Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
с. Еленовское
Красногвардейского района
Республики Адыгея
Развитие
познавательных процессов учащихся
на уроках английского языка

Учитель: Потрясова Татьяна Васильевна,
первая квалификационная категория
Февраль 2018 г.
В настоящее время в процессе обучения существуют определенные трудности, связанные с нарушениями развития психических процессов. Казалось бы, в нашем распоряжении есть все: методики, технологии, учебные пособия, наши знания и умения – а результата ощутимого нет. Возникает вопрос: почему?
Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни, как внимание. Частота синдрома дефицита внимания, по данным разных авторов, варьируется от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.
Выделяют 5 психических процессов: восприятие, внимание, память, мышление и память. Но внимание все-таки имеет приоритетное значение. Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности.
Для развития внимания на уроках английского языка я использую следующие упражнения, основанные на известных психологических играх.
1. Не собьюсь (Слайды 2-4)
Суть данной игры – называть определенные единицы в заданной последовательности. Например, в ряду чисел называть только четные числа, вместо нечетных произносить фразу «Не собьюсь!». Таким же образом можно работать с буквами (назвать только гласные буквы или только согласные), а также со словами (назвать только слова, в которых есть звук [b]) и т.д.
2. Муха (Слайды 5-7)
Учащимся предлагается работать в паре. Один учащийся задает направление: «Вверх!», «Вниз!», «Влево!», «Вправо!». Другой находит нужную клеточку (от центра) и называет буквы, звуки, слова и даже предложения.
3. Таблицы Шульте (Слайды 8-10)
Учащийся в течение 1 минуты должен назвать буквы, звуки, слоги или слова по порядковым номерам.
4. Корректурная проба (Слайды 11-12)
В течение 1 минуты найти и подчеркнуть (зачеркнуть, обвести кружком) названные звуки, буквы, слова и даже предложения.
Другой немаловажный процесс, очень тесно связанный с вниманием – память. Для развития памяти на уроках я использую следующие игры и упражнения.
Мой любимый предмет (Слайд 13)
Учащиеся по цепочке называют предметы по определенной теме следующим образом: первый ученик называет свой предмет, второй ученик называет первый предмет и добавляет свой, третий ученик называет два предыдущих предмета и добавляет свой и т.д. Количество предметов – то 6 до 10.
Собирательная система (Слайд 14)
Этот прием применяется при работе с текстами. Сначала повторяют первое предложение, затем второе, называют первое и второе предложения; повторяют третье предложение и соединяют его с первыми двумя и т.д.
Ассоциации (Слайд 15)
Учащиеся для лучшего запоминания связывают предмет с определенным образом. Чем необычнее ассоциация, тем легче запомнить слово.
10 слов (Слайд 16)
Учащимся предъявляется список слов (от 6 до 10) в течение определенного времени (от 30 секунд до 1 минуты). По истечении времени учащиеся называют все слова, которые запомнили. Для того, чтобы кратковременную память перевести в кратковременную, в конце урока учащиеся еще раз называют все слова, которые запомнили.
Каковы результаты использования данной системы упражнений на моих уроках?
Во-первых, она способствует формированию метапредметных компетенций: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Если быть конкретнее, то мы развиваем: умение определить тему и цель урока, рассматривать различные точки зрения и выбирать верную, оценить свои действия, оценить правильность выполнения поставленной задачи; формируем умение работать в коллективе и самостоятельно, совершенствуем познавательные процессы.
Во-вторых, повышается качество знаний обучающихся (36-48-55%) (Слайд 17).
В-третьих, повышается интерес к изучению английского языка. Мои учащиеся занимают призовые места в олимпиадах разного уровня: районного, республиканского и всероссийского (Слайды 18-19).
Своим опытом я стараюсь делиться с коллегами: принимаю участие в научно-практических конференциях и семинарах, как в районе, так и в республике (Слайд 20).
Кроме того, свои наработки опубликовала в печатных изданиях. Имею сайт на портале multiurok.ru (Слайд 21).
Очень приятно, когда твоим опытом пользуются коллеги. Но еще приятней видеть, что дело всей твоей жизни продолжают твои ученики. 4 моих учащихся связали свою жизнь с английским языком. Среди них один переводчик и три девушки – учителя английского языка. И я надеюсь, что они достойно продолжат мое дело.
Спасибо за внимание! (Слайд 22)