СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар по теме: «Кейс-технология, как условие продуктивного обучения химии в условиях реализации ФГОС»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар по теме: «Кейс-технология, как условие продуктивного обучения химии в условиях реализации ФГОС»»

Орловская область Ливенский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сахзаводская средняя общеобразовательная школа»







Методический семинар на тему:

«Кейс-технология, как условие продуктивного обучения

химии в условиях реализации ФГОС»









Докладчик :

Енина Марина Алексеевна

учитель химии

первой категории

МБОУ «Сахзаводская СОШ»









2020г.


Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, 

Дай мне попробовать, и я научусь».

Пояснительная записка

Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Самое главное – эмоциональный настрой урока. Стратегия учителя: «Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей»

Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС ООО, на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках стремлюсь:

  • создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д.

  • использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

  • поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика.

Правила на каждый день, которые помогут учителю:

- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

- Исключить из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»; ни каких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все. На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её другим.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Жизнь за стенами школы показывает, что успешность человека определяется не только и не столько объемом знаний, сколько умением перерабатывать эти знания в прикладной продукт, применять их на практике, умением мобильно решать задачи, поставленные жизнью.

В современной литературе все более утверждается деятельностный компетентностный подход, его основная цель - сделать обучающегося активным участником учебного процесса. 
Для достижения этой цели используются разные технологии (методы).  Одна из новейших технологий это кейс-технология или кейс-метод. 

Кейс-метод - это метод конкретных ситуаций.

Свои истоки он берет из Гарвардского университета, где его начали использовать в 1920 году в высшей школе менеджмента. Сейчас Гарвард" выпускает" до 800 кейсов в год.  Название метод получил от английского слова "case" - случай, ситуация или (и) от понятия "кейс" - чемоданчик для хранения бумаг, документов и т.д. 
Это метод проблемных ситуаций. В России кейс-метод появился в конце 20 века, а с 2000 года начал активно использоваться при приеме на работу в рекрутинговых агентствах, во многих компаниях и фирмах, а также в высшей школе.       

        С переходом на ФГОС 2-ого поколения актуальность кейс-метода очевидна, она заключается во внедрении новейших технологий, используемых в высшей школе и при приеме на работу.

Цели, которые достигаются при использовании кейс-метода:

  1. развитие аналитического, творческого мышления

  2. формируется практика поиска и выработки альтернативных решений

  3. формируется способность и готовность к оценке и принятию решения 

  4. развитие социальных компетенций: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя. 

Структура кейса в школьной практике может быть описана тремя основными этапами:
1) создание кейс - проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни (важно: проблема не имеет однозначных решениях) 
2) к ситуации должны быть заданы вопросы, т.е. Правильно поставленная учебная задача 
3) информационный материал. Это может быть материал учебника, статьи, сайты, видео. 

Типы кейсов

Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обучающая образовательная задача

Практический

Жизненная ситуация

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий

Учебные (условные ситуации)

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысление

Научно исследовательский

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследования, проектирование 


Решение кейса может быть индивидуальным, в парах, групповая деятельность. 

Групповая деятельность предполагает распределение ролей:

1) Организатор (ведущий) - организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекает в него всех членов группы. 
2) Аналитик - задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы. Анализирует правильность высказываний, вносит коррективы. 
3) Летописец (протоколист) - фиксирует все, что относится к решению проблемы. Выступает перед аудиторией, чтобы представить позицию группы. Может передать права ведущему. 
4) Лаборант-экспериментатор - проводит эксперимент (опыт), сообщая результаты всем участникам группы. 
5) Поисковик - добывает информацию, например, из сети интернет или из других информационных источников. 
6) Наблюдатель - оценивает участие каждого члена группы в решении проблемы на основе заданных учителем критериев. 

Оценивание может происходить на каждом этапе работы или по итогам решения кейса - группа делает вывод: достигнуто ли решение проблемы, достигнут ли практический результат. 



Формирование УУД ( универсальных учебных действий) в кейс - методе.

Личностные:                                                                                            

  1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию, познавательной деятельности

  2. способность ставить цели и строить жизненные планы

  3. формирование ответственного отношения к учению 

Метапредметные:
1) самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности
2) организация учебного сотрудничества с педагогами и одноклассниками 
3) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные
4) владение основами самоконтроля, самооценки при принятии

Предметные: 

1) формирование представлений о химии как о методе познания действительности, позволяющим описывать и изучать реальные процессы и явления 
2) развитие умений работать с учебным химических текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением химической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства химических экспериментов 
3) овладение простейшими способами представления и анализа результатов эксперимента, формирование понятий, аналитический эффект, качественный анализ и использование их в дальнейшем в реальном мире 
4) развитие умений применять изученные химические понятия, результаты , методы для решения задач практического характера и задач межпредметных дисциплин.

Часть 4. Как должен выстраивать свою профессиональную деятельность преподаватель, практикующий кейс-метод?

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.  (Применение кейс-технологии на уроках химии. (см. презентацию))


Заключение

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.

В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития.

Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения. Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом. Учитывая вышеизложенное, современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Существуют три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому в преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать и увлечь учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.