Программа методического семинара по теме:
«Формирование смыслового чтения в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Педагогическая проблема. Актуальность проблемы и практическая значимость ее решения.
В связи с введением нового стандарта стали актуальными вопросы, касающиеся достижения такого метапредметного результата, как смысловое чтение.
Формирование речевой культуры обучающихся на основе осмысленного чтения является актуальной проблемой в современном образовательном пространстве, т.к. навык осмысленного чтения необходим в изучении всех предметов образовательного цикла и является фундаментом образовательных результатов, обозначенных ФГОС НОО.
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это смысловое чтение, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые факторы. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.
Теоретические основы опыта решения педагогической проблемы
Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики К.Д. Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя.
К.Д. Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная К.Д. Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».
В 60-70-е годы были внесены изменения в содержание классного чтения и методы обучения. Была усовершенствована методика анализа художественного произведения: меньше воспроизводящих упражнений, больше - творческих, развивающих умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями, учащимся большей самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения, разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были определены умения, формируемые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в 1-3 классах.
В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению, предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения В.Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения.
В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н, Н. Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения.
Е.В.Бунеева и О.В.Чиндилова творчески переработали её подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности или технологию продуктивного чтения.
Инновации в организации образовательного процесса, содержании образования, взаимодействии учителя и учащегося.
Н. Н. Сметанникова, Председатель Русской Ассоциации Чтения выделяет следующие факторы «внимания» к чтению:
Мы на самом деле сейчас больше пишем, чем говорим, особенно молодое поколение – на первое место выходит канал письменной коммуникации;
Мы все больше погружаемся в мир гаджетов, компьютеризация почти всех сфер жизни вынуждает переходить на эл. носители текста;
Действительно, эл. носитель текста в чтении меняет очень многое и абсолютно понятно, что от качества чтения зависит качество образования.
Мы все знаем, что плохо читающие дети – это, априори, дети, испытывающие трудности в обучении.
Мало того, социологи говорят о том, что сейчас произошла смена моделей чтения: современное молодое поколение читает, но не то и не так. А если сменилась модель чтения, то соответственно должны меняться и методики обучения чтению и методики приобщения к чтению. И абсолютно понятно, что со временем, чтение расширяет свои функции, свои роли в жизнедеятельности человека.
Новой является технология продуктивного чтения, которая резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап технологии - работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Второй этап - работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
1) Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2) Знакомство с писателем.
3) Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Методы и приёмы работы по формированию смыслового чтения
1. активная работа со словом;
2. применение метода «ведение диалога с текстом»;
3. развитие читательского воображения.
Система специальных упражнений
Активная работа со словом:
- работа с незнакомыми словами;
- работа со словами-ключиками;
- работа со словами образами.
Работа с незнакомыми словами.
Существующая в школе практика разбора слов, которые, с точки зрения взрослого, могут быть непонятны детям, недостаточно эффективна, так как ребенку бывают непонятны очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.
На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.
Работа с ключевыми словами.
Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.
Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится.
Словарная работа помогает читателю «сблизиться» с текстом.
Н.Н. Сметанникова приводит перечень стратегий работы с текстами разного вида:
стратегии работы с информационным текстом;
стратегии работы с текстами убеждающе-рассуждающего типа;
стратегии фреймов текстов;
стратегия «Мониторинг чтения».
Одним из эффективных видов работы является диалог с текстом как средство развития смыслового чтения и работа с информацией
Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции.
Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций:
1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;
2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;
3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).
Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.
Современные методисты считают метод «диалога с текстом» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.
Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.
.
Технология реализации решения педагогической проблемы.
Работу со словами нужно проводить при чтении любого текста. А познакомить их, например, со «словами-ключиками» можно так.
Учитель: Помните ли вы, чем закончилась сказка о приключениях Буратино? Правильно, с помощью золотого ключика была открыта секретная дверь. Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают секреты текста. Это «слова-ключики».
- Почему они так называются? (Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету).
Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут «слова-ключики».
Сказала тетя: - Фи, футбол!
Сказала мама: - Фу, футбол!
Сестра сказала: - Ну, футбол…
А я ответил: - Во, футбол!
(Г.Сапгир)
«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение - фи, пренебрежение - фу, разочарование - ну, а у мальчика - восторг - во.
Работа со словами-образами.
Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным.
Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…»
Есть переходный тип сравнения, который выражается творительным падежом имени существительного. «Пеной рос заря туманится».
Скрытые сравнения называются метафорами. «Холодное серебро росы»
Можно рассмотреть некоторые приемы работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапредметных умений.
Посмотрим, как разворачивается «диалог с текстом», используя для этого в качестве учебного материала рассказ А. П. Гайдара «Совесть».
Этап работы - первичное знакомство с текстом. Это очень ответственный момент на уроке, т. к. именно при первом знакомстве с текстом в процессе постепенного погружения в него возникает масса вопросов, на которые хочется найти ответ в самом произведении. Чтобы «разговор с текстом» состоялся, нужна определенная логическая модель его осмысления. В качестве таковой может стать следующая цепочка работы с художественным текстом по эпизодам: чтение - вопрос(ы) - предположение - чтение следующего эпизода.
На примере текста рассказа А. П. Гайдара «Совесть» покажем, как это реально может происходить на диалоговом уроке.
Эпизод. «Нина Карнаухова не приготовила урока… и решила не идти в школу».
После чтения этого эпизода сразу возникает вопрос: почему? Почему не приготовила урока? Почему решила не идти в школу? Дальше следует цепочка предположений: не приготовила урока, потому что болела голова (горло, зуб и т. п.), поленилась, не справилась с заданием, слишком поздно села за уроки и т. п. Решила не идти в школу, потому что было стыдно перед учителем и одноклассниками; не хотелось получать двойку; боялась, что будут ругать, накажут и т. п.
На данном этапе пока нет анализа текста в полном смысле слова. Ведь это первое чтение, но оно осуществляется на диалоговом уроке путем постепенного «погружения» в текст, в процессе «разговора с текстом».
Задача учителя в начале обучения диалогу с текстом - останавливать чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и организовывать вероятное прогнозирование, а по ходу чтения - проверку прогнозов детей.
Эффективным приёмом мы считаем чтение в кружок».
1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».
2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Работа с текстом ведётся на всех уроках .
Русский язык. Приём «Вставить пропущенные (недостающие слова)»
1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.
2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.
3.Имена существительные бывают _________________рода, ________________ рода и ______________________ рода.
4. Имена существительные бывают _________________ и пишутся с ______________ буквы и бывают ___________ и пишутся со ________ буквы.
5. Имена существительные изменяются по ____________ по __________.
Окружающий мир.
3 класс. Курс «Окружающий мир». Тема: «Птицы леса».
1) Просмотрите текст и определите его тему.
Иволга – редкая птица. Она прилетает в наши берёзовые леса позднее всех.
Свои гнёзда вьёт, сплетая их, как гамачки, в развилках сучьев, уже оперившихся
зеленью берёз.
Всё в берёзовом лесу подчинено голосу этой золотой с чёрными подкрылками птицы. Вся музыка леса прислушивается к её голосу.
А как красиво в полёте золотое веретено её стремительного тела, на фоне ослепительно светлой утренней сини.
2) Прочитайте текст ещё раз, определяя главную мысль каждого абзаца и выделяя ключевые слова.
3)Заполните схему.
Условные обозначения: в прямоугольнике: абзац, главная мысль; в овалах - ключевые слова .
Результативность опыта:
Исходя из опыта практической работы по применению технологии смыслового чтения мы пришли к выводам, что это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Оно выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека и играет важную роль в социализации обучающихся, потому что чтение - это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.
Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.