Методический семинар как форма повышения мастерства педагогов ОДО.
ПЛАН
Введение
Своеобразие, задачи и функции методической работы в ОДО, критерии эффективности.
Формы методической работы с педагогами.
Семинар как форма повышения мастерства педагогов.
Заключение.
Литература.
Приложение.
Введение.
В настоящее время к дошкольному образованию предъявляются все более высокие социально-педагогические требования. Это связано с изменениями в социальной среде, коренной переориентацией во всех областях материальной и духовной жизни общества. Объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста обуславливают необходимость повышения роли и значения методической работы с педагогическими кадрами в области дошкольного образования. Методическая работа в настоящее время приобретает большое значение, так как ее «вклады» в личность и мастерство педагога обеспечивают завтрашний день ОДО, его прогрессивное развитие и, как следствие, совершенствование дошкольного образования.
Нововведения в педагогической системе улучшают течение и результаты учебно-воспитательного процесса, направлены на поиск и освоение новых прогрессивных, научно-обоснованных форм, методов, приемов организации методической работы, обучения и воспитания дошкольников. Такая методическая служба оказывает влияние на весь образовательный процесс, способствует успешному осуществлению всестороннего развития детей в дошкольном учреждении. Научно обоснованная, рациональная система методической работы в ОДО способствует повышению профессионального мастерства педагогов, побуждает их реализовывать задачи воспитания детей творчески, опираясь на фундаментальность знаний, педагогическую рефлексию, технологию и профессиональную готовность.
Своеобразие, задачи и функции методической работы в ОДО, критерии эффективности.
Объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста обуславливают необходимость повышения роли и значения методической работы с педагогическими кадрами в области дошкольного образования. П.Н.Лосев отмечает, что методическая работа в настоящее время приобретает большое значение, так как ее «вклады» в личность и мастерство педагога обеспечивают завтрашний день ДОУ, его прогрессивное развитие и, как следствие, совершенствование дошкольного образования.
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.
По определению К.Ю.Белой, под методической работой в современном дошкольном образовательном учреждении понимают целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
К.Ю.Белая, А.И.Васильева, Л.А.Батурина определяют основные принципы, на которых строится методическая работа в ОДО. К ним относятся целенаправленность, комплексность и дифференцированный подход. Методическая работа должна быть целенаправленной, то есть ее содержание и формы определяются целью и задачами. Принцип комплексности предполагает согласованную реализацию всех задач методической работы. Принцип дифференцированного подхода применяется, во-первых, в работе с педагогами и родителями, а во-вторых, при конкретизации цели и задач методической работы в зависимости от вида и режима жизнедеятельности ОДО и действующих образовательных программ. Кроме того, методическая работа в дошкольном учреждении строится на общедидактических принципах научности, систематичности и последовательности, учета индивидуальных особенностей каждого педагога и коллектива в целом.
Е.Ю.Аншукова выделяет следующие задачи и определяемые ими функции методической работы:
Диагностико-аналитическая – связана с познанием и самосознанием личности, ее результатов, социально-психологического климата в педагогическом коллективе с целью его оптимизации и реализации творческого потенциала, индивидуального стиля деятельности педагогов и др.
Проективно-конструктивная – проявляется в планировании работы дошкольного учреждения, проектировании развития педагогического коллектива, его сотрудничества с родителями, определении близких, средних, дальних его перспектив, путей преодоления трудностей, роста профессионального мастерства педагогов, самосовершенствовании и др.
Изыскательно-инновационная – связана с отбором, поиском новых прогрессивных психолого-педагогических идей, эффективных методов и приемов дошкольного воспитания и внедрением их в практику.
Организационно-регулирующая – проявляется в организации деятельности педагогического коллектива, его сплочении, регулировании системы отношений в педагогическом коллективе и создании благоприятного психологического климата в нем; нахождении наилучшего практического применения способностей каждого члена педагогического коллектива; сотрудничестве и сотворчестве с родителями; в организации и саморегуляции своей профессиональной деятельности.
Стимулирующая – выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях ее совершенствования, формирования потребности в профессиональном самовоспитании.
Информационно-нормативная – проявляется в оперативном информировании педагогического коллектива о новых достижениях в области психологии и педагогики дошкольного воспитания, передовом опыте общественного и семейного воспитания; о документах, связанных с охраной прав ребенка, изменениях в функциональных обязанностях педагогов и т.п.
Основными задачами методической работы, по мнению П.Н.Лосева, являются управление образовательным процессом, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями. Управление образовательным процессом – наиболее значимая задача методической работы, заключается она в целенаправленном воздействии на него для обеспечения оптимального функционирования и развития.
Процесс организации методической работы как управленческой деятельности имеет циклический характер, то есть представляет совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития. По мнению разных авторов (В.Г.Афанасьев, Г.Х.Попов, Ю.А.Конаржевский), каждый цикл управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, в том числе и каждый цикл методической работы, можно разделить на несколько стадий или управленческих функций: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция. Последний этап является исходным пунктом нового цикла.
Педагогический анализ дает объективную оценку педагогическому процессу, выявляет причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. На этой основе вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в ОДО.
Анализ образовательного процесса выполняется по результатам контроля и во взаимосвязи с планированием: собранная в ходе контроля информация изучается с точки зрения планируемых компонентов образовательного процесса (целевого, содержательного, технологического). Регулирование производится на основе текущего контроля и анализа: сделанные выводы о состоянии анализируемого объекта служат основой для выработки рекомендаций по его совершенствованию и для осуществления регулирования. По определению Ю.А.Конаржевского, педагогический анализ – функция управления образовательным учреждением, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата воспитательно-образовательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.
Анализ полученных в ходе контроля данных позволяет более качественно организации образовательной деятельности. Выводы, сделанные в ходе итогового контроля и анализа, определяют планирование образовательного процесса на следующем этапе деятельности. Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива. Построение управления на основе системного анализа позволяет методисту видеть, оценивать и качественно изменять воспитательно-образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков.
Аналитическая деятельность как функция методической работы, ее действенность и эффективность зависят от качества всех остальных функций управления, от того насколько правильно осуществляется их взаимодействие, а весь процесс управления носит целостный системный характер, направленный на развитие личности каждого педагога и коллектива ОДО в целом.
Полученная путем анализа и диагностики информация используется не только для повышения качества педагогического процесса, но и для повышения квалификации воспитателей дошкольного учреждения. Педагогические контроль и анализ в системе управленческого цикла – функция, реализация которой дает возможность методисту детально изучить результаты деятельности педагогического коллектива, рассмотреть пути их формирования. Весь смысл аналитической деятельности методиста заключается в том, чтобы в ее результате последовала определенная управленческая реакция. В противном случае педагогический анализ теряет всякий смысл.
Планирование – ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой – один из главных факторов, обеспечивающих эффективность всей работы ОДО. План основывается на глубокой аналитической деятельности, направленной на определение места учреждения во внешнем мире. Планирование включает в себя выбор цели, определение средств для ее достижения, выбор стратегии, курса действий, разработку системы мероприятий, направленных на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить, отмечает О.А. Скоролупова. Разработать план – значит, определить задачи дошкольного учреждения, условия, необходимые для их решения, наметить основные направления деятельности, ответственных, сроки выполнения. Планирование образовательного процесса предполагает создание целостной системы, элементами которой выступают образовательная программа (стратегический план) и тактические планы организации образовательной работы в группах – перспективный и календарный. Исследования в области управления И.Н.Казаковой подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности.
Организация – это создание рациональной организационной структуры в ОДО, которая направлена на достижение учреждением целей своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Организация образовательного процесса связана с созданием условий для его реализации и организационных отношений между педагогическими работниками. Организационные отношения отражают процессы разделения и кооперации труда. Большего внимания на сегодняшний день требует выстраивание взаимодействия между воспитателями и специалистами в процессе решения образовательных задач.
Следующая управленческая функция методической работы – контроль. Контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ОДО. Особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется рядом положений. Во-первых, контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педсовета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов. Во-вторых, контроль позволяет оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им. В-третьих, отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении педагогического процесса. И, наконец, контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления ответственности педагогов за исполнение своих обязанностей.
По своему назначению контроль многофункционален: он позволяет проверить исполнение обязанностей, изучить положение дел в каждом подразделении, состояние учебно-воспитательного процесса в группе, предупредить возможные отклонения от поставленных задач. В процессе контроля решается задача обучения педагогических кадров. Контроль связан с воспитательным аспектом управления: воспитание культуры педагогического труда, выработка единства педагогических воздействий, формирование коллектива единомышленников, совершенствование педагогического мастерства. В современных условиях только сочетание контроля с самоанализом, самоконтролем и самооценкой деятельности педагога дает положительный результат.
Регулирование и коррекция – воздействие на работу педагогического коллектива с целью внесения поправок, устранения недочетов, оптимизации педагогического процесса.
Таким образом, методическая работа в ОДО состоит из взаимосвязанных между собой блоков–функций, которые обладают определенными свойствами, присущими функциям управления. Одним из важнейших свойств является интегративность, или тесная взаимосвязь и взаимозависимость всех стадий: свое предназначение каждая из перечисленных функций может выполнить лишь при условии взаимодействия с другими функциями.
Методическая работа в детском саду направлена на выполнение конкретных задач дошкольного учреждения, сформулированных в его Уставе, программе развития и годовом плане. Главное в методической работе, по мнению К.Ю. Белой, – оказание конкретной помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками. Поэтому о результативности ее судят не по количеству мероприятий, а по показателям самого педагогического процесса в детском саду. Критериями оценки методической работы могут быть следующие показатели:
выполнение или превышение Государственных стандартов в обучении и воспитании дошкольников без перегрузки детей занятиями;
заметный рост мастерства педагогов;
улучшение психологического климата в коллективе, повышение творческого потенциала воспитателей, развитие передового педагогического опыта.
Таким образом, методическая работа в ОДО занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, имеет свои функции и задачи, отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Процесс организации методической работы как управленческой деятельности имеет циклический характер, то есть представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимоопределяющих стадий: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция.
Формы методической работы с педагогами.
В настоящее время при организации работы методической службы используются самые разные формы, которые можно условно разделить на две взаимосвязанные группы: индивидуальные формы (самообразование, индивидуальное консультирование, наставничество и др.) и групповые (педагогические советы, семинары, деловые игры, открытые просмотры и др.). Объединяя формы методической работы в единую систему, воспитатель-методист учитывает их особенности, свойства и сочетание между собой.
Педагогический совет является одной из традиционных форм методической работы в ОДО, которая позволяет обобщать, систематизировать и распространять передовой педагогический опыт по обучению и воспитанию детей, познакомить педагогов с актуальными проблемами и находками передовой педагогики. Кроме того педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального управления деятельности дошкольного учреждения, трибуной передового педагогического опыта. Он обсуждает и решает вопросы, связанные с направлениями деятельности ОДО.
Следующая традиционная форма работы – консультирование. Цель его – обогащение педагогов знаниями актуальных проблем психолого-педагогической науки, особенностей методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста и др. Для активизации мыслительной деятельности педагогов и повышения эффективности консультирования, используются различные активные методы: вопросы перед началом консультации, постановка проблемы, анализ конкретных ситуаций, метод эвристической беседы и другие. В настоящее время в методической работе используют новые виды консультаций, например, консультация – диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они излагают на доске свои аргументы по каждому тезису, а слушатели – выбирают ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям. Следующий вид – это консультация–парадокс (или консультация с запланированными ошибками). Цель ее обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Методист называет количество ошибок (не более 10), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева – достоверный, справа – ошибочный, который затем анализируется. Описанные консультации не просто передают готовые знания, а заставляют каждого педагога активно участвовать, мыслить, делать выводы, то есть, осознано воспринимать информацию.
Еще одной формой методической работы являются открытые показы, где каждый педагог имеет возможность передать свой опыт и мастерство, а молодые педагоги – научиться новому. Открытыми могут быть как занятия, так и другие виды деятельности педагога и детей: наблюдения на прогулке, экскурсии, опыты и эксперименты, игры в совместном блоке, развлечения и др. Открытый показ как форма методической работы оказывает обучающее воздействие на педагогов, так как вначале они имеют возможность наблюдать за ходом работы, а затем обсуждать ее с точки зрения методики воспитания и обучения.
Творческие группы как форма методической работы имеют цель – создать условия для роста активности и инициативы воспитателей, побуждать и поощрять их творческий поиск. Творческая группа – это проявление нового подхода к осуществлению методической работы с включением элементов исследования. Логическим завершением и результатом работы творческой группы являются творческие отчеты лучших воспитателей, которые делятся своим опытом, говорят о проблемах, возникающих на практике.
Часто использует заместитель руководителя по образовательной деятельности и такие формы методической работы как методический час, педчас, теоретический или практический семинар. Эти формы работы могут решать широкий круг задач по повышению теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. К новым коллективным формам методической работы относятся ролевые игры, мозговые атаки, педагогические тренинги.
Описанные выше методические мероприятия относятся к групповым, когда задействованы три и более педагога. Индивидуальные формы работы также имеют место в методической службе. Так, наиболее важной для обучения молодых педагогов является наставничество. Такая форма работы позволяет более опытному педагогу передать свои знания молодому коллеге в процессе подготовки к учебному процессу, открытым мероприятиям, при создании предметно-развивающей среды, диагностики знаний детей и мн.др. Наставничество предполагает участие начинающих педагогов в различных методических мероприятиях под руководством более опытных коллег, что также способствует повышению теоретического уровня и профессиональной компетентности. Среди индивидуальных форм наиболее востребованными педагогами являются консультирование и собеседование. Задачи решаются в основном те же, но эффективность выше. В систему индивидуальной методической работы входит организация целенаправленного самообразования, важнейшим направлением которого является переосмысление педагогами содержания и методов работы с дошкольниками в свете новых требований педагогической науки. Для эффективной работы по данному направлению методист создает необходимые условия: накапливает методическую, справочную, научную литературу, методические рекомендации и разработки.
Таким образом, в настоящее время в методической службе используются самые разнообразные формы работы: индивидуальные и групповые, традиционные и инновационные. Среди них Совет педагогов, консультация, семинар, педчас, открытый показ, творческие группы, наставничество и другие.
Семинар как форма повышения мастерства педагогов
Одной из актуальных проблем методической работы на современном этапе является определение и использование новых более эффективных форм работы, способных оптимизировать педагогический процесс по воспитанию и обучению дошкольников, научить педагогов использовать инновационные формы и методы работы, повысить их теоретический уровень и педагогическое мастерство. Исследования показывают, что профессиональный рост педагога осуществляется лишь в том случае, когда он имеет возможность занимать позицию активного субъекта деятельности, в которой реализуются его творческие способности. Вместе с тем, дидактически целесообразной может быть такая технология обучения педагогов, которая отвечает следующим критериям: продуктивности (высокий результат усвоения материала достигается каждым педагогом) и экономичности (в единицу времени эффективно усваивается большой объем материала). Этим требованиям в большей степени отвечают семинарские занятия, как теоретические, так и практические. Семинары играют важную роль в повышении теоретического уровня воспитателей, они проводятся с целью углубленного изучения теоретических вопросов и методики воспитания. Органическая связь теории и практики на семинарских занятиях играет решающую роль в формировании у педагогов практических навыков, организации дидактических игр, опытов и экспериментов, проведения диагностики воспитанности и обученности дошкольников. Методические семинары способствуют развитию активности и творчества педагогов.
Традиционные семинарские занятия, как правило, имеют следующую структуру: вступительное слово руководителя семинара, введение в тему; подробный обстоятельный доклад, раскрывающий тему семинара; выступления участников семинара, обмен мнениями, дискуссия; в заключительной части подведение итогов, выводы и рекомендации. Если в ходе занятия рассматриваются только вопросы теории, то это теоретический семинар. Семинар-практикум имеет цель научить педагогов практическим навыкам. Примерный сценарий семинара – практикума по экологическому воспитанию дошкольников «Организация и проведение наблюдений в природе» представлен в Приложении.
Организация методических семинаров предполагает учет имеющихся у педагогов знаний и опыта. Семинары проблемного характера направлены на целостное формирование у участников научного педагогического сознания: понимание сущности педагогических явлений, психолого-педагогических проблем развития дошкольников, способность к целеполаганию и прогнозированию оптимальной совокупности условий и факторов, обеспечивающих их развитие в соответствии с социальными требованиями; раскрытие логики и противоречий в построении системы педагогических воздействий на детей; участие в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса. Рассмотрим некоторые из проблемных семинаров.
Семинар-дискуссия – это форма, устанавливающая научную истину на основе обсуждения какого-либо теоретического или практического вопроса. Цели такого семинара могут быть различными: закрепление и углубление теоретических знаний, обучение умению анализировать сложные педагогические явления, процессы с позиции науки (психологии, педагогики) и практики, выявление сущности и особенностей педагогического опыта, обучение умениям и навыкам организации педагогического процесса. Творческая направленность семинара-дискуссии определяет требования к данной форме работы:
Наличие предмета обсуждения, который имеет особое значение для теории и практики.
Предмет дискуссии должен содержать проблемные, спорные, не совсем определенные или слабо изученные вопросы.
Обсуждение осуществляется с научной и практической точек зрения.
Дискуссия строится на утверждении и отрицании, доказательстве и опровержении, заканчивается формулировкой правильных научных положений (идей) и педагогически целесообразных путей их реализации на практике.
Такие семинары требует длительной и тщательной подготовки, как методиста, так и всех педагогов – участников семинара. Кроме овладения определенным объемом знаний, такая форма методической работы способствует развитию речи педагогов, формированию у них умения вести дискуссию, формулировать и отстаивать свою точку зрения, опровергать мнения оппонентов.
Еще один вид семинарского занятия – это семинар- педагогический анализ. Он направлен на развитие педагогического мышления воспитателя, его способностей к анализу и синтезу. С методической стороны это означает осмысление достижений науки и результатов педагогической деятельности. Данная форма семинара предполагает анализ педагогической ситуации, явления, процесса. На занятии рассматриваются результаты обучения, уровень развития детей и усвоения ими знаний, умений, навыков, осуществляется разработка системы наиболее целесообразных педагогических воздействий.
Проведение семинаров на основе открытых занятий является еще одним способом организации методического мероприятия, способного повысить качество образовательного процесса, педагогическую компетентность и мастерство воспитателей.
Для повышения эффективности работы семинарских занятий используются активные приемы и методы обучения педагогов. Одним из таких приемов является решение педагогических кроссвордов и перфокарт. Такая форма работы помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме (например, задачи развития речи на разных возрастных этапах, методы и приемы обучения на занятиях, способы организации вне учебной деятельности и др.), а значит, влияет на качество работы с детьми. Анализ детских высказываний, описательных рассказов, словесного творчества способствует повышению эффективности работы по развитию связной речи дошкольников. Воспитатели знакомятся с записанным материалом, анализируют его, дают оценку умениям, навыкам, уровню развития речи, на этой основе формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми. Аналогично строится работа на семинарах по другим направлениям обучения дошкольников.
Активизация творческой деятельности педагогов на семинарских занятиях возможна через интерактивные методы и формы работы с педагогами. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. Для этого на занятиях профессиональных объединений применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников. Наиболее ярким примером интерактивного обучения являются деловые игры, которые тоже могут быть включены в ход семинарского занятия. Деловые игры бывают следующих видов:
имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом;
управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций;
исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям речевого развития детей;
организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме;
игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;
игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта. Примером проективных игр может быть тема: «Как провести занятие по формированию ориентировки дошкольников во времени?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое).
Еще один интерактивный метод, который может стать частью семинара, это игровое моделирование, которое включает различные формы творческого поиска: «мозговой штурм», дискуссии, методы синектики, дидактические спектакли, педагогические этюды.
Основная цель игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.
Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.
Деловые игры позволяют реализовать, развить потенциальные возможности каждого педагога, максимально активизировать процесс усвоения методических идей и приемов. Наиболее существенным моментом данного приема является его своеобразие как игровой деятельности, где максимально проявляется самостоятельность, инициатива, активность и творчество.
Таким образом, методический семинар – одна из наиболее эффективных форм повышения педагогического мастерства воспитателей ОДО. Используя разные виды семинарских занятий (теоретических, практических, проблемного характера, с интерактивными методами работы и проч.), возможно решать широкий круг задач обучения педагогов: повышать теоретический уровень, углубленно изучать методику обучения и воспитания дошкольников, формировать практические навыки ведения учебного процесса, наблюдений, организации дидактических игр, опытов и экспериментов, проведения диагностики воспитанности и обученности дошкольников. Методические семинары способствуют развитию педагогического мышления, способности воспитателей к анализу и синтезу, активности и творчества педагогов.
Заключение.
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующее заключение теоретического характера:
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и на анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.
Методическая работа в ОДО занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, имеет свои функции и задачи, отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми и имеет циклический характер, то есть представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимоопределяющих стадий.
В настоящее время в методической службе используются самые разнообразные формы работы: индивидуальные и групповые, традиционные и инновационные. Среди них Совет педагогов, консультация, семинар, педчас, открытый показ, творческие группы, наставничество и другие.
Одной из актуальных проблем методической работы на современном этапе является определение и использование новых более эффективных форм работы, способных оптимизировать педагогический процесс по развитию речи в дошкольном возрасте, научить педагогов использовать инновационные формы и методы работы, повысить их теоретический уровень. Такой формой работы являются разнообразные семинары теоретического и практического характера.
Методический семинар является эффективным средством повышения теоретического уровня и мастерства педагогов. Эта форма методической работы способствует развитию педагогического мышления, способности воспитателей к анализу и синтезу, активности и творчества педагогов.
Литература.
Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. №3 2004, стр 82
Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., АСТ, 1998, стр. 88.
Васильева А.И., Батурина Л.А. Старший воспитатель детского сада. М., Просвещение, 1990
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя в ДОУ с педагогами. М., Сфера, 2004
Голицына Н.С. Использование методов активного обучения в работе с кадрами. // Ребенок в детском саду, 2003, №2, стр 27.
Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. М., Скрипторий, 2004
Зинкевич Е., Зенченко С. Старший воспитатель: система работы по повышению квалификации педагогов. // Дошкольное воспитание, №5, 2003, 13.
Казакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления. - М.: ТЦ Сфера, 2005
Котко А.Н. Содержание и технологии проведения семинарских занятий с педагогами. / Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003
Ларионовна Г.Б и др. Самоанализ деятельности ДОУ при прохождении аттестации. М., Сфера, 2006
Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Скоролупова О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении. М. 2004
Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Пособие для руководителей ДОУ. М., Аркти, 2004
Приложение.
Семинар – практикум
на тему
«Организация и проведение наблюдений в природе».
Цель семинара. Продолжать работу по экологическому образованию педагогов, повышению их научно-методического уровня. Проанализировать наблюдение как метод экологического воспитания, познакомить педагогов с требованиями, предъявляемыми к наблюдениям, рассмотреть темы наблюдений в осенний период в старшей и подготовительной группах.
План работы семинара-практикума.
Вводное сообщение на тему «Сущность и содержание наблюдений».
Ознакомление педагогов с требованиями, предъявляемыми к проведению наблюдений.
Осенние наблюдения в старшей и подготовительной группах. (выступления воспитателей возрастных групп).
Вводное сообщение на тему «Сущность и содержание наблюдений».
Среди разнообразных методов экологического воспитания важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.
С одной стороны наблюдение является источником знаний, с другой стороны, оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.
Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшой опыт маленького ребенка не позволяет ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений – это результат непроизвольных наблюдений детей.
С другой стороны, наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.
Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов, определение содержания наблюдения, поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого); частей, из которых они состоят (определение особенностей строения растения или животного); различных проявлений живых существ (т.е.способов их функционирования, для животных – разных форм поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений установить устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, то есть обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.
Конкретно это означает: во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки – форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев – поглощение солнечного света. Цветок – это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.
Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяет в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.
По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, проявление приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животным.
Таким образом, содержание наблюдений – то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом.
Требования, предъявляемые к проведению наблюдений.
Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Во время наблюдения дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие возможно лишь при непосредственном контакте с объектом природы, что является оптимальным условием проведения наблюдения. Требование звучит так: любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку.
Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должно быть непродолжительным. Так как наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Такая деятельность трудна дошкольникам в силу недостаточно развитой произвольности всех психических процессов. Следовательно, продолжительность наблюдений – 3 – 10 минут. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления – в этом заключается успех и воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.
Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть, конец. Функции трех структурных компонентов различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта. Начало – сконцентрировать внимание детей. наилучшими являются словесные и действенные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю. Это может быть призыв вместе посмотреть что-то интересное, загадка, показ движения (как плавает рыбка). Вторая часть наблюдения является основной. Задача воспитателя – использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает внимательно посмотреть на объект и начинает задавать вопросы, после вопроса – пауза для размышления, раздумий. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Наблюдение нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, посторонним содержанием, отвлекать стихами, загадками, играми. Могут усилить наблюдение, помочь в усвоении его содержания правильно найденные и включенные в него действия и движения, которые выполняют сами дети. Двигательная активность снимает напряжение, но не выводит из содержательного пространства. Завершение наблюдения может быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении, тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать без специальных приемов. В конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, загадывает загадки – и все это по поводу наблюдения.
Четвертое требование относится к такой стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержания. Например, чтобы дети увидели, как ест рыба, нужно чтобы она была голодная. В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена в силу неопределенности и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму «задания для самостоятельного наблюдения».
Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений за живыми объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для воспитания детей. проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки к ним воспитателя. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержания наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать; время и места проведения наблюдения; количества детей, которые могут участвовать в нем одновременно; методических приемов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части, в конце наблюдения.
Осенние наблюдения в старшей и подготовительной группах.
Старшая группа, наблюдения в сентябре.
Наблюдения за солнцем (светит ярко, долго) спросить, как солнце грело летом и как греет теперь. Обратить внимание детей на ежедневный путь солнца (осмотр участка утром и вечером).
Наблюдения за погодой. Обратить внимание на дующие, прохладные ветры, приносящие дожди и пасмурную погоду. В сентябре бывают грозы, несущие холодные дожди (вспомнить признаки грозы) обратить внимание на утренние туманы и росы и объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха).
Наблюдения за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев у дуба, клена, березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурции), уточнить назначения семян.
Наблюдение за насекомыми. Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.
Наблюдение за птицами Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Понаблюдать за скворцами, которые собираются в стаи.
Наблюдения в октябре.
Наблюдения за солнцем. Отметить с детьми сокращение световой части суток на примере прихода и ухода детей из детского сада.
Наблюдения за осадками. Понаблюдать за изменениями осадков, сравнить с сентябрем (кроме дождей мокрый снег, иней по утрам).
Наблюдения за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по нему. Выяснить причину быстрого движения туч.
Наблюдения за почвой. Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав.
Наблюдения за птицами. Какие птицы остаются зимовать (воробьи, вороны – всеядные).
Длительные наблюдения за многолетними растениями (одуванчиком). Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышком место, где рос одуванчик – весной здесь вырастет новый.
Наблюдения за деревьями. Рассмотреть ель и сосну. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев.
Наблюдения в ноябре.
Продолжить наблюдения за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – сумерки года.
Наблюдения за небом и осадками. Поздняя осень – предзимье. Небо темное, серое. Чаще идут дожди со снегом., появляется изморозь.
Наблюдения за растениями. Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть, рассмотреть их.
Наблюдения за птицами. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке.
Подготовительная группа, наблюдения в сентябре.
Наблюдения за изменениями в природе. Предлагать детям самостоятельно находить признаки осени в окружающей природе.
Наблюдения за температурой (с помощью термометра) и осадками. Подвести к выводу, что в сентябре холоднее, чем летом, в среднем на 5 градусов. Затяжной и кратковременный дождь.
Наблюдения за ветром. Дети дают характеристику ветру: сильный, слабый, порывистый, ураганный. Наблюдения за флюгером.
Наблюдения за продолжительностью дня. Проводятся с одного и того же места, подводятся к выводу, что долгота дня связана с движением солнца.
Наблюдения за растениями. Вывод: созревание плодов и семян – признак осени.
Наблюдения за распространением семян и плодов. Определить с помощью чего разносятся семена.
Наблюдения за птицами и насекомыми (то же , что в старшей группе).
Наблюдения в октябре.
Наблюдения за деревьями. С каких деревьев листья опадают раньше, окраска листьев.
Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны. Рассмотреть травянистые растения, их приспособление к зиме: отмирают листья, стебли и корни, но сохраняются семена.
Рассмотреть семена. Почему у семян толстая кожура, что помогает семенам перезимовать (снег).
Установить связь между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы.
Зафиксировать уменьшение долготы дня. Сравнить наблюдения за несколько дней6 время выключения света утром и включения вечером.
Понаблюдать отлет уток и гусей.
Наблюдения в ноябре.
Наблюдения за осадками. Понаблюдать за изморозью и первым снегом. Отметить переход дождя в мокрый снег.
Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха.
Понаблюдать, какое из деревьев сбросило листву последним. Обратить внимание на то, что молодые ветки не растут, при температуре ниже 0 градусов все деревья остались без листвы.
Установить кормушки. Наблюдать за прилетом птиц.
Предполагаемые итоги семинара.
Рассмотрено наблюдение как метод чувственного познания природы, правильная организация которого обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.
Рассмотрены требования, предъявляемые к организации и проведению наблюдений.
Педагоги старших возрастных групп знакомят участников семинара с темами и особенностями наблюдений, которые они проводят в осенний период.
Содержание семинарского занятия отвечает всем требованиям: научности, последовательности, актуальности, имеет практическое значение в работе по экологическому воспитанию дошкольников.