)  Палиндромы-фразы они чаще всего бывают шуточные и игривые Прибавить фото

Дом мод Дорога за город

Рвал дед лавр

А щетка как теща

Аргентина манит негра

Театр тает

Потоп, заказ, шалаш, комок, наган - такие слова называются палиндромами с греч.

Бегу назад) Палиндромы-фразы они чаще всего бывают шуточные и игривые

Прибавить фото

Ты же ребенок – ты жеребенок И дико мне - иди ко мне Несуразные вещи – несу разные вещи Мы женаты – мы же на ты Покалечилась – пока лечилась Я сутками не сплю – я с утками не сплю Русский язык многогранен. Это значит, что подобно самоцветному камню под лучами солнца, некоторые слова в нем можно заставить

Ты же ребенок – ты жеребенок

И дико мне - иди ко мне

Несуразные вещи – несу разные вещи

Мы женаты – мы же на ты

Покалечилась – пока лечилась

Я сутками не сплю – я с утками не сплю

Русский язык многогранен. Это значит, что подобно самоцветному камню под лучами солнца, некоторые слова в нем можно заставить "заиграть" новыми, неожиданными оттенками значений. Одним из литературных приемов, позволяющих раскрыть богатство языка, его творческий потенциал, является каламбур. Примеры этого интересного и уникального явления продемонстрированы на этом слайде

Каламбур – в переводе с французского означает игра слов , это литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов, или словосочетаний, сходных по звучанию

Игра «Кроссворд» Чтобы учение было с увлечением я применяю на уроках Игровые технологии. Игра «Кроссворд» развивает внимание и познавательный интерес к предмету, один из предметов преодоления пассивности учащихся. С помощью таких игр можно закреплять и углублять знания, развивать память и мышление Игра – «Части речи»

Игра «Кроссворд»

Чтобы учение было с увлечением я применяю на уроках Игровые технологии. Игра «Кроссворд» развивает внимание и познавательный интерес к предмету, один из предметов преодоления пассивности учащихся. С помощью таких игр можно закреплять и углублять знания, развивать память и мышление

Игра – «Части речи»

Игра «Части речи»

Игра «Части речи»

Игра «Закончи пословицу или поговорку» Пословицы и поговорки Кто старое помянет — тому глаз вон,  а кто забудет — тому оба. Два сапога пара,  оба левые. В здоровом теле здоровый дух  — редкая удача . Старый конь борозды не испортит,  да и глубоко не вспашет . Рыбак рыбака видит издалека,  потому стороной и обходит . Один в поле не воин,  а путник . От работы кони дохнут,  а люди — крепнут .

Игра «Закончи пословицу или поговорку»

Пословицы и поговорки

Кто старое помянет — тому глаз вон,  а кто забудет — тому оба.

Два сапога пара,  оба левые.

В здоровом теле здоровый дух  — редкая удача .

Старый конь борозды не испортит,  да и глубоко не вспашет .

Рыбак рыбака видит издалека,  потому стороной и обходит .

Один в поле не воин,  а путник .

От работы кони дохнут,  а люди — крепнут .

Игра «Собери слово» Игра по словообразованию. Нужно образовать слово, используя карточки, это игра еще называется найди пару. Помните, как написано в Библии?  В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Именно этим Божественным даром – даром речи мы и отличаемся от животных, мы умеем обмениваться мыслями, умеем общаться на высшем уровне. А слово обладает большой силой. Словом можно убить, а и можно дать надежду, веру человеку.

Игра «Собери слово»

Игра по словообразованию. Нужно образовать слово, используя карточки, это игра еще называется найди пару.

Помните, как написано в Библии?  В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Именно этим Божественным даром – даром речи мы и отличаемся от животных, мы умеем обмениваться мыслями, умеем общаться на высшем уровне. А слово обладает большой силой. Словом можно убить, а и можно дать надежду, веру человеку.

Распространение педагогического опыта https :// infourok.ru https:// multiurok.ru

Распространение педагогического опыта

https :// infourok.ru

https:// multiurok.ru