СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар «Создание насыщенной среды по формированию читательской грамотности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная причина нынешней эпидемии

неграмотности — то, что все умеют

читать и писать.

Питер де Врайз

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар «Создание насыщенной среды по формированию читательской грамотности».»

Методический семинар «Создание насыщенной среды по формированию читательской грамотности».

Главная причина нынешней эпидемии

неграмотности — то, что все умеют

читать и писать.

Питер де Врайз



(СЛАЙД 1)

Мной неслучайно был выбран именно этот эпиграф, ведь раньше доступ к образованию получали только люди «привилегированных» сословий. А сейчас образование стало общедоступным, поэтому в определённой степени можно предположить, что оно теряет свою ценность.

Я работаю над методической проблемой «Создание насыщенной среды по формированию читательской грамотности». «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать», - говорил Ян Коменский. (СЛАЙД 2) И меня, как учителя начальных классов всё больше волнуют такие вопросы: «Как вызвать интерес к чтению? Что нужно сделать, чтобы ребёнок ПОЛЮБИЛ книгу? Как сделать так, чтобы на моих уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес моих учеников не пропадал ни на минуту?»

Сегодня мне хотелось бы поговорить о том, что же такое читательская грамотность и как привлечь подрастающее поколение к «умному чтению». Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Мы всегда считали, что наши школьники не умеют читать и потому не могут ответить на вопрос, решить задачу. Оказалось, что если они и читают плохо, то, во всяком случае, не хуже, чем их сверстники из других стран. Но!

У школьников не сформированы различные типы чтения. Просмотреть задачу, а затем вычитать из нее то, что надо, наш ребёнок не может. Современные дети практически не решают задачи, которые требуют вернуться к условию несколько раз.

Каким же образом действовать? Традиционный взгляд гласит: «Дать прочные ЗНАНИЯ». Всё верно, но также нужно уметь и смещать акцент С ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ НА УМЕНИЯ ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!

Как мне кажется, для начала нужно успешно мотивировать ребёнка на работу. Какие приёмы смогут в этом помочь? Давайте посмотрим. Обратимся к слайду. А заодно проверим и вашу внимательность. (СЛАЙД 3) Уважаемые члены жюри, попробуйте найти … известные Вам фамилии. (ЖУКОВ, ФЕТ, ЧКАЛОВ, ПУШКИН, ГАГАРИН)

Замечательно! Такой приём я использую и на своих уроках, вне зависимости от тематики.

(СЛАЙД 4) Очень нам нравится и такой приём, как «спрятанный термин» . В предложениях можно искать, например, математические термины, как Вы можете видеть на слайде.

(СЛАЙД 5) Далее… Для того чтобы с самого начала урока создать интригу, я нередко использую эпиграфы. Только не «явные», а «скрытые», чтобы оставалась некая загадка, и ученикам хотелось её разгадать. Например, эпиграф к уроку математики на тему «Решение задач» может звучать так: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (Д. Пойа).

Интересной может быть и стратегия «Алфавит» (Слайд 6) В данном случае она представлена на примере изучения правил дорожного движения. Мы с ребятами успешно использовали её на уроке окружающего мира.

( Слайд 7) Как мы с вами успели убедиться, чтение присутствует в составе всех универсальных учебных действий. Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов.

Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на мой взгляд, методов, приёмов и стратегий, способствующих развитию смыслового чтения. (СЛАЙД 8) Я считаю, что начать нужно с предтекстовой деятельности, то есть работать с текстом непосредственно ДО чтения. Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены:

  • на постановку задач чтения;

  • на выбор вида чтения;

  • на актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста;

  • на создание мотивации к чтению.

Какие могут быть этапы восприятия текста (СЛАЙД 9)

  • Восприятие графического облика текста.

  • Понимание отдельных слов или выражений.

  • Включение «механизма предвидения».

  • Расшифровка «подсказок» автора (фонетических, словообразовательных, лексических, грамматических).

  • Целостное осмысление текста (темы, проблемы, идеи).

Также я советую использовать стратегию под названием «Мозговой штурм» (СЛАЙД 10)

  • Читаем фамилию автора.

  • Читаем заглавие произведения.

  • Рассматриваем иллюстрации.

  • Делаем предположения о героях, теме, сюжете произведения (текста).

  • Оформляем кластер.

На уроках литературного чтения мной часто используется приём «Рассечение вопроса» - смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заголовка. (СЛАЙД 11)

О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

«У чистого воздуха много врагов»

«Чем дебаты лучше ссоры»

«Паркур – особенный спорт»

«Самые изобретательные народы в мире»

На примере первого заголовка, не читая текст, можно сделать предположение, что речь пойдёт об охране окружающей среды, о бережном отношении к природе.

И, наконец, текстовая деятельность. (СЛАЙД 12) Стратегии текстовой деятельности:

  • «Чтение в кружок» (попеременное чтение). Текст читается по очереди по абзацам. Один ученик читает, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. При этом текст только в одном экземпляре.



  • «Чтение про себя с вопросами». Текст читается вдумчиво, читающий задаёт сам себе все более усложняющиеся вопросы, ведёт «диалог с автором».





  • «Чтение про себя с остановками».  Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего.



  • «Чтение про себя с пометками». По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «--» – не понял, «?»– требует обсуждения). После чтения текста обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста.

Итак, мы рассмотрели, как привлечь ребёнка к работе с текстом. Но ведь тексты, как известно, напечатаны в книгах. Соответственно, нужно ещё и заинтересовать школьника взять в руки эту самую книгу. Попытаться сделать так, чтобы ребёнок её полюбил. Искренне. Что может в этом помочь? Моё мнение такое: обязательно необходим творческий подход. На уроках ребята составляют диафильмы на основе уже прочитанного текста. (СЛАЙД 13)

  • Внимательно читаются части рассказа.

  • Части рассказа располагаются в нужном порядке.

  • Распределение между членами группы кто и какую часть текста будет иллюстрировать.

  • После рисования рисунки составляются в диафильм и к нему составляются комментарии.

Также в нашей школе устраиваются тематические Дни Чтения (СЛАЙД 14), на которых мы сначала знакомимся с биографией выбранного писателя, далее – работаем на станциях. Здесь можно и рисовать обложку для книги (станция «Иллюстратор»), и составлять диафильмы (станция «Киностудия»), и устраивать различные викторины по произведениям (станции «Викторина»), и читать наизусть отрывки из произведений (станция «Радиоперекличка»). Наконец, подведение итогов и, конечно, награждение.

Мне очень понравилась технология «Читательская конференция», где мы с ребятами составляли «Золотую полку» класса. (СЛАЙД 15)

Эта технология создает мотивацию к чтению; развивает читательские умения и коммуникацию; формирует положительный психологический климат в отношениях между детьми и взрослыми.

Формирование полки начинается с проведения в классе конференции, в ходе которой класс делится на группы. И от каждой из них выбирается книга.

  • Работа в группах: презентация одной книги каждым участником группы (по плану), выбор одной книги от группы.

  • Работа в группе над презентацией (рекламой) книги с использованием инсценировок, пантомимы, и т.д.

  • Презентация выбранной книги каждой группой.

  • Ответы на вопросы других групп по представленной книге.

  • Обсуждение в группах представленных книг.

  • Подготовка выступления от группы о выборе той или иной книги.

  • Составление списка книг «Золотая полка», рекомендованных для прочтения в классе с дальнейшим обсуждением.

Не стоит забывать и о различных конкурсах, участие в которых прививает интерес к чтению. Не так давно мы с ребятами приняли участие в конкурсе стенгазет. (СЛАЙД 16) С каким удовольствием мы готовили нашу газету! Дети сами придумывали небольшие тексты-рассказы о своей школьной жизни.(СЛАЙД 17) А потом я устроила им тематическую фотосессию. Как итог – мы призёры конкурса, а у ребят масса положительных эмоций и впечатлений.(СЛАЙД 18)

Ещё мы – участники ежегодного конкурса Чтецов. (СЛАЙД 19) Это уникальная возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать свой артистизм, познакомиться с новыми интересными произведениями, авторами. Кроме того, можно сочинять самим. Да так, чтобы услышали десятки человек!

Без компьютера теперь у меня обходится редкий урок, потому что это одновременно и телевизор, и плеер, и энциклопедия, и учебник, и средство контроля знаний. Но никакие новейшие технологии не заменят живое слово учителя. Радость общения и творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и ученик.

Я часто призываю своих учеников к выполнению «правила 20-ти минут в день». (СЛАЙД 20) Оно гласит: чтобы стать успешным в каком-либо деле, на него ежедневно нужно выделять как минимум 20 минут. Зачем же нужно читать 20 минут в день? Для того чтобы быть образованным, начитанным человеком, с богатым словарным запасом. Мы практикуем это правило на тематических классных часах.

А помочь мне завершить выступление я хочу попросить Вас, уважаемые коллеги. (СЛАЙД 21)

Большое спасибо, Вы очень благодарные слушатели!