Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пестяковская средняя школа»
155650, Ивановская область, п. Пестяки, ул. Социалистическая, дом 15
Т.: +7(49346)2-15-58; E-mail: mboups16@mail.ru
Сайт pestyakovskaya. iv- edu.rи
Методический семинар
«Дистанционное обучение в начальной школе»
Учитель начальных классов: Филиппова Т.А.
2021г.
Актуальность выбранной темы дистанционного обучения обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она объясняется сложившейся эпидемиологической ситуацией. В связи с распространением эпидемии COVID-2019 учебный процесс приходилось строить с учетом новых реалий, а именно в дистанционном формате.
Целью данной работы является изучение методов дистанционного образования в современном мире.
Задачи: дать понятие дистанционного обучения, разобрать преимущества и недостатки, аргументировать основные формы дистанционного обучения.
Прогресс приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование. В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования для реализации учебных задач, с целью повышения качества образования используется дистанционная форма обучения – онлайн-сервисы для школьников, которые дают реальную возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимися.
Дистанционное обучение, в том числе в начальном звене, имеет ряд неоспоримых преимуществ.
Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
Свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:
Отсутствует личное взаимодействие ребёнка с учителем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах.
Обязательное наличие высокой степени самоорганизации ученика, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно.
Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность в домашних условиях, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашего района.
Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а учащихся необходимо научить излагать свои мысли и в устной форме.
Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование удобно и полезно. Но основное образование опосредованным способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам, обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы: чат-занятия, веб-занятия, телеконференции, использование полезных ссылок, а также образовательных платформ.
Просмотрев рекомендуемые онлайн-сервисы, я пришла к выводу, что для обучающихся начальных классов, а конкретно моих учеников наиболее подходят два ресурса: «UCHI.RU»и «Российская электронная школа». На интерактивной онлайн-платформе «UCHI.RU»представленные курсы соответствуют государственным образовательным стандартам. Можно самому проводить интерактивные и видео-занятия с классом, участвовать в уроках, которые есть на сервисе. Кроме того, платформа позволяет учителю организовывать домашние и проверочные работы для детей, вести статистику достижений учащихся. Эта платформа знакома моим ученикам с сентября 2019 года. Они активно принимают участие в олимпиадах и обучающих марафонах, проводимых на портале «UCHI.RU».Используя в своей работе интерактивный курс онлайн - платформы «UCHI.RU», я не просто использую компьютер, доску и проектор, но и внедряю в учебный процесс компьютерную программу, которая позволяет мне:
формировать у учащихся учебную самостоятельность и высокую познавательную мотивацию;
контролировать процесс освоения учебного материала и повышать уровень;
оценивать достижения учащихся;
корректировать знания и самообучение;
работать с одарѐнными детьми.
использовать интерактивные задания на разных этапах урока, во внеурочной деятельности.
Ученику со своей стороны:
достигать планируемых результатов;
контролировать свои действия с помощью системы;
оценивать свои достижения;
повышать уровень своего интеллектуального развития;
работать в комфортном для себя режиме.
Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы. За активное участие в интерактивной платформе «UCHI.RU»учителя и школа тоже имеют награды, что является немаловажным стимулом в работе.
Педагоги школы могут повышать свою квалификацию с помощью курсов ПК и просмотров вебинаров от руководителей проекта. Как правило, они освещают вопросы не только касательно самого предмета, но и помогают учителю стать более компетентным в вопросе передачи информации.
Преимущества «UCHI.RU»:
повышение образовательных результатов,
усвоение материала без пробелов,
рост интереса к обучению,
доступность для детей с особыми образовательными потребностями,
статистика в реальном времени.
Платформа «UCHI.RU»постоянно развивается и дарит учителю новые возможности для развития мотивации учеников.
Различные межпредметные олимпиады: «Дино», «Безопасные дороги», «BRICSMATH.COM 2020», «Олимпийские игры» представлены в онлайн-формате, задания которых отличаются от типовых задач общеобразовательной программы по предметам.Участие в различных олимпиадах помогает школьнику тренировать внимание, логику и пространственное воображение. Образовательные марафоны пробуждают дух соперничества между классами школы.
Ресурс «Российская электронная школа» предоставляет полный курс по всем школьным предметам, которые изучаем в дистанционном режиме (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир). Ученики могут не только посмотреть объяснение нового материала, но и выполнить тренировочные задания. Очень важно то, что на платформе РЭШ можно работать без регистрации.
Подводя итог, хочется отметить, что о дистанционное обучения становится перспективным. В результате включения школьников в образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для обучения развития практических навыков в течение всей жизни.
Применение форм дистанционного обучения привело к росту участия детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах разного уровня, высоким результатам проверочных, контрольных, диагностических работ и ВПР в 2019-2020 учебном году.
Продолжая использовать элементы дистанционного образования в 2020-2021 учебном году, я заметила положительную динамику в сформированности конкретных умений, необходимых для успешного освоения учебнойпрограммы и достижению образовательных результатов в соответствии ФГОС НОО у первоклассников.