Орловская область Ливенский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сахзаводская средняя общеобразовательная школа»
Методический семинар на тему:
«Кейс-технология, как условие продуктивного обучения
химии в условиях реализации ФГОС»
Докладчик :
Енина Марина Алексеевна
учитель химии
первой категории
МБОУ «Сахзаводская СОШ»
2020г.
Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
Пояснительная записка
Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Самое главное – эмоциональный настрой урока. Стратегия учителя: «Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей»
Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС ООО, на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках стремлюсь:
создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д.
использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика.
Правила на каждый день, которые помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
- Исключить из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»; ни каких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все. На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её другим.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Жизнь за стенами школы показывает, что успешность человека определяется не только и не столько объемом знаний, сколько умением перерабатывать эти знания в прикладной продукт, применять их на практике, умением мобильно решать задачи, поставленные жизнью.
В современной литературе все более утверждается деятельностный компетентностный подход, его основная цель - сделать обучающегося активным участником учебного процесса.
Для достижения этой цели используются разные технологии (методы). Одна из новейших технологий это кейс-технология или кейс-метод.
Кейс-метод - это метод конкретных ситуаций.
Свои истоки он берет из Гарвардского университета, где его начали использовать в 1920 году в высшей школе менеджмента. Сейчас Гарвард" выпускает" до 800 кейсов в год. Название метод получил от английского слова "case" - случай, ситуация или (и) от понятия "кейс" - чемоданчик для хранения бумаг, документов и т.д.
Это метод проблемных ситуаций. В России кейс-метод появился в конце 20 века, а с 2000 года начал активно использоваться при приеме на работу в рекрутинговых агентствах, во многих компаниях и фирмах, а также в высшей школе.
С переходом на ФГОС 2-ого поколения актуальность кейс-метода очевидна, она заключается во внедрении новейших технологий, используемых в высшей школе и при приеме на работу.
Цели, которые достигаются при использовании кейс-метода:
развитие аналитического, творческого мышления
формируется практика поиска и выработки альтернативных решений
формируется способность и готовность к оценке и принятию решения
развитие социальных компетенций: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя.
Структура кейса в школьной практике может быть описана тремя основными этапами:
1) создание кейс - проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни (важно: проблема не имеет однозначных решениях)
2) к ситуации должны быть заданы вопросы, т.е. Правильно поставленная учебная задача
3) информационный материал. Это может быть материал учебника, статьи, сайты, видео.
Типы кейсов | Содержание кейса | Цель создания кейса | Основная обучающая образовательная задача |
Практический | Жизненная ситуация | Познание, понимание жизни | Тренинг поведения |
Обучающий | Учебные (условные ситуации) | Понимание типичных характеристик ситуации | Анализ, осмысление |
Научно исследовательский | Исследовательские ситуации | Создание моделей ситуаций | Исследования, проектирование |
Решение кейса может быть индивидуальным, в парах, групповая деятельность.
Групповая деятельность предполагает распределение ролей:
1) Организатор (ведущий) - организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекает в него всех членов группы.
2) Аналитик - задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы. Анализирует правильность высказываний, вносит коррективы.
3) Летописец (протоколист) - фиксирует все, что относится к решению проблемы. Выступает перед аудиторией, чтобы представить позицию группы. Может передать права ведущему.
4) Лаборант-экспериментатор - проводит эксперимент (опыт), сообщая результаты всем участникам группы.
5) Поисковик - добывает информацию, например, из сети интернет или из других информационных источников.
6) Наблюдатель - оценивает участие каждого члена группы в решении проблемы на основе заданных учителем критериев.
Оценивание может происходить на каждом этапе работы или по итогам решения кейса - группа делает вывод: достигнуто ли решение проблемы, достигнут ли практический результат.
Формирование УУД ( универсальных учебных действий) в кейс - методе.
Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, познавательной деятельности
способность ставить цели и строить жизненные планы
формирование ответственного отношения к учению
Метапредметные:
1) самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности
2) организация учебного сотрудничества с педагогами и одноклассниками
3) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные
4) владение основами самоконтроля, самооценки при принятии
Предметные:
1) формирование представлений о химии как о методе познания действительности, позволяющим описывать и изучать реальные процессы и явления
2) развитие умений работать с учебным химических текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением химической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства химических экспериментов
3) овладение простейшими способами представления и анализа результатов эксперимента, формирование понятий, аналитический эффект, качественный анализ и использование их в дальнейшем в реальном мире
4) развитие умений применять изученные химические понятия, результаты , методы для решения задач практического характера и задач межпредметных дисциплин.
Часть 4. Как должен выстраивать свою профессиональную деятельность преподаватель, практикующий кейс-метод?
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации. (Применение кейс-технологии на уроках химии. (см. презентацию))
Заключение
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.
В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.
В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития.
Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения. Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом. Учитывая вышеизложенное, современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Существуют три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому в преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать и увлечь учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.