СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Особенности конструирования современного урока"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Особенности конструирования современного урока"»

Работаем в группах

Работаем в группах

Мотивация, самоопределение к учебной деятельности. Целеполагание. Актуализация знаний, планирование Открытие или усвоение новых знаний и осуществление пробного учебного действия Применение знаний и умений в новой ситуации Подведение итогов, оценивание, рефлексия Получение информации о домашнем задании

Мотивация, самоопределение к учебной деятельности. Целеполагание.

Актуализация знаний, планирование

Открытие или усвоение новых знаний

и осуществление пробного учебного действия

Применение знаний и умений в новой ситуации

Подведение итогов, оценивание, рефлексия

Получение информации о домашнем задании

Этапы урока Характерные черты Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Целеполагание. Цель этапа   Этап актуализации, планирования Условия достижения положительных результатов Открытие или усвоение новых знаний и осуществление пробного учебного действия Показатели выполнения цели этапа Применение знаний и умений в новой ситуации Требования к реализации цели этапа Подведение итогов, оценивание, рефлексия   Этап получения информации о домашнем задании Способы активизации на уроке

Этапы урока

Характерные черты

Этап мотивации (самоопределения)

к учебной деятельности. Целеполагание.

Цель этапа

 

Этап актуализации, планирования

Условия достижения положительных результатов

Открытие или усвоение новых знаний и осуществление пробного учебного действия

Показатели выполнения цели этапа

Применение знаний и умений в новой ситуации

Требования к реализации цели этапа

Подведение итогов, оценивание, рефлексия

 

Этап получения информации

о домашнем задании

Способы активизации на уроке

Этап мотивации (самоопределения)

к учебной деятельности. Целеполагание.

Цель этапа

Основной целью этапа является выработка

на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Показатели выполнения цели этапа

- доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

- кратковременность этапа;

- полная готовность класса к уроку;

- быстрое включение уч-ся в деловой ритм;

- формулирование целевых установок урока и плана работы.

Условия достижения положительных результатов

Для реализации этой цели необходимо:

– создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Требования к реализации цели этапа

- собранность учителя;

- последовательность в предъявлении требований;

- использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока

Способы активизации

на уроке

Фантастическая добавка

Элемент театрализации.

Начало урока с пословицы, поговорки.

Начало урока с высказывания выдающихся людей.

Эпиграф к уроку.

Проблемная ситуация предыдущего урока.

Интеллектуальная разминка

Этап актуализации, планирования

Цель этапа

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Показатели выполнения цели этапа

Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний

и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут);

оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся

Условия достижения положительных результатов

необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания; отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания; количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап:

Требования к реализации цели этапа

Постановка требований перед уч-ся не только знаний, фактов и отдельных понятий,

но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты – понятия – законы – теория – следствия - приложения)

Способы активизации

на уроке

Игра в случайность

Лови ошибку.

Идеальный опрос.

Своя опора – шпаргалка

Корзина идей, понятий, имен

Я беру тебя с собой.

Открытие или усвоение новых знаний

и осуществление пробного учебного действия

Цель этапа

Основной целью этапа является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Показатели выполнения цели этапа

Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий

Условия достижения положительных результатов

Необходимо:

Проанализировать шаг за шагом с опорой на знаковую запись, проговорить вслух, что и как делали;

Зафиксировать операцию, шаг, на котором возникло затруднение;

Соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировать, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи).

Требования к реализации цели этапа

«сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

- создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.

Способы активизации

на уроке

Удивляй!

Пресс – конференция.

Ключевые термины.

Мультимедийная презентация

Отсроченная отгадка.

Хорошо-плохо.

Вопрос к тексту.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель этапа

Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия

Показатели выполнения цели этапа

умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания)

- умение учащихся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;

- умение воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;

- прочность знаний уч-ся

Условия достижения положительных результатов

необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Требования к реализации цели этапа

- использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);

- использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий учащихся;

- использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности;

Способы активизации

на уроке

Своя опора.

Да-нетка.

Тесты.

Дидактические карточки.

Создай паспорт.

Дерево предсказаний

Озвучивание немого кино

Решение ситуационных задач

Подведение итогов, оценивание, рефлексия

Цель этапа

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Показатели выполнения цели этапа

открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;

- прогнозирование способов саморегуляции

и сотрудничества

Условия достижения положительных результатов

1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Требования к реализации цели этапа

стимулирование уч-ся к осмыслению своих действий на уроке

- реализация рефлексивного алгоритма:

  • «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой),
  • «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении),
  • «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли преодолеть свои учебные проблемы)

Способы активизации

на уроке

Ассоциативный ряд

2.Незаконченные предложения

3.«Торт решений»

4.«Разговор на бумаге»

5.«Солнышко»

6.«Координаты»

7.«Лист обратной связи»

8.«Заключительная дискуссия»

9.«Выбери дистанцию»

10.Интерпретация изображений на открытках

11.«Свет молнии»

12. и.т.д.

По содержанию: символическая, устная, письменная По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная По цели: эмоциональная, рефлексия деятельности, рефлексия содержания материала

По содержанию: символическая, устная, письменная

По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная

По цели: эмоциональная,

рефлексия деятельности,

рефлексия содержания материала

Этап получения информации

о домашнем задании

Цель этапа

Основной целью этапа является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки учащихся к самообразованию.

Показатели выполнения цели этапа

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся;

наличие индивидуальных заданий;

наличие возможностей выбора д/заданий

 

Условия достижения положительных результатов

Для этого нужно:

1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

2) организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

Требования к реализации цели этапа

  обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;

-создание условий для выбора учащимися д/заданий;

-подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з

Способы активизации

на уроке

 

1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.

2.Три уровня д/з

3.Задание массивом

4.Особое задание

5.«Необычная обычность»

6.Идеальное задание